Автор: Бахмутская Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МК ДОУ Павловский детский сад "Мозаика" Населённый пункт: г. Павловск, Воронежская область Наименование материала: конспект нод Тема: "Первобытные люди" Раздел: дошкольное образование
Приоритетные образовательные области : «Познание», «Коммуникация»
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-
исследовательская
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с внешним обликом первобытного человека и его бытом
- совершенствовать умение отвечать на вопросы полным, развернутым ответом
- совершенствовать навыки самомассажа, умение самостоятельно снимать эмоциональное
напряжение, с помощью релаксационных музыкальных произведений
Развивающие:
- формировать связную речь
- расширять словарный запас
- формировать пантомимические способности
- способствовать двигательной активности через физкультминутки, полосу препятствий,
игры-пантомимы
- способствовать развитию памяти, воображения, логического мышления, зрительной и
моторной координации, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение
взаимодействовать с партнером, в микрогруппе
Словарная работа : первобытный человек, племя, шкура, саблезубый, пещерный,
древний, ловушка, копье, собиратель, разжигать.
Материал : презентация «Первобытный человек», заготовки одежды из палантинов,
шнурки большого размера, бусины большого размера по 3 зеленых и 3 красных на
каждого ребенка, 2 корзины, ребристая дорожка, деревянная дуга для пролезания, 3
обруча, деревянные палочки (длина – 80 см, диаметр – 2 см). камни-пластушка для
рисования. Фольга (10*15 см) на каждого ребенка, камешки по количеству детей,
мультимедийная установка.
Ход занятия:
Воспитатель и дети проходят в зал и садятся в круг на ковер. (Звучит индейская
музыка.) (Музыка «Вход»)
Воспитатель : Сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Я расскажу вам одну
историю. Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и
птицы, появился … ( слайд 2 – первобытного человека ).
Воспитатель : Как вы думаете, откуда он взялся?
Ответы детей (возможно наводящие вопросы воспитателя)
Воспитатель : Существуют различные теории о происхождении человека. Но тем не
менее, наш далекий предок был вот таким. Какими физическими качествами, по-вашему,
обладал древний человек?
Дети: Сильный, смелый, ловкий .
Воспитатель : Верно, он был быстр, ловок и сообразителен. Скажите в чем помогали ему
эти три качества?
Дети : Охотиться, убегать от хищников.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, во что он был одет.
Дети : В шкуру.
Воспитатель : Да, тогда не было современной одежды, портных, которые шили бы ее,
фабрик.
Воспитатель : а хотите, мы с вами ненадолго превратимся в первобытных людей?
Воспитатель : тогда отправляемся на необитаемый остров!
Физкультминутка «Острова» (слайд 3)
Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.
Раз, два – острова.
(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)
Три, четыре – мы приплыли.
(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)
Пять, шесть – сходим.
(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч), левой
ладошкой вверх (подбрасываем мяч))
Семь, восемь – сколько сосен.
(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове «сосен» вытянуть левую)
Девять, десять – мы в пути.
(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя
вперед, изображая «шаги»)
Досчитал до десяти!
(Выполнить четыре движения, по одному на каждый слог: 1) ладонь правой руки на
голову,
2) тыльная сторона левой руки под подбородок,
3) ладонь правой руки касается правой щеки;
4) ладонь левой руки – левой щеки. Затем руки поочередно вперед и звонкий хлопок в
ладоши)
(Воспитатель перед детьми старинный сундук.)
Воспитатель : Вот мы уже на необитаемом острове! Что нам необходимо сделать, чтобы
внешне быть похожими на первобытных людей?
Дети : Переодеться!
Воспитатель: Правильно, но где мы возьмем эту одежду? Ребята посмотрите я вижу
сундук .Давайте заглянем в него ,может там сокровища? (Дети открывают сундук в нем
лежат палантины, имитирующие шкуры).
Воспитатель: Вот вам все необходимое.
(Дети одевают шкуры ).
Воспитатель: А кто догадается, зачем нужна была одежда из шкуры?
Дети : Она защищала людей от холода
Воспитатель: А где жили первобытные люди ? (слайд 4)
Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает холодов. Тысячи лет назад люди
не умели строить дома и поэтому жили в каменных пещерах. Впрочем, следует заметить,
что самые первые обитатели пещер даже внешне мало походили на нас.
Воспитатель : А еще они рисовали в пещерах на стенах. Рисовали они специальными
материалами: охрой, мелом, углем. Давайте и мы попробуем рисовать, как первобытные
люди . (слайд 5) (звучит музыка «Рисование»)
Дети рисуют на плоских камнях мелом и углем.
Воспитатель: - У вас получились замечательные рисунки.
Воспитатель : Как спасался первобытный человек от холода – вы догадались. А может
быть, вы скажете мне, что еще нужно было человеку, чтобы выжить?(ответы детей)
Воспитатель : Конечно, ему требовались вода и еда. Где он брал воду?
Дети : Из реки, ручейка и т.п.
Воспитатель : Тогда, что же он ел?
Дети : Ягоды, траву, мясо
Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами отправляемся на лесную поляну. Собирать
лесные съедобные ягоды.( Воспитатель рассыпает муляжи ягод бусины большого
размера)
Воспитатель : Давайте разделимся на две команды, у нас будет два племени. Девочки
племя - «Быстрые тигры», а мальчики – «Сильные медведи». Посмотрим, чье племя ловчее
и быстрее.
Начинаем собирать ягоды по звуковому сигналу .(Музыка «Ягоды»)
Под музыку дети собирают бусины в две корзины.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, кроме того, что первобытные люди ели ягоды, что
еще они из них делали?
Дети: Бусы, украшения
Воспитатель : Так может, и мы попробуем сделать бусы? (высыпает бусины в одну
корзину, предлагает детям сесть в круг и раздает шерстяные веревочки). Устраивайтесь
поудобнее вокруг корзины и возьмите по очереди несколько бусин, чтобы у всех были
бусы одинакового размера. Чтобы они были красивыми, нанизывать нужно сначала
красную, затем зеленую.
Под музыку дети нанизывают бусинки . ( Музыка «Ягоды»)
Воспитатель : Красивые бусы получились! Давайте примерим их.
(Дети надевают бусы.)
Воспитатель : Ребята, первобытные люди делали украшения не только из ягод, но из
клыков, бивней животных и камней. .Посмотрите ( Слайд -6)
Воспитатель : Вот мы нарядились, надели бусы, а как же нам раздобыть мясо?
Дети: Надо идти на охоту
Воспитатель: Да, надо идти на охоту. В те далекие времена на земле водились мамонты
(Показывает иллюстрацию) На какого зверя похож мамонт? (Слайд – 7-8)
Дети : На слона
Воспитатель : Верно. А чем мамонт отличается от слона?
Дети : У мамонта шерсть и огромные бивни
Воспитатель : А еще водились саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли,
клыками и огромные пещерные медведи (слайд- 9).
А как вы думаете, что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями?
Дети : Оружие. ( слайд -10)
Воспитатель : Из чего его можно сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным
людям были доступны лишь дерево и камень Древние люди научились делать из камня
ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копье и руку топора.
Но перед этим они проверяли дерево на прочность (слайд -11).
Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-
ка и мы, прежде чем отправимся на охоту, изготовим копьё первобытного человека.
Правда, каменные наконечники мы сделаем из фольги. Но сначала нам нужно где-то
раздобыть деревянные заготовки для копий. Согласны?
Воспитатель : Ну тогда вперед! Отправляемся в лес на поиски заготовок ля копий.
(дети подходят к полосе препятствий)
Дуга для подлезания – ветки деревьев
Узкая тропинка – ребристая доска
Обруч – яма
«Ручеек», над ним «мостик» - деревянные палочки
Воспитатель: Ребята, оглянитесь назад, вот этот мостик вам нечего не напоминает?
Подумайте, на что похожи палочки.
Воспитатель: из палочек мы и сделаем с вами копья (каждый берет по одной палочке).
Посмотрите, какая здесь прекрасная зеленая поляна! Как раз на ней и остановимся.
Дети проходят на «поляну» (зеленаяцветная ткань), держат в руках палочки.
Воспитатель: Ребята, а как мы узнаем, хорошие ли получатся копья?
Дети : Надо проверить их на прочность
Воспитатель : Сейчас мы их проверим. Повторяйте за мной.
Физкультминутка «Какое оно?»
(Воспитатель читает стихотворение, дети повторяют. Они стоят врассыпную, чтобы не
мешать друг другу, сняв обувь.)
Воспитатель: Чтобы узнать, какое оно, мы наступим на него.
(Кладут на пол перед собой палочку и наступают двумя ногами на правый край, при этом
и пальцы ног и пятки должны касаться пола – ступня ноги принимает форму дуги.)
По нему пройдемся влево,
А затем вернемся вправо.
(Ходьба приставным шагом влево, затем в и.п.)
Мы шагаем елочкой, пальцы – как иголочки.
(Ходьба «елочкой», наступая пятками на палочку, пальцами на пол.)
Воспитатель: На прочность палочки проверили, теперь можно делать копья. Усаживаемся
поудобнее на полянке .(СЛАЙД-12)
(Показ с объяснением: на палочку прижимаем один край фольги, другой край сминаем,
делая острый кончик.)
Воспитатель : После удачной охоты нужно было приготовить пищу. Как первобытные
люди готовили еду?
Дети: На огне, костре
Воспитатель : А как они его разжигали? (слайд-13)
Разжигали они его с помощью деревянной палочки и камня, сильно растирая их друг о
друга, а иногда во время грозы молния ударяла дерево и оно загоралось. Тогда люди брали
ветку и поджигали ее о горящее дерево, а чтобы огонь не погас, день и ночь по очереди
дежурили у костра, подкладывая дрова. Так они готовили еду и обогревались. Давайте
покажем, как добывали огонь.
(Воспитатель раздает детям деревянные палочки и камушки)
Дети за воспитателем показывают, как с помощью этих предметов высекали огонь.
Воспитатель: Ребята, перед тем как отправиться на охоту и после возвращения с удачной
охоты первобытные люди танцевали около костра – это было у них ритуалом. Давайте и
мы с вами произведем такой ритуал .(Слайд- 14)
(Танец около костра) (Музыка «Танец около костра»)
Воспитатель : Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Нам пора
возвращаться в детский сад. Закроем глазки и произнесем :
Раз, два, три. четыре, пять – возвращаемся назад.
Воспитатель помогает детям снять шкуры, попутно задавая вопросы для закрепления.
- Как назывались люди, в которых мы превращались?
- Понравилось ли вам быть первобытными людьми?
ЗАГАДКИ
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой,
Шерстью покрыт он - словно копной.
/мамонт/
Он огромный, нос с рогами,
Ноги кажутся столбами.
/носорог/
Кто на своей голове
Лес носит?
/северный олень/