Напоминание

"Развитие зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Малухина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 308
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие зрительного внимания у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие зрительного внимания у детей младшего

дошкольного возраста
Зрительное внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, – писал К.Д. Ушинский, – есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» Формирование зрительного внимания всегда было важным звеном процесса обучения. Развитие зрительного внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с ребёнком, а также от того, как он организует деятельность ребенка. Важное значение для развития зрительного внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания. Внимание детей приобретает определенные качества в зависимости от деятельности, в которой оно проявляется и формируется, в зависимости от того, как направляется эта деятельность. Очень важен организационный момент проведения образовательной деятельности. Если она проходит спокойно и быстро, все необходимое приготовлено заранее и у воспитателя есть время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен переход от игры к «рабочему состоянию», то, как правило, отмечается быстрое сосредоточение детей. Однако так бывает не всегда. Иногда организационный момент затягивается до четырех и более минут, хотя длительность организационного момента не должна превышать минуты. Включение детей в работу способствует прежде всего способ раскрытия цели занятия, его содержание. Важно чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой интерес и любознательность, привлекало их внимание к словам воспитателя. Внимание детей необходимо поддерживать в течение последующих этапов занятия. Объяснение не должно затягиваться более 5 минут, иначе наступает ослабление внимания. Объяснение задания должно быть немногословным, нацеливать детей на главное. Дети выполняют его самостоятельно или с помощью воспитателя. Например, на первом занятии детям объясняю и показываю, как рисовать фигуру человека. На втором – предлагаю ребенку нарисовать на доске данную фигурку. Третье занятие было на тему «Изобразить маму, папу и т.д. (на выбор ребёнка)», где дети выполняли работу самостоятельно. Поэтапное объяснение послужило опорой для поддержания зрительного внимания во время выполнения задания. Я часто используют показ, объяснение, образец. В процессе образовательной деятельности дети как будто внимательно слушают. Но когда прошу
повторить, не все могут ответить. Во время объяснения и в течение образовательной деятельности необходима эмоциональная разрядка, смена приемов. Привожу интересные примеры, используя иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминаю отдельным детям, что спрошу их. Сочетание моих слов с применением наглядности широко используется в практике обучения. Формы этого сочетания различны: использовать образец или вместо него картинку, рисунок, и не только в начале объяснений, но и в середине, конце. Большую роль в развитии зрительного внимания оказывает дидактическая игра. Дидактическую игру можно использовать в качестве игровых приемов обучения на занятиях по усвоению, обогащению и закреплению полученных знаний, раскрывает возможности дидактической игры в процессе прямого обучения. Игровые приемы повышают интерес детей к занятию, развивают сосредоточенность, внимание, способствуют направлению действий и движений детей в соответствии с указаниями воспитателя, обеспечивают лучшее усвоение программного материала всеми детьми. Имеет место целесообразность применения дидактических игр в качестве вспомогательного средства образовательной работы, приема обучения на занятиях и этим исчерпывает поставленную перед собой узкую задачу. Таким образом, дидактическая игра считается важным средством образовательной работы с дошкольниками, ей отводится определенное место в системе организованного обучения на занятиях (как части занятия, как виду занятия, как приему обучения). В организационном отношении дидактические игры включаются в занятия. Занятия, впитавшие в себя дидактические игры (а также и дидактические материалы), являются единственной формой организации обучения в детском саду. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Типичной дидактической игрой является игра в лото (любого содержания). Первому правильно закрыть клетки большой карточки – основная игровая задача. Она решается через ряд игровых действий: выслушать водящего, закрыть клетки большой карты карточками, проверить партнеров. Правила игры несложны: ведущий не торопясь говорит, что изображено на его карточке, и делает заявку только тот, у кого есть соответствующее изображение на большой карте. Обучающая задача в лото выступает опосредованно. Она скрыта игровыми действиями. Основное развивающее значение игры – упражнение в применении знаний, уточнение и закрепление их, развитие внимания. Если в знаниях у играющего имеются пробелы, он делает ошибки и это приводит к проигрышу. При повторной игре ребенок учтет ошибки, на которые ему указали участники игры. Интерес к игре может побудить ребенка обратиться с вопросом к
товарищам или взрослым после ее окончания, Сама же игра по своей структуре не представляет возможности сообщать ребенку новые знания. Каждая дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, за сигналами и т. д. Имеются и специальные игры на развитие зрительного внимания, такие как «Подбери пару по цвету», когда необходимо разложить выбранные предметы и попросите ребенка подобрать к каждому из них подходящую по цвету ленту (к красному – красную, к жёлтому – жёлтую и так далее). Потом попросить ребенка отвернуться, и переложите все пары неправильно. Ребенку надо найти все ошибки и исправить их. Игры с цветом не только тренируют у ребенка зрительное внимание, но ещё и учат его различать цвета. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). Настольно- печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают внимание, мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно- печатные игры могут быть разделены на несколько видов: 1) «Поиск отличий» - ребенку предлагается два похожих, но не одинаковых изображения, ему необходимо отыскать те детали в рисунках, которыми они отличаются. 2) «Лото». Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. 3) «Домино». Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, внимание, умение предвидеть ход партнера и т. д. 4) Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие зрительного внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью. 5) Игры типа «Лабиринт» - множество игр на бумаге, где необходимо зрительно проследить «путь» от начального объекта к конечному. 6) «Поиск соответствий» - игры на бумаге, в ходе которых необходимо соединить линией два предмета, фигуры, подходящие друг другу по определенному признаку (цвет, форма, характер узора и т. д.). 7) «Поиск одной фигуры среди ей подобных» - необходимо найти фигуру, предмет,
символ, отличающийся от остальных по одному несущественному признаку. 8) «Тень» - поиск фигуры, предмета, сказочного персонажа по «тени» - полностью соответствующего ему контура, залитого черным цветом. 9) «Прятки» - необходимо найти один или несколько заранее заданных предметов на зашумленном фоне, например, найти морских жителей на лесной поляне, при этом они вписаны в рисунок трав и цветов. В группу словесных игр входит большое количество игр типа «Рассматриваем картинку», «Найди на рисунке фигуры», «Сыщики», «Опиши меня» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. При организации дидактических игр на развитие зрительного внимание необходимы особые формы руководства ими со стороны взрослого. На первых порах овладения дошкольниками новыми видами дидактических игр наиболее эффективным условием их развития является совместная игра взрослого с детьми, в которой взрослый выступает в роли ведущего. Дети с помощью ведущего успешно выполняют игровые действия. Выигрыш в игре не выделяется: дети не нуждаются в праве на преимущественную активность в игре. Постепенно воспитатель стимулирует самостоятельность детей в игре. Необходимо иметь достаточное количество игрового материала, чтобы избежать конфликтных ситуаций, которые, как правило, разрушают игру детей этого возраста. Итак, зрительное внимание – важная сторона познавательной деятельности. Для более успешного развития зрительного внимания необходимо: во время объяснения и в течение образовательной деятельности необходима эмоциональная разрядка, смена приемов; сочетание слова воспитателя с применением наглядности; использование таких дидактических игр в развитии зрительного внимания как игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.


В раздел образования