Напоминание

Методическое пособие по рисунку. Рисунок головы


Автор: Андрушкевич Елена Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Костромской политехнический колледж"
Населённый пункт: Кострома
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Методическое пособие по рисунку. Рисунок головы
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Методическое пособие

по рисунку для

3 курсов
Преподаватель Андрушкеевич Елена Леонидовна

Содержание

Введение

Понятие о форме, объеме и

конструкции

Основы перспективы

Пропорции в рисунке головы

Композиция

Тон и светотень в рисунке

Пластическая анатомия головы

человека

Строение черепа

Кости лицевой части черепа

Мышечное строение головы

человека

Мышцы глаза

Строение носа

Строение рта

Строение уха


Введение
Рисунку отводится особая роль в системе профессионального образования и подготовки всех без исключения специалистов архитектурного или художественного профиля. В процессе освоения этой дисциплины студенты получают профессиональные знания, накапливают творческий потенциал. Кроме того, методически выстроенное обучение придает занятиям по рисунку особый колорит. Методику изображения головы человека помогает студентам понять закономерности строения головы человека, особенности распределения светотеней на поверхностях, разобраться в принципах конструктивно- структурного построения изображений на плоскости. Смотри изображения головы и составляющих (глаз ,носа ,губ ,ушей). Предлагаемое методическое издание включает разделы «Композиция», «Пропорции», «Перспектива», «Форма, объем, конструкция», «Тон и светотень в рисунке», «Пластическая анатомия головы человека». Предлагаемая теория построена по принципу «от простого к сложному», что придает обучению логическую завершенность, делает его доступным и увлекательным.

Понятие о форме, объеме и конструкции
Конструкция объемной (обобщенной) формы головы человека в различном освещении: а-в обычном освещении,сверху,спереди; б-при боковом освещении; в-при источнике освещения со стороны затылка Эта информация не менее важна для решения изобразительных задач, чем сведения о пропорции, перспективе, анатомии и др. Все окружающие нас предметы имеют свои конкретные признаки и свойства, присущие только им очертания (форму), благодаря чему мы можем отличать один от другого. Форма — это внешнее очертание предмета, у которого есть некая масса, определяемая тремя показателями, характеризующими объем. Голова человека имеет характерный внешний вид — форма — образуется лицевой, теменной, затылочной, двумя боковыми и нижней поверхностями, а общая трехмерная масса выступает в качестве объема. Помимо формы и объема также важно иметь представление о конструкции. В рисунке этот термин означает построение изображения на плоскости, а также «устройство» того или иного объекта изображения. Студенты, не имеющие достаточных знаний о конструктивных особенностях сложных форм, руководствуются их внешними очертаниями, приводит их к бездумному срисовыванию. Прежде чем приступить к рисованию такой сложной формы, как голова человека, следует внимательно изучить ее общую конструктивную форму и детали. Основу конструкции головы составляет череп, к которому крепятся мышцы. Прежде всего необходимо изучить закономерности строения черепа. Используя геометрические плоскости для передачи общей пространственной схемы формы головы человека и ее характерных параметров, мы можем получить ее обобщенную конструкцию . Так, например, общий объем головы можно представить в виде куба, нос — в виде призмы. Что же касается деталей головы: носа, глаз, ушей, рта, волос, то их изучению следует уделить особое время и внимание.

Основы перспективы
• Перспектива (perspire) в переводе с латинского означает «смотреть сквозь», «правильно видеть». • Что такое перспектива в учебном рисунке? Это умение грамотно и убедительно изображать предметы на плоскости, что достигается глубоким знанием законов построения перспективы в рисунке. • Очень важно, чтобы уже на начальных этапах обучения были усвоены теоретические сведения о перспективе, приемах и принципах построения и выработано ясное представление о положении предметов в пространстве и их изображений на плоскости. В соответствии с методикой вначале студент должен усвоить теоретические основы линейной перспективы, понять ее сущность и законы. Рисовальщику всегда следует учитывать степень сокращения предметов в пространстве. Для ясного представления о перспективном изменении ознакомимся с такими понятиями, как линия горизонта (уровень глаза), линия схода, точка схода, картинная плоскость. • Линия горизонта — это уровень точки зрения по отношению к предмету или объекту, или воображаемая горизонтальная линия, то есть положение уровня глаза по отношению к наблюдаемому объекту, предмету. • Также важно иметь представление о воздушной перспективе. Воздушной перспективой называют степень изменения цвето-тональности предметов и явлений природы в пространстве. • Для полноценного освоения рисунка головы человека помимо знаний законов перспективы, композиции, пропорции нужны еще знания анатомического строения головы человека. Кроме того, необходимо иметь представление о законах света и теней, понятие о тоне, форме, объеме, конструкции, статике, динамике, ритме, пластике и многом другом. При низкой и высокой точке зрения высота головы, в зависимости от уровня линии горизонта, всегда сокращается, а ее общая ширина практически остается неизменной.
Перспективное построение лицевой части головы: а,в-перспективное изображение выполнено правильно б-перспективное построение выполнено не правильно(обратная перспектива

Пропорции в рисунке головы
• Изобразительное искусство и архитектура базируются на незыблемых принципах красоты, соразмерности и гармонии. Эти три понятия объединяются в одно, называемое пропорцией. • Пропорция — соотношение частей или элементов и целого. Например, соотношение деталей головы: глаз, носа, ушей, волос, складок морщин, бровей, различных выступов и впадин — с общей формой головы. • Чем точнее определены пропорции, тем более очевидно сходство с натурной моделью и выше качество работы в целом. Для правильного определения пропорционального строя предмета рисовальщику необходимо обладать чувством пропорции. Это подразумевает наличие развитого глазомера — способности безошибочно определять размеры предметов и их соотношения, а также их характерные признаки. • Необходимое развитие глазомера требует систематических упражнений, в процессе работы вставать и отходить от рисунка на расстояние не менее 3х метров. • Важно знать пропорциональные каноны изображения людей Древнего Египта и Греции совершенствуются до нашего времени. • Перейдем теперь к более детальному изучению пропорций головы человека. • Лицевую поверхность вместе со лбом нужно разделить на три равные части. Первая измеряется от нижнего основания кончика подбородка до нижнего основания перегородки носовых отверстий; вторая — от нижнего основания носа до надбровных бугров; третья — от надбровных бугров до линии корней волос. • Определение положения ротовой щели производится делением высоты нижней половины лица — от основания носа до основания кончика подбородка — на три части. За основу измерения ротовой щели берется ее средняя часть, так как линия рта дугообразна. Размер линии рта соответствует расстоянию от ее середины до основания кончика подбородка и равен длине носа. Длина носа определяется от переносицы до его основания. Линия переносицы располагается на уровне верхнего века глаза, а надбровные бугры — на надбровной дуге, т.е. выше переносицы. • Кроме того, точно определить параметры носа нужно для того, чтобы правильно расположить ухо и найти его размеры, так как ухо и нос приблизительно равны по величине и располагаются на одном уровне параллельно друг другу. Расстояние между передним краем уха и опорными скуловыми точками равно примерно ширине двух ушных раковин. Высота шеи определяется от нижнего основания черепа (выйно-затылочного и нижнечелюстного) до верхнего основания грудной клетки.

Общий контур головы человека-положение в фас

(вид спереди)


Композиция
• Любой рисунок начинается с размещения изображения на плоскости. От того, как скомпоновано то или иное изображение, зависит общее впечатление от законченной работы. Поэтому одним из важнейших условий обучения рисунку является выработка умения грамотно располагать изображение на рабочем листе. • Упорядоченное размещение изображений на плоскости, при котором устанавливаются гармоничные отношения между бумагой и изображением, называется композицией. • Оптимальное соотношение изображения и пространства листа, при котором предметы и их части воспринимались гармонично и выразительно. • В основу композиции положены такие понятия, как масштаб, пропорция, соразмерность, равновесие, тема, вес, сюжет, образ, линия, тон, форма, объем, структура, пространство, симметрия, асимметрия, контраст, ритм, статика, динамика, а также единство и целостность, выразительность и гармония. Рисунки с плохой композицией, даже грамотно выполненные, существенно проигрывают при восприятии. • Грамотный подход к компоновке изображений на плоскости подразумевает выполнение основного условия, при котором исключается неоправданное смещение композиционного центра — соблюдение основных законов композиции. • В рисунке головы композиционным центром является сама голова, а зрительным центром — лицо. • Главным зрительным центром — лицо с деталями, а точнее — глаза. Все остальные детали (шея, фрагмент плечевого пояса, одежда) должны быть прямо или косвенно подчинены изображаемому образу.
Композиционно правильное изображение

Тон и светотень в рисунке
• Освоение тонального рисунка — имеет не менее важное значение, поскольку работа тоном подразумевает прежде всего лепку формы и является по сути продолжением конструктивного построения. Студент должен уметь правильно выявить форму тоном, чтобы придать линейному рисунку пространственность и выразительность. • Тон — важнейшее средство передачи формы, поскольку он является средством лепки объемной формы. Когда предмет хорошо освещен и на его поверхности отчетливо проступают света и тени. Именно это и позволяет нам видеть предметы объемными, выпуклыми. Кроме того, на освещенных поверхностях мы видим не только основные света и тени, но и многочисленные тоновые нюансы (тоновые градации). • • • Четыре поэтапных схемы тоновых градаций. • На рисунке в показана шкала, состоящая из двух основных тонов — самого светлого и самого темного, то есть только света и тени. • При внимательном рассмотрении видно, что на освещенной поверхности помимо основных тонов — темного и светлого — имеются полусвет и полутень. Располагаются они на шкале следующим образом: свет, полусвет, полутень, тень (рис. г). • Тоновый диапазон становится шире, а градация тонов более тонкой (рис. б). • (рис.а) делится уже на 12 равных частей, что является наиболее оптимальным с точки зрения тонового масштаба.


Пластическая анатомия головы человека
Строение черепа


Мышечное строение головы человека



Мышцы глаза


Строение носа


Строение рта


Строение уха


В раздел образования