Современные подходы в организации учебного занятия в системе профессионального образования
Автор: Купряшова Любовь Владимировна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ СО "Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой" Населённый пункт: г.о. Сызрань Наименование материала: Методическая разработка Тема: Современные подходы в организации учебного занятия в системе профессионального образования Раздел: среднее профессиональное
Глава 1. Педагогические условия реализации современных технологий
профессионально-ориентированного обучения...............................................5
1.1. Компетентностный подход как основная составляющая профессио-
нально-ориентированного обучения...................................................................5
1.2.
Основы технологии обучения творческому мышлению в учебном про-
цессе 6
Глава 2. Использование инновационных методов и приемов на занятиях
в сфере профессионального образования......................................................... 9
2.1. Формирование исследовательского стиля познавательной деятельно-
сти обучающихся................................................................................................. 9
2.2.
Профессионально-ориентированные
блочно-модульные
технологии
обучения............................................................................................................... 11
2.3. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании
.............................................................................................................................. 13
Заключение........................................................................................................... 15
Список использованной литературы
17
Введение
В новых социально-экономических условиях значительно возросли тре-
бования к профессиональной компетентности, гибкости, способности к твор-
3
честву будущих специалистов – выпускников системы профессионального
образования.
Успех деятельности учреждений среднего профессионального образо-
вания во многом зависит от профессионально-личностных качеств педагога,
его нравственного и интеллектуального потенциала, а также творческого по-
иска в решении педагогических проблем, и для этого сегодня имеются необ-
ходимые теоретические и практические предпосылки.
Сложившаяся к настоящему времени система подготовки педагогиче-
ских кадров объективно требует пересмотра и уточнения её содержания,
структуры, организации, принципов взаимосвязи с образовательной практи-
кой и инновационными процессами в образовании.
Особую значимость приобретают проблемы, связанные с проектирова-
нием новых профессионально ориентированных образовательных техноло-
гий, обеспечивающих достижение высокого качества и гарантированных ре-
зультатов профессионального обучения, становления личности педагога.
Необходимость
целенаправленного
рассмотрения
вопросов,
относя-
щихся к профессионально ориентированными образовательными технологи-
ям,
определяется
также
стремлением
вооружить
педагога
необходимыми
компетенциями для организации развивающей образовательной среды.
Цель работы – анализ современных подходов в организации учебного
занятия в системе профессионального образования.
Задачи работы:
1.
Выявить
основные
особенности
компетентностного
подхода
как
основной составляющей профессионально-ориентированного обу-
чения.
2.
Исследовать основы технологии обучения творческому мышлению
в учебном процессе.
3.
Исследовать формирование исследовательского стиля познаватель-
ной деятельности обучающихся.
4.
Рассмотреть профессионально-ориентированные блочно-модульные
технологии обучения.
5.
Проанализировать практико-ориентированный подход в профессио-
нальном образовании.
4
Предмет исследования: процесс современных подходов в организации
учебного занятия с системе профессионального образования.
Объект исследования: учебное занятие в системе профессионального
образования.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследова-
ния.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использо-
ванной литературы.
5
Глава 1. Педагогические условия реализации современных
технологий профессионально-ориентированного обучения
1.1. Компетентностный подход как основная составляющая
профессионально-ориентированного обучения
Концепция модернизации российского образования на период до 2020
года, ФГОС НПО и СПО третьего поколения зафиксировали тенденцию к
переводу содержания среднего профессионального образования на уровень
ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный
подход в системе среднего специального образования приходит на смену зна-
ниевому.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информиро-
ванность обучающегося, а формирование умений учиться с использованием
современных технологий, не сумму знаний, а умение их получать.
Запомнить и ответить – это накопление знаний. Подставить значение в
готовую формулу – это реализация умений. Узнать среди многих математиче-
ских выражений квадратное уравнение – проявление навыков. Применить
свои знания и умения в практической профессиональной ситуации – это
компетентность. При таком подходе учебная деятельность периодически при-
обретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.
В современном профессиональном образовании под компетентностью
понимают
владение
специалистом
набором
необходимых
для
его
работы
компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его долж-
ности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою про-
фессиональную деятельность.
В соответствии с ФГОС выделяются общие и профессиональные базо-
вые компетенции. [1, с. 43]
К общим компетенциям выпускника колледжа (повышенный уровень)
относятся следующие:
-
понимание сущности и социальной значимости своей будущей про-
фессии, проявление к ней устойчивого интереса;
6
-
организация собственной деятельности, правильный выбор методов и
способов выполнения профессиональных задач из известных, оценка их эф-
фективности и качества;
-
решение проблем, оценка рисков, умение принимать решения в не-
стандартных ситуациях;
-
осуществление поиска и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития;
-
эффективное использование информационно-коммуникативных тех-
нологий в профессиональной деятельности;
-
работа в команде, обеспечение её сплочения, умение эффективно об-
щаться с коллегами и руководством;
-
умение ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, орга-
низовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности
за результат выполнения заданий;
-
самостоятельное определение задач профессионального и личностно-
го развития, самообразование, осознанное планирование повышения квали-
фикации. [6, с. 237]
В компетентностном подходе в системе профессионального образова-
ния
перечень
необходимых
компетенций
определяется
в
соответствии
с
запросами работодателей, на основе серьёзных социологических исследова-
ний. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью
и результатами процесса профессионального обучения, этим определяют его
эффективность, т.е. качество.
1.2.
Основы технологии обучения творческому мышлению в учебном
процессе
Анализ процессов, происходящих в системе среднего профессиональ-
ного образования, показывает, что в настоящее время всё более приоритетной
становится подготовка специалиста не только профессионально грамотного,
но и компетентного, творчески развивающегося, готового не к исполнитель-
ской, но проблемно-исследовательской, поисковой деятельности, создающей
условия для саморазвития и самореализации личности.
7
В связи с этим современной системе среднего профессионального об-
разования необходим педагог, способный разобраться и творчески осмыслить
всю гамму программ и учебников, предлагаемых колледжам, привнести в
диалог с обучающимися поисковую ситуацию, способный к интеграции ново-
образований и продуктивных проектов в реально действующие образователь-
ные системы.
Решение проблемы развития творческого мышления будущих специа-
листов обеспечит формирование личности, готовой к творчеству, способной
работать в условиях динамичного развития науки, техники, производства,
строительства, сервиса и т.д.
Для развития у обучающихся творческого мышления необходимы не
отдельные творческие задачи, а системы творческих задач. Системы творче-
ских задач должны быть основой обучающей деятельности. [4, с. 139]
Критерии творческого мышления:
1) новизна процесса (решения), с помощью которого результат был по-
лучен;
2) получение результата за счёт иррационального начала, интуиции,
озарения;
3) способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему,
поиск разных способов получения результата;
4) наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предше-
ствующего моменту нахождения решения;
5) наличие устойчивой и длительной или более кратковременной, но
очень сильной мотивации;
6) умение оперировать ранее полученными знаниями в новой непри-
вычной ситуации;
7) умение видеть, открывать что-то новое в знакомом объекте, явлении.
Эмпирическое изучение творческого мышления в современной психо-
логии и педагогике проводится с использованием различных методов. [7, с.
176]
Существуют и другие не менее эффективные методы формирования
творческой направленности учебной деятельности, вместе с тем основой
успеха является высокая компетентность и личная заинтересованность педа-
гогов в решении данной важной проблемы.
8
Глава 2. Использование инновационных методов и приемов на
занятиях в сфере профессионального образования
2.1. Формирование исследовательского стиля познавательной
деятельности обучающихся
Одним из важнейших направлений деятельности педагогов в процессе
реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании яв-
ляется формирования поискового, исследовательского стиля познавательной
9
деятельности обучающихся с применением всего многофункционального пе-
дагогического комплекса образовательного учреждения.
Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача не-
лёгкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами,
всегда помня, что в школе «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Но,
к сожалению, не каждая даже столичная общеобразовательная школа может
похвастаться строгим следованием данному принципу. [5, с. 237]
Стремительно меняется мир вокруг нас, в современной жизни востре-
бована креативность мышления, педагогу она должна быть присуща как ни-
кому другому.
Научить обучающихся анализировать нестандартные ситуации, разра-
батывать алгоритм своей деятельности и достижений, технологически мыс-
лить в тех или иных жизненных ситуациях, выдвигать гипотезу, формулиро-
вать
цели,
задачи,
проблему,
принимать
решение
на
основе
добытой
из
разных источников и критически осмысленной информации – вот основная
проблема, требующая решения от современного педагога. [8, с. 30]
Изучая вопросы, касающиеся анализа уровня теоретической и методи-
ческой подготовки педагогов, степени сформированности индивидуального
стиля профессиональной деятельности, степени его соответствия современ-
ным требованиям, приходится убеждаться в том, что состояние дел в данной
области далеко от совершенства. Хотя в целом система среднего профессио-
нального образования столицы является довольно прогрессивной и устрем-
лённой в будущее, во многих образовательных учреждениях есть педагоги,
придерживающиеся преимущественно репродуктивных подходов к планиро-
ванию, организации и оценке качества учебного процесса. Безусловно, не они
формируют основное направление нынешних изменений, но сам факт на-
личия данного «педагогического почерка» свидетельствует о застойных и
вредоносных явлениях, явно не соответствующих духу времени.
Переломить положение дел к лучшему вполне возможно. Для этого
необходимо добиться неоспоримого признания всем педагогическим коллек-
тивом учебного заведения необходимости разработки и интегративного при-
менения технологии формирования исследовательской культуры учащихся на
10
занятиях всех предметных циклов. Актуальность данной технологии для об-
разовательных учреждений системы среднего профессионального образова-
ния несомненна, так как на современном этапе её развития во главу угла ста-
вится умение специалиста добывать знания в процессе личностно-значимой
деятельности, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоя-
тельно принимая решение, то есть акцент переносится с усвоения знаний на
формирование компетентности.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – это самостоя-
тельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно но-
вых ценностей, важных для развития личности будущего специалиста, и ори-
ентирующая каждого из участников познавательного процесса на достижение
индивидуально-личностных успехов.
Однако её эффективность возможна лишь при выполнении определён-
ных условий:
1) обучающийся должен хотеть проводить исследование (важна система
мотивации);
2) обучающийся должен суметь это сделать (для этого у него до выпол-
нения работы должны быть уже сформированы определённые компетентно-
сти);
3) он должен получить удовлетворение от своей работы (должна быть
разработана система оценки, поощрения). [8, с. 31]
Итак, под учебно-исследовательской деятельностью обучающихся по-
нимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретиче-
ских знаний с преимущественно самостоятельным применением научных ме-
тодов познания, что является условием и средством развития у обучающихся
творческих исследовательских умений.
2.2. Профессионально-ориентированные блочно-модульные технологии
обучения
Профессиональное образование в своём развитии движется в направле-
нии совершенствования, накопления положительного опыта в соответствии с
современными
тенденциями.
Всё
более
характерными
становятся
такие
принципиально новые черты, как динамизм и вариативность, идёт поиск и
11
апробация новых инновационных технологий. Одна из них – блочно-модуль-
ная технология.
Технология модульного обучения характеризуется опережающим изу-
чением теоретического материала укрупнёнными блоками-модулями, алго-
ритмизацией
учебной
деятельности,
завершённостью
и
согласованностью
циклов познания и других видов деятельности.
Модульные программы и модули для учебных занятий строятся с целе-
вым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных и
частных дидактических целей, с реализацией обратной связи (т.е. интеграции
теоретического блока-модуля и алгоритмического). Начало модуля определя-
ет общую интегрированную цель, а начало его элемента – описание частной
цели. Весь блок изучаемой темы намечает близкие, средние и дальние пер-
спективы. Здесь необходимо подчеркнуть обязательную согласованность дей-
ствий во всех элементах модульного занятия, основу которого должен состав-
лять диалог преподавателя и обучающихся, а весь процесс учебной деятель-
ности обеспечиваться многократно повторяющейся и варьирующейся само-
стоятельной работой. [9, с. 91]
Традиционные методы и приёмы обучения не дают обучающимся воз-
можности усвоить знания по программному материалу столь же полно и эф-
фективно. Блочно-модульное обучение результативнее и продуктивнее, оно
обеспечивает высокий уровень специальных и профессиональных навыков,
ведёт к изменению функций преподавателя: он становится консультантом, со-
беседником обучающихся.
Под
модулем
понимаем
целевой
функциональный
узел,
в
котором
объединены учебное содержание, способы овладения этим содержание и
контроль качества усвоения учебного материала.
Модуль – это методическое средство, в котором указаны цели учебной
деятельности будущего специалиста на данном занятии, а также учебные за-
дания и рекомендации по их выполнению.
Модульные занятия отличаются от обычных: строятся в соответствии с
логикой процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл позна-
ния, совпадающий с циклом учебной деятельности (описание, объяснение,
12
проектирование). Обычные же занятия строятся по логике: проверка домаш-
него задания, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом.
Модульное занятие начинается с целеполагания (определения целей де-
ятельности обучающихся, т.е. чему они научатся в течение конкретного заня-
тия).
Следующий этап в модульном занятии – мотивация усвоения содержа-
ния и учебной деятельности. Это различного рода интеллектуальные размин-
ки, логические упражнения, небольшие тесты. Далее идёт информационный
блок: его содержание представляет собой рассказ преподавателя, лекцию,
фильм, презентацию, сообщения обучающихся или комбинацию этих компо-
нентов. Далее – отработка материала: лабораторные работы, решение учеб-
ных задач, анализ и решение проблем, ответы на вопросы, выполнение зада-
ний,
игры,
конференции.
На
этом
этапе
используются
«мягкие»
формы
контроля: само- и взаимоконтроль. [9, с. 93]
Итак, модульная технология:
− позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении;
− даёт возможность использования различных видов деятельности (ин-
дивидуальной, в парах, в группах);
− способствует накоплению материала к итоговым занятиям;
− способствует повышению мотивации изучения дисциплины;
− развивает надпредметные способы учебной деятельности, мысли-
тельной деятельности обучающихся. [4, с. 78]
В целом, рассмотрение сущности и особенностей блочно-модульной
системы позволяет сделать следующие выводы: блочно-модульное обучение
– одна из эффективных технологий, которая способствует совершенствова-
нию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающих-
ся. Уровневая дифференциация внутри модулей позволяет адаптировать их к
обучающимся с разной подготовленностью, что особо значимо для системы
среднего специального образования.
2.3. Практико-ориентированный подход в профессиональном
образовании
Сущность данной образовательной технологии вытекает из её названия
и включает следующие аспекты: интеграция всех составляющих педагогиче-
13
ского процесса в колледже на основе приоритета формирования профессио-
нальных компетенций обучающихся; перенос обучения на рабочие места и
учебные полигоны, учебные фирмы; реальное курсовое и дипломное проек-
тирование; обучение преподавателей на современном производстве.
Актуальность проблемы развития практико-ориентированных образова-
тельных технологий в системе среднего специального образования обуслав-
ливается новым направлением, заключающимся в реализации идеи приклад-
ного бакалавриата. Бакалавриат – получение общего высшего образования,
общих знаний по определённой специальности.
Одна из причин, обуславливающая необходимость разработки данного
направления, заключается в том, что, что рынок труда не готов принимать
значительную часть выпускников колледжей, техникумов с теми компетенци-
ями, которыми они обладают на сегодняшний день. Квалифицированные ра-
бочие должны не просто уметь выполнять набор операций, но и на хорошем
уровне владеть теорией, адекватно воспринимать изменения, понимать, как
меняются технологии.
Прикладной бакалавриат базируется на программах среднего профоб-
разования и представляет собой практико-ориентированное обучение в соче-
тании с изучением теории, характерное для программ высшего образования.
Прикладной или практико-ориентированный бакалавриат – это уровень выс-
шего профессионального образования ,
который может быть получен теми
специалистами, которые раньше получали лишь среднее профессиональное
образование. [2, с. 86]
Инициатива создания такой схемы исходила от работодателей и систе-
мы среднего профобразования: сегодня технологии в ряде отраслей настолько
усложняются, что уровень обучения специалистов, которые для них требуют-
ся, должен быть выше уровня начального и среднего профессионального об-
разования. В то же время, многие знания, полученные в вузе, имеют теорети-
ческий характер, они специалисту-практику не нужны, соответственно, он
сможет «сэкономить» время для овладения практическими навыками.
В настоящее время во многих образовательных учреждениях системы
СПО используется новый подход к практической подготовке выпускников на
14
стадиях реализации производственной практики, курсового и дипломного
проектирования. С целью подготовки выпускников на высоком профессио-
нальном
уровне
по
соответствующим
специальностям
темы
дипломных
проектов подбираются с учетом их реального использования в виде моделей
или устройств. [3, с. 62]
Исходя из вышесказанного, необходимо, в первую очередь, создать ма-
териально-техническую базу для обеспечения самостоятельной исследова-
тельской работы студентов. Для её создания в большинстве колледжей есть
все предпосылки. Кроме того необходимо подбирать такую тематику само-
стоятельной исследовательской деятельности студентов, которая нашла бы
применение на региональном рынке сбыта.
Заключение
Развитие теории профессионального образования предполагает «созда-
ние новой педагогики», обеспечивающей высокое качество профессиональ-
ной подготовки, соответствующей требованиям работодателей, способствую-
щей формированию социальной зрелости и развитию личности обучающих-
ся. Для этого необходимо решить две проблемы: разработать новое основан-
ное на профессиональных стандартах содержание и развивать образователь-
ные технологии среднего профессионального образования.
В формировании профессиональной компетенции будущего специали-
ста важны такие методы обучения, как имитация профессиональной деятель-
ности на лабораторно-практических занятиях, анализ производственных си-
туаций, занятия на тренажёрах. Использование их в учебном процессе делает
обучение активным, деятельностным, контекстным (включённым в профес-
сиональную деятельность).
Методика организации и проведения занятий в учреждениях среднего
профессионального образования является достаточно разработанной и эф-
фективной. Вместе с тем в условиях изменяющихся требований к подготовке
и профессиональным компетенциям специалистов при организации и прове-
дении занятий необходимо учитывать изменения в производстве, технике,
технологиях, в том числе педагогических.
15
Недостаточная разработанность теоретических основ образовательных
технологий в системе среднего профессионального образования приводит к
тому, что за такие технологии стали приниматься частные методические раз-
работки, под понятие образовательной технологии подводится любая педаго-
гическая практика. Это ведет к дискредитации важнейших признаков техно-
логизации:
гарантированность
конечного
результата
и
воспроизводимость
технологии другим педагогом для получения сходных результатов, а, в конеч-
ном счете, к технократизации профессионального образования.
В
процессе
подготовки
учебно-методического
пособия
установлено,
что распространённая ныне парадигма личностно ориентированного образо-
вания важна и актуальна, вместе с тем очевидна и её недостаточность для
среднего профессионального образования, где требуется обеспечить не толь-
ко индивидуальное восприятие, но и одновременно реализацию знаний в
практической деятельности.
На первый план в современных условиях реформирования системы
среднего профессионального образования выдвигается изменение преимуще-
ственно информационной концепции на профессионально ориентированную,
когда целеполагание и построение учебного процесса обеспечивает развитие
прочных умений и навыков, необходимых для квалифицированного, конку-
рентоспособного и профессионально мобильного специалиста.
Решение проблем повышения эффективности педагогического процес-
са в системе среднего профессионального образования основывается на вне-
дрении компетентностного подхода к планированию, реализации и оценке
эффективности деятельности педагогических коллективов, на целенаправлен-
ной и профессиональной работе по внедрению профессионально ориентиро-
ванных образовательных технологий.
16
Список использованной литературы
1.
Калькова Г.В., Кочнева Е.И., Кривцов Л.Ю.Технологии профессиональ-
но
ориентированного
обучения: учебно-метод. пособие. – М.: ГБОУ
УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
2.
Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в
процессе его профессионального становления. – Красноярск: Поликом,
2007.
3.
Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т.
Шацкого. – М.: МНЭПУ, 2009.
4.
Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное
пособие. – М.: КНОРУС, 2010.
5.
Гребенюк О.С. Общая педагогика: курс лекций. – Калининград: Кали-
нинградский университет, 2009.
6.
История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш.у-
чеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
7.
Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учебное посо-
бие. – М.: Академия, 2009.
8.
Лебедева А.В. Роль исследовательского обучения в формировании по-
знавательного интереса обучающихся // Среднее профессиональное об-
разование. – 2010. – №3. – С. 30–32.
9.
Михайлова Н.Н. Развитие образовательных технологий в начальном
профессиональном образовании. – М.: НИРПО, 2007.