"Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)"
Автор: Белоусова Людмила Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ д/с № 7 "Лучик" Населённый пункт: город Волжский Наименование материала: проект Тема: "Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)" Раздел: дошкольное образование
»
Автор проекта:
воспитатель
Белоусова Людмила Юрьевна
МКДОУ д/с № 7 «Лучик»
г. Волжский
«И с токи творческих способностей детей и их дарований –
на кончиках пальцев…»
В. А. Сухомлинский.
Стратегия осуществления проектной
деятельности
Данный проект реализован на МКДОУ д/с « «Лучик» в совместной
деятельности воспитателя, родителей.
Проект долгосрочный, рассчитан на 1 год.
Фото
Участники проекта:
Дети
Воспитатели
Родители
Педагоги детского сада
Паспорт проекта
По деятельности участников проекта: практико-
ориентированный
Форма представления: презентация
Тип проекта: творческий, открытый, групповой.
Срок реализации проекта: 1 год.
Количество участников: 10 человек.
Актуальность
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у
человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия,
так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью
тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о
форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому
работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до
поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное
внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой
моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-
первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие
ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем
поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Актуальность
Мелкая моторика- это точные и тонкие движения пальцев руки. От
развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к
письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Поэтому при поступлении ребенка в школу, недостаточное развитие
мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут привести к
возникновению негативного отношения ребенка к школе, снижению
учебной мотивации. Очень важно в дошкольном возрасте как можно
раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и
практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать
механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Цель проекта:
Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, используя
традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи проекта:
совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой
моторики;
подбор и изготовление игр для мелкой моторики.
развивать мелкую моторику пальцев рук у детей через использование
разнообразных игр, методов и приемов;
развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми,
поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных
дошкольных требований.
развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
развитие способности координированной работы рук со зрительным
восприятием;
развивать эмоциональную отзывчивость;
развивать коммуникативные навыки.
Теоретическое обоснование:
Методологической основой проекта явились следующие положения:
Положения программы под редакцией М.А. Васильевой «Программа
обучения и воспитания в детском саду»;
Исследования М. М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой
о связи интеллектуального развития и моторики пальцев.
«Арттерапия» - развитие малышей и коррекция разного рода
затруднений с помощью искусства. Любой ребёнок от рождения
испытывает тягу к рисованию или пению и музыке.
Проблемные вопросы:
Какими
средствами
достичь
положительные
результаты в
развитии
моторики?
Какими приемами
привлечь
родителей к
решению проблемы
по развитию
мелкой моторики?
Какие приемы и
методы
необходимо
использовать для
достижения
положительного
результата?
Условия реализации проекта
Межпредметные связи
Проект реализуется в совместной деятельности педагога и детей:
В рамках дополнительного образования:
В свободной деятельности:
•
Игры
•
Свободная деятельность детей
•
Прогулки
•
Кружок «Умелые ручки»
•
Художественная деятельность
•
Речевое развитие
•
Ознакомление с художественной литературой
•
Познание
Интеграция взаимодействия
участников проекта
Работа в рамках проекта с родителями
Этапы и сроки проведения работы
Организационно-подготовительный этап
Практический этап
Заключительный этап
Результативность:
возросла потребность в детском творчестве, поделки стали отличаться
оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка.
укрепилась мелкая моторика рук.
расширился словарный запас.
родители стали принимать более активное участие в жизни детей.
участие в городских и международных конкурсах.
Перспективы:
продолжать работу по развитию мелкой моторики детей с овз через
артпедагогику.
расширять работу с социумом.
продолжать участвовать в конкурсах детского творчества.
распространять свой опыт работы.
Работа с детьми
Игры с мелкими предметами
Тестопластика
Рисование нетрадиционным методом
Пластилинография
Работа с бумагой
Работа с песком и крупой
Ручной труд
Театральная деятельность
Совместная работа с родителями
Совместное занятие родителей и детей по тестопластике
Обобщение опыта
Опыт обобщен на педагогическом совете МКДОУ компенсирующего вида
№ 7 «Лучик»
Размещение проекта на сайте социальной сети работников образования