Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Миасский педагогический колледж»
Л.А.Талипова
Практические работы
ИСТОРИЯ
« ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ»
Миасс
2016
Уважаемые студенты!
Перед вами методическое пособие предназначено для выполнения практических
работ по истории (учебник «История», П.С.Самыгин, ООО «Феникс»,2015).
Задания, включенные в пособие, соответствует программе по дисциплине
«История» для студентов 1 курса. Практические задания расположены в
соответствии с изучением тем по дисциплине.
Оценка работы.
-все задания выполнены правильно – «5»;
-выполнено 70% работы - «4»;
-выполнено 50% работы - «3»
-менее 50%; работы -«2»
Пособие предназначено для студентов педагогического колледжа по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Содержание Стр.
1.Пояснительная записка 4
2.Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий) 5
3.Требования к результатам освоения дисциплины 6
4.Практические работы:
№1. Образование Древнерусского государства 8
№2. Крещение Руси 9
№3.Общество Древней Руси 11
№4.Раздробленность Руси 12
№5.Владимиро – Суздальское княжество 14
№6. Древнерусская культура 17
№7. Нашествие иноземных захватчиков 18
№8. Образование единого Русского государства и его значение 20
5.Литература 21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческое образование в России продолжает формирование и развитие
ориентиров
самоидентификации
молодых
людей
в
современном
мире,
их
гражданской позиции, патриотизма и толерантности.
Данное пособие составлено на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения
учебной
дисциплины
«История»,
в
соответствии
с
Рекомендациями
по
организации
получения
среднего
общего
образования
в
пределах
освоения
образовательных
программ
среднего
профессионального
образования
на
базе
основного общего образования с учетом требований федеральной
политики в
сфере подготовки стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования
(
письмо
Департамента
государственной
политики
сфере
подготовки
рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Данный сборник практических работ по истории (раздел 4 «От Древней Руси к
Российскому
государству») представляет собой учебно-методическое пособие к
учебнику
«История»
(П.С.Самыгин
(ООО
«Феникс»,2015г.Москва)
для
обучающихся
в
образовательных
учреждениях
начального
и
среднего
профессионального образования.
Выполнение практических работ способствует овладению умениями и навыками
поиска,
систематизации
и
комплексного
анализа
исторической
информации,
составлению
схем
и
таблиц,
формированию
исторического
мышления
–
способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической
обусловленности, критически анализировать источники, устанавливать причинно-
следственные
связи,
делать
выводы,
представлять
результаты
изучения
исторического материала в виде таблиц и схем.
Задания позволяют определить уровень кругозора студентов.
Практические работы включают в себя различные типы заданий.
Задания репродуктивного характера
дают возможность
обучающимся
устанавливать
причины,
последствия,
значения
событий.
Дать
определение
понятиям. Критерием оценки является правильность и полнота ответа.
Заполнение таблиц позволяет определить уровень усвоения материала из
разных источников. Таблицы заполняются полностью. Критерием оценки является
правильность и полнота заполнения граф таблицы.
Схемы составляются на основе текста учебника или документа. Схемы могут
быть вертикальными и горизонтальными. Оценка составления схемы зависит от
полноты и правильности взаимосвязи между ее элементами.
Задания по работе с источниками, документами . Внимательно
прочитав
источник,
нужно
выполнить
сформулированное
задание.
В
данном
случае
оценивается правильность и полнота ответа.
Комплекс заданий позволит студентам полнее освоить материал учебника и
лучше ориентироваться в исторических событиях прошлого и современности.
Пособие предназначено для студентов педагогического колледжа по специальности
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образование Древнерусского
государства
1.Характеристика
территорий
расселения
восточных
славян
и
их
соседей,
природных
условий,
в
которых
они
жили,
их
занятий,
быта, верований.
2.Раскрытие
причин
и
указание
времени
образования Древнерусского государства.
3.Объяснение
и
применение
в
историческом
контексте
понятий:
«князь»,
«дружина»,
«государство».
4.Составление
хронологической
таблицы
о
деятельности первых русских князей.
Крещение Руси и его значение.
1.Актуализация
знаний
о
возникновении
христианства и основных его постулатах.
2.Рассказ о причинах крещения Руси, основных
с о б ы т и я х ,
с в я з а н н ы х
с
п р и н я т и е м
христианства на Руси.
3.Оценка значения принятия христианства на
Руси.
Общество Древней Руси.
1 . Х а р а к т е р и с т и к а
о б щ е с т в е н н о г о
и
политического строя Древней Руси, внутренней
и внешней политики русских князей.
2.Анализ содержания Русской Правды.
3.Указание причин княжеских усобиц.
3.Составление
характеристики
личности,
оценка, сравнение исторических деятелей
(
на
примере
князей
Ярослава
Мудрого,
Владимира Мономаха).
Раздробленность на Руси.
1.Называние причин раздробленности на Руси,
раскрытие последствий раздробленности.
2.Указание на исторической карте территорий
крупнейших самостоятельных центров руси.
3 . Х а р а к т е р и с т и к а
о с о б е н н о с т е й
географического
положения,
социально
–
политиче ского
развития,
д о с т и же н и й
экономики
и
культуры
Новгородской
и
Владимиро – Суздальской земли.
Древнерусская культура.
1.Рассказ о развитии культуры в Древней Руси.
2.Характеристика
памятников
литературы,
зодчества Древней руси.
3.Высказывания суждений о значении наследия
Древней Руси для современного общества.
Монгольское завоевание и его
последствия.
1.изложение
материала
о
причинах
и
последствиях монгольских завоеваний.
2.Приведение
примеров
героической
борьбы
русского народа против завоевателей.
3.Рассказ о Невской битвы и Ледовом побоище.
4.Составление
характеристики
Александра
Невского.
5.Оценка посдествий ордынского владычества
для
Руси,
характеристика
повинностей
населения.
Начало возвышения Москвы.
1.Раскрытие причин и следствий объединения
русских земель вокруг Москвы.
2.Аргументация
оценки
деятельности
Ивана
Калиты, Дмитрия Донского.
3.Раскрытие
роли
Русской
Православной
церкви в возрождении и объединении Руси.
4.Раскрытие значения Куликовской битвы для
дальнейшего развития России.
Образование единого Русского
государства.
1.Указание
на
исторической
карте
роста
территории Московской Руси.
2.Составление характеристики Ивана III.
3.Объяснение
значения
создания
единого
Русского государства.
4 . И з л о ж е н и е
в о п р о с а
о
в л и я н и и
централизованного
государства
на
развитие
хозяйства страны и положение людей.
5.Изучение отрывков из Судебника 1497 года и
использование содержащихся в них сведений в
рассказе
о
положении
крестьян
и
начале
их
закрепощения.
2.ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен уметь:
У 1- проводить поиск исторической информации в источниках разного
типа;
У 2- критически анализировать источник исторической информации
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели
его создания);
У
3-
анализировать
историческую
информацию,
представленную
в
разных
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
У
4-
различать
в
исторической
информации
факты
и
мнения,
исторические
описания и исторические объяснения;
У5- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических
процессов и явлений;
Студент должен знать:
З
1-
основные
факты,
процессы
и
явления,
характеризующие
целостность
и
системность отечественной и всемирной истории;
З 2- периодизацию всемирной и отечественной истории;
З
3-
современные
версии
и
трактовки
важнейших
проблем
отечественной
и
всемирной истории;
З 4- историческую обусловленность современных общественных
процессов;
З 5- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе
Развивать общие компетенции:
- организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы
выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество
-
осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
учебных
задач,
профессионального
и
личностного
развития.
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Практическая работа №1
Цель:
-расширение словарного запаса студентов;
-развитие навыков работы с контурной картой;
-навыки работы с документами.
Задание 1 .Соотнесите термины и определения.
1
Бортничество
А
повинность, состоявшая в обязанности крестьянина,
имевшего собственный надел, работать на господском
поле в течение определенного количества дней в
неделю
2
Бояре
Б
воины-дружинники из скандинавских народов, которых
в Европе именовали викингами, норманнами.
3
Барщина
В
одно из названий общины у восточных и южных славян
4
Варяги
Г
высший совет знати при великом князе (во времена
Киевской Руси и периода раздробленности)
5
Дружина
Д
первоначально добывание меда диких пчел из
естественных дупел, затем разведение пчел в
выдолбленных дуплах.
6
Вече
У
первоначально отряд воинов, который складывался
вокруг военного вождя на этапе перехода от родового
строя к государству.
7
Глаголица
Ж Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие
княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове –
верхушка городского населения, потомки древней
родоплеменной знати. В Московской Руси XV-XVII вв.
– обладатели высшего чина, члены Боярской думы.
8
Вервь
З
тип государственного устройства, сложившийся в
Новгороде и Пскове
9
Боярская
республика
К
одна из первых славянских азбук, по предположению,
созданная славянским просветителем Кириллом. В
отличие от кириллицы не получила широкого
распространения.
1
0
Боярская
дума
Л
народное собрание в древней и средневековой Руси для
обсуждения общих дел. Возникло из племенных
собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира.
11
Князь.
М организация, обладающая политической властью,
располагающая специальными механизмами
управления и принуждения, устанавливающая
правовой порядок на определённой территории, и
обладающая суверенитетом.
1
2
Государство
Н
глава племени, рода, вождь военной дружины, а
с развитием феодализма — высший представитель
класса феодалов, правитель феодального государства.
Задание 2. Работа с контурной картой.
Заполнить контурную карту на стр.3 (по заданию карты).
Задание 3 .Работа с документом.
Назвать автора, год написания документа. Вставить пропущенные слова
«Повесть временных лет»
«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и
Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами
своими, где кто сел на каком месте.
Также
и
эти
славяне
пришли
и
сели
по
Днепру
и
назывались__________,
а
другие_________потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и
Двиною и назывались дреговичами, иные сели по Двине и назывались_________по
речке, которая впадает в Двину и носит название Полота…от этих последних
произошли __________, сидящие в верховьях Волги и в верховьях Двины и
в
верховьях Днепра, их же город Смоленск….Те же славяне, которые сели около
озера Ильменя, прозвались своим именем_________ и построили город, и называли
его Новгородом…Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой Вятко; и пришли,
и сели: Радим на Соже,. И от него прозвались___________, а Вятко сел с родом
своим по Оке, от него получили свое название_______________. И жили между
собою в мире поляне, древляне, северяне, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по
Бугу, где ныне волыняне, а ___________ и _______
сидели по Днестру и соседили с Дунаем.
Справочный материал:
Словене, уличи, поляне, кривичи, радимичи, тиверцы. Древляне, полочане. Вятичи.
(Источник: Зонов В.А.,История Отечества.ЧГУ,1999)
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Практическая работа № 2
Цель:
- расширить представление о принятии христианства на Руси;
- умение работать с документом, анализировать, делать выводы.
Задание 1.
Какова ваша позиция в этом споре.
Обоснуй свою точку зрения.
Религия и церковь в России
Известно, что на Западе христианство пришло через Рим, а на Русь – через
Византию. Русский мыслитель И. В. Киреевский отмечал следующие различия
между католицизмом и православием: «Богословие на Западе приняло характер
рассудочной отвлеченности – в православном мире оно сохранило внутреннюю
целостность духа; …там искание наружного, мертвого единства – здесь стремление
к внутреннему, живому; там церковь смешалась с государством…-в России она
оставалась не смешанной с мирскими целями…там схоластические и юридические
университеты – в древней России молитвенные монастыри, сосредоточившие в
себе высшее знание…»
Другой русский философ, П. Я. Чаадаев, напротив, был убежден, что, получив
христианство
из
рук
Византии,
Россия
была
отторгнута
от
общей
семьи
европейских народов. Всецело подчиненная светской власти, русская православная
церковь оказалась неспособной выполнить свою миссию на земле.
(А.Лабезникоа, Шаг за шагом,М,1998)
Словарь С. И. Ожигов.
Схоластика – 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных,
чисто
формальных
логических
аргументов
для
теоретического
обоснования
догматов церкви.
2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях,
не проверяемых опытом.
Задание 2.
Верны ли эти утверждения? (Да, нет).
1.Интересы
развивающего
государства
требовали
отказаться
от
многобожия
и
введение монотеистической религии.
2.Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры,
расширению связей с Византией.
3.Владимир за один месяц крестил жителей Киева и Новгорода.
4.Христианство исповедовали многие страны Европы.
5.В древнем Киеве и древнем Новгороде были Софийские соборы.
Задание 3 .Заполнить таблицу.
ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
Практическая работа № 3
Введение христианства на Руси(……..г.). Князь Владимир I
Правление (980 – 1015гг)
Крещение княгини Ольги
в Константинополе 957г
.
Причины принятия христианства
1.
2.
3.
4.
5.
Сопротивление
1
2
3
Цели:
- охарактеризовать социальную структуру Древней Руси.
- продолжить воспитание интереса к истории России,
- развивать умение анализировать и делать выводы.
Задание 1 : Объясните, как было организовано управление в Древней Руси.
Заполнить таблицу
Задание № 2 : Охарактеризуйте социальную структуру древнерусского общества.
Заполните таблицу «Социальная структура древнерусского общества»
Задание 3. Документ «Русская Правда»
«§ 54. Если господский скот украдут из закрытого хлева, то закуп за это не
отвечает, но если кража произойдет в поле или закуп не загонит скот и не запрет
дверь, где ему господин прикажет, или погубит господский скот, обрабатывая свой
надел, то обязан заплатить господину.
§
55.
Если
закуп
убежит
от
своего
господина,
не
расплатившись
с
ним,
то
становится его холопом; если же он пойдет на заработки открыто (с разрешения
своего господина) или пойдет к князю и судьям с жалобой на господина, то за это
не превращать его в холопа, но дать ему суд.
§ 56. Если у господина пашенный закуп погубит своего коня, то за это он не платит
(господину); но если господин дал закупу плуг и борону, за что взыскивает с него
купу, то за их порчу или утрату закуп должен платить господину; если же господин
пошлет закупа на свою работу (барщину) и господское имущество пропадет во
время его отсутствия, без вины закупа, то он за это не отвечает.
§ 85. Если смерд умрет, не имея сыновей, то все его имущество идет к князю; если
у него (смерда) будут малолетние дочери, то выделить им часть имущества; если
его дочери замужем, то не выделять им ничего.
§ 86. Если же умрет боярин или дружинник, то имущество не идет князю; если у
них не будет сыновей, то пусть их имущество возьмут дочери.
§ 102. Холопство (бывает) трех видов: если кто купит свободного человека (хотя бы
за полгривны, поставив свидетелей), а пошлину (княжескому судье) заплатит в
присутствии самого холопа.
§ 103. А второе холопство: кто женится на рабыне без договора с ее господином,
женится ли с договором, то как договорятся, так пусть и будет.
§ 104. А вот третье холопство: кто станет (у господина) слугой без договора, если
же с договором, то как срядятся, так пусть и будет».
Фрагмент из 8-ми статей «Русской Правды»
(Работа
с
документами
на
уроках
истории.
10
класс
/
М.
Н.
Чернова,
В.
Я.
Румянцев. — М.: Айрис-пресс, 2008.)
Вопросы.
1.Какие права имело население Древней Руси?
2.В чем из текста документа можно усмотреть социальное неравенство времен
Русской Правды»?
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ
Практическая работа № 4
Цели:
- выяснить причины и последствия феодальной раздробленности на Руси;
- выявить особенности развития крупных русских княжеств.
Задание 1 .Укажите причины раздробленности Руси.
Причины:
1.
2.
3.
4.
5.
Каковы положительные и отрицательные следствия раздробленности?
Задание 2 . Заполнить таблицу (учебник П.С. Самыгин, стр.106- 110).
Вопросы
Киевское
княжество
Галицко-
Волынское
княжество
Новгородская
земля
Владимиро-
Суздальское
княжество
Укажите
местонахождение
княжества, земли
(карта)
Каково
управление
территорией
Какие слои
населения
проживали
Чем занималось
население
(деятельность)
Культурные
памятники
Задание 3. Составьте портрет типичного русского дружинника XII –XIII вв.
Имя
Происхождение
Социальный статус
Круг обязанностей
Права
Источник доходов
Мировоззрение
Справочный материал
Его зовут
Генрих, Ратмир, Леон, Николай, Валерий
Он родом
Из варяг, славян, чуди, печенегов, половцев, хазар
Положение в
обществе
Огнищанин, гридин, смерд, закуп, челядин, свободный
Служебные
обязанности
Ратное дело и управление, служба князю и земледелие,
охрана границ и дипломатия
Обладает
Правом вершить суд над смердами, наследственным
правом служить данному княжескому роду. Правом
перейти на службу к другому князю
Основное средство
существования
Труд на земле. Денежное жалование, прибыль от торговли,
военная добыча. Сопровождение торговых караванов
Является сторонником
Идеи вечевого управления, обособления и усиления власти
своего князя. Единства Русской земли
Зонов В.А.,История Отечества.ЧГУ,1999
ВЛАДИМИРО – СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
Практическая работа № 5
Цели:
расширить представления о развитии Владимиро-Суздальского княжества;
-умение анализировать текст документа.
Задание 1 . Запишите название памятников, имя князя, при котором они были
поставлены, дату основания.
1
2
3
4
5
6
Задание 2.
Какие наставления дает своим
сыновьям Владимир Мономах?
«Всего
же
более
убогих
не
забывайте,
но
по мере сил кормите их. Сироту и
вдову
сами
на
суде по правде судите; не дайте их
с и л ь н ы м
в
обиду. Ни первого, ни виноватого
не
убивайте
и
не позволяйте убивать, хотя бы и
заслуживал
смерти;
не
губите
н и ка ко й
христианской
души.
Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой
нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала
хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы,
нарушив ее, не погубить своей души.
Старика почитайте как отца, молодых как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на
тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и
над обедом. На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь
ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь
спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев,
есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.
Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять
вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.
Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите
гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если
не
можете
почтить
подарком,
то
угостите
кушаньем
и
питьем.
Гости
этим
мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о
злом.
Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета,
скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над
собой.
Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома
сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему
худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите
добро, не ленитесь ни на что хорошее.
А вот поведаю вам, дети мои, о своих трудах и ловах. (В этой части «Поучения»
Владимир Мономах подробно перечисляет свои походы.) Всех моих походов было,
говорится далее, 83 больших, а прочих меньших и не вспомню. Девятнадцать раз
заключал я мир с половцами при отце и после смерти его. Более ста вождей их
выпустил из оков (из плена). Избито их в разное время около двухсот. А вот как
трудился я на охотах и ловах: коней диких по 10, по 20 вязал я своими руками; два
тура (дикие быки) метали меня на рогах с конем вместе; олень меня бодал; два лося
– один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь оторвал у меня меч с боку;
медведь у колена прокусил подседельный войлок; лютый зверь вскочил ко мне на
колени и повалил коня со мною, а Бог сохранил меня целым и невредимым; с коня
много раз я падал, голову разбивал два раза и руки, и ноги вредил себе в юности
моей, жизни своей не жалел, головы своей не щадил.
Не осудите меня, дети мои, или иной, кто прочтет эти слова, – завершает Владимир
Мономах своё поучение. Не себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость Его
за то, что Он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил
меня неленивым и способным на все человеческие дела.
Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела».
(Сахаров А.Н., История России, Просвещение.2001)
Задание 3.
Воспроизведите текс письма Владимира Мономаха Олегу Святославовичу, выбрав
из справочного материала верные, на ваш взгляд, утверждения.
Алгоритм составления послания:
Обращение, состояние автора, оценка причин братоубийственной войны, призыв,
предлагаемый
метод
решения
проблемы,
высшая
цель
княжеской
политики,
проклятие.
Справочный материал
Обращение
Княже
Друг
Брат
Эмоциональное
состояние автора
Усталый и разбитый
Многострадальный и печальный
Спокойный и уравновешенный
Причина княжеских
усобиц
Случайное недоразумение
Козни язычников
Наущение дъявола
Призыв
Забудем друг друга
Пусть победит сильнейший
Договоримся и помиримся
Метод решения
проблемы
Каждый со своей правдой ехать на суд к патриарху
С добрым сердцем прислать через посла грамоту
Молиться богу, пока он не пошлет успокоение душе
Высшая цель
Обессмертить свое имя в веках
Всячески вредить поганым
Делать добро братии и Русской земле
Проклятие
Лишиться всего своего имущества
Потерять здоровье
Не видеть мира на том свете
(А.Лабезникова, Шаг за шагом,М,1998)
ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА
Практическая работа № 6
Цели:
- выяснить особенности развития древнерусской культуры;
- охарактеризовать древнерусскую литературу;
- назвать архитектурные памятники Древней Руси;
- указать характерные черты древнерусской культуры.
Задание 1 .
Заполнить таблицу, используя учебник «История» П.С.Самыгина (стр.125-132),
знания по культуре Древней Руси .
«Древнерусская литература»
№ Произведение
литературы
Автор
Время
создания
Содержание произведения
Задание 2: Назовите архитектурные памятники Древней Руси, автора, год создания
Задание 3 : Назовите характерные черты древнерусской культуры.
НАШЕСТВИЕ ИНОЗЕМНЫХ ЗАХВАТЧИКОВ
Практическая работа № 7
Цели:
формирование патриотического сознания и гражданской позиции через
приобщение к историческим событиям ; развитие навыков работы с документом
Задание 1 . Заполнить таблицу
Дата
Историческое событие
1223г.
1237 – 1240гг.
4 марта 1238г.
6 декабря 1240г.
8 сентября 1380г.
Апрель 1942г
Задание 2 .Документ
Ледовое побоище (из летописи)
«Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском
озере на Узмени, у Вороньева камня, и, приготовились к бою, пошел против них.
Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же
тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у
Александра множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились
воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княжне,
ныне пришло время положить свои головы за тебя».
Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.
И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск
ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзщем озере
подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я
слышал об этом от очевидца, бывшего там.
И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и
некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого береша, и пало
немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких
воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была
весна. А другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля (1242года).
(Сахаров А.Н., История России,Просвещение,2001)
Вопросы.
1.Сравните
описание
Ледового
побоища
в
тексте
параграфа
и
в
летописном
источнике. Что нового вы узнали?
2.Все ли написанное летописцем вы принимаете на веру?
Задание 3.
1.Назовите дату сражения.
2.В чем состоит значение Куликовской Битвы?
Куликовская битва
Мы помним из истории Руси, о славной битве Куликовской
Мамай ордой пошел на Русь,
Грозя полоном и неволей, верша погромы и разбои
Он Ягодая поджидал, и тот напасть на Русь мечтал.
И в брод, форсировавши Дон, к Неправде подошел заслон
Оставив за собой мосты, прошли и русские полки
Литовские, Ростовские князья по праву руку встали от холма
И под покровами тумана Волынский спрятал полк в лесу
По леву руку, князь поставил, уже проверенных в боях
Князей Московских и Рязанских, Нижегородских и бояр
Взойдя на холм, окинув взглядом, заметил вдалеке врага
Стоящим в поле Куликовом, Мамай войска готовил к бою
И встали русские полки стеной на поле Куликовом
Засадный полк, укрыв от стана, князь приказал им ждать сигнала
А сам же встал в передовых среди дружинников своих
И сеча началась, рубились насмерть войны, войска смешались
И теснить татарин русских стал, махать мечом Ослябю устал
Мамай с кургана наблюдал за битвой воинов православных
Он ликовал, что слабнет враг, победа уж близка
Но вдруг ударом из засад князь одолел врага
И дрогнул стан врага и побежал гонимый русской ратью
Волынский со Владимиром их гнал по всей земле казацкой
Оставив их у берега Мечи, вернулись в лагерь Русичи .
Димитрий ранен был, но встал под знамя русской рати
Народ российский ликовал, победу князя прославлял
И славил бога рати …
В.Соколов.
«Сборник стихов для детей»)
ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Практическая работа № 8.
Цели:
-
охарактеризовать
деятельность
московских
князей
по
расширению
и
объединению
русских
земель,
их
внешней
политике
и
преобразованиях
в
управлении единым Русским государством.
Задание 1 . Охарактеризуйте процесс объединения русских земель в 1389-1462гг.
Задание 2 : Назовите, какие земли были присоединены к Московскому княжеству
при Иване Третьем.
Задание 3 : Укажите основные события правления Василия Третьего.
Задание 4 : Назовите, кто стал опорой московских правителей в едином русском
Государстве.
Задание 5 : Укажите, какие факторы позволили Руси освободиться от ордынского
ига.
Задание
6 :
Объясните,
почему
присоединение
Новгородской
земли
считается
важнейшим событием в ходе создания единого Русского государства.
Литература.
1.
Зонов В.А., История Отечества, ЧГУ,1999
2.
Лабезникоа А., Шаг за шагом, НПО «Школа»,1998
3 Рыкова Е.А. ,Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины
«Истории», «Академия»,2015
4. Сахаров А.Н., История России, Просвещение.2012)
5.
Соколов В, Сборник стихов для детей, М.: Детская литература, 1983.
6. Самыгин П.С. История (учебник), ООО «Феникс».2015
7. Чернова,М.И. , РумянцевВ.Я., Работа с документами на уроках истории. 10 класс
— М.: Айрис-пресс, 2008.