"Библиотечный урок в коррекционной школе VIII вида"
Автор: Котельникова Ирина Георгиевна Должность: педагог- библиотекарь Учебное заведение: КГБОУ "Зеленогорская общеобразовательная школа- интернат" Населённый пункт: город Зеленогорск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: "Библиотечный урок в коррекционной школе VIII вида" Раздел: среднее профессиональное
Библиотечный урок в коррекционной школе VIII вида.
Педагог- библиотекарь
Котельникова И.Г.
Специальные образовательные учреждения предназначены для обучения детей,
имеющих различные отклонения в развитии. Всего существует восемь видов таких
школ. Коррекционные образовательные учреждения 8-го вида созданы для обучения
и воспитания детей с умственной отсталостью.
Целью создания специальных образовательных учреждений 8-го вида является
коррекция отклонений в развитии, а также социально-психологическая
реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. Ученики школ 8-го вида
имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников,
поэтому в большей степени обучение в этих образовательных учреждениях
направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме,
позволяющей избежать катастроф социального характера.
Важную роль в работе школы является библиотека. Ведь «школьная
библиотека- это мозг школы, школа- это прежде всего книга, а воспитание- это
слова, книги и живое человеческое общение» А.И.Герцен.
Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями
общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы
для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения
к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность в такой школе осуществляется посредством
самоподготовки, воспитательских занятий, развлекательных и познавательных
мероприятий, факультативов и различных секций. Одним из обязательных,
систематически проводимых (один раз в неделю для каждого класса школы),
является библиотечный час. В начале учебного года составляется график
посещений с учетом режима дня для каждого блока: начальная школа, средняя и
старшая. Каждый библиотечный урок продолжительностью в 30 минут. В это время
ребенок должен сосредоточиться, повторить прочитанное за неделю и рассказать
библиотекарю. Это форма работы с детьми позволяет педагогу- библиотекарю
раскрыть в ребенке его внутренние качества (доброту, сострадание, чувство юмора,
сообразительность и т.д.), сформировать навыки чтения, привить любовь к книге,
научить ребенка через книгу видеть мир, понимать чувства других людей, развить
коммуникативные качества в процессе громких читок, читок по ролям, совместного
пересказа одного произведения.
Методика проведения библиотечного часа.
Библиотекарь:
1. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешний вид
учащихся, организация внимания).
2. Обсуждение прочитанных книг, выбор новых книг, занимательная пятиминутка.
а) Библиотекарь вызывает ученика и беседует с ним по содержанию
прочитанных книг. Ученик пересказывает книгу (учитывается индивидуальная
особенность ученика- пересказ короткий, полный или выборочный). Каждому
ученику предлагается подборка литературы по определенной теме, либо
дети выбирают книги самостоятельно, согласно своим интересам и возрасту.
Если ребенок затрудняется пересказывать, то ему предлагаются дополнительные
вопросы.
б) Индивидуальная работа со слабочитающими детьми. Слабочитающие дети на
каждом библиотечном часе читают вслух библиотекарю отрывок из книги и
пересказывают этот отрывок.
Составление списков слабочитающих учащихся.
Подбор для слабочитающих учащихся интересных, иллюстрированных, с
крупным шрифтом, книг.
Вовлечение учащихся в беседу по прочитанным книгам, задавая им наводящие
вопросы.
Подбор доступных по содержанию книг.
Проведение громких читок.
Проведение совместной работы по индивидуальному чтению во время
библиотечных часов с воспитателями.
в) Занимательная пятиминутка проводится в середине библиотечного урока для
смены деятельности ребенка, переключения внимания, снятия усталости. В
зависимости от состояния класса занимаемся физическими упражнениями,
играем в ассоциации, изучаем себя посредством одного из тренингов «Познаю
свой мир», используем загадки на внимание или просто танцуем.
Роль воспитателя во время библиотечного часа:
а) Воспитатель повторяет с детьми правила поведения в библиотеке, правила
обращения с книгой;
б) Весь класс организованно, вместе с воспитателем, приходит в библиотеку и
уходит согласно графику.
в) Воспитатель заранее планирует индивидуальную работу с учащимися. При
каждом посещении воспитатель организует чтение вслух 2-3 учеников. А
также оказывает помощь библиотекарю в прослушивании прочитанного в
случае большой наполняемости класса.
Памятка:
Книга просит!
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками и не кладите меня на грязный
стол.
Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели.
Не исчиркивайте меня карандашом или ручкой!
Не рисуйте и не пишите на мне, я не тетрадь и не альбом для рисования!
Не ставьте на меня локти и не кладите меня открытой вниз лицом, так как вам
самим не понравилось бы, если бы с вами так обращались.
Не бросайте меня - мне больно!
Не кладите в меня карандаш или ручку, ничего, кроме, тонкого листочка
бумаги, иначе разрывается корешок.
Если вы закончили читать и боитесь потерять место, где остановились,
положите закладочку, а не загибайте листочек!
Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми и
не одинокими!
Совместно с воспитателем библиотекарь проводит анализ чтения в каждом
классе. Выявляет лучших читателей по темпу чтения, пониманию текста,
эмоциональному фону при пересказе, качеству прочтения выученного
стихотворения и т.д. При подведении итогов за четверть вся информация
озвучивается на общешкольных собраниях, оформляются стенды в классах,
вручаются грамоты и благодарственные письма. У детей с умственной
отсталостью есть стимул к чтению, присутствует соревновательное настроение:
кто лучше, ярче, артистичнее.
По результатам анализа проводимых библиотечных часов, коллегиального
обсуждения успехов детей в чтении, понимании прочитанного, педагоги,
психологи, организаторы массовых мероприятий делают свои выводы и
привлекают учеников к различной внеучебной деятельности: выступлениях в
школьном театре, поэтической студии, различных школьных и городских
мероприятиях.
Один раз в четверть проводится проверка техники чтения каждого ученика.
При оценке результативности учитывается активность ребенка на библиотечных
уроках, приобретенные умения и навыки в работе с книгой.
Ежемесячно, совместно с классными руководителями и воспитателями,
составляется сетка занятий на библиотечных уроках по темам:
Тема 1. Библиотека – что это?
Тема 2. История книги.
Тема 3. Структура книги.
Тема 4. «Говорящие обложки» - самостоятельный выбор.
Тема 5. Справочная литература и работа с ней
Тема 6. Самостоятельная работа с источником информации.
Библиотечный урок- одна из проверенных, заслуживших внимание
библиотекарей и педагогов школы форм работы, где ребенок коррекционной школы
чувствует себя комфортно, открываются многие его хорошие качества, он готов к
диалогу. Здесь главное правильно рассчитать время для каждого класса, учитывая
нагрузку в течение дня (уроки, классные часы, физкультура).