"Добро, рожденное болью"урок по рассказу Р. Брэдбери "Все лето в один день" 7 класс
Автор: Сысоева Ирина Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6" Населённый пункт: г. Кумертау Республики Башкортостан Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Добро, рожденное болью"урок по рассказу Р. Брэдбери "Все лето в один день" 7 класс Раздел: полное образование
Добро, рожденное болью
(урок по рассказу Р. Брэдбери «Все лето в один день» 7 класс)
Цель: создать условия для понимания детьми необходимости и важности толерантного отношения
друг к другу.
Задачи:
познакомить учащихся с рассказом Рэя Бредбери “Всё лето в один день”,
развивать у учащихся способность одухотворять окружающий мир, чувствовать его ценность,
выделять себя из окружающего мира, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости;
умение замечать боль и радость другого человека, ставить себя на место другого человека,
видеть хорошее в себе и в окружающих;
воспитания чувства доброты, сопереживания, сочувствия.
Оборудование к уроку:
музыка шума дождя,
эпиграф,
фотографии учащихся (природа)
презентация
1. Организационный момент. Приветствие.
Добрый день, ребята.
Тема сегодняшнего урока литературы - добро, рожденное болью. Урок по рассказу Р.Брэдбери
«Все лето в один день»..(Слайд 1)
(Слайд 2) Цель сегодняшнего урока, во-первых, убедить вас в необходимости и важности
толерантного (терпимого) отношения друг к другу. И во-вторых, сегодня мы еще раз поговорим о
бережном отношении к окружающей среде. (Слайд 3)
Писатель, о котором мы будем сегодня говорить, знаком вам. (Слайд 4) Полное имя писателя
Раймонд Дуглас Брэдбери. Родился в 1920 году. Вырос в бедной семье. Писать начал до войны,
еще мальчиком. Судьба его как будущего известного фантаста была предопределена уже тем, что с
давних времен в его семействе бытовала жутковатая легенда. Пра-пра-пра… бабка Рэя будто бы
была сожжена на знаменитом Салемском процессе над ведьмами, проходившем в 1692 году. Никто
не мог из родных поручиться, что это правда, однако мальчик считал себя внуком колдуньи.
Брэдбери с детства отличался богатым воображением и очень любил читать книги. Теперь он автор
многих книг, сумевший фантастику превратить в подлинное искусство.
Вот, что пишет Р.Брэдбери о том, почему он стал писателем-фантастом:
«
Жюль Верн был моим
отцом. Уэллс - мудрым дядюшкой. Эдгар Аллан По - приходился мне двоюродным братом; он как
летучая мышь - вечно обитал у нас на тёмном чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс - мои братья и
товарищи. Вот вам и вся моя родня. Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была
Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница "Франкенштейна". Ну кем я ещё мог стать, как не
писателем-фантастом при такой семейке."
Стоит отметить, что в его рассказах нечистая сила
как раз добрая, и существа потусторонние оказываются куда более человечнее, нежели их
преследователи - пуритане, ханжи и "чистюли"-законники.
Писателя не стало 5 июня 2012 года. Он прожил 91 год!
"А что до моего могильного камня? Я
хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей
могиле сказать мне "Привет!". А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни
тайны с другими - сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для
привидений"
Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы, не развлекательного
характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим моментам.
4. Какие рассказы Р.Брэдбери вы читали?
(«Морская раковина», «Каникулы», «Зеленое утро»)
-Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом этого писателя «Все лето в один день». (Слайд
5 )Действие рассказа происходит на далекой планете Венера. (Слайд 6)
Чтение рассказа.
5.Анализ произведения
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?
- Рассказ фантастический, но есть ли в нем, на ваш взгляд, что-нибудь созвучное современному
миру? Что именно?
- Как бы вы ответили на вопрос, о чем этот рассказ?
Обобщение. Мы редко задумываемся над тем, к чему давно привыкли и считаем само собой
разумеющимся, раз и навсегда данным: о ласке солнечного луча и радости первой травы, о
празднике осенних красок и веселом поскрипывании снега под ногами, о загадочности лунной
дорожки на глади воды и наслаждении ароматов цветущих садов, о грусти журавлиного
курлыканья и обещании счастья в яркой дороге в небо, которой становится радуга… все это лишь
штрихи многоцветной и прекрасной картины нашего земного быта. Мы видим их с рождения,
привыкаем и потому порой не ценим по-настоящему Мы не думаем, что можем лишиться всего,
если не будем беречь свою старую планету по имени Земля. Об этом невольно думаешь, когда
читаешь рассказ Р.Брэдбери «Все лето в один день».
- Как вы думаете, случайно ли дети с Земли оказались на «дикой дождливой планете» Венере?
Почему вы так считаете?
- Как вы представляете себе жизнь детей на Венере?
- Как описывается дождь? Почему в его описании больше всего глаголов?
(Глаголы помогают услышать его монотонный шум, ощутить его разрушительное действие).
- Почему дети так страстно мечтают о солнце?
- Каким им видится солнце? Почему все их сравнения «неживые»?
- А для кого из детей солнце живое?
- Вспомните, как описывается в рассказе внешность Марго?
- Что подчеркивает писатель в облике девочки?
- Как вы думаете, случайно ли он делает свою героиню голубоглазой и рыжей?
Обратите внимание, что в рассказе никто из детей больше не описывается, они все как одно целое,
масса – и называются «дети» или «ребята».
- Почему же они так невзлюбили девочку?
- Справедливо ли такое отношение детей к девочке?
- Как вы думаете, почему стало возможным такое отношение? И как оно характеризует детей? С
чем сначала сравнивает автор детей? («пестрой беспокойной каруселью»), а потом? (со
«зверьками, вырвавшимися из глубоких нор», они бездушны и агрессивны).
- Почему дети заперли Марго в чулане? Какое чувство они испытывали при этом?
- Брэдбери назвал рассказ «Все лето в один день». Почему?
- Вспомните, как описывает автор появление солнца? На глазах детей происходит чудо. Как
описывает их реакцию на происходящее писатель? Что поражает детей больше всего7
- Что испытывают дети, когда снова начинается дождь?
- Чем они становятся похожи на Марго?
- Почему они вспоминают о Марго только тогда, когда начинается новое семилетие дождя?
- Почему они «не смеют посмотреть друг другу в глаза»?
- Перечитаем конец рассказа: «Под холодный шум дождя они медленно прошли по коридору…».
- Почему, когда они запирали девочку, все совершалось стремительно, быстро, без раздумий, а
выпустили Марго медленно?
- Вспомним опять название рассказа «Все лето в один день». Подумайте, смысл его связан только
со стремительной сменой времен года или есть в нем еще какое-то подтекстное значение?
- А какое место в рассказе занимают взрослые?
- Какое впечатление у вас складывается об учительнице?
- Какой литературный прием лежит в основе композиции рассказа и помогает «высветить» эту
мысль?
- Вспомните, какие противопоставления мы встречаем в нем?
(Противопоставления помогают нам понять главную мысль произведения: людям необходимо
человеческое тепло, понимание и любовь, надо беречь наш прекрасный и земной мир.)
- Как вы считаете, останутся ли после всего случившегося отношения детей к Марго прежними?
- Как вы думаете, от кого зависит, чтобы дети, оценив значение добра, укрепились на его
позициях?
- Так чему же учит нас Брэдбери?
(нужно быть внимательными друг к другу, добрыми, стараться понимать друг друга…)
-Ребята, к сегодняшнему уроку вы написали небольшие сочинения на тему «На какой планете я
хотел бы жить» и проиллюстрировали их. Это было вашим домашним заданием. Все сочинения
мы сегодня прочитать не сможем. На это у нас просто не хватит времени. Познакомимся лишь с
несколькими. (чтение сочинений).
Обобщение: ваши фантазии прекрасны. В них много позитива. Радует то, что на ваших
вымышленных планетах нет места злу, насилию, войнам. вражде. Вам хочется расти и взрослеть
на сказках, где добро всегда побеждает зло. Ваши планеты – это мир, красота, семейный уют,
дружба. веселье – все, о чем мечтают дети. Молодцы!
5. Ну а мы с вами живем на планете Земля , где лето сменяет осень, зиму – весна. Мы привыкли
к тому, что каждое утро нас встречает солнце, а вечером прощается с нами до следующего дня,
даря прекрасные картины заката. Согласитесь, ребята, наша планета очень красива. -Давайте
обратимся к фотографиям, которые вы сделали к сегодняшнему уроку. Это фотографии нашего
города и его окрестностей.
(Прокомментировать фотографии: прекрасные пейзажи и отношение человека к окружающей
среде). Когда-то С.Есенин сказал:
«
Как прекрасна Земля и на ней человек» . Да, человек –
созидатель. (фото города) Человек создает красоту и , к сожалению, разрушает ее. (фото). Чтение
еще одного сочинения. Хочется верить, что мы все-таки будем благоразумны, и будем беречь свою
планету. (Последний слайд) Прочитать слова Б.Шоу.
-Вот и
Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество.
Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его
мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель
признаёт главным качеством.
Домашнее задание: прочитать рассказы Р.Брэдбери (на выбор)
.