Автор: Москаленко Мария Витальевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУДО "ДООСЦ" с.Объячево Населённый пункт: Объячево Наименование материала: дополнительная общеразвивающая программа Тема: "Азбука юного туриста и краеведа" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр» с.Объячево
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Азбука юного туриста и краеведа»
программа рассчитана на 1 год обучения
для учащихся 9-10 лет
Автор-составитель: Москаленко М.В., педагог дополнительного
образования
с.Объячево
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
Учебно-тематический план
7
Содержание программы
8
Методическое обеспечение программы
12
Список литературы для педагогов
16
Список литературы для учащихся
17
Список специальной литературы для педагогов
18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука юного туриста и краеведа»
относится к программам туристско-краеведческой направленности.
Данная дополнительная общеразвивающая программа является модифицированной и
составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций по организации
туристско-краеведческой деятельности в начальной школе и детском саду Багаутдиновой
Ф.Г., изданной ЦДЮТиК МО РФ, 2002г.
Новизна программы «Азбука юного туриста и краеведа» заключается в возможности
учащимися сделать первые самостоятельные шаги в туристской деятельности, в изучении
своего края.
Актуальность программы заключается в том, что
является первой ступенью по
подготовке учащихся к продолжительным многолетним занятиям в туристско-краеведческих
кружках учреждения.
Отличительные особенности программы
Данная
программа
предназначена
для
педагогов
дополнительного
образования,
учителей
общеобразовательных
учреждений,
имеющих
минимальную
необходимую
педагогическую и туристскую подготовку.
Отличие
данной
программы
от
указанной
выше
заключается
в
построении
тематических разделов:«Введение», «Краеведение», «Туризм и элементы ориентирования» и
«Практические занятия на местности, экскурсии».
В программу также включены темы по
краеведению.
Цель программы:
Развитие
познавательной
активности
учащихся
в
туристско-краеведческой
деятельности посредством создания условий по формированию здорового образа жизни.
Задачи программы:
образовательные:
- учить действовать самостоятельно, развивая под руководством взрослых свои способности
в процессе освоения местного краеведческого материала;
- дать начальные знания о туризме, туристском быте, научить их применять на прогулках,
экскурсиях, в походах выходного дня ;
- дать начальные знания о родном крае, его истории, географии;
- учить элементам поисково-исследовательской деятельности;
развивающие:
- развивать умение ориентироваться в жизни своего села, района, республики; формировать
положительный социальный опыт;
- развивать потребность в активной познавательной деятельности;
воспитательные:
-
воспитывать
чувство
общности
с
природой,
бережное
отношение
к
ней;
разумное
использование её даров для закаливания организма;
- воспитывать чувство ответственности и товарищества, необходимые в туристской группе.
Сроки и условия реализации программ
Курс занятий с общей часовой нагрузкой - 216 часов в год по 6 часов в неделю на 1
группу.
Программа «Азбука юного туриста и краеведа»
рассчитана на учащихся 9-12лет,
проявляющих интерес к естествознанию, краеведению, физической культуре и туризму.
Рекомендуемый состав группы — от 8 до 15 человек.
На занятиях рекомендуется использовать различные формы и методы: не уменьшая
значимости
словесных
форм
работы,
необходимо
основную
часть
отвести
практике:
сюжетно-ролевым
играм,
сбору
материала,
различным
творческим
конкурсам,
соревнованиям, тематическим прогулкам и экскурсиям, подвижным играм на воздухе.
Организация
оздоровительно-познавательной
и
турист ско-крае ведческой
деятельности
строится
дифференцированно, c
учётом
индивидуальных
возрастных
и
половых особенностей младших школьников.
Основные принципы построения программы: от простого к сложному и цикличность,
благодаря
которым
учащиеся
прочно
овладевают
туристско-краеведческими
знаниями,
умениями и навыками. Содержание программы построено таким образом, что работу можно
строить, выбирая темы занятий в любом порядке, возвращаясь в дальнейшем к изученному
материалу по мере необходимости.
Занимающиеся
9-12
лет
по
программе
«Азбука
юного
туриста
и
краеведа»-
расширяют зону познания окружающего мира и знакомятся с достопримечательностями не
только своего села, района , но и республики. Они закрепляют и совершенствуют навыки
здорового
образа
жизни,
охраны
окружающей
природной
среды
и
безопасности
жизнедеятельности.
Программа предусматривают проведение систематической (не менее 2 раз в течение
года занятий) педагогической диагностики в виде тестирования занимающихся с целью
выявления уровня знаний и практических умений и навыков учащихся и наблюдения за
влиянием занятий туристско-краеведческой деятельностью на развития функциональ ных,
физических и творческих способностей детей.
В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения (В. В. Давыдова и
др.) в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора
детской
оздоровительно-познавательной,
туристской
самодеятельности
(воспитатель,
учитель, родитель, старший школьник, студент педагогического училища, педагогического
вуза).
Содержание программы опирается на концепции детско-юношеского туризма «Школа
жизни - окружающий мир» (А. А. Остапец-Свешников, М. И. Богатев, О. И. Мотков) и
предполагает активное участие в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной
деятельности детей и их родителей.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как природоведение,
краеведение, география, история и физическая культура.
Формы организации деятельности детей на занятиях: индивидуальная, групповая
и коллективная работа учащихся.
Формы
проведения
занятий: беседы, лекции, наблюдения, творческие отчёты и
выступления учащихся, праздники и соревнования.
Формы
знать:
- фамилии, имена и отчества членов своей семьи, имена членов туристско-краеведческого
кружка (группы);
- как устроен современный дом, правила пользования бытовыми электроприборами;
- правила безопасного поведения в быту;
- адрес МБДО «ДООСЦ» с. Объячево и дорогу от дома до МБУДО «ДООСЦ» с. Объячево;
- правила поведения МБУДО «ДООСЦ» с. Объячево
- названия улиц, прилегающих к МБУДО «ДООСЦ» с. Объячево, центральных улиц города;
- памятные места и достопримечательности родного села, района и республики;
- что человек – это часть природы, что необходимо следить за своим здоровьем;
- деревья и кустарники, произрастающие в парке;
- правила безопасного поведения в природной среде;
- что такое туристское снаряжение и его виды;
- основные туристские обязанности в походе;
- типы туристских костров («шалаш», «звёздный», «колодец», «таёжный»)
- назначение компаса; основные стороны горизонта;
- 10-12 топографических знаков;
- 3 туристских узла (прямой и проводник, проводник-восьмёрка), их назначение;
- назначение походной медицинской аптечки, её состав, хранение, применение;
- признаки солнечного и теплового удара; обморожения и ожогов;
- способы оказания первой помощи при царапинах, порезах, ссадинах, мозолях.
уметь:
- вести беседу о своём доме, родных и близких, их профессии, месте учёбы; рассказывать о
праздниках и традициях семьи;
- правильно вести себя дома, в общественных местах, в МБУДО «ДООСЦ» с.Объячево;
- применять правила дорожного движения;
- определять растения, растущие в парке (травы, кустарники, деревья);
- различать диких и домашних животных, проживающих в родном крае;
- вести дневник наблюдений за изменениями в природе;
- выполнять правила поведения на прогулке, экскурсии;
- рисовать простейшую схему местности, используя 10-12топознаков;
- вязать туристские узлы «прямой», «проводник», «проводник-восьмёрка»;
- различать типы туристских костров («шалаш», «колодец», «звёздный», «таёжный») по
способам их укладки;
- преодолевать этапы туристской полосы препятствий.
Практическая
значимость
программы заключается
в
формировании
навыковвзаимоотношений
с
взрослыми
и
сверстниками,
в
развитии
образно-наглядного
мышления и интеллекта, творческих способностей и самостоятельности учащихся, а так же в
организации содержательного досуга учащихся.
Формой подведения итогов реализации программы является спортивное мероприятие
для учащихся «Азбука юного туриста и краеведа», где все учащиеся, выполнив определённые
задания различных конкурсов в игровой форме, получат удостоверения «Юный турист» и
«Юный краевед».
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
всего
теор.
прак.
1. Введение
7
5
2
1.1.
Туризм и краеведение, их значение в жизни человека
1
1
1.2.
Оздоровительная роль туризма
1
1
1.3.
Правила поведения юных туристов
2
1
1
1.4.
Виды туризма
1
1
1.5.
ДООСЦ, его кабинеты и спортивные залы
1
1
1.6
Традиции ДООСЦ
1
1
2. Краеведение
46
18
28
2.1.
Моя семья, мой дом
9
3
6
2.1.1
Родословное древо, семейные праздники и традиции
3
1
2
2.1.2
Профессии членов моей семьи
3
1
2
2.1.3
Мой дом, его устройство, семейная мастерская
3
1
2
2.2. Родное село, район, республика
20
8
12
2.2.1
Наше село, его символы
2
1
1
2.2.2
Республика Коми, ее символы
2
1
1
2.2.3
География родного села, района, республики
3
1
2
2.2.4
История и памятные места села
2
1
1
2.2.5
История Республики Коми
2
1
1
2.2.6
Известные земляки
2
1
1
2.2.7
Традиции коми народа
4
1
3
2.2.8
Обряды коми народа
3
1
2
2.3. Природа и мы
8
4
4
2.3.1
Человек как часть природы, уход за своим здоровьем
2
1
1
2.3.2
Природа родного края
2
1
1
2.3.3
Сезонные изменения в природе
2
1
1
2.3.4
Охрана природы. Правила поведения в природной среде.
2
1
1
2.4. Великая Отечественная Война
9
3
6
2.4.1
Герои Великой Отечественной Войны Прилузского района
3
1
2
2.4.2
Герои блокадного Ленинграда
3
1
2
2.4.3
Города-герои России
3
1
2
3. Азбука туристско – бытовых навыков юного туриста
28
12
16
3.1
Основы безопасности в природной среде
3
1
2
3.2
Основы безопасности дома и в школе
3
1
2
3.3
Личное снаряжение и уход за ним
3
1
2
3.4
Питьевой режим на туристской прогулке
2
1
1
3.5
Туристское снаряжение
3
2
1
3.6
Индивидуальный и групповой ремонтный набор
2
1
1
3.7
Организация биваков и охрана природы
2
1
1
3.8
Туристские обязанности
2
1
1
3.9
Туристские узлы
4
1
3
3.10
Походная медицинская аптечка
2
1
1
3.11
Виды туристских костров
2
1
1
4.Азбука топографии
8
3
5
4.1
Мой дом, моя школа, школьный двор
2
1
1
4.2
Условные знаки
2
1
1
4.3
План местности
4
1
3
5. Туристское и экскурсионное ориентирование
9
4
5
5.1
Виды туристского ориентирования
2
1
1
5.2
Ориентирование по сторонам горизонта
2
1
1
5.3
Ориентирование на местности
3
1
2
5.4
Экскурсионное ориентирование
2
1
1
6.Личная гигиена и первая доврачебная помощь
10
4
6
6.1
Личная гигиена юного туриста
2
1
1
6.2
Оказание первой доврачебной помощи
3
1
2
6.3
Походный травматизм и возможные заболевания
2
1
1
6.4
Индивидуальная и групповая медицинская аптечка
1
1
6.5.
Способы транспортировки пострадавшего
2
1
1
7.Общая физическая подготовка
72
76
8. Походы
36
36
Итого:
216
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Введение
1.1.Туризм и краеведение, их значение в жизни человека
Понятия «туризм» и «краеведение». Роль краеведения в обществе. Туризм, его виды и его
значение в развитии познавательной и физической активности человека.
Практическая часть занятия
Рисование на темы «Виды туризма», «Путешествие по родному краю»
1.2. Оздоровительная роль туризма
Значение
туризма
(прогулок
и
экскурсий)
и
краеведение
для
оздоровления
организма
человека, познание окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов
и полей для организма человека. Укрепление костно – мышечной системы, сердца, легких и
других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.
Практические занятия
Знакомство
детей
с
помещениями
(учебным
классом,
спортивным
залом)
сооружениями
(туристско
–
спортивной
площадкой,
учебным
полигоном),
где
будут
проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки.
1.3.Правила поведения юных туристов
Правила
поведения
в
учебном
классе,
спортивном
зале,
на
Учебно
–
тренировочном
полигоне,
в
парке
(лесу).
Порядок
хранения
снаряжения,
оборудования,
инвентаря
и
материалов.
Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.
Правила поведения участников спортивно – туристских состязаний, соревнований и игр.
Права и обязанности участников спортивно – туристских состязаний, соревнований и игр.
Командир туристской группы, его права и обязанности, взаимоотношения с участниками
туристских соревнований.
История и традиции выполнения юными туристами общественно полезных дел. Просмотр
фрагментов
видеофильмов
о
выполнении
общественно
полезных
дел:
охране
природы,
заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг школы,
дома и на улице в своем населенном пункте.
Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле
здоровый дух», «Чистота залог здоровья». Юные туристы – хорошие товарищи и активисты.
Подготовка
к
туристским
прогулкам,
экскурсиям;
к
спортивно
–
оздоровительным
состязаниям, играм и соревнованиям.
Подготовка, организация и выполнение порученного объединению (звену, группе) задания по
ходу экскурсии или туристской прогулки.
Практические занятия
Организация мини-похода.
1.4.Виды туризма
Знакомство с различными видами туризма (пешеходный, Детский, Молодежный; Семейный;
Для пожилых людей; Для инвалидов; Культурно-познавательный; Лечебно-оздоровительный;
Спортивный;
Религиозный;
Экологиче ский
(зеленый);
Сельский;
Подводный; Горный; Приключенческий; Охотничий; Автомобильный; Самодеятельный т.д.)
1.5.ДООСЦ, его кабинеты и спортивные залы
Спортивный центр, кабинеты и спортивные залы. Адрес , дорога до неё. Правила поведения
в Спортивном центре.
Практическая часть занятия
Экскурсия по Спортивному центру, знакомство с различными кабинетами и спортивными
залами. Рисование на тему «Наш Спорт».
1.6.Традиции ДООСЦ
Практическая часть занятия
Рассматривание
фотоальбомов,
выставок,
видео
зарисовок
о
значимых
событиях
и
традиционных мероприятиях Спортивного центра.
2.
Краеведение
2.1.
Моя семья, мой дом
2.1.1. Родословное древо, семейные праздники и традиции
Понятие «Родословное древо», правила его составления. Календарные и семейные праздники
и традиции.
Практическая часть занятия
Составление
семейного родословного древа. Рассказы учащихся о семейных традициях
празднования Нового года, Масленицы, Рождества и других праздников.
2.1.2. Профессии членов моей семьи
Понятия «профессия» и «работа», «специальность». Учебные учреждения, где получают
профессии.
Практическая часть занятия
Рассказы учащихся о родителях и их профессиях, месте работы и учёбы.
2.1.3. Мой дом, его устройство, семейная мастерская
Практическое занятие
Игра «Мой дом – моя крепость». Рассказы детей о бытовых приборах, правилах безопасного
пользования ими. Выставка семейных работ прикладного характера (вязание, вышивание,
резьба по дереву, различные виды плетения и т.п.)
2.2.
Родное село, район, республика
2.2.1 Наше село, его символы
Практическое занятие
Рассказы и рисунки учащихся на тему «Родной город», «Герб и флаг Прилузского района»
2.2 .2 Республика Коми, ее символы
Республика Коми, её государственные символы: герб, флаг.
Практическая часть занятия
Рассказы и рисунки учащихся на тему «Родной край», «Герб и флаг Республики Коми».
2.2.3 География родного села, района, республики
Физико-географическая характеристика Республики Коми. Особенности расположения, реки
и озёра .
Практическая часть занятия
Работа с физической картой города, составление списка рек и речушек, протекающих в
городе и озёр, располагающихся в городской черте.
2.2.4 История и памятные места села
История
и памятники Прилузского района. Дата образования Объячево и Прилузского
района..
Практическая часть занятия
Беседа « Что мы знаем о своем селе , в котором живём».
2.2.5 История Республики Коми
Практическое занятие
Работа с Атласом Республики Коми, составление таблицы «Значимые события в истории
Республики Коми»
2.2.6 Известные земляки
Знакомство с именами известных земляков-поэтов, певцов, героев ВОВ, Афганистана и
Чечни.
2.2.7 Традиции коми народа
Знакомство с традициями коми народа.
2.2.8 Обряды коми народа
Знакомство с обрядами коми народа.
2.3.
Природа и мы
2.3.1. Человек как часть природы, уход за своим здоровьем
Понятия «природа», «человек», «здоровый образ жизни». Беседа о том, что человек является
частью природы и обязан заботится о себе и своём здоровье. Значение утренней гимнастики
и закаливания для укрепления и поддержания здоровья человека.
Практическая часть занятия
Составление памятки по закаливанию, разучивание физминуток и комплексов утренней
гимнастики.
2.3.2 Природа родного края
Практические занятия
Работа с электронными учебными пособиями, атласами Кемеровской области. Знакомство с
живой природой родного края: птицами, животными, растениями и т.д
2.3.3 Сезонные изменения в природе
Практические занятия
Наблюдения за сезонными изменениями в природе в ближайшей природной зоне, записи в
дневниках
наблюдений.
Составление
сообщений-отчётов
об
увиденном
во
время
наблюдений. Рассказы учащихся о своих наблюдениях.
2.3.4 Охрана природы. Правила поведения в природной среде.
Понятия «Охрана природы», «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения». Правила
поведения в природной среде. Красная книга Республики Коми.
Практическая часть занятия
Составление памятников охране природы и правилах поведения в природной среде «Правила
юных друзей природы». Рисование на тему «Берегите природу»
2.4.
Великая Отечественная Война
2.4.1 Герои Великой Отечественной Войны Прилузского района
Роль коми народа в ВОВ.
Практическая часть занятия
Составление буклета «Коми герои Советского Союза».
2.4.2 Герои блокадного Ленинграда
2.4.3. Города-герои России
Практическая часть занятия
Города-герои на карте России
3. Азбука туристско – бытовых навыков юного туриста
3.1 Основы безопасности в природной среде
Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк
(лес).
Правила
поведения
юных
туристов
во
время
различных
природных
явлений
(снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при
обнаружении
задымления
или
очага
возгорания.
Правила
безопасности
при
встрече
в
природной среде с представителями диких животных.
Необходимость выполнения требований руководителя туристской группы. Взаимопомощь в
туристской группе.
Возможные экстремальные ситуации во время ПВД, их характеристика и профилактика.
Экстремальные
ситуации,
обусловленные
неправильными
действиями
туристов.
Экстремальные
ситуации,
обусловленные
неблагоприятными
погодными
условиями.
Действие участника, отставшего от группы.
Практическая часть занятия
Планирование безопасного прохождения маршрута.
3.2 Основы безопасности дома и в школе
Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях, музеях. Правила обращения с
колюще
–
режущими
предметами,
электроприборами,
предметами
бытовой
химии
и
лекарственными препаратами. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных
(аварийных) ситуациях. Телефоны аварийных служб.
Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила
пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Опасные и аварийные
ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила
безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым
газом,
средствами
бытовой
химии.
Соблюдение
мер
безопасности
при
работе
с
инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и
спортом.
Практическая часть занятия
Игры на темы: «Что делать в случае… (задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха
газа,
посторонних
предметов
и
пр.)?»,
«Действия
в
чрезвычайных
ситуациях
во
время
экскурсии, на туристской прогулке», «Правила перехода улицы».
3.3 Личное снаряжение и уход за ним
Познакомить с личным снаряжением туриста и правилами его использования
Практическая часть занятия
Игра «собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по окрестностям
поселка в межсезонье для проверки умений готовится к туристским мероприятиям.
3.4 Питьевой режим на туристской прогулке
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для
питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Практическая часть занятия
Очистка воды подручными средствами
Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки
(экскурсии). Рациональное использование воды во время туристской прогулки (экскурсии).
Формирование
силы
воли
и
выносливости,
соблюдение
питьевого
режима
во
время
туристской прогулки (экскурсии).
3.5 Туристское снаряжение
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь,
одежда (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и пр.); личная
посуда; средства личной гигиены. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка
рюкзачка,
соблюдение
гигиенических
требований.
Подбор
личного
снаряжения
в
соответствии с сезоном и погодными условиями. Уход за личным снаряжением.
Виды
туристского
снаряжения:
личное,
групповое,
специальное.
Уход
за
туристским
снаряжением, его хранение. Одежда длятуристкой прогулки, её выбор.
Практическая часть занятия
Составление таблицы «Туристское снаряжение», игра «Собери рюкзак в поход».
3.6 Индивидуальный и групповой ремонтный набор Состав ремонтного набора (иголки,
нитки, булавки, набор пуговиц, набор заплаток, запасные шнурки, клей и пр.). Название
предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера
группы.
Практическая часть занятия
Игра – состязание «Ремонт личного снаряжения».
3.7 Организация биваков и охрана природы
Понятие «туристский бивак» (бивуак). Правила организации привалов и ночлегов. Установка
палаток, сооружение временных укрытий. Типы туристских костров: «колодец», «шалаш»,
«звёздный», «таёжный», их отличия и назначение, способы складывания.
Практическая часть занятия
Рисование «Схема безопасного бивака», выкладывание макетов туристских костров.
Планирование места организации бивака по плану (спорткарте) местности. Планирование и
организация бивака на местности во время туристкой прогулки. Организация бивачных
работ.
Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка
палатки для транспортировки.
Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке или в
парке).
3.8 Туристские обязанности
Основные
туристские
обязанности
в
походе:
командир,
штурман,
завхоз,
хронометрист,
костровой, дежурный, санитар.
Практическая часть занятия
Составление памяток «Туристские обязанности»
3.9 Туристские узлы
Туристские узлы, их назначение и применение. Способы завязывания туристских узлов
«проводник», «проводник-восьмёрка», «прямой».
Практическая часть занятия
Отработка техники вязания узлов «проводник», «проводник-восьмёрка», «прямой».
3.10 Походная медицинская аптечка
Походная
медицинская
аптечка,
назначение,
применение,
способы
хранения
и
транспортировки.
Комплектование
походной
медицинской
аптечки.
Назначение
и
применение средств и препаратов из аптечки для оказания первой помощи.
Практическая часть занятия
Работа
с
комплектом
походной
медицинской
аптечки.
Составление
памятки-таблицы
о
назначении и применении различных средств и лекарственных препаратов в походе.
3.11 Виды туристских костров
Знакомство
с
различными
типами
костров,
их
назначение
и
применение
на
практике.
Воспитание бережного отношения к лесу.
Практическая часть занятия
Развитие навыков складывания различных видов костров.
4.Азбука топографии
4.1 Мой дом, моя школа, школьный двор
Планировка дома (квартиры), школы и школьного двора; назначение и расположение
Различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора.
Практическая часть занятия
Экскурсии по зданию школы, кабинетам и другим помещениям. Экскурсия на школьный
двор и пришкольный участок (название различных построек и объектов).
4.2 Условные знаки
Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных
сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.
Знакомство с изображением местности, школьного двора (ближайшего парка, леса). Роль
топографа в туристской группе. Легенда туристского маршрута.
Практические занятия
Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Рисовка условными знаками
поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии.
Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки. Составление
легенды движения группы условными знаками.
4.3 План местности
История
развития
способов
изображения
земной
поверхности
и
их
значение
для
человечества.
Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей
улицы). Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или
плане.
Практическая часть занятия
Рисовка плана стола (парты), класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения
школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы.
5. Туристское и экскурсионное ориентирование
5.1 Виды туристского ориентирования
Понятие
«Ориентирование».
Различные
способы
ориентирования:
по
компасу,
картам,
местным признакам, солнцу и Полярной звезде. Топографические карты, топографические
знаки, их назначение, способы изображения.
Знакомство с основными правилами соревнований по туристскому ориентированию. Виды
туристского
ориентирования
и
их
особенности.
Права
и
обязанности
участников
соревнований. Номер участника и его крепление. Упаковка и обеспечение сохранности карты
(схемы).
Основные
правила,
технические
приемы
и
условия
соревнований
туристского
ориентирования на маркированной трассе. Способы маркировки дистанции.
Обозначенный маршрут на схеме, плане местности. Необходимости повышенного внимания
участников
соревнований
на
обозначенном
маршруте.
Основные
правила,
технические
приемы и условия соревнований по ориентированию на обозначенном маршруте.
Маршруты ориентирования по выбору. Основные правила, технические приемы и условия
соревнований туристского ориентирования по выбору. Условия определения победителей на
дистанциях по выбору. Выбор оптимального пути движения (планирование маршрута) и
количество контрольных пунктов (КП).
Оборудование КП: призма, компостер, карандаш. Способы отметки на КП компостерные и
карандашные.
Практическая часть занятия
Движение по плану (схеме).
Прохождение дистанции «Маркированный маршрут» совместно с педагогом.
Прохождение дистанции «Обозначенный маршрут» совместно с педагогом.
Прохождение дистанции «Ориентирование по выбору» совместно с педагогом.
Обучение навыкам отметки на КП компостером в карточке участника. Игра – состязание на
местности (школьный двор, стадион) «Отметься на КП».
Определение сторон горизонта с помощью компаса, простейшей топографической карте и по
природным
местным
признакам
в
ближайшей
природной
зоне
(парке,
на
участке).
Топографические диктанты. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном
дворе, в парке. Освоение навыков чтения и движения по схеме (плану) школы или школьного
двора.
Обсуждение
историй
из
книг
и
мультфильмов,
где
герои
использовали
планы
местности или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища
для друзей).
5.2 Ориентирование по сторонам горизонта
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Определение сторон
горизонта по объектам растительного и живого мира, по местным признакам.
Практические занятия
Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и
животного
5.3 Ориентирование на местности
Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы ориентирования на местности. Линейные
ориентиры (дорожки, тропы, линии электропередач, и др.), точечные ориентиры и объекты.
Рельеф.
Ориентирование по звездному небу, солнцу. Измерение расстояний на местности: время
движения, парами шагов и пр. Ориентирование по описанию (легенде). Разведчик туристской
группы, его обязанности и действия во время туристской прогулки (экскурсии).
Практическая часть занятия
Ориентирование с использованием легенды в школе. Ориентирование в парке по дорожно –
тропиночной сети.
5.4 Экскурсионное ориентирование
Экскурсионные объекты: памятники истории, архитектуры, искусства, природы
и т. п. в микрорайоне школы, на своей улице (населенном пункте). Выявление и нанесение на
бумажную основу (план микрорайона школы, улицы, двора) различных памятников и других
интересных объектов.
Практические занятия
Чтение легенды. Движение по легенде в микрорайоне школы, по улице с отслеживанием
указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Работа туристской группы при
движении по
легенде на экскурсии. Прохождение дистанции под руководством педагога.
6.Личная гигиена и первая доврачебная помощь
6.1 Личная гигиена юного туриста
Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов.
Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно –
познавательным туризмом. Зарядка. Утренний и вечерний туалет. Закаливание организма,
необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений. Соблюдение
гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара туристской группы.
Практическая часть занятия
Выполнение
правил
личной
гигиены
на
привале,
при
организации
перекусов.
Работа
санитара туристской группы.
Обсуждение правил личной гигиены с организацией чаепития.
6.2 Оказание первой доврачебной помощи
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударе, обморожении. Правила
обработки мелких ссадин, царапин и порезов, мозолей.
Практическая часть занятия
Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).
Работа с комплектом походной медицинской аптечки. Отработка навыков оказания первой
помощи при солнечном и тепловом ударе, обморожении; навыков обработки мелких ссадин,
царапин и порезов, мозолей.
6.3 Походный травматизм и возможные заболевания
Соблюдение гигиенических требований в походе. Профилактика заболеваний и травматизма.
Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм. Необходимая помощь.
Способы обработки.
Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, химических жидкостей,
газов. Необходимая помощь.
Причины ожогов и обморожений. Профилактика обморожений и защита организма от
мороза. Признаки и виды ожогов и обморожений.
Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказания первой помощи при
тошноте, рвоте.
Причина теплового и солнечного удара. Признаки заболевания. Необходимая медицинская
помощь.
Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок
Правила и способы обработки ран, ссадин. Правила наложения повязок, материалы для
обработки ран и наложения повязок.
Практические занятия
Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).
6.4 Индивидуальная и групповая медицинская аптечка
Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской прогулки.
Назначение медикаментов, их упаковка и требование к хранению, определение срока
годности для использования. Обязанности санитара группы.
Практические занятия
Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка ее
комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки.
6. 5 Способы транспортировки пострадавшего
Организация транспортировки пострадавшего при несложных травмах. Простейшие средства
для транспортировки пострадавшего в условиях туристской прогулки (похода, экскурсии).
Способы транспортировки пострадавшего на руках. Взаимопомощь в туристской группе при
транспортировке пострадавшего.
Практические занятия
Изготовление транспортных средств из курток, штормовок. Транспортировка условно
пострадавшего на слабо пересеченном рельефе на руках, простейших транспортных
средствах
Практические занятия на местности, экскурсии
Практические занятия
Экскурсии по селу, к различным памятникам и памятным местам.
Экскурсия в ближайший парк или лесо-парковую зону.
Практическое занятие по ориентированию и технике вязания узлов.
Практическое занятие по технике преодоления туристской полосы препятствий.
День здоровья. «Весёлые старты». Праздник урожая.
Праздники «Рождественские посиделки», «Масленица»
Праздник «Посвящение в туристята».
Содержание программы ОФП.
1.
Вводное занятие.
1 год обучения (1 час): Знакомство с детьми. Введение в программу. Инструктаж по
технике безопасности.
2.
Общая физическая подготовка .
Теория:
1 год обучения (1 час): Физическая подготовка и влияние физических упражнений
на организм младшего школьника. Зарядка, ее значение. Спортивная одежда.
Практика.
Данный раздел программы содержит в себе упражнения на различные группы
мышц, направленные на развитие физических качеств.
Упражнения для развития прыгучести:
1.
прыжки через скакалку;
2.
прыжки с разбега, с места с доставанием рукой предметов, подмешанных на
различной высоте;
3.
напрыгивание на предметы различной высоты;
4.
прыжки вверх с поворотами
5.
прыжки вверх с активными махами руками;
6.
серия прыжков на мягкой опоре;
7.
различные выпрыгивания.
Упражнения для развития быстроты:
1.
Бег с высоким подниманием бедра.
2.
Бег из различных стартовых положений.
3.
Бег приставными шагами, бег скрестными шагами.
4.
Командные эстафеты с различными заданиями.
5.
Бег в упоре стоя с максимальной скоростью (20-30 с).
6.
Семенящий бег.
7.
Бег с ускорением.
Упражнения для развития силы.
1.
Стоя друг перед другом и держась за руки – один стремится поднять руки вверх,
другой оказывает ему сопротивление.
2.
Ходьба: с выпадами
«каракатица»
на руках (на месте).
3.
В упоре лежа сгибание – разгибание рук от скамейки, от пола, ноги на скамейке.
4.
В упоре лежа поднимать разноименно руку и ногу.
5.
«Тачка»
6.
Опускание и поднимание туловища из и.п. лежа, ноги согнуты.
7.
Передачи набивного мяча в парах, тройках. Игроки на расстоянии 2-3 м друг от
друга передают мяч с небольшой фазой полета. (то же сидя на полу).
8.
Подбрасывание и ловля набивного мяча на высоту 1-1.5 м.
9.
Приседания на одной, двух ногах.
10.
Подтягивание.
11.
Наклоны назад с поворотом туловища вправо и влево сидя, ноги закреплены,
руки за голову
12.
Лежа на спине, поднимание прямых ног перпендикулярно туловищу.
13.
Упор сидя, поднимание и опускание одной или двух прямых ног, попеременные
движения ногами вверх – вниз («ножницы»).
14.
Из
различных
исходных
положений
растягивание
эспандера
или
резинового
амортизатора.
Упражнения для развития ловкости.
1.
Ходьба
по
скамейке.
Делая
различные
движения
руками
в
различных
направлениях.
2.
Прыжки с места и с разбегу с поворотами 180°, 270°, 360°.
3.
Стоя спиной к стене бросить мяч за голову, повернуться и поймать мяч.
4.
Подбросить мяч над головой и выполнить один, два прыжка на 180° и поймать
мяч.
5.
Ударить баскетбольный мяч в пол, так чтобы он как можно выше отскочил вверх,
при этом успеть пробежать под падающим мячом. Так выполнять после каждого отскока
мяча об пол.
6.
Игра в кругу двумя, тремя мячами.
7.
Попеременные подскоки на левой и правой ноге с подбрасыванием мяча.
8.
Ходьба по скамейке с подбрасыванием мяча.
9.
Различные акробатические упражнения (кувырки, перевороты в стороны)
10.
Жонглирование теннисными мячам.
11.
Прыжки через скакалку (на одной, двух ногах, со скрещением рук впереди).
Упражнения для развития выносливости.
1.
Равномерный бег, бег с ускорением и изменением направления – 3-4 минуты.
2.
Серии прыжков по 15-20 сек: в первой серии с максимальной частотой, после
минутного отдыха – серия прыжков на максимальную высоту и т.д.
3.
Серия: 3 отжимания – 3 приседания х 3-4 раза.
4.
Длительная ходьба и бег в медленном темпе.
5.
Кроссовый бег в переменном темпе (300-1000м)
Упражнения для развития гибкости.
1.
Наклоны туловища изи.п. стоя и сидя.
2.
Выпады.
3.
«Мост», «Корзинка»
4.
Упражнения в парах.
4. Подвижные игры .
Теория:
1 год обучения (1 час): Понятие подвижных и спортивных игр. В чем их отличие?
Одежда спортсмена. Твой новый режим дня.
Игры, направленные на развитие прыгучести.
1.
«Удочка» (длина веревки 2-3м).
2.
«Чехарда» (расстояние между учащимися 6-8 м).
3.
«Прыжки по кочкам» (10-12 кружков диаметром 10 см на расстоянии 60-70 см
друг от друга).
4.
«Бой петухов» (в круге диаметром 2.5-3 м).
5.
«Воробьи – попрыгунчики»
6.
«Прыгалки – скакалки»
7.
«Прыжки по полоскам»
8.
«Кто обгонит?»
Игры, направленные на развитие быстроты.
1.
«Третий лишний»
2.
«Мельница» (через скакалку за 1 минуту)
3.
«Падающая палка»
4.
«Вызов номеров»
5.
«Воробьи и вороны»
6.
«Салки»
7.
«Чай-чай выручай»
8.
Беговые эстафеты.
9.
«Охотники и сторож»
10.
«У медведя во бору»
11.
«Соревнования скороходов»
12.
«Карусель»
13.
«Успей взять кеглю»
14.
«Сбей мяч»
15.
«Бег за флажками»
16.
«Гонка с мячом по кругу»
17.
«Горелки»
Игры, направленные на развитие силы.
1.
«Кто дальше» (толкание набивного мяча)
2.
«Гонка тачек»
3.
Перетягивание канатов
4.
«Перетягивание по кругу»
5.
«Чей мяч дальше отскочит?»
6.
«Поднимание соперника»
Игры, направленные на развитие ловкости.
1.
«Охотники и утки»
2.
«Перестрелка»
3.
«Подвижная цель»
4.
«Борьба за мяч»
5.
«Коршун и наседка»
6.
«Салки в два круга»
7.
«Успей занять место»
8.
«Найди себе пару»
9.
«Поймай и попади»
10.
«Шмель»
11.
«Передачи мяча по кругу»
12.
«Мяч среднему»
13.
«Не теряй равновесия»
14.
«Сбей городок»
15.
«Волк во рву»
16.
«Мы веселые ребята»
Игры, направленные на развитие силы.
1.
«Пятнашки»
2.
«Прыгуны»
3.
«Невод»
4.
«Медведи на льдине»
Игры, направленные на развитие гибкости.
1.
«Морская фигура».
2.
«Паутина».
5.
Спортивные игры.
Теория:
3 год обучения: Правила игры в баскетбол. Правила игры в волейбол. Правила игры в
футбол.
Правила
игры
бадминтон.
История
возникновения
спортивных
игр
(баскетбол,
волейбол, футбол, бадминтон). Основы техники игр.
4 год обучения: Правила игры в баскетбол. Правила игры в волейбол. Правила игры в
футбол.
Правила
игры
в
бадминтон.
Основы
техники
игр.
Организация
и
проведение
соревнований.
Баскетбол.
1.
Перемещения: стойка баскетболиста; равномерный бег; бег спиной вперед; бег приставными
шагами.
2.
Ловля и передача мяча: ловля мяча двумя руками; передача мяча двумя руками.
3.
Ведение мяча: ведение мяча на месте; ведение мяча по прямой.
4.
Броски мяча в кольцо: бросок мяча в кольцо двумя руками от груди.
Подводящие игры: «Борьба за мяч», «Мяч ловцу».
Волейбол.
1.
Перемещения и стойки: стойка основная; ходьба, бег, перемещения приставными шагами,
лицом, боком, спиной вперед.
2.
Передачи: передачи мяча сверху двумя руками; передача мяча сверху над собой – на
месте, в парах; передача мяча в стену.
3.
Отбивание
мяча
кулаком:
отбивание
мяча
кулаком
через
сетку
в
непосредственной
близости от нее стоя на площадку; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной
близости от нее после перемещений.
4.
Прием
мяча
снизу
двумя
руками:
прием
мяча
снизу
двумя
руками,
наброшенного
партнером – на месте; прием мяча снизу двумя руками в парах.
Подводящие игры: Пионербол, «Горячий мяч».
Футбол.
1.
Контроль мяча: обведение фишек, обведение соперника.
2.
Передача мяча: «носочком», «щеточкой» на месте и в движении. Головой.
3.
Остановка мяча: наступанием, грудью.
4.
Отбор мяча: перехват, отбор в единоборстве.
5.
Роль игрока на поле: вратарь, защитник, нападающий.
Подводящие игры: Игра по упрощенным правилам.
Бадминтон.
1.
Перемещения
и
стойки: высокая
и
средняя
стойки;
перемещения
переменными,
приставными шагами, выпадом, прыжками, бегом.
2.
Удары: открытой и закрытой стороной ракетки.
3.
Подачи.
Подводящие игры: «Волан в воздухе», игра по упрощенным правилам.
По окончании блока каждого из видов спортивных игр в период каникул проводятся
учебно-тренировочные сборы и показательные учебные игры с приглашением родителей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплект
№
п/п
В и д
м е т о д и ч е с к о й
продукции
Название
Кол-
во
1.
Методические рекомендации
« З а н и м а т е л ь н а я
т о п о г р а ф и я
и
ориентирование»
1шт.
Туристско-краеведческая
деятельность
в
начальной школе
1шт.
Сборник
материалов
«Что
мы
знаем
о
Республике Коми»
1шт.
2.
Презентации
в
программе
PowerPoint
Зимующие птицы нашего края
1 шт.
Красная Книга Республики Коми
1 шт.
Грибы
1 шт.
Организация привалов и ночлегов
1шт.
Туристское снаряжение
1 шт.
Родословное древо
1шт.
3.
Лекционный материал
Правила составления Родословного древа
1шт.
«Что в имени тебе моём»
1шт.
1шт.
«Мы
приехали
на
речку,
собирались
отдохнуть…»
Правила
поведения
в
природной среде
1 шт.
Туристское снаряжение
1 шт.
Компас, его устройство
1 шт.
Охрана природы
1 шт.
Топография и ориентирование
1 шт.
Правила преодоления полосы препятствий
пешеходного туризма
1шт.
Перечень учебного материально-технического оборудования
по отслеживанию качества усвоения учащимися содержания программы
Цель: Отслеживание результатов совместной деятельности педагогов и учащихся; оценка
эффективности и целесообразности использования средств и методов обучения в процессе
реализации программы.
Содержание: Составленные
контрольные
задания
-
тесты
позволяют
проверить
теоретические знания учащихся оптимальным количеством вопросов. Все тестовые задания
являются
открытыми,
что
обусловлено
психофизическими
особенностями
учащихся
младшего
школьного
возраста.
Практические
навыки
и
умения
отслеживаются
непосредственно педагогом на занятиях и соревнованиях по итогам наблюдений педагога
заполняется соответствующий протокол или таблица.
Педагогический мониторинг по отслеживанию качества усвоения знаний и умений в учебном
процессе представлен в виде баллов.
Критерии оценки и обработки результатов теоретических знаний и умений учащихся
Отслеживание теоретических знаний и умений учащихся проводится три раза в
течение учебного года с интервалом между диагностированием не менее 3 месяцев.
Учащимся предлагаются блиц-опросы и тесты по 20 вопросов, составленных согласно
разделам
и темам программы. Выполнение каждого задания оценивается по трёхмерной
шкале, где соответственно:
2 балла – если на вопрос ответили в полном объеме
1 балл – если на вопрос ответили, но не в полном объеме
0 баллов – если на вопрос совсем не ответили или ответили неправильно
Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение всех тестов, составит 40
баллов, или 100%.
По результатам, проведенного тестирования, можно судить о выполнении
теоретического блока учебной программы:
100% - 75% - программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем уровне;
75% - 50% - программный материал усвоен на удовлетворительном уровне;
ниже 50% - программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне.
Результаты тестирования сводятся в таблицу 1, содержащие сведения о выполнении
заданий каждым учащимся и усредненные данные по выполнению учебной программы всем
кружковым объединением.
Образец Результаты диагностирования теоретических знаний учащихся
Таблица 1
№
Фамилия, Имя учащихся
Сумма баллов
%
1
2
3
Средний процент усвоения программы в кружковом объединении
Сравнение ответов учащихся в начале, середине и конце учебного года позволит
сделать вывод о базовых знаниях детей на начало учебного года и об усвоении ими учебной
программы в целом и отдельных ее тем в частности, а также об эффективности применяемых
педагогических методов и форм работы.
Результаты стартового, промежуточного и итогового диагностирования
теоретических знаний учащихся
Таблица 2
№
п/п
Фамилия, Имя
учащегося
Старт-тест
Промежуточный
тест
Итог-тест
%
усвоения
программы
баллы
%
баллы
%
балл
ы
%
1.
2.
Средний процент усвоение программы в кружковом объединении
Образец Результаты мониторинга практических умений и навыков учащихся
Таблица 3
№
Фамилия, Имя учащихся
Сумма баллов
%
1
2
3
Средний процент усвоения программы в кружковом объединении
Результаты стартового, промежуточного и итогового диагностирования
практических умений и навыков учащихся
Таблица 4
№
п/п
Фамилия, Имя
учащегося
Старт-тест
Промежуточный
тест
Итог-тест
%
усвоения
программы
баллы
%
баллы
%
балл
ы
%
1.
2.
Средний процент усвоение программы в кружковом объединении
СПИСОК СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1.
Алексеев, А. А. Питание в туристском походе [Текст]/ А.А. Алексеев.-М.: ЦДЮТур МО
РФ, 1996.
2.
Алешин, В. М. Туристская топография [Текст]/ В.М. Алешин, А.В. Серебренников.-М.:
Профиздат, 1985.
3.
Аппенянский,А.И. Физическая тренировка в туризме [Текст]/ А.И. Аппенянский.- М.:
ЦРИБ «Турист», 1988.
4.
Антропов, К. Узлы [Текст]/ К. Антропов, М. Расторгуев.- М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994.
5.
Бардин, К. Азбука туризма [Текст]/К. Бардин. - М.: Просвещение, 1981.
6.
Ганиченко, Л. Г. Котелок над костром[Текст]/Л.Г. Ганиченко.-М.: Изд.дом»Вокруг света»,
1994.
7.
Гладков, Н. А. Охрана природы [Текст]/ Н.А. Гладков, А.В. Михеев, В.М. Гладушин. –
М.: Просвещение, 1975.
8.
Жарков,А.Д.
Экскурсия
как
педагогический
процесс
[Текст]/
А.Д.Жарков:
метод.
рекомендации.-М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
9.
Константинов,Ю.С.
Туристские
слеты
и
соревнования
учащихся
[Текст]/
Ю.С.Константинов.-М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.
10.
Коструб,
А.
А.
Медицинский
справочник
туриста [Текст]/
А.А.
Коструб.
–
М.:
Профиздат, 1987.
11.
Кошельков,
С.
А.
Обеспечение
безопасности
при
проведении
туристских
слетов
и
соревнований учащихся [Текст]/ С.А. Кошельков.- М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
12.
Остапец-Свешников, А. А. Примерная программа туристско-краеведческой деятельности
учащихся начальной школы [Текст]/А.А. Остапец-Свешников.-М., 1991.
13.
Поломис,
К.
Дети
в
пионерском
лагере:
Прогулки.
Походы.
Экскурсии[Текст]/
К.
Поломис пер. с чеш. С. Д. Баранниковой.- М.: Профиздат, 1990.
14.
Райков, Б.Е. Зоологические экскурсии[Текст]/Б.Е. Райков, М.Н. Римский-Корсаков.-М.:
Топикал, 1994.
15.
Скрягин, Л. Н. Морские узлы[Текст]/Л.Н. Скрягин. -3-е изд, доп.-М.: Транспорт, 1994.
16.
Соловьев, А. В. Обеспечение безопасности в туристских походах: метод.рекомендации
[Текст]/ А.В. Соловьев.- Челябинск,1983.
17.
Фесенко, Б. И. Книга молодого ориентировщика [Текст]/ Б.И. Фесенко.- М., 1997.
18.
Шальков,
Ю.
Л.
Здоровье
туриста:
Туризм
для
всех
[Текст]/Ю.Л.
Шальков.-
М.:
Физкультура и спорт, 1987.
19.
Штюрмер,
Ю.
А.
Профилактика
туристского
травматизма:
метод.рекомендации
[Текст]/Ю.А. Штюрмер.- М., 1992.
20.
Формозов, А. Н. Спутник следопыта [Текст]/ А.Н. Формозов.-М.: Детиздат, 1975.