Напоминание

Тайна старинного предмета


Автор: Григорьева Марианна Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "РДЮЦ" Олекминский район, Республика Саха (Якутия)
Населённый пункт: Олекминск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Тайна старинного предмета
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТАЙНА СТАРИННОГО ПРЕДМЕТА Григорьев Артём, 7 лет руководитель : Педагог дополнительного образования Григорьева Марианна Дмитриевна
«…ИСТИННЫЙ ПУТЬ ОТКРЫТИЙ - НЕ ПОИСКИ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ, А ВЗГЛЯД НОВЫМИ ГЛАЗАМИ...» МАРСЕЛЬ ПРУСТ «Чувство Родины н у ж н о з а б о т л и в о взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.» Академик Д.С. Лихачев
АКТУАЛЬНОСТЬ  Чувству любви к Родине научиться нельзя. Оно приходит к каждому в свое время, но бывает – не приходит совсем. Гражданственность и патриотизм – это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Любовь к родине начинается с семьи , с земли на которой родился и растет человек. Родная земля – хранительница уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Олекминский край богат своей историей , традициями, культурой, природными ресурсами, неповторимой природой  Но в нашем городе находится единственный музей землеведения, экспонаты которого маленький ребенок может увидеть, но не прочувствовать , а через некоторое время забыть и больше не вспоминать. Но если привлечь ребенка к поиску старинных предметов , к истории родины на месте – то происходит «погружение» в историческое прошлое семьи и родной земли  Обращаясь к эмоциональной сфере , можно решать сложнейшую психолого- педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка
НОВИЗНА ПРОЕКТА Н и к т о р а н е е н е исследовал предметы крестьянского Олекминского района
ЦЕЛЬ: ПРОВЕСТИ ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТАРИННОГО ПРЕДМЕТА И УЗНАТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ЗАДАЧИ  воспитание бережного отношения к культурному наследию;  развитие чувства причастности к судьбе родной земли;  формирование исторического сознания;  создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;  обучение основам исследовательской работы;  воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
НАЧАЛО РАБОТЫ  На месте исчезнувшей деревни близ озера Копытка (между селом Олекминское и Улахан- Мунку) странные предметы, о названии и происхождении которых моей семье было ничего не известно
ПОИСК  Из различных источников мы узнали, что предметы , найденные нами- обереги.  Считалось чтобы уберечь коня от нечистого на конской сбруе непременно должна быть медь. Блестящие и звенящие украшения берегли и украшали и крестьянских и дворянских коней. Источник этого поверья неизвестен, но люди действительно верили в это и увешивали свою лошадь украшениями-оберегами. И всегда начищали их до блеска, и прилаживали, сколько могли себе позволить
КОНИНА Со временем все эти предметы попали в землю, потерянные или брошенные. Вещи хоть и простые, но красивые и даже сегодня смотрятся элегантно. Подобные зовутся ёмким словом «конина». И з г о т а в л и в а л о с ь в с е э т о многообразие в деревенских кузницах из меди, бронзы, луженой меди или латуни. Примерно со второй половины 1 9 в е к а с т а л и п о я в л я т ь с я ш т а м п о в а н н ы е п р е д м е т ы промышленного производства. Все медные и латунные элементы упряжи начищались хозяевами до блеска.
 Ручки для чересседельника  Пряжки  Кольца разного диаметра и цепи на ремни  Ременные разделители ВИДЫ ОБЕРЕГОВ- КОНИНА
ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ НЕ НЕСШИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАВШИХСЯ ТОЛЬКО В КАЧЕСТВЕ ОБЕРЕГА И УКРАШЕНИЯ : 1. Солнечные бляхи - крупные украшения, имеющие солярную символику и привешиваемые на голову лошади. Делались из жёлтой латуни и меди, пока встречены только литые бляхи, их находки нечасты. 2. Узорные бляхи: украшения-обереги круглой формы, различной величины, несущие какие либо геометрические элементы – шестиконечная и восьмиконечная звезда, круг, треугольник, шестиугольник или имеющие символ сердца. Края практически всегда имеют зубцы, изготовлены из меди или латуни. Такие бляхи нашивались на ремни сбруи в качестве центральных элементов композиции 3. Бляхи–пуговицы - Круглой с гладким или зубчатым краем, размеры таких блях разнились от 1 до 4-5cm. Ими обшивались седла, ремни и другие части упряжи. Форма круглая, с зубчатым и гладким краем, размеры от 1см до примерно 4см. 4. Заклёпки, накладки, наконечники и т.д. – большое множество разнообразных предметов, которые украшали и берегли лошадку от сглаза. Выглядели такие обереги очень разнообразно – стреловидные и овальные накладки, пластинки с ушками для закрепления бубенцов и колокольчиков, «трилистники», заклёпки с вставками из цветных стёкол и т.д. 5. Колокольчики и бубенцы – привешивались на ременные накладки, под дугу и на упряжь Своим звоном радовали хозяина и уберегали лошадь от порчи. Иногда на колокольчиках встречаются надписи или номера, обозначающие мастеров или места производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы узнали историю древних , забытых предметов – оберегов – «конина»., которые наши предки использовали для защиты и удачи. У меня есть предметы , которые , возможно изготовил мой далекий предок. Это я расцениваю как подарок от моей родной земли и буду беречь эту реликвию и передавать ее от поколения к поколению


В раздел образования