Автор: Григорьева Марианна Дмитриевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО "РДЮЦ" Олекминский район, Республика Саха (Якутия) Населённый пункт: Олекминск, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: Исследовательская работа Тема: Тайна старинного предмета Раздел: дополнительное образование
ТАЙНА СТАРИННОГО
ПРЕДМЕТА
Григорьев Артём, 7 лет
руководитель : Педагог дополнительного образования
Григорьева Марианна Дмитриевна
«…ИСТИННЫЙ ПУТЬ ОТКРЫТИЙ - НЕ ПОИСКИ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ,
А ВЗГЛЯД НОВЫМИ ГЛАЗАМИ...»
МАРСЕЛЬ ПРУСТ
«Чувство
Родины
н у ж н о
з а б о т л и в о
взращивать,
прививать
духовную
оседлость.
Если
не
будет корней в родной
местности,
в
родной
стороне - будет много
людей,
похожих
на
иссушенное
растение
перекати-поле.»
Академик Д.С. Лихачев
АКТУАЛЬНОСТЬ
Чувству любви к Родине научиться нельзя. Оно приходит к каждому в свое
время, но бывает – не приходит совсем. Гражданственность и патриотизм – это
прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности
за ее судьбу. Любовь к родине начинается с семьи , с земли на которой
родился и растет человек. Родная земля – хранительница уникальных
памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории
родного края. Олекминский край богат своей историей , традициями, культурой,
природными ресурсами, неповторимой природой
Но в нашем городе находится единственный музей землеведения, экспонаты
которого маленький ребенок может увидеть, но не прочувствовать , а через
некоторое время забыть и больше не вспоминать. Но если привлечь ребенка к
поиску старинных предметов , к истории родины на месте – то происходит
«погружение» в историческое прошлое семьи и родной земли
Обращаясь к эмоциональной сфере , можно решать сложнейшую психолого-
педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей в духовный
мир ребенка
НОВИЗНА ПРОЕКТА
Н и к т о
р а н е е
н е
исследовал
предметы
крестьянского
Олекминского района
ЦЕЛЬ: ПРОВЕСТИ ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТАРИННОГО
ПРЕДМЕТА
И УЗНАТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
ЗАДАЧИ
воспитание бережного отношения к
культурному наследию;
развитие чувства причастности к судьбе
родной земли;
формирование исторического сознания;
создание ситуации соприкосновения с
историческим предметным миром,
формирование способности его
восприятия через подлинные музейные
предметы;
обучение основам исследовательской
работы;
воспитание человека, имеющего
устойчивые нравственные и культурные
ориентиры;
НАЧАЛО РАБОТЫ
На месте
исчезнувшей деревни
близ озера Копытка
(между селом
Олекминское и Улахан-
Мунку) странные
предметы, о названии и
происхождении которых
моей семье было
ничего не известно
ПОИСК
Из различных источников мы
узнали, что предметы , найденные
нами- обереги.
Считалось чтобы уберечь коня от
нечистого на конской сбруе
непременно должна быть медь.
Блестящие и звенящие украшения
берегли и украшали и крестьянских
и дворянских коней. Источник
этого поверья неизвестен, но люди
действительно верили в это и
увешивали свою лошадь
украшениями-оберегами. И всегда
начищали их до блеска, и
прилаживали, сколько могли себе
позволить
КОНИНА
Со
временем
все
эти
предметы
попали
в
землю,
потерянные
или
брошенные.
Вещи хоть и простые, но красивые и
даже
сегодня
смотрятся
элегантно.
Подобные
зовутся
ёмким
словом
«конина».
И з г о т а в л и в а л о с ь
в с е
э т о
многообразие в деревенских кузницах
из меди, бронзы, луженой меди или
латуни. Примерно со второй половины
1 9
в е к а
с т а л и
п о я в л я т ь с я
ш т а м п о в а н н ы е
п р е д м е т ы
промышленного
производства.
Все
медные и латунные элементы упряжи
начищались
хозяевами
до
блеска.
Ручки для чересседельника
Пряжки
Кольца разного диаметра и
цепи на ремни
Ременные разделители
ВИДЫ ОБЕРЕГОВ- КОНИНА
ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ НЕ НЕСШИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАВШИХСЯ ТОЛЬКО В КАЧЕСТВЕ ОБЕРЕГА И УКРАШЕНИЯ
:
1.
Солнечные бляхи
- крупные украшения, имеющие солярную символику и привешиваемые на
голову лошади. Делались из жёлтой латуни и меди, пока встречены только литые бляхи, их находки
нечасты.
2.
Узорные бляхи:
украшения-обереги круглой формы, различной величины, несущие какие либо
геометрические элементы – шестиконечная и восьмиконечная звезда, круг, треугольник,
шестиугольник или имеющие символ сердца. Края практически всегда имеют зубцы, изготовлены
из меди или латуни. Такие бляхи нашивались на ремни сбруи в качестве центральных элементов
композиции
3.
Бляхи–пуговицы
- Круглой с гладким или зубчатым краем, размеры таких блях разнились от 1 до
4-5cm. Ими обшивались седла, ремни и другие части упряжи. Форма круглая, с зубчатым и гладким
краем, размеры от 1см до примерно 4см.
4.
Заклёпки, накладки, наконечники
и т.д. – большое множество разнообразных предметов,
которые украшали и берегли лошадку от сглаза. Выглядели такие обереги очень разнообразно –
стреловидные и овальные накладки, пластинки с ушками для закрепления бубенцов и
колокольчиков, «трилистники», заклёпки с вставками из цветных стёкол и т.д.
5.
Колокольчики и бубенцы
– привешивались на ременные накладки, под дугу и на упряжь
Своим звоном радовали хозяина и уберегали лошадь от порчи. Иногда на колокольчиках
встречаются надписи или номера, обозначающие мастеров или места производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы узнали историю древних , забытых
предметов – оберегов – «конина»., которые
наши предки использовали для защиты и
удачи.
У
меня
есть
предметы
,
которые
,
возможно изготовил мой далекий предок.
Это я расцениваю как подарок от моей
родной земли и буду беречь эту реликвию
и передавать ее от поколения к поколению