Напоминание

"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"


Автор: Мисюрева Людмила Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" Детский сал № 121
Населённый пункт: г.Нижний Тагил
Наименование материала: выпускная работа - реферат
Тема: "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Введение
«Ритм, в самом деле, был вначале», - настаивал Генрих Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры». Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу, смена времен года, тиканье часов – все ритмично. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Своеобразие ритма заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще». Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимание, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка. Музыкальный ритм, ощущение его музыки человеком – это основа музыкальности. Проблеме музыкального ритма, посвящено множество работ известных музыковедов. Формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее сложных. Весьма категорично, например. Высказался по данному поводу А.Б. Гонденвейзер: «В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но 1
все же, я должен сказать, что это достигалось огромным трудом. Но в этом пути педагоги и их учащиеся чаще терпят разочарования». Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохор, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина. Актуальность проблемы данной темы в том, что современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Дети с проблемами ритмического восприятия не могут пропевать какие-либо звуки: многие не поют, а проговаривают: недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Поэтому повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников является одной из актуальных проблем музыкального воспитания. Каждый ребёнок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Основу занятий должен составлять синтез слова, музыки и движения. Это позволит преодолеть трудности в координации движения, развить внимание и память, музыкальный слух и чувство ритма. В работе над развитием чувства ритма развиваются слуховые способности, совершенствуется координация движений, мышление, двигательная память. Последовательно, начиная с первых младших групп, на каждом занятии работа над ритмом начинается с элементарных движений под музыку. Вовлечь ребёнка в активную работу позволяет игра. Поэтому, в младшем возрасте разминку необходимо проводить под музыку, сопровождаемую текстом, используя простые движения. 2
Развивая чувство ритма, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Без

развитого

чувства

ритма,

метроритмического

чувства

всестороннее развитие ограничено.

Цель:
изучение процесса формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Гипотеза:
использование программы «Ладушки» для детей дошкольного возраста способствует развитию чувства ритма, как основы музыкальных способностей.


Объект

исследования:
музыкальные способности детей дошкольного возраста
Предмет

исследования:
процесс формирования чувства ритма у дошкольников.
ЗАДАЧИ:
- проанализировать психолого-педагогическую, методическую л и т е р а т у р у п о д а н н о й т е м е . - изучить проце сс развития мет роритмиче ского в о с п р и я т и я - изучить условия возникновения и организации формирования музыкально- р и т м и ч е с к и х с п о с о б н о с т е й д е т е й . - провести диагностическую работу, подтверждающую влияние чувства ритма на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Гл а в а I.

Психолого



педагогические

аспекты

музыкальности

дошкольников

1.1 Понятие «музыкальные способности»
Важнейшей в теории способностей является проблема их развития, которая является актуальной и на сегодняшний день. Так что же такое 3
способности? Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие от «накопления» знаний и умений. В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера. Н.А. Римский - Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух. Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на: 1) музыкально-эстетические; 2) специальные. Соглашаясь в целом с этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально - и рационально - познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности. В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей. По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти. 4
Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности. Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух. Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это: ладовое чувство; способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями; музыкально-ритмическое чувство. Основные музыкальные способности.
Ладовое

чувство,
то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Этот вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие регистров в процессе слушания произведений, так же и восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительности направленности направления движения мелодии. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчленённой от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте 5
его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки. Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя. Осознание значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка (эти представления можно формировать на основе наблюдения за развитием).
Музыкально-слуховые

представления
– это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии, т.е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо её запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Музыкальная память – явление комплексное. Она складывается из различных видов памяти – общих и специфических музыкальных. Известный педагог Л. Маккинон сравнивает память с лифтом, держащимся на нескольких тросах: если обрывается один из тросов – остальные удерживают лифт. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.
Чувство

ритма
- способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что восприятие музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хора музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу 6
эмоциональной отзывчивости на музыку. Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах). Исходя из вышесказанного, музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств субъекта, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности. Воспитание музыкальной культуры дошкольников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.
1.2.

Развитие чувства ритма у дошкольников
Так что же такое «ритм»? Ритм (в переводе с греч.- соразмерность) - чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм - равномерное чередование сильных и слабых долей. Чувство ритма – это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на основе эмоционального критерия (умение чувствовать, слышать акцент, раздражитель), опирающегося на моторику. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо - двигательным. Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. 7
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает. Развитие музыкально – ритмического чувства является неотъемлемой частью развития музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Значение развития музыкально – ритмического чувства в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: - способствует развитию всего комплекса музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; - воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Музыкально – ритмическое чувство – это такая музыкальная способность, без которой практически невозможно никакая музыкальная деятельность, будь это пение, игра на инструменте, восприятии и сочинение музыки. Методическое значение развития музыкально – ритмического чувства детей состоит в том, что оно дает им основу для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей, а главное закладывают фундамент музыкальной культуры, которая тесно взаимодействует с общей духовной культурой. Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, 8
дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т.д. Музыкальная деятельность практически невозможна без развитого чувства музыкального ритма, которое присуще большинству людей и является одной из основных музыкальных способностей. В то же время эта способность плохо поддается воспитанию. Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородного слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает. Стучит игрушкой. При этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры. Ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования) Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики. Учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи. Выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, ручного труда, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций. Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу… Среди определений ритма можно наметить три основные группы: 9
1. В самом широком понимании ритм — временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п. 2. Ритм речи в этом случае — произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами. 3. В музыке ритм — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического). Идеал ритма — точно повторяющиеся колебания маятника или удары метронома. Чаще речь признаётся ритмичной лишь в стихах (где имеется определённый порядок чередования слогов, ударных и неударных или долгих и кратких), Ритмичными м ож н о н а з ват ь т е д в и ж е н и я, к о т о р ы е п р и восприятии вызывают своего рода резонанс, Для этого необходимо, с одной стороны, чтобы движение не было хаотичным, имело бы определённую воспринимаемую структуру, которая может быть повторена, а с другой стороны, чтобы повторение не было механическим. Все процессы в природе и в организме человека происходят в определенном ритме. Б.Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Важно и воспитание чувства темпа, тесно связанного с равномерностью метрической пульсации. Традиционно первоначальное освоение ритма предлагалось осуществлять зрительно или, точнее, умозрительно - через деление на части: целая - две половинные - четыре четверти и т. д. Современная методика предлагает гораздо более продуктивный способ, с учетом психологии дошкольного возраста. Этот путь - освоение 10
метроритма через движение ходьбу, простукивание. Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер
Жак Эмиль Далькроз
(1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог
Карл Орф
(1895-1982). В Зальцбурге он стал одним из создателей института, разрабатывающего проблемы детского музыкального воспитания «Моцартеума» или Академии музыки и изобразительного искусства туда входит Институт К.Орфа. Б.М. Теплов, В.М. Бехтерев, считали, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950). Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных игр, танцев, хороводов. Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей. Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмо сферы поиска, радо сти, удовольствия, развитие д е т с ко й 11
индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления.
Глава 2.

2.1. Программа «Ладушки» - как средство развития чувства ритма

у дошкольников
В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъем. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим движениям, театрализованным играм и песням и др. Большое внимание уделяется знакомству с русским народным творчеством. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания. Программа «Ладушки», созданная И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой, музыкальными руководителями Санкт- Петербурга, показалась нам очень интересной и была взята за основу музыкального воспитания детей. Программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицирование, танцах, играх. Она отличается творче ским, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, 12
позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству. Программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 5 лет обучения: 1 год – ранний возраст с 2 до 3 лет; 2 год – младшая группа с 3 до 4 лет; 3 год – средняя группа с 4 до 5 лет; 4 год – старшая группа с 5 до 6 лет; 5 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет. В программе определены: - задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе; - с т р у к т у р а к а ж д о го з а н я т и я с у ч е т о м в о з р а с т н ы х и психофизиологических возможностей ребенка; - рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар; Эта программа ориентирована на развитие творчества, фантазии ребенка, способности к самовыражению. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям. Особое внимание в содержании программе уделяется музыкально- ритмическим играм, которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяет успешно осваивать игру на музыкальных инструментах. Программа соответствует государственным требованиям по развитию детей в музыкальной деятельности. Программа предполагает развитие художественно-эстетической сферы ребенка средствами музыкального воспитания через обогащение музыкального и игрового материала в организации образовательного процесса по приобщению детей к художественно-музыкальной культуре народов мира.
Цель программы
- музыкально-творческое развитие детей в процессе музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирова ния , пе ния , с луша ния м у з ы к и , музыкально-игровой деятельности (пляски, игры, хороводы).
Основной задачей
является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача — главная для детей всех возрастных групп, 13
поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.
Задачи программы
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. - Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей). - Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. - Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям. - Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни). - Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Принципы программы «Ладушки»
Непринужденность обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. 1. Целостность в решении педагогических задач: а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование; б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов). 2. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. 3. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем. 4. Принцип партнерства и сотрудничества с ребенком. 5. Принцип развивающего характера образования. 6. Интеграция развития музыкальности ребенка с другими видами художественно-эстетической деятельности. 14
7. Принцип положительной оценки деятельности детей - ориентировка на образовательные достижения ребенка в музыкальной деятельности. 8. Принцип импровизации – занятия рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка.
Эта

программа

подразумевает

всестороннее

музыкальное

воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.
а) эстетическое — развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству; б) умственное — развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление; в) нравственное — формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.
Методы и приёмы программы «Ладушки»
Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период. Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений. Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность. 15
Итак, при выборе методов музыкального воспитания мы следуем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
В

музыкальном

воспитании

и

обучении

детей

дошкольного

возраста применяют три взаимосвязанных метода работы:
1. Наглядный; 2. Словесный; 3. Метод практической деятельности. Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется конкретными задачами данного музыкального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей. Подбирая для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами: - обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения; - учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность; - учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Формы музыкальной работы в детском саду:
- музыкальные занятия, - вечера досуга, - самостоятельная игровая деятельность, - праздники и развлечения.
Виды музыкальной деятельности:
- Музыкально-ритмические движения. - Развитие чувства ритма, музицирование. - Пальчиковая гимнастика. - Слушание музыки. - Распевание, пение. - Пляски, игры, хороводы.
Музыкально-ритмические движения
Этот вид музыкальной деятельности детей включает два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и 16
танцевальные (переменный шаг, притопы и т. д.), то есть те движения, которые пригодятся в разучивании плясок детьми.
Работа над развитием чувства ритма. Музицирование
Этот раздел является новым и выделен особо. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.
Пальчиковая гимнастика
Нововведением данной технологии является пальчиковая гимнастика, которая помогает детям не только отдохнуть, расслабиться, но и развить ритмическую основу, укрепить мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.
Слушание музыки
В разделе восприятие музыки подобраны музыкальные про- изведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование магнитофонных записей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому.
Распевание, пение
Разделу пению отводится большое место. Собственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются простые, веселые песенки – распевки с яркой ритмической основой. Ощущая ритмическую пульсацию, дети могут сами себе подыграть на музыкальных инструментах. 17
Выбираются песни доступные для детей по содержанию, мелодической окрашенности. Тексты песен на занятиях не заучиваются. Уже с младшей группы практикуется, кроме хорового пения, пение по подгруппам, соло, цепочками.
Пляски, игры, хороводы
Основная цель - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, пение взрослых. В игре обязательно присутствует элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, зайца, матрешки и т.д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста). В хороводах дети только выполняют движения по показу педагога и под его пение. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии непременно находят свое место в них. Вся работа по музыкальному воспитанию проводится в тесной связи с изобразительной деятельностью, театрализованной ритмопластикой и развитием речи. Программа дает возможность организовать образовательный процесс интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Программа позволяет обеспечить всестороннее развитие личности ребенка: а) эстетическое - развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, любовь к народному творчеству; б) умственное - развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление; в) нравственное - формируется дружелюбие, активность и самостоятельность. В комплект «Ладушки» входит учебно-методическое пособие
«Этот

удивительный

ритм»
И. Каплунова, И. Новоскольцева, использование которой позволяет разнообразить методы и приемы формирования чувства ритма у дошкольников. 18
Данное пособие поможет музыкальным руководителям, преподавателям музыкальных школ и заинтересованным родителям развить в ребенке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено развитию чувства ритма. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе: I ступень - младшая группа, II ступень - средняя группа, III ступень - старшая группа, IV ступень - подготовительная группа. Если работа начинается со старшими детьми, то дети легко и быстро справляются с начальными ступенями. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.
Младшая группа (1 ступень)
Игры с игрушками и картинками Игры с именами Игры с предметами Знакомство с длинными и короткими звуками Ритм в стихах Ритм в музыкальных произведениях
Средняя группа (2 ступень)
Игры с игрушками Игры с картинками Игры с именами 19
Игры с предметами Знакомство с длительностями Ритм в стихах Упражнения с ладошками Игры с палочками Стихи и палочки Ритм в музыкальных произведениях
Старшая группа (3 ступень)
Игры с игрушками и картинками Разрезные картинки Игры с именами Знакомство с длительностями Знакомство с паузой Игры с ладошками Стихи с движением Игры с палочками Ритм в стихах
Подготовительная группа (4 ступень)
Игры с картинками Игры с именами Знакомство с длительностями Игры с палочками Игры с ладошками Ритм в стихах Ритмические игры
Результат внедрения программы «Ладушки»:
- учебный процесс становится более интересным, разнообразным и эффективным (у детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интере с к музыкальной деятельности) - обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка:  э с т е т и ч е с ко е ( ч у в с т в о прекрасного, эмоциональная отзывчивость, любовь к народному творчеству)  умственное (развивает ся память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление)  нравственное (формируется дружелюбие, активность и самостоятельность) Особенностью программы является ее дифференциация в соответствии с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется 20
восприятие организованных во временные ряды звуковые стимулов, осваиваемых с помощью движения. Этот процесс усвоения ритма можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав. Детям младшего возраста предлагается озвучить картинки с изображением животных, с последующим прохлопываем ритма. Для развития познавательной активности, формирования своего Я, предлагается прохлопать свое короткое, а потом и уменьшительно-ласкательное имя. Для знакомства с длинными и короткими звуками детям среднего возраста предлагаются ритмосхемы, т.е. графические рисунки, в которых выстраиваются комбинации длительностей звуков, что способствует развитию логического мышления, зрительной памяти. Большой популярностью пользуются у детей старшего возраста ритмизированные стихи, которые развивают чувство ритма, память, выразительную и эмоциональную речь. Таким образом, у детей происходит автоматизация навыков ритмического проговаривания. Если дети от этих музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, они носят непринужденный игровой характер и только положительную оценку, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена. Но недостаточно только воспроизводить ритм, необходимо ощущение музыкальности: динамики, темпа, речевого и пластического интонирования. Автор методического пособия О.А. Новиковская считает, что логоритмические игры, соединяющие речь и движение, являются частью музыкального развития детей (приложение 1) Практическое пособие О.А. Новиковской «Логоритмика» предназначена для педагогов и родителей. Цель: развить в ребенке чувство ритма во взаимодействии с музыкой, движением и речью. Пособие способствует в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально – ритмических игр отрабатывать артикуляционные, пальчиковые и ритмические упражнения. Также помогают 21
детям психологически переключиться во время занятий; дают возможность «играть» своим телом, т.е. ощущать и управлять им; бережно относиться к партнеру и угадывать его намерения; развивают память; чувство ритма. У детей с нарушением ритмического восприятия, наблюдается недоразвитие моторных функций, движения пальцев и рук у них скованы, неточные. Решение проблемы помогут решить пальчиковые игры (приложение 2), автором практического пособия «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» которого является Л.П. Савина. Она считает, что пальчиковая гимнастика доставляет не только много радостных эмоций, активного общения, но и развивает память, координационные способности пальцев рук, речь и чувство ритма. Автор практического пособия «Играет пальчиками и развивает речь» В. Цвынтарный считает, чтобы добиться четкого ритмического восприятия, важно сформировать правильное произношение звуков, четно и точно координировать работу артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Артикуляционная гимнастика помогает развитию речевого аппарата и чувства ритма (приложение 3). Для проектирования и анализа развития музыкально – ритмического процесса у детей мною были использованы общие дидактические принципы:  принцип доступности;  принцип конкретности;  принцип индивидуального подхода;  принцип учета возрастных особенностей дошкольников;  принцип наглядности. Ритмическая организация является основой жизни. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы. Ритмическая способность формируется в процессе развития детей, особенно на стадии с 2 до 9-10 лет. Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой. Звучать и быть услышанным – общечеловеческая потребность и отказывать человеку в удовлетворении этой потребности негуманно. 22
Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка – таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человек (да и большому). Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки. Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьёзное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, лучше включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: восприятии музыки, пении, танцах и играх, музыкально-ритмических движениях, в музицировании. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал.
Значение чувства ритма в музицировании детей
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Музыка эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее. Большой возможностью в развитии у детей чувства ритма обладает элементарное музицирование, так как является одним из любимых детьми 23
видов музыкальной деятельности. В процессе игры на детских музыкальных инструментах, развиваются музыкальные способности и прежде всего, все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмиче ский, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа. Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.
Значение чувства ритма на развитие двигательной активности

детей.
Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей. Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. 24
Интерпретируя музыку, ребёнок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.
Значение чувства ритма на развитие речевой активности

детей.
В детской психологии и методики развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования), позволяет правильно расставлять ударения и переносы. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника. 25
Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведётся со 2 младшей группы.
2.2. Анализ педагогической деятельности по использованию программы

«Ладушки» для развития чувства ритма у дошкольников
На первом этапе внедрения программы было проведено педагогическое диагностирование. Систему диагностического обследования адаптировала по программе «Ладушки» И.М. Каплуновой и И.М. Новоскольцевой с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (приложение 4). Обследование показало, что не у всех детей достаточно хорошо развито чувство ритма. Основная масса детей справилась только с простейшими ритмическими заданиями, а некоторым детям задания казались и вовсе непонятными. У дошкольников нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения чувства ритма. При определении уровня музыкального развития ребенка для формирования чувства ритма используем следующие показатели: 1. правильно и ритмично прохлопывать ритмическую пульсацию и ритмический рисунок; 2. уметь составлять, проговаривать, пропевать ритмический рисунок; 26
3. проигрывать ритм шага, ритм бега и ритмические рисунки на музыкальных инструментах; 4. эмоционально принимать участие в играх, играть с желанием. Для определения уровня музыкального развития детей применяем следующие критерии:
высокий

уровень
– творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность;
средний

уровень
– эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в выполнении задания (ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократном повторе);
низкий

уровень
– ребенок малоэмоционален, ровно и спокойно относится к музыке, музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности, не может справиться с заданием при неоднократном его повторении; Условные обозначения уровней музыкального развития таковы: 1 – низкий уровень, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень.
Цель диагностики
: определение уровня сформированности чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Задачи диагностики
: - определить исходный уровень сформированности показателей чувства ритма у детей дошкольного возраста; - определить динамику развития чувства ритма у дошкольников по всем показателям после проведенной работы с использованием компонентов для развития чувства ритма; - сравнить уровень сформированности ритмического чувства в группе. При проведении диагностического обследования руководствовалась следующими принципами: - принцип последовательности и преемственности; - принцип доступности диагностических методик и процедур. Методы диагностического обследования: - наблюдения, беседы с детьми; - несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведение дидактических игр); 27
На основании результатов диагностических данных спланировала свою работу: в качестве основного средства использовала компоненты для развития чувства ритма, который можно усложнять по возрастам (приложение 5). Работа по развитию чувства ритма велась поэтапно: постепенно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущей деятельности и учетом индивидуальных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, и делилась на несколько этапов.
1 этап
Развитие темпового чувства является первым компонентом музыкального чувства, который воспринимается и воспроизводится детьми. Сначала дети приобрели способность к восприятию и воспроизведению относительно быстрого темпа, затем среднего и позднее всего медленного.
2 этап
Развитие чувства метра является второй в структуре чувства музыкального ритма, который так же воспринимается и воспроизводится детьми. При этом, процесс усвоения эталонов простейшего, тактового метра идет от двудольного к четырех -, а за тем к трехдольному метру.
3 этап
Способность к восприятию и воспроизведению ритмического рисунка, отношений длительностей звуков и пауз, появляется позднее. Сначала дети усваивают рисунок, основанный на чередовании одинаковых длительностей, затем – различных длительностей. Позднее усваивают усложненные варианты этих ритмических структур. Воспитание чувства ритма было направлено на формирование у детей умения воспринимать разнообразные тонкости звучания, правильно слышать и использовать в музыкальной деятельности. Та ка я целенаправленная работа способствует эффективному развитию музыкально – ритмических способностей и развитию всех компонентов музыкального ритма. У детей появилась уверенность в своих силах, в том, что движение под музыку приносит истинную радость, повысился интерес к 28
музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений, стал более развитый звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувства ритма. Ритм, передаваемый детьми, стал более точным в хлопках, шлепках, в игре на музыкальных инструментах. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, отметили, что дети стали более раскрепощенными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни. Таким образом, плодотворная работа по развитию у детей чувства ритма дает положительные результаты. Воспитанники нашего детского сада с удовольствием выступают на творческих конкурсах «Беби – шоу», «Изумрудинка», «Звездочки ЕВРАЗА», занимая призовые места. У них сформированы музыкально – ритмические способности, выработаны такие исполнительские качества как уверенность в себе, умение свободно держаться на сцене (приложение 6)
Заключение
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных игр, танцев, хороводов. 29
Каждый ребёнок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Основу занятий должен составлять синтез слова, музыки и движения. Это позволит преодолеть трудности в координации движения, развить внимание и память, музыкальный слух и чувство ритма. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Повышение эффективности развития чувства ритма является одной из актуальных проблем музыкального воспитания. Умение воспринимать тонкости звучания, правильно слышать и использовать в музыкальной деятельности способствует развитию чувства ритма. Комплексное использование всех компонентов формирования чувства ритма в процессе музыкальной деятельности, способствует полноценному и всестороннему развитию детей. Целенаправленная работа по воспитанию чувства ритма способствует эффективному развитию музыкально – ритмических способностей и развитию всех компонентов музыкального ритма. В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъем. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим движениям, театрализованным играм и песням и др. Большое внимание уделяется знакомству с русским народным творчеством. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания. Программа «Ладушки», созданная И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой, музыкальными руководителями Санкт- Петербурга является эффективным средством формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста. 30

Литература
1. Каплунова, И.М. Праздник каждый день / Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. // Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2000г. 2. Каплунова, И.М. Этот удивительный ритм / Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. // Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003г. 3. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика/ Буренина А.И. //Санкт- Петербург, 2000г. 4. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/ Ветлугина Н.А. //Москва, «Просвещение» 2000г. 5.Т.Э.Тютюнникова «Педагогика сотрудничества». 5/ 2000г. «Дошкольное воспитание». 6.Т.Э.Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание». 31
7. Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников/ Истомина С.М.// практический материал курсов, 2004г. 8. Как развивать и воспитывать способности у детей /Книга для родителей//Москва, АПН РСФСР, 2002г. 9. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» / Костина Э. П. //Линка – Пресс, Москва, 2008 г. 10. Ломпшер, И. Развитие способностей. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Ломпшер И. 11. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей / Михайлова М.А. //Ярославль, Академия развития, 1997г. 12. Музыкальный руководитель / под ред. В. М. Кузиной // Москва, ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 13. Как определить и развить способности ребенка. +под ред.Воскобойникова В.М. // СПб, «Риспекс», 2000 г. 14. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры / Радынова О.П. // Москва, «Гном и Д», 2006г. 15.Т. Р о к и т я н с к а я « М у з ы к а л ь н а я г р а м о т а в о б р а з е и движении».13/2003г. «Дошкольное образование». 32
Приложение 1
Логоритмические игры
(автор Новиковская О.А.) 33
Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
УТРО
Утром встанет солнышко, Возьму в руки ведрышко, Побегу я в огород, Там морковочка растет, С о б е р у я л о в к о с о ч н у ю морковку. Угощу Маринку — кушай витаминки! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.
ОБЛАКА
По небу облака плывут, Вот козочка, вот с щупальцами спрут, А вот кудрявая овечка... Все отразились в быстрой речке. И тишину не нарушая, Плывут вперед, забот не зная, Спрут, козочка, овечка, слон, Похожие на летний сон. Руки совершают п л а в н ы е встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
ШОССЕ
По шоссе бегут машины, В темноте шуршат их шины, Огоньки и там и тут, В дальний путь они зовут. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.
КАТЮША
Подарили мы Катюшке Очень славные игрушки: Вот котенок, Вот щенок, Вот веселый Колобок. Рано спать легла Катюшка. Рядом с нею все игрушки. На подушечке — щенок, За спиною - Колобок, А пушистого котенка, Завернув в пеленку, На руках качает, Тихо напевает. Д е т и с г и б а ю т р у к и в л о к т я х , с о в е р ш а ю т п о о ч е р е д н о д е й с т в и я , имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
В ДЕТСКОМ САДУ
Идут дети в детский сад, Там игрушки ждут ребят, Ждет Валюшку верблюжонок, Катю ждет большой слоненок, Маша с мишкою играет, Петя Маше помогает, Нянчит Олечка мартышку, Ну а Ася смотрит в книжку. Детям весело в саду! С ними я туда пойду. Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения
СЛОН
Жил в Африке слон По имени Джон, И был очень добрым он. Не мог на дорогу, Поставить он ногу, Поскольку по этой дороге Ползли паучки и букашки, И маленькие таракашки. Жалел он и пташек, и мышек, И даже несносных мартышек. Слона обижали мартышки, Кидали бананы и шишки, Когда он не мог на дорогу Поставить огромную ногу, Поскольку по этой дороге 34
Приложение 2
Пальчиковые игры

«Осенний букет»
(для младшего дошкольного возраста) Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать и разжимать кулачки. Будем листья собирать. Листья березы, Загибать поочередно пальцы, начиная Листья рябины, с большого. Листья тополя, Листья осины, Листики дуба Мы соберем Сжимать и разжимать кулачки. Маме осенний Вытянуть вперед ладошки. Букет отнесем.
«Осенний букет»

(для старшего дошкольного возраста)
Пошли пальчики гулять, «Пробегают» пальчиками по бедрам к Стали листья собирать: коленям. Красный листик, желтый Поочередно прикасаются подушечками листик… пальца, начиная с указательного, к большому А потом давай считать: Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы на одной руке. Сколько листков собрали? Протягивают вперед ладошки. Пять! Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы.
«Пчела»

(для младшего дошкольного возраста)
Прилетела к нам вчера Машут ладошками. Полосатая пчела. А за нею шмель - шмелек И веселый мотылек Загибают пальцы поочереди, начиная с Два жука и стрекоза, большого. 35
Как фонарики глаза, Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам. Пожужжали, полетали, Машут ладошками. От усталости упали. Роняют ладони вниз.
«Паучок»

(для старшего дошкольного возраста)
На изогнутый сучок, Правую кисть, шевеля пальцами, опускают Сломанный, осенний, сверху на левую кисть. Опустился паучок Кладут указательные пальцы друг на друга С крестиком на спинке. «крестиком». Свил уютный гамачок, Пальцы правой руки складывают в Щепоть и опускают сверху в левую ладонь, сложенную «лодочой». Сам - в сторонку Пальцами правой руки «пробегают» по Левой руке от кисти до локтя. И молчок. Правый указательный палец прикладывают к губам.
«Птички»

(для младшего дошкольного возраста)
Птички полетели, Большой палец отгибают в горизонтальное положение, сверху присоединяют сомкнутые прямые остальные пальцы. Крыльями махали, Машут ладонями с широко раскрытыми пальцами. На деревья сели, Руки вверх, все пальцы широко расставлены. Вместе отдыхали. Большие пальцы отгибают (как движения в первой строчке).
Массаж пальцев «Грачи»

(для старшего дошкольного возраста)
Мы лепили куличи, «Лепить пирожки». Прилетели к нам грачи. Помахать крыльями – ладошками. Первый грач испек пирог, Поочередно массировать каждый палец, А второй ему помог, начиная с большого. Третий грач накрыл на стол, А четвертый вымыл пол. Пятый долго не зевал И пирог у них склевал. Постучать пальцами по коленям. 36
Раз, два, три четыре, пять, Поочередно загибать пальчики. Выходи грачей считать.
«Уточка»

(для младшего дошкольного возраста)
Шла уточка бережочком, «Идут» двумя пальчиками по ладони, Шла серая по крутому. переваливаясь. Вела детей за собою И малого, и большого, Загибают безымянный палец и большой И среднего, и меньшого, Загибают средний палец, мизинец И самого любимого. Загибают указательный палец
«Десять птичек – стайка»

(для старшего дошкольного возраста)
Пой-ка, подпевай-ка: Сжимать и разжимать кулачки. Десять птичек - стайка. Эта птичка - соловей, Поглаживать поочередно пальцы, Эта птичка - воробей, начиная с мизинца, сначала Эта птичка - совушка, на одной руке, потом на другой. сонная головушка. Эта птичка - свиристель, Эта птичка - коростель, Эта птичка - скворушка, серенькое перышко. Это-зяблик, это - стриж, Это - развеселый чиж. Ну, а это - злой орлан. Птички-птички, по домам! Обе ручки быстро сжать в кулачки, "пряча птичек"
«Цветок»

(для старшего дошкольного возраста)
Словно в бутончик собрав лепестки, В горстку собрать пальцы правой руки. Солнце свои посылает лучи. Пальцы раскрыты у левой руки. Утром под солнцем цветы Пальцы на правой руке раскрываются. Солнышко село, и сумрак сгустился, Левую руку опустить, пальцы И до утра мой цветочек закрылся. правой руки собрать в горстку. 37

«Мы во двор пошли гулять»

(для старшего дошкольного возраста)
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному. Мы во двор пошли гулять. «Идут» указательным и средним пальцами. Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями. Птичек крошками кормили, «Крошат» хлебушек всеми пальчиками. С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки. А еще в снегу валялись. Разворачивают ладони то вверх, то вниз. Все в снегу домой пришли, Отряхивают ладошки. Съели суп, и спать легли. Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.
«Погреем пальчики»

(для младшего дошкольного возраста)
Снег руками собирали, Энергично сжимают и разжимают пальцы Наши пальчики устали. обеих рук. Мы их будем растирать, Энергично потирают ладонь о ладонь. Мы их будем согревать. Энергично разминать. Делают массирующие движения пальцами.
«На елке»

(для младшего дошкольного возраста)
Мы на елке веселились, Хлопки в ладоши. И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками. После добрый Дед Мороз Сжимают и разжимают кулачки. Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, Рисуют руками круг. В них же вкусные предметы: Хлопки в ладоши. Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики, Орешки рядом с ними начиная с большого. Груша, яблоко, один Золотистый мандарин! 38

«Ёлочка»

(для старшего дошкольного возраста)
Перед нами ёлочка: Пальцы рук переплетены, из больших пальцев верхушка «ёлочки». Шишечки, иголочки, Кулачки, указательные пальцы выставлены. Шарики, фонарики, «Шарики» из пальцев вверх, вниз. Зайчики и свечки, «Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты. Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расставлены; средний и указательный пальцы стоят на ладони Приложение 3
Упражнения артикуляционной гимнастики

«Рыбка шевелит губами»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Смыкать и размыкать губы.
«Птенцы»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Широко открывать и закрывать рот.
«Улыбка»

Цель:
развитие артикуляционного аппарата. Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. (удерживать до 10
«Трубочка»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Вытянуть губы вперед, как хоботок (удерживать до 10).
«Улыбка-трубочка»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Чередовать до 10 раз.
«Лопаточка»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. 39
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10
«Вкусное варенье»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
«Заборчик»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
«Бублик»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
«Шарик»

Цель:
развитие артикуляционного аппарата. Надуть щёки, сдуть щёки.
«Часики»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
«Лошадка»

Цель:
развитие артикуляционного аппарата. Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).
«Качели»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). 40

«Веселая змейка»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).
«Пятачок»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо- влево…(8-10 раз).
«Сдуй ватку с ладошки»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
«Иголочка»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
«Крестик»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева- направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).
«Расческа»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
«Почистим за нижними зубами»

Цель:
развитие артикуляционной моторики. Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону. 41
Приложение 4
Диагностика развития музыкальных способностей детей

подготовительная группа (начальная)
движение чувство ритма пение слушание 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 25% 31% 37% 19% 56% 50% 44% 62% 19% 19% 19% 19% высокий средний н/средний 42
Приложение 5
Форма работы для развития чувства ритма
Речевые упражнения Стихи, потешки, загадки Пальчиковая гимнастика Стихи, прибаутки «Звуковые жесты» Хлопки, шлепки, притопы, цоканье языка, щелчки У п р а ж н е н и я с ритмическими карточками Дидактические игры: «Гусеница» «Паровоз» Ритмические игры « М у з ы к а л ь н ы й к в а д р а т » «Дирижер» речевые игры Ритмические схемы Г р а ф и ч е с к о е и з о б р а ж е н и е ритмических рисунков Музыкальные движения Упражнения, импровизация Приложение 6
Конкурсы художественного творчества

2015 – 2016 г.г.
Городской фестиваль детского художественного творчества «Беби- шоу» Диплом 1 степени Р а й о н н ы й к о н к у р с х уд о ж е с т в е н н о г о т в о р ч е с т в а во спит анников ДОУ в р а м к а х Почетная грамота «За победу»
городского фестиваля «Адрес детства – мой Нижний Тагил» Городской фестиваль детского х уд о ж е с т в е н н о г о т в о р ч е с т в а «Изумрудинка» Диплом 1 степени


В раздел образования