Автор: Гасанова Забюв Ибрагимовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ СОШ№4 Населённый пункт: Дагестан Наименование материала: статья Тема: Образная структура "Песни о Соколе" М.Горького . Раздел: среднее образование
Образная структура «Песни о Соколе» М.Горького .
Рожденный ползать-летать не может!..
М.Горький
Художественное произведение-это результат индивидуального словесного
творчества. Реальный мир предстает здесь таким, каким его понимает автор.
С помощью языковых средств писатель пишет о том, что его волнует.
Писатель творчески осмысливает явления действительности, вынося их на
суд читателя. Художественное произведение требует от читателя
эмоционально-эстетического восприятия. Именно эмоционально-
эстетическое восприятие позволяет читателю найти для себя в
художественном произведении что-то новое, необычное.
Для читателя важно не только то, что он понял и пережил в художественном
произведении, но и то, как он впитал в себя мысли и чувства автора,
обогащая ими свой собственный мир. Обратимся к анализу образного строя
«Песни о Соколе» М .Горького (1895 г.).В этом произведении наиболее четко
прослеживается идейно-эстетическая позиция автора, его идеал
прекрасного. Эстетическая оценка реальной действительности обусловлена
эстетическим идеалом автора т.е. его представлением о прекрасной жизни.
Но правильное восприятие идейно-художественного содержания
произведения не всегда возникает само по себе. Этому необходимо учить
уже со школьной скамьи, учить с помощью анализа образной структуры. Для
читателя важно не только то, что он понял и пережил в художественном
произведении, но и то, как он впитал в себя мысли и чувства автора,
обогащая ими свой собственный мир
«Песня о Соколе»-произведение символико-аллегорического характера. В
основе образно-смысловой структуры текста лежит антитеза. Контрастность
аллегорических образов-символов Сокола и Ужа служит подчеркнутому
изображению двух мировоззрений, двух философских взглядов в их
непрерывной борьбе. Противопоставление мыслей и чувств двух образов-
символов особенно четко обнаруживается в блестяще построенных диалогах
Сокола и Ужа. То, что устраивает Ужа(спокойствие, сытость,
самодовольство),вызывает у Сокола сочувствие, жалость, отвращение:
-Я славно пожил!.. Я знаю счастье! ..Я храбро бился!.. Я видел небо.. Ты не
увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
Но по-своему жалеет Сокола и Уж. Сама мысль о красоте мгновений
свободы ,о счастье битвы чужда ему:
-Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в
небо….
Взаимное презрение и жалость….Кто прав? Горький, а вслед за ним и
читатель полностью на стороне гордой птицы. Таких большинство, за ними
правда.
« Рожденный ползать-летать не может!...»-это ставшее крылатым
изречением Горького является символом слабости, ограниченности..
В контрастном соотношении находятся в тексте и риторические вопросы и
восклицания. В речи Ужа преобладает риторические вопросы, в которых
слышится непонимание «безумных» поступков Сокола:
-Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в
небо? Что им там ясно? Зачем же гордость? Зачем укоры?
Герой горд, что остался верным высокой цели. Отсюда в его речи множество
риторических восклицаний:
-Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..
Интересным композиционным приемом, усиливающим образность
произведения, является обрамление песни. Оно притягивает наше внимание
к олицетворенной природе, которая сливается с человеком(автором) и
героями песни. Описание природы настраивает нас на грустный лад, и мы
ожидаем от рассказчика необычной, печальной истории:
-Море огромное, лениво вздыхающее у берега,- уснуло…..
-Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем
шепчут неугомонные волны….
-Горы важно задумчивы. С них на гребни волн упали черные тени….
Следует заметить, что природа у Горького-всегда активный участник
повествования и средство характеристики главных героев.
Сокол не мыслит своего существования без высокого, свободного неба. Уж-
без темного, сырого ущелья. В небе Сокол видит свое счастье в битве с
врагом. Уж находит удовлетворение в тепле и сырости ущелья. Море и небо-
сильные и грозные стихии свободной природы.
В чем секрет необыкновенного воздействия песни на читателя? Почему она
вселяет в наши сердца надежду и оптимизм? Горький-истинный волшебник
слова как элемента формы, с помощью которой выражается идейно-
образное содержание произведения. Автор в высшей степени передает
основную идею-стремление человека к подвигу. В Соколе мы видим
благородного героя, самоотверженного борца за народное счастье. Таким
живет Сокол и сейчас среди нас.