Напоминание

Технология работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством экологических игр


Автор: Метель Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ- детский сад №6
Населённый пункт: город Татарск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Технология работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством экологических игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования» Тема: «Технология работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством экологических игр». Исполнитель: Метель Ольга Александровна Воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ- детский сад № 6 Татарск 2016 год 1
Тема: «Технология работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством экологических игр». Дошкольное детство − начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет познавать окружающий мир, относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Наблюдая за детьми своей группы, по результатам педагогической диагностики в области экологического воспитания, отметила, что у детей недостаточно развита экологическая культура, слабые знания о растительном и животном мире, временах года . В анкетировании родителей были получены следующие результаты: многие родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы, некоторые недостаточно проинформированы по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей, а часть родителей понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы. Ознакомилась с теоретическими основами методик, технологий:
СЛАЙД №2
Николаева Светлана Николаевна «Юный эколог»; «Методика экологического воспитания дошкольников»; 2
статьи в журналах « Дошкольное воспитание», « Ребенок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика»; Бондаренко Антонина Кирилловна «Дидактические игры в детском саду», Рыжова Наталья Александровна «Экологические игры в детском саду». Изучив ситуацию, пришла к выводу, что использование экологических игр положительно влияет на познавательный интерес детей, их стремление к самостоятельности, наблюдениям, позволяет сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создает благоприятные условия для формирования экологической культуры дошкольников. В процессе экологической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Исходя из вышесказанного, я определила цель своей работы:
СЛАЙД №3

Развивать познавательную активность дошкольников посредством

экологических игр.
Для достижения цели наметила ряд задач: 1. Формировать основы экологического мировоззрения и культуры: представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях. 2. Повысить уровень нравственно-экологической компетентности родителей, реализуя систему сотрудничества по экологическому воспитанию детей. 3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. На основе анализа научной литературы, статьи журналов, перечисленных, выше задач и результатов диагностических наблюдений составила алгоритм работы для развития познавательной активности детей:
СЛАЙД №4
Разработала перспективное планирование
;
Создала картотеку дидактических игр; 3
Формирование экологических представлений 3-4 года прослеживание только единичных связей экологических представлений. 4-5 лет понимание связи комплексного развития в природе. 5-6 лет формирование правильных и полных картин окружающей природы. Собрала и систематизировала библиотечку пословиц, поговорок, загадок, стихотворений, рассказов, папок – передвижек на экологические темы и т.д. Подготовила родительские собрания (в том числе нетрадиционные) на экологические темы; Светлана Николаевна Николаева (доктор пед.наук,) считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста:
СЛАЙД №5

СЛАЙД №6
Татьяна Ивановна Шамова (доктор пед.наук, профессор) считает, что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности. Учитывая это, выделяют три уровня проявления познавательной активности дошкольников:

В своей деятельности широко использую разнообразные дидактические игры экологического содержания, в том числе и авторские наработки. Провожу занятия в форме викторин, игровых обучающих ситуаций, КВН, игр- драматизаций. При классификации экологических игр учитываю следующие принципы и методы обучения:
СЛАЙД №7
4



СЛАЙД №8


Наглядные методы позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о живой и неживой природе. Практические методы позволяют уточнять представления детей, углублять их, приводить полученные знания в систему, упражнять детей в применении полученных знаний. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, для их систематизации и обобщения, помогают формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к природе.
Классификация экологических игр:


5

СЛАЙД №9

СЛАЙД №10

СЛАЙД № 11
6
совместная деятельность детей и воспитателя в уголке природы циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада продуктивная деятельность, чтение детской природоведческо й художественной литературы, просмотр познавательных фильмов еженедельное проведение экологических занятий, опытов «огород на окне» - еженедельные наблюдения ежемесячные наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, создание символов технология экологического воспитания детей в средней группе Начиная со второй младшей группы в своей работе использовала:
СЛАЙД № 12
 Рассматривание иллюстраций по теме;  Игры-экспериментирования с разными материалами;  Дидактические игры;  Решение проблемных ситуаций;  Создание мини- огорода;  Оформление уголка природы;  Прогулки и наблюдения;  Оформление уголка исследовательской деятельности;  Игровые обучающие ситуации с применением игрушек-аналогов; К концу года детинаучились наблюдать за природными явлениями, проявляют участие в уходе за растениями, различают и называют конкретные виды деревьев, животных разных групп; называют признаки живого объекта, состояние по сезонам; замечают существующие в окружающем мире простые закономерности и зависимости, проявляют активность в экспериментировании. В средней группе технология экологического воспитания детей дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:
СЛАЙД № 13
7
Для закрепления знаний о природе организую: дидактические игры; подвижные игры природоведческого содержания; дидактические игры с предметами (уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память) Настольно-печатные игры (направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы). Словесные игры (закрепляющие знания о природе, развивающие внимание,сообразительность, связную речь, быстроту реакции).


СЛАЙД № 14
8
«Панорама добрых дел» Создание схем, чертежей, игры- путешествия, создание, моделей, макетов Оформление выставок по теме, создание гербария, решение логических задач Рассматривание иллюстраций, просмотр познавательных видеофильмов Создание пиктограммно- символического календаря Наблюдения и фиксация результатов в календаре природы, экскурсии в парк по временам года технология экологического воспитания детей в старшей группе технология экологического воспитания детей в старшей группе Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление.
СЛАЙД № 15.
9
Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания. Значение игры в этом возрасте не уменьшается. Таким образом, технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней. Важнейшим условием в развитии познавательной активности детей является развивающая среда
СЛАЙД № 16.
10
Мини- музей «Природные зоны России» удостоен 3 места в районном конкурсе «Экобеби- 2014» в номинации «Добро пожаловать в экологию». На участке детского сада созданы:
СЛАЙД № 17.
тропа здоровья, цветники, огород, экологическая тропа, оформлен прогулочный участок детского сада. Результаты оформления прогулочного участка признаны и отмечены дипломом за второе место на всероссийском конкурсе идей оформления прогулочных участков «Чудо- участок детского сада».

Игра способствует развитию активности и инициативы, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Для поддержки детской инициативы: • создаю в группе положительный психологический микроклимат; • поощряю желание создавать что-либо по собственному замыслу; • обращаю внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу); • создаю условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; • привлекаю детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу; • обсуждаю выбор спектакля для постановки песни, танца и т. п.; •создаю условия и выделяю время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. За совместную работу дети и родители получают благодарность и сюрпризы. Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически 11
грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую различные формы:
СЛАЙД № 18
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. При организации образовательного процесса было обеспечено единство целей и преемственности всех участников, и совместная деятельность позволила, в свою очередь: - повысить профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников; - родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы. Итоговое анкетирование родителей
.
К концу старшей группы дети: • Используют наблюдение как способ познания: способны принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно. 12
• Сравнивают характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей. • Составляют творческие рассказы, экологические сказки о наблюдаемых явлениях природы. • Используют модель в качестве плана рассказа, доказательно строят суждение. • Самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

Анализ полученных результатов, позволил сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей имеет положительную динамику:
СЛАЙД № 19.
количество детей, имеющих высокий уровень знаний о растительном мире, повысилось на 35%: дети имеют представление о разнообразии растительного мира, производят группировку: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое. количество детей, имеющих высокий уровень знаний о животном мире, повысилось на 37%: детям известно о многообразии животного мира, известны основные классы животных, особенности строения и образа жизни. количество детей, имеющих высокий уровень знаний о временах года, увеличилось на 37%: детям известно о временах года, какие сезонные изменения происходят в природе, у растений и животных. Таким образом, проведённая работа способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру. 13
Систематическая целенаправленная работа оказала благотворное влияние на общее развитие детей, их активность и инициативность. Они стали более ответственны, самостоятельны. Об этом свидетельствуют результаты участия детей в разных конкурсах
СЛАЙД № 20.
Углубленная работа по развитию познавательной активности детей дала возможность представить опыт работы на конкурсах профессионального мастерства разного уровня и получить положительные результаты.
СЛАЙД № 21.
Для развития познавательной активности детей и творческом использовании экологических игр: - учитываю индивидуальные особенности; - использую экологические игры в соответствии с уровнем подготовки детей. - повышаю профессионализм педагогической деятельности: В перспективе планирую:
СЛАЙД № 22.
1. Продолжать целенаправленную работу по развитию познавательной активности посредством экологических игр, используя методические приемы, средства, формы. 2. Пополнить технологию работы социо- игровыми приёмами обучения дошкольников 14

Список литературы:
1. Т.М.Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», 2007г.; 2. Т.М.Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», 2009г.; 3. О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений», 2006г.; 4. С.Н. Николаева « Методика экологического воспитания дошкольников»; 5. С.Н. Николаева «Юный эколог», 2002г.; 6. Интерактивные мультфильмы - уроки для дошкольников по ознакомлению с окружающей природой: «Уроки тетушки Совы». 7. Л.Г.Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», 2007г.; 8. С.Н. Николаева «Теория и методика экологического образования детей», 2011; 9. Н.А.Рыжова «Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика», 2009; 10. Л.Г.Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»; 11. Ю.А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром»; 12. Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников»; 15
16


В раздел образования