Технология работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством экологических игр
Автор: Метель Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ- детский сад №6 Населённый пункт: город Татарск, Новосибирская область Наименование материала: Статья Тема: Технология работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством экологических игр Раздел: дошкольное образование
«Совершенствование профессиональной
компетентности педагогических работников как способ
повышения качества образовательных услуг в условиях
модернизации системы образования»
Тема: «Технология работы
по развитию познавательной активности
дошкольников
посредством экологических игр».
Исполнитель: Метель Ольга
Александровна
Воспитатель высшей
квалификационной категории
МКДОУ- детский сад № 6
Татарск 2016 год
1
Тема: «Технология работы по развитию познавательной
активности дошкольников посредством экологических
игр».
Дошкольное детство − начальный этап становления человеческой
личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также
формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир
с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет познавать окружающий
мир, относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим
и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой
экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его
воспитании.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети
отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений
взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра –
есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Наблюдая за детьми своей группы, по результатам педагогической
диагностики в области экологического воспитания, отметила, что у детей
недостаточно развита экологическая культура, слабые знания о растительном и
животном мире, временах года
.
В анкетировании родителей были получены следующие результаты:
многие
родителей
осведомлены
об
экологическом
образовании
детей
и
воспитывают в детях положительное отношение к миру природы, некоторые
недостаточно
проинформированы
по
данному
вопросу,
но
поддерживают
работу детского сада по экологическому образованию детей, а часть родителей
понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают
воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.
Ознакомилась
с теоретическими основами методик, технологий:
СЛАЙД №2
Николаева Светлана Николаевна «Юный эколог»;
«Методика экологического воспитания дошкольников»;
2
статьи в журналах « Дошкольное воспитание», « Ребенок в детском
саду», «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика»;
Бондаренко Антонина Кирилловна «Дидактические игры в детском
саду»,
Рыжова Наталья Александровна «Экологические игры в детском
саду».
Изучив ситуацию, пришла к выводу, что использование экологических игр
положительно влияет на
познавательный интерес детей, их стремление к
самостоятельности, наблюдениям, позволяет сформировать конкретные знания
о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду,
создает
благоприятные
условия
для
формирования
экологической
культуры
дошкольников. В процессе экологической игры дети уточняют, конкретизируют,
закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе.
Исходя из вышесказанного, я определила цель своей работы: СЛАЙД №3
Развивать познавательную активность дошкольников посредством
экологических игр.
Для достижения цели наметила ряд задач:
1.
Формировать
основы
экологического
мировоззрения
и
культуры:
представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном
мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.
2.
Повысить
уровень
нравственно-экологической
компетентности
родителей, реализуя систему сотрудничества по экологическому воспитанию
детей.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
На основе анализа научной литературы, статьи журналов, перечисленных,
выше задач и результатов диагностических наблюдений составила алгоритм
работы для развития познавательной активности детей: СЛАЙД №4
Разработала перспективное планирование ;
Создала картотеку дидактических игр;
3
Формирование
экологических
представлений
3-4 года
прослеживание только
единичных
связей
экологических
представлений.
4-5 лет
понимание связи
комплексного
развития в
природе.
5-6 лет
формирование
правильных и
полных картин
окружающей
природы.
Собрала и систематизировала библиотечку пословиц, поговорок, загадок,
стихотворений, рассказов, папок – передвижек на экологические темы и т.д.
Подготовила родительские собрания (в том числе нетрадиционные) на
экологические темы;
Светлана Николаевна Николаева (доктор пед.наук,) считает, что формирование
экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного
возраста: СЛАЙД №5
СЛАЙД №6
Татьяна Ивановна Шамова (доктор пед.наук, профессор) считает,
что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется
в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности. Учитывая это,
выделяют три уровня проявления познавательной активности дошкольников:
В своей деятельности широко использую разнообразные дидактические игры
экологического содержания, в том числе и авторские наработки. Провожу
занятия в форме викторин, игровых обучающих ситуаций, КВН, игр-
драматизаций. При классификации экологических игр учитываю следующие
принципы и методы обучения: СЛАЙД №7
4
СЛАЙД №8
Наглядные методы позволяют сформировать у детей яркие, конкретные
представления о живой и неживой природе.
Практические методы позволяют уточнять представления детей, углублять их,
приводить полученные знания в систему, упражнять детей в применении
полученных знаний.
Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе,
для их систематизации и обобщения, помогают формировать у дошкольников
эмоционально-положительное отношение к природе.
Классификация экологических игр:
5
СЛАЙД №9
СЛАЙД №10
СЛАЙД № 11
6
совместная
деятельность
детей
и воспитателя в
уголке
природы
циклы
наблюдений
за
объектами
зоны
природы
детского сада
продуктивная
деятельность,
чтение детской
природоведческо
й
художественной
литературы,
просмотр
познавательных
фильмов
еженедельное
проведение
экологических
занятий,
опытов
«огород на
окне» -
еженедельные
наблюдения
ежемесячные
наблюдения за
сезонными
явлениями природы и
одновременное
ведение
пиктограммного
календаря,
создание символов
технология
экологического
воспитания детей
в средней группе
Начиная со второй младшей группы в своей работе использовала:
СЛАЙД № 12
Рассматривание иллюстраций по теме;
Игры-экспериментирования с разными материалами;
Дидактические игры;
Решение проблемных ситуаций;
Создание мини- огорода;
Оформление уголка природы;
Прогулки и наблюдения;
Оформление уголка исследовательской деятельности;
Игровые обучающие ситуации с применением игрушек-аналогов;
К концу года детинаучились наблюдать за природными явлениями, проявляют
участие в уходе за растениями, различают и называют конкретные виды
деревьев, животных разных групп; называют признаки живого объекта,
состояние по сезонам; замечают существующие в окружающем мире простые
закономерности и зависимости, проявляют активность в экспериментировании.
В средней группе технология экологического воспитания детей дошкольного
возраста имеет следующие структурные компоненты: СЛАЙД № 13
7
Для закрепления знаний о природе организую:
дидактические игры;
подвижные игры природоведческого содержания;
дидактические игры с предметами (уточняющие представления детей о
свойствах и качествах объектов природы, развивающие
наблюдательность, внимание, память)
Настольно-печатные игры (направленные на уточнение, систематизацию
и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и
растительного мира, явлениях неживой природы).
Словесные игры (закрепляющие знания о природе, развивающие
внимание,сообразительность, связную речь, быстроту реакции).
СЛАЙД № 14
8
«Панорама
добрых дел»
Создание схем,
чертежей, игры-
путешествия,
создание, моделей,
макетов
Оформление
выставок по теме,
создание гербария,
решение логических
задач
Рассматривание
иллюстраций, просмотр
познавательных
видеофильмов
Создание
пиктограммно-
символического
календаря
Наблюдения и фиксация
результатов в календаре
природы,
экскурсии в парк по
временам года
технология
экологического
воспитания детей в
старшей группе
технология
экологического
воспитания детей в
старшей группе
Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и
психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают
главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся
сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции
с предметами, но и взаимоотношения между людьми.
Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым,
целенаправленным и дифференцированным становится восприятие,
произвольными память и внимание; появляется способность анализировать и
обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно
формируется логическое (причинно-следственное) мышление.
СЛАЙД № 15.
9
Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания.
Значение игры в этом возрасте не уменьшается. Таким образом, технология
эколого-педагогической
работы
с
детьми
старшей
группы,
базируясь
на
материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым
витком
в
общей
системе
экологического
воспитания
дошкольников
-
формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с
ней.
Важнейшим условием в развитии познавательной активности детей является
развивающая среда СЛАЙД № 16.
10
Мини- музей «Природные зоны России» удостоен 3 места в районном конкурсе
«Экобеби- 2014» в номинации «Добро пожаловать в экологию».
На участке детского сада созданы: СЛАЙД № 17.
тропа здоровья, цветники, огород, экологическая тропа, оформлен прогулочный
участок детского сада. Результаты оформления прогулочного участка признаны
и отмечены дипломом за второе место на всероссийском конкурсе идей
оформления прогулочных участков «Чудо- участок детского сада».
Игра способствует развитию активности и инициативы, в продуктивных
видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого,
стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Для поддержки
детской инициативы:
•
создаю в группе положительный психологический микроклимат;
•
поощряю желание создавать что-либо по собственному замыслу;
•
обращаю внимание детей на полезность будущего продукта для других или
ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
•
создаю условия для разнообразной самостоятельной творческой
деятельности детей;
•
привлекаю детей к планированию жизни группы на день и на более
отдалённую перспективу;
•
обсуждаю выбор спектакля для постановки песни, танца и т. п.;
•создаю условия и выделяю время для самостоятельной творческой или
познавательной деятельности детей по интересам.
Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и
братишек в изготовление поделок. За совместную работу дети и родители
получают благодарность и сюрпризы.
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только
опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную
задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически
11
грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я
использую различные формы: СЛАЙД № 18
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие
знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для
формирования основ экологической культуры.
При организации образовательного процесса было обеспечено единство
целей
и
преемственности
всех
участников,
и
совместная
деятельность
позволила, в свою очередь:
- повысить профессиональное мастерство по экологическому воспитанию
дошкольников;
-
родителям
понять
значимость
выработки
у
детей
первых
навыков
экологически
грамотного
и
безопасного
поведения
в
природе
и
в
быту,
приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной
практической
деятельности
по
охране
природы.
Итоговое
анкетирование
родителей .
К концу старшей группы дети:
• Используют наблюдение как способ познания: способны принять цель
наблюдения, ставить её самостоятельно.
12
• Сравнивают характерные и существенные признаки объектов природы с
помощью предметных, обобщающих моделей.
• Составляют творческие рассказы, экологические сказки о наблюдаемых
явлениях природы.
• Используют модель в качестве плана рассказа, доказательно строят суждение.
• Самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи на основе
понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды
их обитания.
Анализ полученных результатов, позволил сделать вывод, что уровень
экологической воспитанности детей имеет положительную динамику:
СЛАЙД № 19.
количество детей,
имеющих высокий уровень знаний о растительном
мире, повысилось на 35%: дети имеют представление о разнообразии
растительного мира,
производят
группировку:
травы, кустарники,
деревья, растения, живое, неживое.
количество детей, имеющих высокий уровень знаний о животном мире,
повысилось на
37%: детям известно о многообразии животного мира,
известны
основные классы животных, особенности строения и образа
жизни.
количество детей, имеющих высокий уровень знаний о временах года,
увеличилось на 37%: детям известно о временах года, какие сезонные
изменения происходят в природе, у растений и животных.
Таким образом, проведённая работа способствовала развитию представлений
детей
об
ответственном
отношении
к
своему
здоровью
и
состоянию
окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая
проявляется
в
эмоционально-положительном
отношении
к
природе,
окружающему миру.
13
Систематическая целенаправленная работа оказала благотворное влияние на
общее развитие детей, их активность и инициативность. Они стали более
ответственны, самостоятельны. Об этом свидетельствуют результаты участия
детей в разных конкурсах СЛАЙД № 20.
Углубленная работа по развитию познавательной активности детей дала
возможность
представить
опыт
работы
на
конкурсах
профессионального
мастерства разного уровня и получить положительные результаты.
СЛАЙД № 21.
Для развития познавательной активности детей и творческом использовании
экологических игр:
- учитываю индивидуальные особенности;
- использую экологические игры в соответствии с уровнем подготовки
детей.
- повышаю профессионализм педагогической деятельности:
В перспективе планирую: СЛАЙД № 22.
1. Продолжать целенаправленную работу по развитию познавательной
активности посредством экологических игр, используя методические приемы,
средства, формы.
2. Пополнить технологию работы социо- игровыми приёмами обучения
дошкольников
14
Список литературы:
1. Т.М.Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», 2007г.;
2. Т.М.Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», 2009г.;
3. О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных
экологических представлений», 2006г.;
4. С.Н. Николаева « Методика экологического воспитания дошкольников»;
5. С.Н. Николаева «Юный эколог», 2002г.;
6. Интерактивные мультфильмы - уроки для дошкольников по ознакомлению
с окружающей природой: «Уроки тетушки Совы».
7. Л.Г.Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры
дошкольников», 2007г.;
8. С.Н. Николаева «Теория и методика экологического образования детей»,
2011;
9. Н.А.Рыжова «Экологическое образование в дошкольных образовательных
учреждениях: теория и практика», 2009;
10. Л.Г.Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры
дошкольников»;
11. Ю.А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром»;
12. Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников»;
15
16