Напоминание

"Сохранение и укрепление здоровья учащихся в классе скрипки"


Автор: Халимова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУДОД "Детская школа искусств" Пестречинского мунициального района РТ
Населённый пункт: село Пестрецы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сохранение и укрепление здоровья учащихся в классе скрипки"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МБОУДОД «Детская школа искусств» Пестречинского муниципального района

РТ

Методическая разработка

« Сохранение и укрепление здоровья учащихся

в классе скрипки»
Выполнила: преподаватель по классу скрипки Халимова Наталья Ивановна
2015год

Пестрецы


Содержание:

1. Цель

2. Введение

3.Принципы

3. Основная часть

4. Приложение

5. Заключение

6. Список используемой литературы


Цель:
Обеспечить ученикам возможность сохранения здоровья за период обучения в классе скрипки, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, связывая эти знания с игрой на инструменте .

Введение:
Здоровье человека, как известно, закладывается ещё в детстве. Поэтому очень важно формировать потребность в здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм ребёнка в музыкальной школе требует большой двигательной активности. Это связано с его физиологическими потребностями, что и необходимо учитывать в работе с детьми через: 1.Составление индивидуальных планов. 2.Домашние задания. 3.Доигровые разминки. 4.Санитарно-гигиенический режим. 5.Гигиена инструмента. 6.Составление расписания. 7.Санитарное состояние класса. 8.Осанку, приёмы владения инструментом. 9. Выступления на зачётах, экзаменах, концертах.
Принципы:
-сознательной активности -наглядности -систематичности -повторения -доступности и индивидуальности (опора на индивидуальные особенности ребёнка, преподаватель планирует и прогнозирует его здоровье). -оздоровительного направления (решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения) -активного обучения (игровые технологии)
-связь теории с практикой (настойчиво приучать ребёнка применять свои знания по формированию и укреплению здоровья). 1.Состояние здоровья каждого учащегося, его физические и возрастные возможности учитываются при составлении индивидуальных планов на каждое полугодие. В планы не включаются технически, физически или интеллектуально непосильные для учащегося упражнения на данном этапе его развития. Объем планируемого материала также не должен превышать возможностей каждого ученика. 2.Домашние задания, записываемые в дневник в конце каждого урока, должны быть реально выполнены учеником в течение 2-3 дней, на которые они задаются. С этой целью, в классе скрипки, преподаватель анализирует с инструментом в руках каждое произведение, задаваемое на дом, можно отредактировать его, если есть в этом необходимость, таким образом, чтобы оно было от начала и до конца посильно для ученика. Особенно, это касается переложений, сделанных с других инструментов (фортепиано, курай ). 3.Поскольку занятия на скрипке требуют значительных физических усилий , перед началом занятия педагог предлагает ученику сделать доигровую разминку, состоящую из 5-6 упражнений. Во время уроков делаются минутные, двухминутные паузы, переговоры, во время которых ученик может расслабиться, немного отвлечься, опустить руку и положить инструмент, размять кисть руки. Чем младше ученик, тем чаще перерывы. Так, для семилеток перерыв мы делаем через каждые 7 -10 минут. По мере того, как ученик вырастает и физически крепнет, перерыв делается реже. Иногда по одному за урок. В случае необходимости ученику разрешается выйти из класса. 4.Здоровьесберегающие меры начинаются с соблюдения санитарно- гигиенического режима. В первую очередь - с чистоты рук. Следить за их состоянием приходится с первого урока. Ученику, пришедшему на урок с грязными руками, запрещается брать в руки инструмент и прикасаться к струнам. Преподаватель обязательно должен разъяснить, что при грязных руках грязными будут и гриф, и смычок, и струны, а хороший, чистый звук можно извлечь только чистыми пальцами. Совершенно недопустимы длинные ногти при работе на скрипке. Только коротко постриженные ногти создают на кончиках пальцев, («на подушечках»), чувство приобщения к инструменту, создают благоприятные условия для правильного звукоизвлечения и грамотной постановки рук.
Если ученик, по какой-то причине, не успел вымыть руки, педагог тактично предлагает ему отправиться в туалет, где есть вода и мыло. Некоторые ученики нашего скрипичного класса посещают занятия по изобразительному искусству. И часто бывает, приходят на урок скрипки с «разноцветными руками». В этот момент тоже необходимо вовремя отправить ребёнка смыть краску с рук. 5.Очень важно учитывать и чистоту самого инструмента, в частности, личной скрипки ученика. Прежде всего, необходимо убедить ученика в целесообразности тех правил гигиены инструмента, который он эксплуатирует. Правила ухода за струнным инструментом общеизвестны и довольно просты: - необходимо сохранять деку и струны, смычок от попадания влаги, от ударов, от резких перепадов температуры; - хранить инструмент в футляре, в холодное время укрывать скрипку фланелевой тканью; - после каждого занятия протирать струны и смычок от налёта канифоли, для этой цели иметь специальную мягкую салфетку. Другой фланелевой салфеткой протирать поверхность деки. Перед выступлением на концерте допускается смочить небольшим количеством растительного масла мягкую тряпочку и протереть верхнюю деку скрипки, скрипочка по-новому заблестит. - натянутый смычок в конце дня, после занятий обязательно ослабить, во избежание согнутости трости. Если эти несложные процедуры выполнять регулярно, то ребенок привыкает к ним, как к мытью рук перед едой. Это приучает к аккуратности и порядку. 6.При составлении индивидуальных занятий для учеников, которые в школе искусств учатся во вторую смену, учитывается время окончания занятий в общеобразовательной школе. Делается это для того, чтобы дать возможность ученику после занятий в одной школе пообедать, отдохнуть дома, прежде чем приступать к занятиям в другой школе. Необходимость такой передышки между уроками в двух школах в качестве одной из здоровье сберегающих мер совершенно очевидна. Однако, порой и родителям приходится разъяснять её необходимость, когда иная мама для собственного удобства просит назначить своему ребенку урок музыки сразу после школы. Такое расписание безусловно снижает уровень
работоспособности и ведет к подрыву здоровья ребенка, особенно нервной системы. Необходимо учесть расстояние от дома ученика до музыкальной школы. Живущие поблизости ученики, идут на занятия в вечернее время, а из дальне лежащих улиц занимаются чуть раньше. 7.Санитарное состояние класса в деле сохранения здоровья занимает не последнее место. В Пестречинской Детской школе искусств, в классе, где проходят уроки игры на скрипке, пол всегда чисто вымыт. Пыль с мебели вытерта. После каждого урока преподаватель проветривает помещение и выбирает место для ученика так, чтобы свет падал на пульт сверху и несколько слева, чтобы не дуло из окна. Пульт для нот регулируется по росту каждого обучающегося скрипача. 8.Преподаватель обязан в течение всего урока следить за правильной осанкой ученика, постоянно демонстрировать приёмы владения инструментом, воспитывать у ученика внутреннюю самодисциплину, умение критически оценивать собственную игру. Важно также напоминать родителям о том, к чему может привести плохая привычка и отсутствие самоконтроля за осанкой (ранний сколиоз и т.д.) 9.Перед выступлениями (на зачете, экзамене или на концерте) некоторые учащиеся могут испытывать чрезмерное психоэмоциональное напряжение. Оно в основном объясняется боязнью забыть во время выступления музыкальный текст, особенно если ранее с ним это уже случалось. Уговоры педагога типа «и не надо волноваться» ничего не дадут. Усилия преподавателя направляются на предотвращение такого состояния. Эти меры проводятся по двум направлениям. Во-первых, в процессе подготовки к публичному выступлению ученику, хорошо выучившему пьесу наизусть, предлагается научиться играть не только с начала, а с любого предложения, с любой музыкальной фразы. Работа продолжается и в классе и дома: сыграть и проучить трудные места, чтобы понять их структуру в деталях. Затем, отложить разучиваемое учеником произведение на день, чтобы мозг самостоятельно поработал на подсознательном уровне. И вспоминаем произведение лишь мысленно, а если будет какой-то пробел, просто нужно будет посмотреть ноты. И так до тех пор, пока он без нот сможет играть пьесу, начиная с любого места. В этом случае он сам поймет, что забыть (остановиться) во время выступления он просто не сможет, а значит, и причина для панического волнения устранена.
Во-вторых, надо создать в классе и доме концертную обстановку. Когда работа над пьесой, технически и художественно завершена, педагог говорит: «А сейчас представь, что ты уже на сцене. Перед тобой, в зале, ты видишь, знакомые лица своих товарищей, родителей, ты испытываешь легкое волнение и начинаешь своё выступление». Есть и такие моменты, когда начиная играть, ученик вскоре сбивается, растерянно останавливается, хотя перед этим играл пьесу благополучно. Педагог открывает ноты и показывает ему место, где он остановился, предлагая повторить его по нотам. Место, таким образом, закрепляется в памяти. При следующем (повторение) в таком «выступлении» ученик свободно преодолевает это место, останавливается в другом. Преодолев по нотам ещё несколько «трудных» мест, пьеса твердо выучена наизусть, и причин для волнения больше нет. После такой подготовительной работы ученик смело, без волнений отлично справляется с пьесой. Ни о какой стрессовой ситуации речи уже быть не может. Не стоит забывать про совместную игру с концертмейстером, где работа должна идти слаженно, в одном ритме, пульсе музыки.

Приложение:
Первая часть открытого урока, состоящего из доигровой разминки:
Упражнения. 1.

«Потягушки».
Встать прямо, ноги на ширине плеч, поднять обе руки вверх, крепко сжать пальцы в кулаки. Немного подтянуться и бросить их вниз, совершенно расслабив. Пусть болтаются как плети, останавливать их. Повторить упражнение несколько раз.
Упражнение.2.
На частичное расслабление мышц. Обе руки опустить вдоль корпуса и привести в пассивное состояние. Затем поднять плечи, развести локти в стороны; плечи при этом принимают положение, параллельное полу. Остальные части рук должны оставаться в совершенно пассивном состоянии, кисти и пальцы при этом пассивны. Далее поднимаем предплечья, а кисти и пальцы в пассивном состоянии. Теперь поднимаем кисти, пальцы сохраняют пассивное состояние. Теперь подняли пальцы. После того, как эта часть упражнения выполнена, пальцы «роняют», переводя их из пассивного состояния в активное. Внимание направлено на ощущение перехода из пассивного состояния в активное. Далее «роняем» кисти рук, предплечья и плечи.
Упражнение.3. «Птичка».
Ноги на ширине плеч. Корпус выпрямлен. Поднять прямые руки в стороны, помахать ими. Опустить вниз.
Упражнение.4. «Зеркальце».
Чуть-чуть повернув голову влево, ученик поднимает согнутую в локте левую руку и делает вид, будто смотрится в зеркальце, находящееся в ладошке.
Упражнение.5. «Иди сюда».
Продолжение предыдущего упражнения. Теперь каждым пальцем поочереди поманим, как-будто подзываем к себе кого-то.
Упражнение.6. Упражнения для правой руки.

1). Правая рука согнута в локте. Пальцы слегка согнуты, большой палец касается среднего. Повороты кисти ладонью вверх, вниз. 2). Правая рука согнутая в локте, как бы откручивает и закручивает кран на вертикальной трубе. Кисть и предплечье составляют единое целое.
Упражнение.7. «Ученик».
Ноги на ширине плеч. Руки положить одна на одну перед собой, как – будто сидим за партой на уроке. Затем левую руку отводим в игровое положение с поворотом головы (как в упр. «Зеркальце»), а правая рука уходит в свою игровую зону. Постояли и бросили руки вниз.



Заключение
Изучив индивидуальные особенности каждого ученика, преподаватель сам определяет, по какому направлению и какому методу работать с учеником, исходя из собственного педагогического опыта. Исходя из всего вышесказанного, ещё раз стоит подчеркнуть, что только мы, преподаватели школьных учреждений являемся носителями здоровьесберегающих факторов. Создаём необходимые условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения). Формируем положительный настрой на урок, на котором ребёнок должен не только уметь учиться, но и хотеть этого. Уровень развития способностей есть как бы результат переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенность в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил. Эмоции сами по себе, естественно имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней. Обусловлены они ровными взаимоотношениями с преподавателем и одноклассниками, отсутствие конфликтов, активным участием в жизни музыкальной школы, своего коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей, удовлетворения от справедливо выставленной оценки, эмоции от «столкновения» с новым произведением, пьесой. И это всё усиливает внутреннюю мотивацию эмоционально-познавательного отношения к нашему предмету, увлечённость им.

Список используемой литературы:
1. Л.Ауэр « Моя школа игры на скрипке». Изд-во «Композитор», Санкт- Петербург. 2.К. Флеш «Искусство скрипичной игры». Изд-во «Музыка» Москва,1964г. 3.М. Спендиарова «Жизнь музыканта». Изд-во «Детская литература», Москва, 1971г. 4.Л.К.Бусловская «Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании». Белгород: ИПК НИУ ,2011. 5.В. Н. Ирхин «Урок и здоровье школьников». Тирасполь. Приднестровский университет,2009.


В раздел образования