"Сохранение и укрепление здоровья учащихся в классе скрипки"
Автор: Халимова Наталья Ивановна Должность: преподаватель по классу скрипки Учебное заведение: МБОУДОД "Детская школа искусств" Пестречинского мунициального района РТ Населённый пункт: село Пестрецы Наименование материала: методическая разработка Тема: "Сохранение и укрепление здоровья учащихся в классе скрипки" Раздел: дополнительное образование
МБОУДОД «Детская школа искусств» Пестречинского муниципального района
РТ
Методическая разработка
« Сохранение и укрепление здоровья учащихся
в классе скрипки»
Выполнила:
преподаватель по классу скрипки
Халимова Наталья Ивановна
2015год
Пестрецы
Содержание:
1. Цель
2. Введение
3.Принципы
3. Основная часть
4. Приложение
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Цель:
Обеспечить
ученикам
возможность
сохранения
здоровья
за
период
обучения в классе скрипки, сформировать у него необходимые знания,
умения,
навыки
по
здоровому
образу
жизни,
научить
использовать
полученные знания, связывая эти знания с игрой на инструменте
.
Введение:
Здоровье человека, как известно, закладывается ещё в детстве. Поэтому
очень важно формировать потребность в здоровом образе жизни с самого
юного возраста. Организм ребёнка в музыкальной школе требует большой
двигательной
активности.
Это
связано
с
его
физиологическими
потребностями, что и необходимо учитывать в работе с детьми через:
1.Составление индивидуальных планов.
2.Домашние задания.
3.Доигровые разминки.
4.Санитарно-гигиенический режим.
5.Гигиена инструмента.
6.Составление расписания.
7.Санитарное состояние класса.
8.Осанку, приёмы владения инструментом.
9. Выступления на зачётах, экзаменах, концертах.
Принципы:
-сознательной активности
-наглядности
-систематичности
-повторения
-доступности и индивидуальности (опора на индивидуальные особенности
ребёнка, преподаватель планирует и прогнозирует его здоровье).
-оздоровительного
направления
(решает
задачи
укрепления
здоровья
ребёнка в процессе обучения)
-активного обучения (игровые технологии)
-связь теории с практикой (настойчиво приучать ребёнка применять свои
знания по формированию и укреплению здоровья).
1.Состояние здоровья каждого учащегося, его физические и возрастные
возможности учитываются при составлении индивидуальных планов на
каждое полугодие. В планы не включаются технически, физически или
интеллектуально непосильные для учащегося упражнения на данном этапе
его развития. Объем планируемого материала также не должен превышать
возможностей каждого ученика.
2.Домашние задания, записываемые в дневник в конце каждого урока,
должны быть реально выполнены учеником в течение 2-3 дней, на которые
они задаются. С этой целью, в классе скрипки, преподаватель анализирует
с инструментом в руках каждое произведение, задаваемое на дом, можно
отредактировать его, если есть в этом необходимость, таким образом, чтобы
оно было от начала и до конца посильно для ученика. Особенно, это
касается
переложений,
сделанных
с
других
инструментов
(фортепиано,
курай ).
3.Поскольку занятия на скрипке требуют значительных физических усилий
, перед началом занятия педагог предлагает ученику сделать доигровую
разминку,
состоящую
из
5-6
упражнений.
Во
время
уроков
делаются
минутные,
двухминутные
паузы,
переговоры,
во
время
которых
ученик
может
расслабиться,
немного
отвлечься,
опустить
руку
и
положить
инструмент, размять кисть руки. Чем младше ученик, тем чаще перерывы.
Так, для семилеток перерыв мы делаем через каждые 7 -10 минут. По мере
того, как ученик вырастает и физически крепнет, перерыв делается реже.
Иногда по одному за урок. В случае необходимости ученику разрешается
выйти из класса.
4.Здоровьесберегающие
меры
начинаются
с
соблюдения
санитарно-
гигиенического режима. В первую очередь - с чистоты рук. Следить за их
состоянием приходится с первого урока. Ученику, пришедшему на урок с
грязными руками, запрещается брать в руки инструмент и прикасаться к
струнам. Преподаватель обязательно должен разъяснить, что при грязных
руках грязными будут и гриф, и смычок, и струны, а хороший, чистый звук
можно
извлечь
только
чистыми
пальцами.
Совершенно
недопустимы
длинные ногти при работе на скрипке. Только коротко постриженные ногти
создают на кончиках пальцев, («на подушечках»), чувство приобщения к
инструменту,
создают
благоприятные
условия
для
правильного
звукоизвлечения и грамотной постановки рук.
Если
ученик,
по
какой-то
причине,
не
успел
вымыть
руки,
педагог
тактично
предлагает
ему
отправиться
в
туалет,
где
есть
вода
и
мыло.
Некоторые
ученики
нашего
скрипичного
класса
посещают
занятия
по
изобразительному искусству. И часто бывает, приходят на урок скрипки с
«разноцветными
руками».
В
этот
момент
тоже
необходимо
вовремя
отправить ребёнка смыть краску с рук.
5.Очень важно учитывать и чистоту самого инструмента, в частности,
личной скрипки ученика.
Прежде всего, необходимо убедить ученика в целесообразности тех правил
гигиены
инструмента,
который
он
эксплуатирует.
Правила
ухода
за
струнным инструментом общеизвестны и довольно просты:
- необходимо сохранять деку и струны, смычок от попадания влаги, от
ударов, от резких перепадов температуры;
-
хранить
инструмент
в
футляре,
в
холодное
время
укрывать
скрипку
фланелевой тканью;
- после каждого занятия протирать струны и смычок от налёта канифоли,
для этой цели иметь специальную мягкую салфетку. Другой фланелевой
салфеткой протирать поверхность деки. Перед выступлением на концерте
допускается смочить небольшим количеством растительного масла мягкую
тряпочку
и
протереть
верхнюю
деку
скрипки,
скрипочка
по-новому
заблестит.
- натянутый смычок в конце дня, после занятий обязательно ослабить, во
избежание согнутости трости.
Если
эти
несложные
процедуры
выполнять
регулярно,
то
ребенок
привыкает к ним, как к мытью рук перед едой. Это приучает к аккуратности
и порядку.
6.При составлении индивидуальных занятий для учеников, которые в
школе искусств учатся во вторую смену, учитывается время окончания
занятий в общеобразовательной школе. Делается это для того, чтобы дать
возможность ученику после занятий в одной школе пообедать, отдохнуть
дома, прежде чем приступать к занятиям в другой школе. Необходимость
такой
передышки
между
уроками
в
двух
школах
в
качестве
одной
из
здоровье
сберегающих
мер
совершенно
очевидна.
Однако,
порой
и
родителям приходится разъяснять её необходимость, когда иная мама для
собственного удобства просит назначить своему ребенку урок музыки сразу
после
школы.
Такое
расписание
безусловно
снижает
уровень
работоспособности и ведет к подрыву здоровья ребенка, особенно нервной
системы. Необходимо учесть расстояние от дома ученика до музыкальной
школы. Живущие поблизости ученики, идут на занятия в вечернее время, а
из дальне лежащих улиц занимаются чуть раньше.
7.Санитарное состояние класса в деле сохранения здоровья занимает не
последнее место.
В Пестречинской Детской школе искусств, в классе, где проходят уроки
игры на скрипке, пол всегда чисто вымыт. Пыль с мебели вытерта. После
каждого урока преподаватель проветривает помещение и выбирает место
для ученика так, чтобы свет падал на пульт сверху и несколько слева, чтобы
не
дуло
из
окна.
Пульт
для
нот
регулируется
по
росту
каждого
обучающегося скрипача.
8.Преподаватель обязан в течение всего урока следить за правильной
осанкой
ученика,
постоянно
демонстрировать
приёмы
владения
инструментом,
воспитывать
у
ученика
внутреннюю
самодисциплину,
умение критически оценивать собственную игру. Важно также напоминать
родителям о том, к чему может привести плохая привычка и отсутствие
самоконтроля за осанкой (ранний сколиоз и т.д.)
9.Перед выступлениями (на зачете, экзамене или на концерте) некоторые
учащиеся могут испытывать чрезмерное психоэмоциональное напряжение.
Оно
в
основном
объясняется
боязнью
забыть
во
время
выступления
музыкальный текст, особенно если ранее с ним это уже случалось. Уговоры
педагога
типа
«и
не
надо
волноваться»
ничего
не
дадут.
Усилия
преподавателя
направляются
на
предотвращение
такого
состояния.
Эти
меры проводятся по двум направлениям.
Во-первых, в процессе подготовки к публичному выступлению ученику,
хорошо
выучившему
пьесу
наизусть,
предлагается
научиться
играть
не
только с начала, а с любого предложения, с любой музыкальной фразы.
Работа продолжается и в классе и дома: сыграть и проучить трудные места,
чтобы
понять
их
структуру
в
деталях.
Затем,
отложить
разучиваемое
учеником произведение на день, чтобы мозг самостоятельно поработал на
подсознательном уровне. И вспоминаем произведение лишь мысленно, а
если будет какой-то пробел, просто нужно будет посмотреть ноты. И так до
тех пор, пока он без нот сможет играть пьесу, начиная с любого места. В
этом
случае
он
сам
поймет,
что
забыть
(остановиться)
во
время
выступления он просто не сможет, а значит, и причина для панического
волнения устранена.
Во-вторых, надо создать в классе и доме концертную обстановку. Когда
работа
над
пьесой,
технически
и
художественно
завершена,
педагог
говорит: «А сейчас представь, что ты уже на сцене. Перед тобой, в зале, ты
видишь,
знакомые
лица
своих
товарищей,
родителей,
ты
испытываешь
легкое волнение и начинаешь своё выступление».
Есть и такие моменты, когда начиная играть, ученик вскоре сбивается,
растерянно останавливается, хотя перед этим играл пьесу благополучно.
Педагог
открывает
ноты
и
показывает
ему
место,
где
он
остановился,
предлагая повторить его по нотам. Место, таким образом, закрепляется в
памяти.
При
следующем
(повторение)
в
таком
«выступлении»
ученик
свободно преодолевает это место, останавливается в другом. Преодолев по
нотам ещё несколько «трудных» мест, пьеса твердо выучена наизусть, и
причин для волнения больше нет. После такой подготовительной работы
ученик смело, без волнений отлично справляется с пьесой. Ни о какой
стрессовой ситуации речи уже быть не может. Не стоит забывать про
совместную игру с концертмейстером, где работа должна идти слаженно, в
одном ритме, пульсе музыки.
Приложение:
Первая часть открытого урока, состоящего из доигровой разминки:
Упражнения. 1.
«Потягушки».
Встать прямо, ноги на ширине плеч, поднять обе руки вверх, крепко сжать
пальцы в кулаки. Немного подтянуться и бросить их вниз, совершенно
расслабив.
Пусть
болтаются
как
плети,
останавливать
их.
Повторить
упражнение несколько раз.
Упражнение.2.
На частичное расслабление мышц. Обе руки опустить вдоль корпуса и
привести в пассивное состояние. Затем поднять плечи, развести локти в
стороны;
плечи
при
этом
принимают
положение,
параллельное
полу.
Остальные
части
рук
должны
оставаться
в
совершенно
пассивном
состоянии,
кисти
и
пальцы
при
этом
пассивны.
Далее
поднимаем
предплечья, а кисти и пальцы в пассивном состоянии. Теперь поднимаем
кисти, пальцы сохраняют пассивное состояние. Теперь подняли пальцы.
После
того,
как
эта
часть
упражнения
выполнена,
пальцы
«роняют»,
переводя их из пассивного состояния в активное. Внимание направлено на
ощущение перехода из пассивного состояния в активное. Далее «роняем»
кисти рук, предплечья и плечи.
Упражнение.3. «Птичка».
Ноги на ширине плеч. Корпус выпрямлен. Поднять прямые руки в стороны,
помахать ими. Опустить вниз.
Упражнение.4. «Зеркальце».
Чуть-чуть повернув голову влево, ученик поднимает согнутую в локте
левую руку и делает вид, будто смотрится в зеркальце, находящееся в
ладошке.
Упражнение.5. «Иди сюда».
Продолжение
предыдущего
упражнения.
Теперь
каждым
пальцем
поочереди поманим, как-будто подзываем к себе кого-то.
Упражнение.6. Упражнения для правой руки.
1). Правая рука согнута в локте. Пальцы слегка согнуты, большой палец
касается среднего. Повороты кисти ладонью вверх, вниз.
2). Правая рука согнутая в локте, как бы откручивает и закручивает кран
на вертикальной трубе. Кисть и предплечье составляют единое целое.
Упражнение.7. «Ученик».
Ноги на ширине плеч. Руки положить одна на одну перед собой, как – будто
сидим за партой на уроке. Затем левую руку отводим в игровое положение с
поворотом головы (как в упр. «Зеркальце»), а правая рука уходит в свою
игровую зону. Постояли и бросили руки вниз.
Заключение
Изучив индивидуальные особенности каждого ученика, преподаватель сам
определяет, по какому направлению и какому методу работать с учеником,
исходя
из
собственного
педагогического
опыта.
Исходя
из
всего
вышесказанного, ещё раз стоит подчеркнуть, что только мы, преподаватели
школьных
учреждений
являемся
носителями
здоровьесберегающих
факторов.
Создаём
необходимые
условия
обучения
ребёнка
в
школе
(отсутствие
стресса,
адекватность
требований,
адекватность
методик
обучения).
Формируем
положительный
настрой
на
урок,
на
котором
ребёнок
должен
не
только
уметь
учиться,
но
и
хотеть
этого.
Уровень
развития способностей есть как бы результат переживания ребёнком себя в
той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенность
в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил. Эмоции сами по
себе,
естественно
имеют
мотивирующее
значение
и
зависят
от
особенностей деятельности и организации. Положительные эмоции могут
быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней. Обусловлены они
ровными
взаимоотношениями
с
преподавателем
и
одноклассниками,
отсутствие конфликтов, активным участием в жизни музыкальной школы,
своего
коллектива,
с
успешностью
учёбы,
с
радостью
преодоления
трудностей, удовлетворения от справедливо выставленной оценки, эмоции
от «столкновения» с новым произведением, пьесой. И это всё усиливает
внутреннюю
мотивацию
эмоционально-познавательного
отношения
к
нашему предмету, увлечённость им.
Список используемой литературы:
1. Л.Ауэр « Моя школа игры на скрипке». Изд-во «Композитор», Санкт-
Петербург.
2.К. Флеш «Искусство скрипичной игры». Изд-во «Музыка» Москва,1964г.
3.М.
Спендиарова
«Жизнь
музыканта».
Изд-во
«Детская
литература»,
Москва, 1971г.
4.Л.К.Бусловская
«Здоровьесберегающие
технологии
в
начальном
образовании». Белгород: ИПК НИУ ,2011.
5.В. Н. Ирхин «Урок и здоровье школьников». Тирасполь. Приднестровский
университет,2009.