Напоминание

Современные подходы в организации учебного занятия в системе профессионального образования


Автор: Купряшова Любовь Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой"
Населённый пункт: г.о. Сызрань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные подходы в организации учебного занятия в системе профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




2
Содержание

Введение...................................................................................................................... 3

Глава 1. Педагогические условия реализации современных технологий

профессионально-ориентированного обучения...............................................5
1.1. Компетентностный подход как основная составляющая профессио- нально-ориентированного обучения...................................................................5 1.2. Основы технологии обучения творческому мышлению в учебном про- цессе 6
Глава 2. Использование инновационных методов и приемов на занятиях

в сфере профессионального образования......................................................... 9
2.1. Формирование исследовательского стиля познавательной деятельно- сти обучающихся................................................................................................. 9 2.2. Профессионально-ориентированные блочно-модульные технологии обучения............................................................................................................... 11 2.3. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании .............................................................................................................................. 13
Заключение........................................................................................................... 15
Список использованной литературы 17
Введение
В новых социально-экономических условиях значительно возросли тре- бования к профессиональной компетентности, гибкости, способности к твор-
3 честву будущих специалистов – выпускников системы профессионального образования. Успех деятельности учреждений среднего профессионального образо- вания во многом зависит от профессионально-личностных качеств педагога, его нравственного и интеллектуального потенциала, а также творческого по- иска в решении педагогических проблем, и для этого сегодня имеются необ- ходимые теоретические и практические предпосылки. Сложившаяся к настоящему времени система подготовки педагогиче- ских кадров объективно требует пересмотра и уточнения её содержания, структуры, организации, принципов взаимосвязи с образовательной практи- кой и инновационными процессами в образовании. Особую значимость приобретают проблемы, связанные с проектирова- нием новых профессионально ориентированных образовательных техноло- гий, обеспечивающих достижение высокого качества и гарантированных ре- зультатов профессионального обучения, становления личности педагога. Необходимость целенаправленного рассмотрения вопросов, относя- щихся к профессионально ориентированными образовательными технологи- ям, определяется также стремлением вооружить педагога необходимыми компетенциями для организации развивающей образовательной среды. Цель работы – анализ современных подходов в организации учебного занятия в системе профессионального образования. Задачи работы: 1. Выявить основные особенности компетентностного подхода как основной составляющей профессионально-ориентированного обу- чения. 2. Исследовать основы технологии обучения творческому мышлению в учебном процессе. 3. Исследовать формирование исследовательского стиля познаватель- ной деятельности обучающихся. 4. Рассмотреть профессионально-ориентированные блочно-модульные технологии обучения. 5. Проанализировать практико-ориентированный подход в профессио- нальном образовании.
4 Предмет исследования: процесс современных подходов в организации учебного занятия с системе профессионального образования. Объект исследования: учебное занятие в системе профессионального образования. Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследова- ния. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использо- ванной литературы.
5
Глава 1. Педагогические условия реализации современных

технологий профессионально-ориентированного обучения

1.1. Компетентностный подход как основная составляющая

профессионально-ориентированного обучения
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, ФГОС НПО и СПО третьего поколения зафиксировали тенденцию к переводу содержания среднего профессионального образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход в системе среднего специального образования приходит на смену зна- ниевому. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информиро- ванность обучающегося, а формирование умений учиться с использованием современных технологий, не сумму знаний, а умение их получать. Запомнить и ответить – это накопление знаний. Подставить значение в готовую формулу – это реализация умений. Узнать среди многих математиче- ских выражений квадратное уравнение – проявление навыков. Применить свои знания и умения в практической профессиональной ситуации – это компетентность. При таком подходе учебная деятельность периодически при- обретает исследовательский или практико-преобразовательный характер. В современном профессиональном образовании под компетентностью понимают владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его долж- ности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою про- фессиональную деятельность. В соответствии с ФГОС выделяются общие и профессиональные базо- вые компетенции. [1, с. 43] К общим компетенциям выпускника колледжа (повышенный уровень) относятся следующие: - понимание сущности и социальной значимости своей будущей про- фессии, проявление к ней устойчивого интереса;
6 - организация собственной деятельности, правильный выбор методов и способов выполнения профессиональных задач из известных, оценка их эф- фективности и качества; - решение проблем, оценка рисков, умение принимать решения в не- стандартных ситуациях; - осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - эффективное использование информационно-коммуникативных тех- нологий в профессиональной деятельности; - работа в команде, обеспечение её сплочения, умение эффективно об- щаться с коллегами и руководством; - умение ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, орга- низовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий; - самостоятельное определение задач профессионального и личностно- го развития, самообразование, осознанное планирование повышения квали- фикации. [6, с. 237] В компетентностном подходе в системе профессионального образова- ния перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами работодателей, на основе серьёзных социологических исследова- ний. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса профессионального обучения, этим определяют его эффективность, т.е. качество.
1.2.

Основы технологии обучения творческому мышлению в учебном

процессе
Анализ процессов, происходящих в системе среднего профессиональ- ного образования, показывает, что в настоящее время всё более приоритетной становится подготовка специалиста не только профессионально грамотного, но и компетентного, творчески развивающегося, готового не к исполнитель- ской, но проблемно-исследовательской, поисковой деятельности, создающей условия для саморазвития и самореализации личности.
7 В связи с этим современной системе среднего профессионального об- разования необходим педагог, способный разобраться и творчески осмыслить всю гамму программ и учебников, предлагаемых колледжам, привнести в диалог с обучающимися поисковую ситуацию, способный к интеграции ново- образований и продуктивных проектов в реально действующие образователь- ные системы. Решение проблемы развития творческого мышления будущих специа- листов обеспечит формирование личности, готовой к творчеству, способной работать в условиях динамичного развития науки, техники, производства, строительства, сервиса и т.д. Для развития у обучающихся творческого мышления необходимы не отдельные творческие задачи, а системы творческих задач. Системы творче- ских задач должны быть основой обучающей деятельности. [4, с. 139] Критерии творческого мышления: 1) новизна процесса (решения), с помощью которого результат был по- лучен; 2) получение результата за счёт иррационального начала, интуиции, озарения; 3) способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему, поиск разных способов получения результата; 4) наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предше- ствующего моменту нахождения решения; 5) наличие устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации; 6) умение оперировать ранее полученными знаниями в новой непри- вычной ситуации; 7) умение видеть, открывать что-то новое в знакомом объекте, явлении. Эмпирическое изучение творческого мышления в современной психо- логии и педагогике проводится с использованием различных методов. [7, с. 176] Существуют и другие не менее эффективные методы формирования творческой направленности учебной деятельности, вместе с тем основой успеха является высокая компетентность и личная заинтересованность педа- гогов в решении данной важной проблемы.
8
Глава 2. Использование инновационных методов и приемов на

занятиях в сфере профессионального образования

2.1. Формирование исследовательского стиля познавательной

деятельности обучающихся
Одним из важнейших направлений деятельности педагогов в процессе реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании яв- ляется формирования поискового, исследовательского стиля познавательной
9 деятельности обучающихся с применением всего многофункционального пе- дагогического комплекса образовательного учреждения. Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача не- лёгкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в школе «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Но, к сожалению, не каждая даже столичная общеобразовательная школа может похвастаться строгим следованием данному принципу. [5, с. 237] Стремительно меняется мир вокруг нас, в современной жизни востре- бована креативность мышления, педагогу она должна быть присуща как ни- кому другому. Научить обучающихся анализировать нестандартные ситуации, разра- батывать алгоритм своей деятельности и достижений, технологически мыс- лить в тех или иных жизненных ситуациях, выдвигать гипотезу, формулиро- вать цели, задачи, проблему, принимать решение на основе добытой из разных источников и критически осмысленной информации – вот основная проблема, требующая решения от современного педагога. [8, с. 30] Изучая вопросы, касающиеся анализа уровня теоретической и методи- ческой подготовки педагогов, степени сформированности индивидуального стиля профессиональной деятельности, степени его соответствия современ- ным требованиям, приходится убеждаться в том, что состояние дел в данной области далеко от совершенства. Хотя в целом система среднего профессио- нального образования столицы является довольно прогрессивной и устрем- лённой в будущее, во многих образовательных учреждениях есть педагоги, придерживающиеся преимущественно репродуктивных подходов к планиро- ванию, организации и оценке качества учебного процесса. Безусловно, не они формируют основное направление нынешних изменений, но сам факт на- личия данного «педагогического почерка» свидетельствует о застойных и вредоносных явлениях, явно не соответствующих духу времени. Переломить положение дел к лучшему вполне возможно. Для этого необходимо добиться неоспоримого признания всем педагогическим коллек- тивом учебного заведения необходимости разработки и интегративного при- менения технологии формирования исследовательской культуры учащихся на
10 занятиях всех предметных циклов. Актуальность данной технологии для об- разовательных учреждений системы среднего профессионального образова- ния несомненна, так как на современном этапе её развития во главу угла ста- вится умение специалиста добывать знания в процессе личностно-значимой деятельности, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоя- тельно принимая решение, то есть акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – это самостоя- тельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно но- вых ценностей, важных для развития личности будущего специалиста, и ори- ентирующая каждого из участников познавательного процесса на достижение индивидуально-личностных успехов. Однако её эффективность возможна лишь при выполнении определён- ных условий: 1) обучающийся должен хотеть проводить исследование (важна система мотивации); 2) обучающийся должен суметь это сделать (для этого у него до выпол- нения работы должны быть уже сформированы определённые компетентно- сти); 3) он должен получить удовлетворение от своей работы (должна быть разработана система оценки, поощрения). [8, с. 31] Итак, под учебно-исследовательской деятельностью обучающихся по- нимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретиче- ских знаний с преимущественно самостоятельным применением научных ме- тодов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений.
2.2. Профессионально-ориентированные блочно-модульные технологии

обучения
Профессиональное образование в своём развитии движется в направле- нии совершенствования, накопления положительного опыта в соответствии с современными тенденциями. Всё более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность, идёт поиск и
11 апробация новых инновационных технологий. Одна из них – блочно-модуль- ная технология. Технология модульного обучения характеризуется опережающим изу- чением теоретического материала укрупнёнными блоками-модулями, алго- ритмизацией учебной деятельности, завершённостью и согласованностью циклов познания и других видов деятельности. Модульные программы и модули для учебных занятий строятся с целе- вым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных и частных дидактических целей, с реализацией обратной связи (т.е. интеграции теоретического блока-модуля и алгоритмического). Начало модуля определя- ет общую интегрированную цель, а начало его элемента – описание частной цели. Весь блок изучаемой темы намечает близкие, средние и дальние пер- спективы. Здесь необходимо подчеркнуть обязательную согласованность дей- ствий во всех элементах модульного занятия, основу которого должен состав- лять диалог преподавателя и обучающихся, а весь процесс учебной деятель- ности обеспечиваться многократно повторяющейся и варьирующейся само- стоятельной работой. [9, с. 91] Традиционные методы и приёмы обучения не дают обучающимся воз- можности усвоить знания по программному материалу столь же полно и эф- фективно. Блочно-модульное обучение результативнее и продуктивнее, оно обеспечивает высокий уровень специальных и профессиональных навыков, ведёт к изменению функций преподавателя: он становится консультантом, со- беседником обучающихся. Под модулем понимаем целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание, способы овладения этим содержание и контроль качества усвоения учебного материала. Модуль – это методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности будущего специалиста на данном занятии, а также учебные за- дания и рекомендации по их выполнению. Модульные занятия отличаются от обычных: строятся в соответствии с логикой процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл позна- ния, совпадающий с циклом учебной деятельности (описание, объяснение,
12 проектирование). Обычные же занятия строятся по логике: проверка домаш- него задания, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом. Модульное занятие начинается с целеполагания (определения целей де- ятельности обучающихся, т.е. чему они научатся в течение конкретного заня- тия). Следующий этап в модульном занятии – мотивация усвоения содержа- ния и учебной деятельности. Это различного рода интеллектуальные размин- ки, логические упражнения, небольшие тесты. Далее идёт информационный блок: его содержание представляет собой рассказ преподавателя, лекцию, фильм, презентацию, сообщения обучающихся или комбинацию этих компо- нентов. Далее – отработка материала: лабораторные работы, решение учеб- ных задач, анализ и решение проблем, ответы на вопросы, выполнение зада- ний, игры, конференции. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля: само- и взаимоконтроль. [9, с. 93] Итак, модульная технология: − позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении; − даёт возможность использования различных видов деятельности (ин- дивидуальной, в парах, в группах); − способствует накоплению материала к итоговым занятиям; − способствует повышению мотивации изучения дисциплины; − развивает надпредметные способы учебной деятельности, мысли- тельной деятельности обучающихся. [4, с. 78] В целом, рассмотрение сущности и особенностей блочно-модульной системы позволяет сделать следующие выводы: блочно-модульное обучение – одна из эффективных технологий, которая способствует совершенствова- нию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающих- ся. Уровневая дифференциация внутри модулей позволяет адаптировать их к обучающимся с разной подготовленностью, что особо значимо для системы среднего специального образования.
2.3. Практико-ориентированный подход в профессиональном

образовании
Сущность данной образовательной технологии вытекает из её названия и включает следующие аспекты: интеграция всех составляющих педагогиче-
13 ского процесса в колледже на основе приоритета формирования профессио- нальных компетенций обучающихся; перенос обучения на рабочие места и учебные полигоны, учебные фирмы; реальное курсовое и дипломное проек- тирование; обучение преподавателей на современном производстве. Актуальность проблемы развития практико-ориентированных образова- тельных технологий в системе среднего специального образования обуслав- ливается новым направлением, заключающимся в реализации идеи приклад- ного бакалавриата. Бакалавриат – получение общего высшего образования, общих знаний по определённой специальности. Одна из причин, обуславливающая необходимость разработки данного направления, заключается в том, что, что рынок труда не готов принимать значительную часть выпускников колледжей, техникумов с теми компетенци- ями, которыми они обладают на сегодняшний день. Квалифицированные ра- бочие должны не просто уметь выполнять набор операций, но и на хорошем уровне владеть теорией, адекватно воспринимать изменения, понимать, как меняются технологии. Прикладной бакалавриат базируется на программах среднего профоб- разования и представляет собой практико-ориентированное обучение в соче- тании с изучением теории, характерное для программ высшего образования. Прикладной или практико-ориентированный бакалавриат – это уровень выс- шего профессионального образования
,
который может быть получен теми специалистами, которые раньше получали лишь среднее профессиональное образование. [2, с. 86] Инициатива создания такой схемы исходила от работодателей и систе- мы среднего профобразования: сегодня технологии в ряде отраслей настолько усложняются, что уровень обучения специалистов, которые для них требуют- ся, должен быть выше уровня начального и среднего профессионального об- разования. В то же время, многие знания, полученные в вузе, имеют теорети- ческий характер, они специалисту-практику не нужны, соответственно, он сможет «сэкономить» время для овладения практическими навыками. В настоящее время во многих образовательных учреждениях системы СПО используется новый подход к практической подготовке выпускников на
14 стадиях реализации производственной практики, курсового и дипломного проектирования. С целью подготовки выпускников на высоком профессио- нальном уровне по соответствующим специальностям темы дипломных проектов подбираются с учетом их реального использования в виде моделей или устройств. [3, с. 62] Исходя из вышесказанного, необходимо, в первую очередь, создать ма- териально-техническую базу для обеспечения самостоятельной исследова- тельской работы студентов. Для её создания в большинстве колледжей есть все предпосылки. Кроме того необходимо подбирать такую тематику само- стоятельной исследовательской деятельности студентов, которая нашла бы применение на региональном рынке сбыта.
Заключение
Развитие теории профессионального образования предполагает «созда- ние новой педагогики», обеспечивающей высокое качество профессиональ- ной подготовки, соответствующей требованиям работодателей, способствую- щей формированию социальной зрелости и развитию личности обучающих- ся. Для этого необходимо решить две проблемы: разработать новое основан- ное на профессиональных стандартах содержание и развивать образователь- ные технологии среднего профессионального образования. В формировании профессиональной компетенции будущего специали- ста важны такие методы обучения, как имитация профессиональной деятель- ности на лабораторно-практических занятиях, анализ производственных си- туаций, занятия на тренажёрах. Использование их в учебном процессе делает обучение активным, деятельностным, контекстным (включённым в профес- сиональную деятельность). Методика организации и проведения занятий в учреждениях среднего профессионального образования является достаточно разработанной и эф- фективной. Вместе с тем в условиях изменяющихся требований к подготовке и профессиональным компетенциям специалистов при организации и прове- дении занятий необходимо учитывать изменения в производстве, технике, технологиях, в том числе педагогических.
15 Недостаточная разработанность теоретических основ образовательных технологий в системе среднего профессионального образования приводит к тому, что за такие технологии стали приниматься частные методические раз- работки, под понятие образовательной технологии подводится любая педаго- гическая практика. Это ведет к дискредитации важнейших признаков техно- логизации: гарантированность конечного результата и воспроизводимость технологии другим педагогом для получения сходных результатов, а, в конеч- ном счете, к технократизации профессионального образования. В процессе подготовки учебно-методического пособия установлено, что распространённая ныне парадигма личностно ориентированного образо- вания важна и актуальна, вместе с тем очевидна и её недостаточность для среднего профессионального образования, где требуется обеспечить не толь- ко индивидуальное восприятие, но и одновременно реализацию знаний в практической деятельности. На первый план в современных условиях реформирования системы среднего профессионального образования выдвигается изменение преимуще- ственно информационной концепции на профессионально ориентированную, когда целеполагание и построение учебного процесса обеспечивает развитие прочных умений и навыков, необходимых для квалифицированного, конку- рентоспособного и профессионально мобильного специалиста. Решение проблем повышения эффективности педагогического процес- са в системе среднего профессионального образования основывается на вне- дрении компетентностного подхода к планированию, реализации и оценке эффективности деятельности педагогических коллективов, на целенаправлен- ной и профессиональной работе по внедрению профессионально ориентиро- ванных образовательных технологий.
16
Список использованной литературы
1. Калькова Г.В., Кочнева Е.И., Кривцов Л.Ю.Технологии профессиональ- но ориентированного обучения: учебно-метод. пособие. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012. 2. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. – Красноярск: Поликом, 2007. 3. Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. – М.: МНЭПУ, 2009. 4. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. 5. Гребенюк О.С. Общая педагогика: курс лекций. – Калининград: Кали- нинградский университет, 2009. 6. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш.у- чеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 7. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учебное посо- бие. – М.: Академия, 2009. 8. Лебедева А.В. Роль исследовательского обучения в формировании по- знавательного интереса обучающихся // Среднее профессиональное об- разование. – 2010. – №3. – С. 30–32. 9. Михайлова Н.Н. Развитие образовательных технологий в начальном профессиональном образовании. – М.: НИРПО, 2007.


В раздел образования