Автор: Иванова Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 25" АГО Населённый пункт: город Асбест Свердловской области Наименование материала: Коспект Тема: Позновательно - исследовательская деятельность Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно - образовательной деятельности для
детей 3-4 лет,
по теме: «Капелька - волшебница»
Автор: Иванова С.А
Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и
свойств воды.
Задачи:
Закрепить представления о свойствах воды (вода прозрачная, без запаха, без вкуса, вода
жидкая, вода окрашивается)
Формировать умение изображать капли дождя при помощи пипеток.
развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с
жидкостями.
Развивать умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.
Воспитывать аккуратность в работе.
Вызвать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми.
воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор
Планируемый результат:
- дети имеют представление о свойствах воды;
- у детей значительно пополнился словарный запас;
- дети умеют дать ответ на поставленный вопрос;
- расширен кругозор детей.
Возраст участников: Данная непосредственно образовательная деятельность предназначена для
детей 3-4 лет.
Условия проведения:
- место проведения : групповая комната МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №25»
АГО.
- оборудование: - стаканчики по числу детей, разноцветные краски, кисточки по числу детей,
большая ёмкость с чистой водой, салфетки, колпачки, магнитофон, ватман с изображением тучи,
пипетки.
- перечень аудио ресурсов: запись шума воды.
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Предварительная работа:
Опыты: «Свойства воды (жидкая, бесцветная, без запаха, вода теплая и холодная)
Чтение произведений: 3. Александрова «Капель» К. Чуковский «Мойдодыр» С. Маршак «Дождь»
А. Барто «Девочка чумазая»
Просмотр мультфильмов: «Дождик», «Капитошка».
Рассматривание сюжетных картинок с изображением: дождя, рек, водопада, сказочного героя
«Капельки»
Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико.» «Зачем нужна вода»
Д. /и. «Кто где живет»
П. и. «Капельки и тучка»
Наблюдение за аквариумом.
Воспитатель: Дети, давайте мы сейчас с вами подарим друг другу хорошее настроение
(строимся, взявшись за руки в круг «добра»).
ЕСТЬ ХОРОШАЯ ПРИМЕТА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВСТРЕЧАТЬ ПРИВЕТОМ.
Небу ясному привет. солнцу красному привет.
Люди взрослые и малыши вам привет от всей души.
Давайте улыбнёмся и скажем привет друг другу и нашим гостям.
А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте её
Жила она в туче,
А туча — плакуча.
Когда заревёт,
Она вниз упадёт
Дети:
Капелька.
(Звучит шум воды, выходит капелька)
Здравствуйте, ребята.
Я водяная капелька,
Я очень вам нужна,
Покапаю, покапаю –
Получится вода.
Воспитатель: Ой дети, посмотрите, кто это к нам пришел?
Воспитатель: Откуда она появилась?
Дети: Из тучки
Воспитатель: А из чего же она состоит?
Дети: Из воды.
Капелька: Как приятно, что вы меня узнали,
Воспитатель: Мы с ребятами, очень много знаем про воду.
Капелька: Это очень здорово, а вы мне расскажете?
(На экране появляются картинки с водой)
1 ребёнок:
Вода-вода, кругом вода
И без нее нам никуда.
Цветы полить,
И просто так ее попить.
2 ребёнок:
Мы открываем кран с водой
И наливаем в чайник свой.
Вода кипит, вода шипит,
И скоро чаем угостит.
вместе: И в нашей группе вода есть
Ее капелек не счесть.
Сейчас по группе мы пойдем
И много капелек найдем
Воспитатель: Видишь, Капелька, как много всего ребята знают, но мы можем не только рассказать,
но и показать. Дети, покажем?
Дети: Да.
Воспитатель: Но для этого нам нужно подготовиться
Физ. минутка
Воспитатель:
Дети, давайте мы подойдем к столу.
- Здесь стоят стаканы с водой. Посмотрите через стенки стакана, и скажите, что вы видите?
Дети: Цыпленок
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему через стакан с водой можно увидеть картинку? Вода
имеет цвет?
Дети: Потому что вода прозрачная, вода без цвета.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, имеет ли вода запах? Понюхайте воду, она чем-нибудь
пахнет?
Дети: Нет, вода без запаха
Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте воду на вкус. Какого вкуса вода?
Дети: У воды нет вкуса
Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас на столах есть еще стаканы, но пустые. Что мы можем
сделать с водой?
Дети: Перелить воду в пустой стаканчик. (дети переливают воду).
Воспитатель: Дети вода из одного стакана в другой, что делает?
Дети: Течет, льется, переливается.
Воспитатель: Почему вода течет, какая она?
Дети: Жидкая.
Капелька: Как вы много знаете о воде и всё правильно мне рассказали. Молодцы!
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что Капелька не простая, а волшебная. А как вы знаете, все
волшебники могут показывать фокусы. Хотите посмотреть фокус?
Дети: Да.
Капелька: Тогда скорее пойдемте за мной на мое волшебное облако.
(Дети идут к другому столу, где стоят стаканы с чистой водой, кисточки, ванночки с
разноцветными красками, шапочки по количеству детей. В середине стола стоит прозрачная
емкость с чистой водой, а в руках у Капелька большая кисть в краске)
Воспитатель: Сели все правильно, спинку выпрямили.
Капелька: Дети, посмотрите у меня есть волшебная кисточка, сейчас я опущу ее в воду, и вода
станет волшебная:
«Была водичка простая, а стала волшебная». (дети повторяют)
Воспитатель: Дети, а вы хотите стать волшебниками?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Чтобы стать волшебниками нужно надеть волшебные шапочки. Теперь вы тоже
волшебники! (надевают шапочки)
Дети, посмотрите, у вас тоже есть волшебные кисточки, вам нужно взять кисточку в правую руку и
потихоньку окунуть кончик в ванночку с краской и аккуратно опустить ее в воду, и мы увидим -
что произойдет (дети повторяют за воспитателем)
Дети, что произошло с водой?
Дети: Она стала цветной
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем еще то, что вода может окрашиваться.
Капелька: Молодцы! Как здорово у вас получилось.
Воспитатель: Дети, давайте подарим Капелька подарок, нарисуем ему настоящую картину.
Снимите шапочки, проходите за мной.
(Дети идут за воспитателем, за стол, где лежит лист бумаги с изображением тучи, гуашь – синего
цвета по количеству детей, влажные салфетки, пипетки)
Воспитатель: Мы нарисуем весёлый дождик, чтобы ему без нас не было скучно.
А рисовать мы сегодня будем необычным способом пипетками.
Но сначала наши пальчики хотят поиграть.
(воспитатель проводит пальчиковую гимнастику)
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик хочет спать…
Воспитатель: Посмотрите, как правильно рисовать (показ)
- Нужно взять пипетку тремя пальцами, сжать её, отпустить в стаканчик с водой, разжать пальцы.
Посмотрите, вода набралась в пипетку, теперь надавите над картиной и получится капелька.
Воспитатель: Давайте попробуем рисовать все вместе. (под тихую, спокойную музыку, дети
рисуют коллективный рисунок, методом нетрадиционного способа (рисование пипетками,
изображая капельки дождя)
- Посмотри, Капелька, какой замечательный дождик мы тебе нарисовали.
Капелька: Дети, какие вы молодцы, теперь мне точно не будет скучно. Спасибо вам! А я вам тоже
хочу сделать сюрприз.
- Я хочу угостить вас вкусным соком.
(Капелька дарит детям сок)
(звучит музыка «Шум дождя»)
- Ну вот и всё, мне пора возвращаться к себе домой на тучку, но если вам со мной было весело, то я
обязательно к вам приду ещё. До свидания!
Дети: До свидания!
(Капелька уходит).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы с вами узнали сегодня.
Дети: вода без вкуса, без запаха, жидкая, горячая и холодная, вода окрашивается и нарисовали
подарок для Капельки.
Воспитатель: Дети, у меня для вас тоже есть сюрприз. (подарок)
-Умнички! А теперь и нам пора (звучит веселая музыка, прощаются и уходят).
Список литературы
1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным окружением и социальным миром. Младшая группа
3-4 года.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Вераксы Н.Е. 2015 2
3. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
4.Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возраста, 2007
5.Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе
проблемного обучения».
6. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб.,
Питер, 2004.
7. Выготский Л. С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л. С. Семенюк – М.:
Воронеж, 2003г
8 Запорожец А. В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.
В., Леонтьева А. И. – М.: Педагогика, 1995г.
9. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего
дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 –
с. 12.
10. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические
рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: «Аркти», 2004г.
Список приложений
Приложение № 1
Физ. Минутка «В понедельник я купался».
Приложение № 2
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».
Приложение № 3
Произведение К.И.Чуковского «Мойдодыр»
Приложение № 4
Приложение № 5
Прилодение1
Физ. минутка
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
(дети повторяют)
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик хочет спать…
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик уже уснул.
Пальчик, пальчик не шали,
Братьев ты не разбуди.
Приложение 3
Сказка Мойдодыр
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Утюги
за
сапогами,
Сапоги
за
пирогами,
Пироги
за
утюгами,
Кочерга
за
кушаком —
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»
Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.
Как пустился я по улице
бежать,
Прибежал я к умывальнику
опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
осказках.ру - oskazkax
А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!
Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!