Напоминание

Коллективный способ обучения и групповые технологии - эффективное средство обучения математике


Автор: Пикулева Надежда Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОБУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: г. Кудымкар
Наименование материала: Статья
Тема: Коллективный способ обучения и групповые технологии - эффективное средство обучения математике
Раздел: полное образование





Назад





Коллективный

способ

обучения

и

групповые

технологии-

эффективное средство обучения математике

Введение нового материала
Нет детей с абсолютно одинаковыми способностями. Для одного достаточно урока, чтоб усвоить новый материал, а для другого этого недостаточно, необходима дополнительная практика и большие тренировки, чтобы овладеть необходимыми умениями и знаниями. Работа в парах и группах способствует осознанному усвоению материала, учит детей самостоятельности, ответственности. Большое внимание уделяю теоретическому материалу. Его изучение должно вызывать у ребят интерес и понимание прочитанного, а каждый урок-это удивительный мир открытий. Учителя на уроках много задают вопросов учащимся. Тем самым они преследуют несколько целей: активизируют внимание учащихся всего класса, выясняют знание учебных тем, подсказывают верный ход решения задачи, уточняют ответы учащихся. Но продуманная и точная постановка вопроса может служить также развитию творческого и логического мышления учащихся. Поэтому я считаю, что значение вопроса на уроках математики велико. На своих уроках я не задаю вопросы, которые начинаются со слов - назовите, расскажите, перечислите, опишите, что вам нравится? Задания группам обычно начинаются со слов -сформулируйте, установите, соотнесите, покажите взаимосвязь, объясните смысл, цель применения, взвесьте возможности, выскажите критические замечания и другие. Начиная с пятого класса дети сами учатся составлять вопросы к учебному тексту. Класс делится на группы. Каждая группа внимательно читает текст учебника и составляет по тексту вопросы. Затем по кругу задают вопросы друг другу. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос обязательно заканчивается подведением итогов. Учитывается активность участников команд и, конечно, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов. На последующих уроках задание усложняется, дети начинают работать в парах. Вопросы составляют в строго логической последовательности по тексту учебника и задают их любому из сидящих в классе. Начиная с пятого класса и до конца одиннадцатого, на уроках математики существует традиция - задавать пять вопросов ученику по изученному материалу. Умение задавать правильный и граммотный вопрос говорит о владении учеником учебным материалом. Формы введения нового материала могут быть различны- это творческие задания группам, решение проблемных ситуаций, защита проектов, исследование, работа в парах статических, динамических, вариационных. Ребятам нравится работать в группах. Группы можно создавать различными способами: по выбору детей, по желанию учителя, случайным образом, например, сказав, что упражнение выполняется с соседом справа или слева, или попросив детей рассчитаться по порядку, или образовать пары из четных и нечетных номеров. Наконец, можно составить маленькие группы с определенной целью, подобрав в пару к очень застенчивому менее робкого ребенка. В этом случае более общительный ребенок будет служить примером для застенчивого, но при этом активность первого не будет вызывать у второго чувства неловкости. Некоторые дети опасаются занимать активную позицию и выбирают роль наблюдателя. Поэтому иногда сама распределяю задания между детьми так, чтобы каждый смог побывать в активной роли.
Приведу некоторые примеры изучения нового материала в группах.
1. Самое главное.
Внимательно прочитать текст учебника. Придумать наиболее подходящее слово, характеризующее тему учебного материала одним словом. Затем нужно охарактеризовать данный материал одной фразой, а после – найти в нем какой-то секрет, особенность, т. е. то, без чего данный текст был бы лишен смысла. Например: 7 класс, тема «Что такое степень с натуральным показателем», по учебнику А. Г. Мордковича. Слово, характеризующе тему:степень Фраза, характеризующая тему: степень с натуральным показателем Секрет: основание степени.
2. Опорные сигналы
. Прочитать и хорошо понять текст учебника. Законспектировать текст, но не должно быть слов и предложений, а только либо рисунки, либо схемы, либо какие-то символы. Изобразить текст можно по частям-по абзацам, тогда получится несколько опорных сигналов. Ребята работают в группах. Каждая группа изображает опорные сигналы текста на листочках. Демонстрируют схемы по очереди, объясняя их. Все оценивают и выбирают лучшую. Например: 6 класс, тема «Основные задачи на дроби» 1) Нахождение дроби от числа: 2) Нахождение числа по его дроби:
3. Конспект.
Разделить учебный текст на абзацы. Коротко законспектировать каждый абзац текста, выделяя в нем главную мысль, затем пересказать этот текст по составленному конспекту.
Например: 7 класс, тема « Статистические характеристики» по учебнику под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 7 класс». Текст учебника дети разбили на три абзаца-средний арифметический ряд, мода, размах. После чего кратко зоконспектировали. Конспект Среднее арифметическое является важной характеристикой ряда чисел. Ученик получил в течение четверти следующие отметки по алгебре: 5, 2, 4, 5, 5, 4, 4, 5, 5, 5. Какую четвертную отметку поставит ему учитель? Многих учеников волнует эта прблема, чаще всего ученики решают ее следующим образом: складывают все отметки и делят сумму на их количество. (5+2+4+5+5+4+4+5+5+5)/10=4,4 Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество. Модой этого ряда является число 5. Модой обычно называют число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто. Среднее арифметическое можно вычислить для любого числового ряда, моды может вообще не быть. Числовой ряд может иметь и больше одной моды. Например: 4, 3, 4, 5, 3, 3, 4, 4, 3, 5. Этот ряд имеет две моды: 3 и 4. Одним из наиболее частых использований моды является изучение спроса. Среднее арифметическое или мода не всегда позволяет делать надежные выводы на основе статистических данных. Насколько используемые данные различаются между собой это нам поможет определить размах. Размах- это разность наибольшего и наименьшего значений ряда данных. 4
.Составление учебника по той или иной теме
. Практический материал дети придумывают сами. Изучают друг у друга учебники, прорешивают практический материал и дают оценку.
5.Карточки
. Детям даются карточки, на которых написан текст учебника. Необходимо разложить карточки, чтоб получился связный рассказ в логической последовательности. Например: по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», 5класс. 1)При сложении, 2) а знаменатель оставляют тот же, 3)дробей, 4) числители складывают, 5) с одинаковыми знаменателями 6) при вычитании дробей, 7) а знаменатель оставляют тот же, 8) с одинаковыми знаменателями, 9) вычитают числитель вычитаемого, 10) из числителя уменьшаемого (При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же).

6.Найди ошибку
. Прочитать текст. Внимательно прослушать рассказ учителя, в котором допущены неточности, ошибки, изменены некоторые утверждения. Задача- найти и исправить все ошибки и неправильные утверждения. Например: 5 класс, тема «Обозначение натуральных чисел» Детям рассказывается текст учебника, в котором допушены неточности и ошибки. « Для счета предметов применяют натуральные числа. Любое натуральное число можно записать с помощью девяти цифр. Такую запись называют десятичной. Ноль - это натуральное число. Для чтения многозначных чисел их разбивают , начиная слева на группы по три цифры в каждой. Эти группы называют классами. Три первые цифры справа составляют класс единиц, три следующие- класс тысяч, далее идут классы миллиардов и т. д. (десяти, ноль не относится к натуральным числам, справа, миллионов).
7.Пересказ по кругу
. Прочитать текст и по цепочке в логическом порядке его пересказать.
8.Шпаргалка
. Процесс составления шпаргалки в виде конспекта сам по себе дает возможность усвоить изучаемый материал. Для начала учимся составлять план изучаемого текста, тезисы, опорные схемы.
9. Проблемные вопросы.
7 класс, тема «Линейная функция и ее график». Как с помощью построенного графика линейной функции у=-3х+6 решить уравнение -3х+6=0 и неравенства -3х+6<0, -3х+6>0 ?
10.Мозговой штурм.
Каждая группа должна придумать как можно больше способов решения задачи. Рассмотрим еще несколько приемов работы в группах. Обучение в команде Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой или вопросом, подлежащими изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать это вместе, а в том, чтобы познать это вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и причем, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместного решения поставленной перед ними проблемы . Команда получает одну на всех оценку в виде балльной отметки, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности. Для этого им необходимо выполнить предложенное для всей группы задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и время на ее достижение. Ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это
стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме. Равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе , которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или другой группы, а с собственными, ранее достигнутыми. Это дает «продвинутым», «средним» и «отстающим» ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена, и средний и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов. Вариантами такого подхода к организации обучения можно рассматривать индивидуально-групповую работу и командно-игровую. В первом случае ученики разбиваются на группы по четыре человека (обязательно разные по уровню обученности). После объяснения нового материала предлагается ученикам закрепить его в группах, группам даются определенные задания, необходимые опоры. Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами дается тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. Сложность задания дифференцируется для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий суммируются на всех, и объявляется группе общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый соревнуется сам с собой, т. е. со своим ранее достигнутым результатом. Можно в группах организовать и индивидуальную работу. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий. Приведу еще один пример работы в группах в 7 классе по теме «Определение степени. Свойства степени». Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Учитываются достижения каждого ученика. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для выполнения общего задания. Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. В 5-6 кл. учу детей работать в статической паре, т. к. она является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах. Пара работает не только в режиме «взаимообучения», но и в режиме «взаимоконтроля». Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Начиная с 7 класса дети хорошо умеют работать в статической паре. Например: При изучении в 10 классе темы «Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x=a, ctg x=a» дети по желанию делятся на статические пары. Первый ученик работает по теме «Арктангенс и решение уравнения tg x =a», второй - «Арккотангенс и решение уравнения ctg x=a», затем меняясь ролями «учитель» - «ученик» рассказывают друг другу. Рассмотрим следующую тему 10 класса по учебнику А. Г. Мордковича «Тригонометрические уравнения». При изучении данной темы можно использовать динамические пары. Четыре человека готовят одно задание, но имеющее четыре части: простейшие тригонометрические
уравнения, решение уравнений методом введения новой переменной, решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители, однородные тригонометрические уравнения. Каждый должен внимательно прочитать текст, по тексту составить план своего рассказа, подобрать примеры, затем все это мысленно проговорить, зафиксировать письменно. Я проверяю задание каждого ученика, даю консультацию, если необходимо, или вместе составляем план, по которому ученик будет готовиться. После подготовки своей части обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем меняя логику изложения с учетом индивидуальных особенностей.
План

изложения

материала

каждого

участника

динамической

пары
1.Простейшие тригонометрические уравнения: -определение тригонометрического уравнения; -решение уравнения cos x=a; -решение уравнения sin x=a; -решение уравнения tg x=a; -особо важные частные случаи; -уравнения вида T(kx+m)=a,где T-знак какой-либо тригонометрической функции; -примеры. 2.Метод введения новой переменной (рассматривается на конкретных примерах): -2sin 2 x-5sin x+2=0, z=sin x; -cos 2 x-sin x-cos x=0; -tg x/2+3ctg x/2=4; 3.Метод разложения на множители: -способы разложения на множители (формулы сокращенного умножения, способ группировки, вынесение общего множителя за скобки); -уравнение f(x)=0 преобразовать к виду f (x 1 ) f(x 2 )=0; -примеры. 4. Однородные тригонометрические уравнения: -определение; -однородные тригонометрические уравнения первой степени; -однородные тригонометрические уравнения второй степени; -алгоритм решения уравнения; -примеры.
Иногда прошу детей самостоятельно разбить учебный материал на части, озаглавить, составить план рассказа и распределить между собой вид деятельности. В отличие от динамической пары, где распределяется по частям единое для всех общее задание, в вариационной паре происходит интеграция усилий, затраченных каждым на подготовку разных материалов. В вариационной паре обрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно. Работу в вариационных парах применяю и при изучении нового материала. Каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, затем идет работа по схеме. Например: по теме «Функции и их графики», 7 класс. 1. Линейная функция и ее график. 2. Квадратичная функция и ее график. 3. Прямая пропорциональность и ее график . 4. Функция у=х и ее график. Взаимообучение происходит по схеме с остальными тремя товарищами, каждый усваивает три порции нового материала Я считаю, что такое изучение нового материала позволяет более прочно усвоить новый материал, т. к. каждая группа представляет свой вариант рассказа, защиты, но с обязательными определениями, правилами, свойствами, которые даны в тексте. над этим проектом проводилась с целью систематизации, обобщения и чтобы вместить все виды наземных животных, Ноев ковчег должен был быть во много раз больше. Бывают у нас с ребятами состязания сказочников, поэтическая страничка и выставка карикатур, посвященные той или иной изученной теме. Каждое творческое задание оценивается. Закрепление – процесс неоднородный. Различают три этапа закрепления: первоначальное, тренировочное и итоговое. Первоначальное закрепление должно организовываться как воспроизводящее. Перед глазами учащихся должен находиться воспроизводимый материал: алгоритм или пример решения задачи, который дети составили, работая в группах. Например: 10 класс, тема «Уравнение касательной к графику функции». Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции у=f(х) 1) Обозначить абсциссу точки касания буквой а 2) Вычислить f(а) 3) Найти f(х) и вычислить f(а) 4.Подставить найденные числа а, f(а), f(а), в формулу у= f(а)+ f(а) (х+а)
2.2 Закрепление и обобщение материала

Тренировочное закрепление может быть отнесено к домашней работе. Но лучше, если оно будет организовано в классе. На эту работу нужно дать задания, трудность и сложность которых возрастает от одного задания к другому. Такую работу дети выполняют в парах, каждый может найти помощь у соседа, а у кого что- либо не получается, то на помощь прихожу я. Итоговое закрепление-это завершающий этап. Например: В 8 классе по теме «Параллелограмм» каждой группе дается решить семь задач, после чего каждая группа у доски защищает по одной задаче, а остальные группы являются оппонентами. Группы задают друг другу вопросы по данным задачам. Баллы группам ставятся за защиту, за умение ответить на любой вопрос оппонента. Если защищавщий не может ответить на вопросы, то один балл переходит в группу оппонента. Затем дети по кругу передают свои рабочие тетради. Каждая группа проверяет оставшиеся две задачи ребят соседней группы и ставит баллы. После этого подводится итог. «Работа в парах сменного состава» позволяет ребенку быть самостоятельным, раскрепощенным, реально оценивать свои возможности, обеспечивает более прочное усвоение знаний. В вариационной паре отрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно. Например: каждый готовит карточку с вопросами, задачами, примерами. На обороте карточки даны ответы на вопросы, решения задач и примеров. После проверки мною карточек ребята начинают работать в четверке. Иногда карточки дети готовят дома. Проверяю такие карточки после уроков и консультирую детей. На уроке определяется схема передачи карточек, кто кому передает, кто с кем работает. Отвечающий знает, что в случае затруднений может получить помощь, сопоставить свой ответ с вариантом ответа на карточке товарища, вместе с товарищем проанализировать расхождения в ответах. Схема работы в парах рисуется на доске. На этапе обобщения изученного материала провожу различные интеллектуальные марафоны, турниры, бои. Приведу пример математического боя среди групп (см. правила боя в приложении стр.33). Обобщающий урок по теме: «Признаки параллельности прямых». Задачи группам даются заранее из дополнительной литературы «Задачи к урокам геометрии 7-11кл.» и «Задачи по геометрии 7-11» Б. Г. Зив. Следует отметить , что важен не только сам факт выполнения задания, но и выбранный учащимся способ решения. Кроме того , существенным является умение ученика максимально точно и выразительно излагать свои мысли. Разминка проводится с целью повторения основных теорем, которые будут использоваться при решении задач-это признаки параллельности прямых и прзнаки равенства треугольника. Задачи по готовым чертежам. Дети должны по представленному чертежу устно, без какой-либо подготовки обьяснить решение задачи. По одному представителю группы выходят к доске для решения задач, вытягивают карточку и готовят защиту задачи. В это время остальные члены групп приступают к выполнению теста. Подчеркну наиболее важные учебные цели, которые можно достигать в рамках проведения математических боев: -развиваются навыки самостоятельного решения задач; -при рассказе решения задач совершенствуются навыки монологической речи и приобретаются умения видеть и исправлять недочеты своего доклада или недочеты своих товарищей;
-в процессе оппонирования школьники развивают критическое мышление: учатся отличать верные математические утверждения от правдоподобных, но неверных; четко и лаконично формулировать вопрос.
2.3 Метод проектов- как одна из форм групповой работы
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся-индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени. Бытует мнение, что работа над проектами возможна лишь в системе работы с одаренными детьми и высоко мотивированных к учению. Я считаю, что это в корне неверно. Даже с детьми низкой мотивацией и способностями работа над проектом дает положительный результат. Начиная с пятого класса, каждый ученик принимает участие в создании проекта в рамках урока. Дети разбиваются на группы, пары вырабатывают самостоятельный взгляд на решение проблемы, сталкиваются с затруднениями, самостоятельно решают их для достижения практической цели. С 7 класса работа над проектом начинается уже в индивидуальном порядке с постепенным переходом на исследовательские работы. Метод «Проектов» может быть использован как при изучении новой темы, так и при обобщении, а в конце каждой четверти проходит защита проектов или рефератов, темы которых дополняют главы школьного учебника. На защите ребята демонстрируют знание содержания проблемы, умение компетентно представлять вариант ее решения, аргументированно и четко отвечать на вопросы, отстаивать свою позицию и принимать критику. Например: В шестом классе дети работали над созданием проекта по теме «Симметрия». Класс был разбит на пять групп. Каждая группа получила свое задание. Первая группа-«Осевая симметрия»; Вторая группа-«Ось симметрии фигуры»; Третья группа-«Задача о пауке и мухе»; Четвертая группа-«Центральная симметрия»; Пятая группа-«Зеркальная симметрия». Цель: Дать представление о симметрии в окружающем мире; познакомить с основными видами симметрии на плоскости и в пространстве; приобрести опыт построения симметричных фигур; расширить представления об известных фигурах, познакомив со свойствами, связанными с симметрией; показать возможности использования симметрии при решении различных задач и построениях. Например: В восьмом классе по теме «Квадратные уравнения» группам были предложены следующие темы: а) Неполные квадратные уравнения б) Полные квадратные уравнения
в)Уравнения, приводимые к квадратным г)Рациональные уравнения д)Теорема Виета е)Разложение квадратного трехчлена на множители ж)Исследование квадратного уравнения з)Текстовые задачи. Работа над этим проектом проводилась с целью систематизации, обобщения и расширения знаний по данной теме. Урок прошел в виде конференции. Например: В пятом классе после изучения темы «Площадь. Формула площади прямоугольника» детям было рассказано библейское предание о том, как некогда весь мир был затоплен дождем выше самых высоких гор. По словам библии, бог однажды «раскаялся, что создал человека на земле», и сказал: «Истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил». Единственный человек, которого бог хотел при этом пощадить, был праведник Ной. Поэтому бог предупредил его о готовящейся гибели мира и велел построить просторный корабль (по библейскому выражению «ковчег») следующих размеров: «длина ковчега-300 локтей, широта-50 локтей, а высота его 30 локтей». В ковчеге было три этажа. На этом корабле должны были спастись не один Ной со своим семейством и семьями свойх взрослых детей, но и все породы наземных животных. Бог велел Ною взять в ковчег по одной паре всех видов таких животных вместе с запасом пищи для них на долгий срок. После чего был предложен вопрос: могли ли в Ноевом ковчеге разместиться все виды наземных животных? Дети работали в малых группах. Вычислили «жилую площадь» ковчега, нашли цифровые данные о количестве млекопитающих, птиц, земноводных, насекомых, пресмыкающихся, паукообразных, учли многочисленную семью Ноя, количество корма и продуктов питания и пришли при помощи математических расчетов к выводу -чтобы вместить все виды наземных животных, Ноев ковчег должен был быть во много раз больше. Такие проекты дети пишут с удовольствием. Им нравится исследовать(смотри в приложении некоторые темы проектов и исследовательских работ с 5 по 6 кл.).
2.4 Индивидуальная работа на уроке
При КСО и групповых технологиях на уроках математики предоставляется возможность работать индивидуально с каждым учащимся на фоне самостоятельно работающего класса. Основной задачей при индивидуальной работе остается обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности. Часть времени индивидуальной работы уделяется управлению, которое осуществляется в процессе обхода всех учащихся, когда каждому уделяется примерно одинаковое время. После этого можно перейти к контролю. Например, прослушать одного из учащихся группы, проверить взаимоконтроль, проконтролировать взаимопомощь и выставить оценки в журнал. На каждом уроке провожу и дифференцированную индивидуальную работу. Можно вызвать ученика к доске для ответа. Класс внимательно слушает, если необходимо исправляет ошибки, дает рецензию ответу товарища,
коллективно ставит оценку. Возможен и иной вариант индивидуальной работы с учеником у доски, когда один ученик выполняет на доске письменно задание , а другой - проверяет. Ставит плюс, если задание выполнено правильно и минус за неверное решение. Задает вопросы по правилам, на которые допушены ошибки, и просит их исправить. Если же у отвечающего у доски не получается, то проверяющий ему объясняет. Оценки выставляются так: класс - проверяющему, а проверяющий - тому, кто решал самостоятельно у доски. При самостоятельной работе класса каждый ученик может подойти ко мне за помощью для консультации или я сама подхожу к слабым учеником для дополнительной индивидуальной работы. Иногда на уроках помогают мне консультанты. Консультанты могут быть назначены заранее или прямо на уроке из числа детей, которые быстро и правильно выполнили свое задание. Каждый консультант имеет свою группу детей, нуждающихся в помощи, а иногда дети сами выбирают консультанта.
2.5 Проверка домашнего задания
Часто урок начинается с проверки домашнего задания - это опрос в той или иной форме (устной или письменной). Основная задача - проконтролировать, кто и как выполнил домашнее задание, соответственно выставить оценки. Следует добиться полного осмысления ранее пройденного материала, по которому было дано домашнее задание, проверить, действительно ли все учащиеся поняли пройденную тему. Поэтому прежде, чем проверять,
необходимо предоставить ученикам еще одну возможность прояснить непонятые в ходе выполнения домашнего задания детали. Для этого учащиеся в начале урока могут задать вопросы учителю( до опроса). Либо можно сразу организовать группы, те же, в которых учащиеся работали на предыдущем уроке, когда пытались общими усилиями разобраться в новом материале. Теперь ученики в группах могут проверить друг у друга правильность выполнения домашнего задания, вместе разобраться в трудных местах, попросить учителя помочь им, если не смогут это сделать самостоятельно. При проверке домашних заданий я никогда не исправляю ошибки. Ставлю плюс, если правильно, и минус, если допущена ошибка. Дети должны обязательно выполнить работу над ошибками в индивидуальном порядке или на уроке формируются пары, группы по однотипным ошибкам. Возможна работа в парах, когда дети проверяют друг у друга и ставят оценку. Каждый ученик получает две оценки. Первую - за выполнение домашней работы, а вторую - за проверку. Все возможные варианты описать невозможно. На каждый урок можно придумать новое.
2.6 Обучение в группах решению нестандартных


В раздел образования