Напоминание

Образная структура "Песни о Соколе" М.Горького .


Автор: Гасанова Забюв Ибрагимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ№4
Населённый пункт: Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Образная структура "Песни о Соколе" М.Горького .
Раздел: среднее образование





Назад




Образная структура «Песни о Соколе» М.Горького . Рожденный ползать-летать не может!.. М.Горький Художественное произведение-это результат индивидуального словесного творчества. Реальный мир предстает здесь таким, каким его понимает автор. С помощью языковых средств писатель пишет о том, что его волнует. Писатель творчески осмысливает явления действительности, вынося их на суд читателя. Художественное произведение требует от читателя эмоционально-эстетического восприятия. Именно эмоционально- эстетическое восприятие позволяет читателю найти для себя в художественном произведении что-то новое, необычное. Для читателя важно не только то, что он понял и пережил в художественном произведении, но и то, как он впитал в себя мысли и чувства автора, обогащая ими свой собственный мир. Обратимся к анализу образного строя «Песни о Соколе» М .Горького (1895 г.).В этом произведении наиболее четко прослеживается идейно-эстетическая позиция автора, его идеал прекрасного. Эстетическая оценка реальной действительности обусловлена эстетическим идеалом автора т.е. его представлением о прекрасной жизни. Но правильное восприятие идейно-художественного содержания произведения не всегда возникает само по себе. Этому необходимо учить уже со школьной скамьи, учить с помощью анализа образной структуры. Для читателя важно не только то, что он понял и пережил в художественном произведении, но и то, как он впитал в себя мысли и чувства автора, обогащая ими свой собственный мир «Песня о Соколе»-произведение символико-аллегорического характера. В основе образно-смысловой структуры текста лежит антитеза. Контрастность аллегорических образов-символов Сокола и Ужа служит подчеркнутому изображению двух мировоззрений, двух философских взглядов в их непрерывной борьбе. Противопоставление мыслей и чувств двух образов- символов особенно четко обнаруживается в блестяще построенных диалогах Сокола и Ужа. То, что устраивает Ужа(спокойствие, сытость, самодовольство),вызывает у Сокола сочувствие, жалость, отвращение:
-Я славно пожил!.. Я знаю счастье! ..Я храбро бился!.. Я видел небо.. Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга! Но по-своему жалеет Сокола и Уж. Сама мысль о красоте мгновений свободы ,о счастье битвы чужда ему: -Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо…. Взаимное презрение и жалость….Кто прав? Горький, а вслед за ним и читатель полностью на стороне гордой птицы. Таких большинство, за ними правда. « Рожденный ползать-летать не может!...»-это ставшее крылатым изречением Горького является символом слабости, ограниченности.. В контрастном соотношении находятся в тексте и риторические вопросы и восклицания. В речи Ужа преобладает риторические вопросы, в которых слышится непонимание «безумных» поступков Сокола: -Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? Зачем же гордость? Зачем укоры? Герой горд, что остался верным высокой цели. Отсюда в его речи множество риторических восклицаний: -Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Интересным композиционным приемом, усиливающим образность произведения, является обрамление песни. Оно притягивает наше внимание к олицетворенной природе, которая сливается с человеком(автором) и героями песни. Описание природы настраивает нас на грустный лад, и мы ожидаем от рассказчика необычной, печальной истории: -Море огромное, лениво вздыхающее у берега,- уснуло….. -Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны…. -Горы важно задумчивы. С них на гребни волн упали черные тени…. Следует заметить, что природа у Горького-всегда активный участник повествования и средство характеристики главных героев.
Сокол не мыслит своего существования без высокого, свободного неба. Уж- без темного, сырого ущелья. В небе Сокол видит свое счастье в битве с врагом. Уж находит удовлетворение в тепле и сырости ущелья. Море и небо- сильные и грозные стихии свободной природы. В чем секрет необыкновенного воздействия песни на читателя? Почему она вселяет в наши сердца надежду и оптимизм? Горький-истинный волшебник слова как элемента формы, с помощью которой выражается идейно- образное содержание произведения. Автор в высшей степени передает основную идею-стремление человека к подвигу. В Соколе мы видим благородного героя, самоотверженного борца за народное счастье. Таким живет Сокол и сейчас среди нас.


В раздел образования