Напоминание

общеразвивающая программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество" Программа по учебному предмету Ритмика и танец


Автор: Смирнова Любовь Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Амурская область г Райчихинск
Наименование материала: программа
Тема: общеразвивающая программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество" Программа по учебному предмету Ритмика и танец
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

»

Программа по учебному предмету

РИТМИКА И ТАНЕЦ
Возраст учащихся: с 6,5 (8 - 9) лет Срок реализации: 2 года обучения
г. Райчихинск 2016 г.
Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
П. Содержание учебного предмета
- Годовые требования
III.

Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки;
V. Список рекомендуемой литературы
2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и

роль в образовательном процессе


Детская ритмика способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. В детской ритмике сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребёнка и, следовательно, развития его личности в целом. На занятиях по ритмике и танцам происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития. Уроки ритмики и танца развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Занятия танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д) Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала. Дети получают возможность самовыражения через музыкально- игровую деятельность. Дисциплина «Ритмика и танец» является первой и базовой ступенью в хореографическом образовании для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Классический Танец», «Народно- сценический танец», «Современный танец» Программа «Ритмика» имеет практическую направленность, так как развивает у детей чувство ритма, координацию движений, танцевальную выразительность. Программа формирует любовь к танцу, учит осознанно воспринимать произведения хореографического искусства. Возраст детей, поступающих в детскую школу искусств - с 6,5 (8 - 9) лет.
Срок реализации учебного предмета
3
Срок освоения программы «Ритмика и танец» для детей, поступивших в образовательное учреждение 2 года
Объём учебного времени,
предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию предмета « Ритмика и танец»
Срок обучения/количество часов

1-2 год обучения

Количество часов
Максимальная нагрузка 128 часов Количество часов на аудиторскую нагрузку 64 часа 64 часа Недельная аудиторская нагрузка 2 часа 2 часа
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.


Цель и задачи учебного предмета
Целью предмета «Ритмика и танец» является развитие музыкально- ритмических и танцевальных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются: -дать детям первоначальную хореографическую подготовку; -развитие общую музыкальность, чувство ритма; -сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для занятий классическим, народно-сценическим танцем; - воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарат в сочетании с моральными и волевыми качествами личности_ силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации; - развитие творческой самостоятельности посредствам освоения двигательной деятельности; - формирование правильной осанки; 4
- развитие творческих способностей; -развитие памяти учащихся. психологическое раскрепощение; формирование умений соотносить движение с музыкой; приобретение общетеоретической грамотности, предполагающей знания основ хореографического и музыкального искусства; обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков; развитие художественного вкуса, фантазии; воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия.


Методические указания
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:


1. Наглядный
- наглядно-слуховой прием; - наглядно-зрительный. Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действие отдельных персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.
2. Словестный
Беседа о характере музыки, средствах её выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т.д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных предметов и в дозировке их зависимости от формы занятий и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно младшие группы); к объяснению, напоминанию – в упражнениях, танцах.
3. Практический
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих подготовительных упражнениях элементы бега, подскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основанных на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании. 5

Описание материально-технических условий реализации учебной

дисциплины:


Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации учебной дисциплины «Ритмика и танец» имеется зал, в нем пригодное для танца напольное покрытие, балетные станки, зеркала на одной из стен зала в полный рост учащихся. Оборудование учебного кабинета: одно фортепиано. Технические средства: аудио и видеозаписи, магнитофон
II. Содержание учебной дисциплины
Аудиторная нагрузка по учебному предмету образовательной программы распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Содержание разделов
В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов в комплексном развитии учащихся.
Первый раздел
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты» Главная цель – научить ребёнка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности – пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Учащиеся усваивают понятия «ритм», «счёт», «размер» и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладеют навыками различения понятий «вступление» и «основная часть», «тема», что позволяет ребёнку вступать в танец с начала музыкальной фразы.
Второй раздел
«Музыкально - ритмические упражнения» Основан на обучении ребёнка ориентироваться на танцевальной площадке, с лёгкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе детей. Умение овладевать разнообразными рисунками танца в дальнейшем позволяет ребенку свободно чувствовать себя на сцене. 6

Третий раздел

«Элементы классического, народного и бального танца»
Является основой данного курса и подготовкой к последующим большим выступлениям ребёнка на сцене. В таких используются не сложные элементы народных плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских композиций .
Первый год обучения

Элементы музыкальной грамоты
1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато-стаккато. 2. Характер музыки. Оттенки характера музыкальных произведений: весёлый, спокойный, энергичный, торжественный. 3. Темп в музыке: очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро. 4. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер 2/4, ¾, 4/4. 5. Строение музыкального произведения. Понятие: вступление, части, музыкальная фраза. 6. Понятие о жанрах в музыке песня, танец, марш. 7. Понятие «сильная доля» 8. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами: - ударные (ложка, барабан и т.д.) - звенящие (бубен, маракасы, погремушка, трещётка). 9. Хлопки в ладоши(простые), хлопки в ритмическом рисунке и в парах с партнёром.
Элементы классического, народного и бального танца
1. Поклон простой и поясной 2. Шаги: бытовой, приставной шаг в сторону, лёгкий шаг с носка (танцевальный), шаг на полу пальцах, маршевой шаг, шаг с пятки, шаг с подскоком, русский переменный шаг, шаг польки (в народной манере) 3. Бег: сценический, на полу пальцах лёгкий (ноги назад) На месте, стремительный, «лошадка» на месте и в продвижении, «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперёд и назад. 4. Па галопа: прямой, боковой. 5. Движение головы: повороты направо - налево, в различном характере, Вверх-вниз с различной амплитудой, наклоны вправо-влево (с различной амплитудой). 6. Позиции ног: I, II, III, IV, VI (полувыворотные ). 7. Позиции рук: подготовительное положение, I, III, II позиции, переводы 7
Рук из позиции в позицию. 8. Полуприседания по I, II ,III позиции. 9. Выдвижение ноги в народном характере с носка на каблук. 10. Выдвижение ноги в народном характере с носка на каблук в сочетании с полуприседанием. 11. Прыжки на двух ногах по VI позиции. 12. Движения плеч и корпуса: подъём и опускания плеч, круговые вращения наклоны корпуса вперёд и в сторону, повороты, выводя правое и левое плечо. 13. Положения и движения для рук принятые в русской пляске: свободно опущенные руки, руки вбок, руки, скрещенные на груди взмах платочком, хлопки в ладоши. 14 . Реверанс для учениц в ритме вальса, поклон для учеников в ритме вальса. 15. Упражнения на ориентировку в пространстве: различение правой и левой ноги, руки, плеча, повороты вправо и влево, движение по линии танца и против линии танца, движение по диагонали. 16. Построения и перестроения: в колонну по одному, в пары и обратно из колонны по два в колонны по четыре и обратно, из колонны в шеренгу, круг, сужение и расширение, свободное размещение в зале, «воротца». 17. Упражнения на повторение движений растений 18. Танцы импровизации 19. Упражнения: для развития чувства ритма, под чтение стихов 20. Упражнения на укрепления: мышц живота, спины, мышц ног мышц стопы. (Партерная гимнастика) 21. Упражнения с предметами танца: упражнения с платком, упражнения с лентой.


Второй год обучения



Элементы музыкальной грамоты
1. Закрепление знаний и навыки, полученные на первом году обучения. 2. Продолжение работы над темами: характер музыки, темп, динамические оттенки в музыки и передача их в движении; длительности, ритмический рисунок, метроритм, строение музыкального произведения. 3. Затакт, затактовые построения. 4. Пунктирный ритм. 5. Особенности танцевальных жанров: вальс, полька, галоп. Слушанье и анализ маршевой и танцевальной музыки. 6. Хлопки в ладоши(простые), хлопки в ритмическом рисунке и в парах с партнёром. 8
7. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами: - ударные (ложка, барабан и т.д.) - звенящие (бубен, маракасы, погремушка, трещотка).
Элементы классического, народного и бального танца
1 . Шаги: танцевальный шаг назад, шаг на полупальцах назад, шаг с высоким подъёмом колена вперёд на полупальцах, бег, сгибая ноги сзади, бег, вынося прямые ноги назад, вперёд, в сторону 2. Полуприседания по I, II,III позициям 3. Выдвижение ноги: в сторону и вперёд из III позиции, вперёд и в сторону в сочетании с полуприседанием. 4. Поднимание на полупальцы по III позиции. 5. Па дегаже по II и III позиции. 6. Прыжки: на месте позиции, с продвижением вперёд, в повороте на право, в повороте на лево, «разножка», «поджатые» 7. Положение анфас. 8. Раскрывание рук вперёд в сторону из положения на поясе, характере русского танца 9. Русский переменный ход вперёд и назад. 10. Движение: «Гармошка», «Припадание», «Ковырялочка», Припляс. 11. Вальсовая дорожка вперёд. 12. Построения и перестроения: «Звёздочки», «Карусель», «Плетень» «Книжка», «Галочка», «Корзиночка», «Шен» 13. Построения из одного круга в два и три. 14. Упражнения на повторение движений животных 15. Танцы импровизации 16. Пластические этюды на перевоплощение. 17. Упражнения на укрепления: мышц живота, спины, мышц ног мышц стопы. (Партерная гимнастика) 18. Упражнения с предметами танца: упражнения со скакалкой, 19. «Ковырялочка» в первоначальном раскладе, в сочетании с притопом. 20. Позиции рук: подготовительное положение, I,III,II позиции, переводы. 21. Port De Bras
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» по учебному предмету «Ритмика и танец», является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: - знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке; - знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях; - умение согласовывать движения со строением музыкального произведения; - навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков; 9
- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями - знание основных элементов классического, народного танца; - знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца; - умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы; - умение ориентироваться на сценической площадке; - владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы; - умение определять характер музыки, менять характер движений в соответствии со сменами музыкальных частей.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества освоения учебного предмета "Гимнастика" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную атте стацию обучающегося в конце каждого учебного года обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, опросы, просмотры. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По завершении изучения предмета "Гимнастика" по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно. 2. Критерии оценок Образовательным учреждением разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. По итогам показа на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале 10

Оценка

Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) 3 («удовлетворительн о») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, отсутствие свободы исполнения и т.д. 2 («неудовлетворитель но») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных занятий «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

11

VI. Список рекомендуемой методической литературы
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000 2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2. М., 1981 3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000 4. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004 5. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007 6. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство «Музыка». М., 1972 7. Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Издательство «Музыка». М., 1973 8. Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960 9. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979 10. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М, 2000 11. Климов А. Основы русского народного танца. М., Издательство «Московского государственного института культуры», 1994 12. Лифиц И., Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987 13. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008 14. Программы для хореографических школ искусств. Составитель Бахтов С.М. - М.,1984 15. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движени 16. Яновская В. Ритмика. М., Музыка, 1979 17. Франио Г. Методическое пособие по ритмике . Москва – музыка 2005 18. Франио Г.Роль ритмики в эстетическом воспитании детей Москва 1989 19. Коренева Т.Ф. Музыкально- ритмические движения для детей дошкольного и младшего возрастав двух частях. Москва 2001 20. Играем и танцуем . Москва «Советский композитор» 1992 (составители Бекина С.И. Соболева Э. В. Комальков Ю. К) 21. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей. - М., 1998 22. Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. - М., 1963 23. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1972 -Вып. 1, 1973 - Вып. 2 24. Ладыгин Л.А. Музыкальное содержание уроков танца //Современный бальный танец. - М., 1976 25. Ладыгин Л.А. Музыкальное оформление уроков танца. - М., 1980 12
13


В раздел образования