Напоминание

"Добро, рожденное болью"урок по рассказу Р. Брэдбери "Все лето в один день" 7 класс


Автор: Сысоева Ирина Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г. Кумертау Республики Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Добро, рожденное болью"урок по рассказу Р. Брэдбери "Все лето в один день" 7 класс
Раздел: полное образование





Назад





Добро, рожденное болью
(урок по рассказу Р. Брэдбери «Все лето в один день» 7 класс)
Цель:
создать условия для понимания детьми необходимости и важности толерантного отношения друг к другу.
Задачи:
познакомить учащихся с рассказом Рэя Бредбери “Всё лето в один день”, развивать у учащихся способность одухотворять окружающий мир, чувствовать его ценность, выделять себя из окружающего мира, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости; умение замечать боль и радость другого человека, ставить себя на место другого человека, видеть хорошее в себе и в окружающих; воспитания чувства доброты, сопереживания, сочувствия. Оборудование к уроку: музыка шума дождя, эпиграф, фотографии учащихся (природа) презентация
1. Организационный момент. Приветствие.
Добрый день, ребята. Тема сегодняшнего урока литературы - добро, рожденное болью. Урок по рассказу Р.Брэдбери «Все лето в один день»..(Слайд 1) (Слайд 2) Цель сегодняшнего урока, во-первых, убедить вас в необходимости и важности толерантного (терпимого) отношения друг к другу. И во-вторых, сегодня мы еще раз поговорим о бережном отношении к окружающей среде. (Слайд 3) Писатель, о котором мы будем сегодня говорить, знаком вам. (Слайд 4) Полное имя писателя Раймонд Дуглас Брэдбери. Родился в 1920 году. Вырос в бедной семье. Писать начал до войны, еще мальчиком. Судьба его как будущего известного фантаста была предопределена уже тем, что с давних времен в его семействе бытовала жутковатая легенда. Пра-пра-пра… бабка Рэя будто бы была сожжена на знаменитом Салемском процессе над ведьмами, проходившем в 1692 году. Никто не мог из родных поручиться, что это правда, однако мальчик считал себя внуком колдуньи. Брэдбери с детства отличался богатым воображением и очень любил читать книги. Теперь он автор многих книг, сумевший фантастику превратить в подлинное искусство. Вот, что пишет Р.Брэдбери о том, почему он стал писателем-фантастом: « Жюль Верн был моим отцом. Уэллс - мудрым дядюшкой. Эдгар Аллан По - приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь - вечно обитал у нас на тёмном чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс - мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня. Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница "Франкенштейна". Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке." Стоит отметить, что в его рассказах нечистая сила как раз добрая, и существа потусторонние оказываются куда более человечнее, нежели их преследователи - пуритане, ханжи и "чистюли"-законники. Писателя не стало 5 июня 2012 года. Он прожил 91 год! "А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне "Привет!". А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими - сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений" Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы, не развлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим моментам.
4. Какие рассказы Р.Брэдбери вы читали?
(«Морская раковина», «Каникулы», «Зеленое утро») -Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом этого писателя «Все лето в один день». (Слайд 5 )Действие рассказа происходит на далекой планете Венера. (Слайд 6) Чтение рассказа.

5.Анализ произведения
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему? - Рассказ фантастический, но есть ли в нем, на ваш взгляд, что-нибудь созвучное современному миру? Что именно? - Как бы вы ответили на вопрос, о чем этот рассказ?
Обобщение.
Мы редко задумываемся над тем, к чему давно привыкли и считаем само собой разумеющимся, раз и навсегда данным: о ласке солнечного луча и радости первой травы, о празднике осенних красок и веселом поскрипывании снега под ногами, о загадочности лунной дорожки на глади воды и наслаждении ароматов цветущих садов, о грусти журавлиного курлыканья и обещании счастья в яркой дороге в небо, которой становится радуга… все это лишь штрихи многоцветной и прекрасной картины нашего земного быта. Мы видим их с рождения, привыкаем и потому порой не ценим по-настоящему Мы не думаем, что можем лишиться всего, если не будем беречь свою старую планету по имени Земля. Об этом невольно думаешь, когда читаешь рассказ Р.Брэдбери «Все лето в один день». - Как вы думаете, случайно ли дети с Земли оказались на «дикой дождливой планете» Венере? Почему вы так считаете? - Как вы представляете себе жизнь детей на Венере? - Как описывается дождь? Почему в его описании больше всего глаголов? (Глаголы помогают услышать его монотонный шум, ощутить его разрушительное действие). - Почему дети так страстно мечтают о солнце? - Каким им видится солнце? Почему все их сравнения «неживые»? - А для кого из детей солнце живое? - Вспомните, как описывается в рассказе внешность Марго? - Что подчеркивает писатель в облике девочки? - Как вы думаете, случайно ли он делает свою героиню голубоглазой и рыжей? Обратите внимание, что в рассказе никто из детей больше не описывается, они все как одно целое, масса – и называются «дети» или «ребята». - Почему же они так невзлюбили девочку? - Справедливо ли такое отношение детей к девочке? - Как вы думаете, почему стало возможным такое отношение? И как оно характеризует детей? С чем сначала сравнивает автор детей? («пестрой беспокойной каруселью»), а потом? (со «зверьками, вырвавшимися из глубоких нор», они бездушны и агрессивны). - Почему дети заперли Марго в чулане? Какое чувство они испытывали при этом? - Брэдбери назвал рассказ «Все лето в один день». Почему? - Вспомните, как описывает автор появление солнца? На глазах детей происходит чудо. Как описывает их реакцию на происходящее писатель? Что поражает детей больше всего7 - Что испытывают дети, когда снова начинается дождь? - Чем они становятся похожи на Марго? - Почему они вспоминают о Марго только тогда, когда начинается новое семилетие дождя? - Почему они «не смеют посмотреть друг другу в глаза»? - Перечитаем конец рассказа: «Под холодный шум дождя они медленно прошли по коридору…». - Почему, когда они запирали девочку, все совершалось стремительно, быстро, без раздумий, а выпустили Марго медленно? - Вспомним опять название рассказа «Все лето в один день». Подумайте, смысл его связан только со стремительной сменой времен года или есть в нем еще какое-то подтекстное значение? - А какое место в рассказе занимают взрослые? - Какое впечатление у вас складывается об учительнице? - Какой литературный прием лежит в основе композиции рассказа и помогает «высветить» эту мысль? - Вспомните, какие противопоставления мы встречаем в нем? (Противопоставления помогают нам понять главную мысль произведения: людям необходимо человеческое тепло, понимание и любовь, надо беречь наш прекрасный и земной мир.) - Как вы считаете, останутся ли после всего случившегося отношения детей к Марго прежними? - Как вы думаете, от кого зависит, чтобы дети, оценив значение добра, укрепились на его позициях?
- Так чему же учит нас Брэдбери? (нужно быть внимательными друг к другу, добрыми, стараться понимать друг друга…) -Ребята, к сегодняшнему уроку вы написали небольшие сочинения на тему «На какой планете я хотел бы жить» и проиллюстрировали их. Это было вашим домашним заданием. Все сочинения мы сегодня прочитать не сможем. На это у нас просто не хватит времени. Познакомимся лишь с несколькими. (чтение сочинений). Обобщение: ваши фантазии прекрасны. В них много позитива. Радует то, что на ваших вымышленных планетах нет места злу, насилию, войнам. вражде. Вам хочется расти и взрослеть на сказках, где добро всегда побеждает зло. Ваши планеты – это мир, красота, семейный уют, дружба. веселье – все, о чем мечтают дети. Молодцы!
5. Ну а мы с вами живем на планете Земля
, где лето сменяет осень, зиму – весна. Мы привыкли к тому, что каждое утро нас встречает солнце, а вечером прощается с нами до следующего дня, даря прекрасные картины заката. Согласитесь, ребята, наша планета очень красива. -Давайте обратимся к фотографиям, которые вы сделали к сегодняшнему уроку. Это фотографии нашего города и его окрестностей. (Прокомментировать фотографии: прекрасные пейзажи и отношение человека к окружающей среде). Когда-то С.Есенин сказал: « Как прекрасна Земля и на ней человек» . Да, человек – созидатель. (фото города) Человек создает красоту и , к сожалению, разрушает ее. (фото). Чтение еще одного сочинения. Хочется верить, что мы все-таки будем благоразумны, и будем беречь свою планету. (Последний слайд) Прочитать слова Б.Шоу. -Вот и Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством.
Домашнее задание:
прочитать рассказы Р.Брэдбери (на выбор)
.


В раздел образования