По историческим местам Зауралья "Древняя земля на Миассе"
Автор: Матюнина Нина ЛукиничнаДолжность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДЮЦ "Радуга"
Населённый пункт: р.п. Каргаполье, Курганская область
Наименование материала: Презентация
Тема: По историческим местам Зауралья "Древняя земля на Миассе"
Раздел: дополнительное образование
Назад
«Древняя земля на Миассе»
Детское экскурсионное
бюро «Парус»
МКУ ДО «ДЮЦ «Радуга»
р.п. Каргаполье
Река Исеть в течение 20 лет (1650-1670гг) была естественной
границей русских земель в Южном Зауралье. Вначале заселялось
только левобережье реки, а правый берег наши предки называли
«заречная
степная
сторона»,где
не
было
ни
одного
русского
поселения. Лишь к 1670 году, когда была укреплена сторожевая
линия по Исети и усилены военные гарнизоны, начинается выход
на земли прилегающие к р.Миасс (что означает - Малая топь).
Усть-Миасский острог – первое поселение русских в нижнем
примиассье и первое поселение на территории Каргапольского
района.
1670 год, как год основания Усть-Миасской слободы,
вошёл
в официальный географический справочник
18 века -
«Географический Лексикон государства Российского».
Вначале здесь существовал небольшой безымянный острожек
– форпост, где с весны и до зимы несли караульную службу
беломестные казаки, «доколе снеги большие не укинут».
Село Усть-Миасское Каргапольского района по праву
является историческим местом Зауралья.
К постройке слободы, как постоянного поселения, приступили
двумя годами позже, руководителем строительства слободы
был Возмилов Степан Васильевич, прибывший в наши края из г.
В я т к и ,
к а к
у к а з а н о
в
п е р е п и с и
Л . П о с к о ч и н а .
Что из себя представляло население слободы? Первая
категория
населения,
названная
в
переписи
-
ружники.
Ружники
–
это
священнослужители,
получавшие
ругу,
т.е.
жалование от прихожан. Церкви в Усть-Миасской слободе ещё не
было, но была часовня. Священника звали Марко Яковлев. Другие
« р у ж н и к и »
-
« п о н о м а р ь
И в а ш к о
Л е о н т ь и въ
с ы н ъ
Худыхинъ…»
и
«писчей
дьячокъ
Левка
Степановъ
сынъ
Возмиловъ» пришли вместе со слободчиком С.В.Возмиловым и
живут в слободе с самого ее основания с 1672\73г.
Следующая категория – служилые люди.
Небольшой гарнизон состоял из 7 беломестных казаков, пушкаря
и воротника. Перед нами предстаёт целая династия служилых
людей. Никита Яковлевич Сизиков сам сын беломестного казака,
а через 10 лет его старшие сыновья, также повёрстанные в
казаки, станут основателями Салтосарайской слободы. В смете
учитывались
только
две
категории
населения:
пашенные
крестьяне и служилые люди (а так же их родственники).
Имелись
укрепления
на
случай
военных
действий.
Описание
Усть-Миасской
слободы
дано
в
к н и ге
П.И.Рычкова
«Топография
Оренбургской
губернии».
Н е б о л ь ш о й
о с т р о ж е к
н а х о д и л с я
в н у т р и
поселения. Вокруг острога
жилые дома слободы, а их
п р и к р ы в а л а
о г р а д а ,
з а б р а н н а я
в
с т о л б ы ,
т.е.заплот.
Укреплённая
Усть-Миасская
с л о б о д а
в о ш л а
в
с о с т а в
Исетской
сторожевой
линии.
Столкновения
с
башкирами
в
Зауралье продолжались до конца
18 века.
Можно предположить, что это в
р а й о н е
н ы н е ш н е й
у л и ц ы
Восточная
на
горке
у
старицы
Воронухи,
как
месте
наиболее
высоком и близком к воде. Это
место оформлено и посещается
туристами.
Место
под
строительство
слободы выбрано не случайно. Главное
–
до статочн ая
в ы со та,
чтобы
поселение
не
страдало
во
время
наводнения, но при этом с двух сторон
окружено
водой.
Вдоль
западной
окраины
села
озеро
К арауль н ое.
Название озера сохранилось с 17 века,
когда
около
него
р асп о лага ли сь
с т о р о ж е в ы е
п о с т ы
п е р в ы х
переселенцев.
Пермяков Александр Вирадович 1929
года
рождения
вспоминает:«Когда
мне
было
7-8
лет
мы
бегали
к
плотине
на
пески
и
н а хо д и л и
наконечники
от
стрел,
оловянного
оленя, каменный топор и горшки с
узорами.
На
правой
стороне
бора
были
пески,
стояла
сторожевая
б а ш н я - К а р ау л к а ,
в ы с о то й
7 - 8
метров.
Здесь
стояли
караулы-
посты
к азаков.
Они
ох р а н я л и
поселение от кочевников».
В настоящее время озеро
является зоной отдыха. Начиная с
2009 г. В июле встречает гостей
фестиваль
бардовской
песни
«Караулка». Проходит фестиваль
на берегу озера Караульное. Сотни
жителей района и гости со всего
Уральского
региона,
лауреаты
Ильменского
и
Гру ш и н с к о го
фестивалей приезжают на
праздник.
На Крещение, происходит
освящение его воды и купание в
крещенской воде.
К северо-западу от села находится сосновый бор, который
сохранён со времён первых поселений в этих местах. Многими
ботаниками
сосновый
бор
рассматривается
как
наследие
холодных ледниковых эпох. На территории бора найдена стоянка
человека, относящаяся к 7-5 тыс. до н.э. В начале 20 века были
созданы
артели
по
сбору
и
переработке
живицы
купцом
Морозовым. Старожилы села встречали сосны, которым было
около 300-х сот лет. Усть-Миасский ленточный бор памятник
природы регионального значения. Это зона покоя, охота здесь
запрещена.
Святыня села - Богоявленский
храм, которому 175 лет.
Это
небесный
островок
на
грешной
земле,
святой,
благодатный,
намоленный
веками,
здесь
неслучайно
п р о и с х о д я т
ч у д е с а
–
м и р о т о ч а т
и к о н ы .
Это
единственный
в
районе
неосквернённый
храм.
Согласно
книги
«Приходы
и
церкви
Екатеринбургской
епархии»
впервые
о
построении храма в деревне Усть-Миасс
упоминается
в
1728
году.
Первоначально
храм был деревянным и двупрестольным,
построен в честь Богоявления и святого
Иоана
Златоуста.
Закладка
нового
каменного храма состоялась 6 июня 1837
года.
Это был год гибели А.С.Пушкина,
год
строительства
в
России
первой
железной
дороги
между
Царским селом и Петербургом. В
1 8 4 1
г о д у
б ы л о
с о в е р ш е н о
освящение
придельного
храма
в
ч е с т ь
с в я т и т е л я
И о а н н а
Златоуста.
В
1853
году
6
июня
был
освящён
второй
придел
в
честь Богоявления.
В храме находится много
старинных редких икон.
Икона
Святителя Николая Чудотворца,
написанная
в
честь
венчания
Николая
Второго
и
Александры
Фёдоровны, была подарена храму
последним
императором
в
1895
г о д у .
П о к р о в с к а я
и к о н а
Пресвятой Богородицы написана
на Афоне в 1909г.
Икону Иверской Божьей Матери привезли с
Афона в 1902 году. Вскоре после освящения
храма появилась копия чудотворной иконы
Божией Матери «Табынская», которая очень
почиталась и по сей день почитается
верующими.
В
Богоявленском
храме
находится
почитаемый
образ
священномученика
Х а р а л а м п и я .
Н а
и к о н е
и м е е т с я
следующая надпись: Икона сия писана и
освящена
на
святой
горе
Афонской
в
Русском
святого
Великомученика
и
Целителя Пантелеймона монастыре от
к оего
и
п ослана
в
б л а г о с л о ве н и е
Х р и с т о л ю б и в ы м
ж и т е л я м
в
б л а г о д а т н у ю
п о м о щ ь ,
п о к р о в
и
заступление
всем
с
верою
и
усердием
прибегающим
ко
священномученику
Харалампию и умильно молящимся пред
честным его образом 1907 года.
Святой Харалампий покровитель Богоявленского храма. 23
февраля
в
день
памяти
свщмч.Харалампия
служится
Божественная
Литургия,
после
молебна
освящаются
семена, а после сбора урожая прихожане приносят плоды,
которые выросли на их огородах по молитвам святого.
В 2010 году на службу в храм поступил молодой батюшка иерей
Александр Дмитриев. Началось возрождение храма. Отремонтирована
крыша, фасад, разбиты цветники. Обновлён иконостас.
Построено здание Воскресной
школы,
богадельни
-
домики-
к е л ь и
д л я
п р е с т а р е л ы х ,
обустроена
трапезная.
На
сельском кладбище построена
ч а с о в н я
д л я
п р о в е д е н и я
молебнов по всем усопшим.
А ещё в планах почистить и
освятить колодец на
территории храма и
построить небольшую
часовню.
Да поможет Господь во всех
добрых делах людям славной
Усть - Миасской земли.
1 ноября 1877года в волостном селе Усть-
Миасском
была
открыта
земская
школа.
С
открытия школы до 1910 года учительствовал
Архангельский
Константин
Петрович,
сын
диакона
Богоявленского
храма.
Окончил
Далматовское
Духовное
училище,
выдержал
экзамен на звание учителя, окончил учительские
курсы
в
Ирбите.
Это
был
человек
самых
ра з нос торонних
инте ре со в.
З а н и м а л с я
п ч е л о во д с т во м
и
с а д о во д с т во м ,
и м е л
единственную в волости библиотеку. В 1881
году добивается открытия в волостном селе
Усть-Миасском воскресной школы для взрослых,
а в 1882 г. получает разрешение на открытие в
деревнях «школок грамотности».
За успешное исполнение своих
обязанностей Архангельскому К.П. было
присвоено звание «Личный почётный
гражданин уезда». Награждён Серебряной
медалью «За усердие» на Александровской
ленте для ношения на груди. Такая медаль
давалась учителям за « бессрочную и
усердную службу».Скончался
Архангельский К.П. в 1910г. в возрасте 56
лет и похоронен на приходском кладбище.
Вместе со всей страной усть-миасская земля пережила
исторические периоды Государства Российского, судьба села с
судьбой
страны
едина.
25
октября
(7
ноября
)
1917
года
в
Петрограде
происходит
переворот,
к
власти
приходят
большевики… 7-1- января 1918г. в городе Шадринске состоялся
5-й
уездный
съезд
крестьянских
депутатов,
на
котором
большевики
получили
большинство.16
января
1918г.
избран
Усть-Миасский
волостной
совет
крестьянских
депутатов
и
волисполком. Совет начал свою работу с изъятия казённых,
частновладельческих
и
церковных
земель
и
уравнительного
распределения
земли
между
крестьянами.
В
Усть-Миасской
волости изъято оброчной земли 846 десятин, церковной земли –
264
десятины.
В
настоящее
время
все
земли
возвращены
церкви.
Протокол заседания Усть-
Миасского волостного
земельного комитета от
16.01.1918 года.
Волисполком
разместился в здании
бывшего волостного
правления.
В годы Великой Отечественной войны из Усть-Миасса ушли
на
фронт
404
человека,
302
погибли.
К
65-летию
Победы
учителями и учащимися школы поэтапно проводился в жизнь
проект по переносу памятника погибшим воинам в центр села.
Проект
«Прикоснись
к
героическому»
учащихся
Усть-Миасской
основной
общеобразовательной
школы
стал
победителем
областного
конкурса.
На
постройку
нового
обелиска
были
выделены
деньги,
а
дети
поощрены
поездкой
в
Город-Герой
Волгоград.
Много славных имён вписаны в летопись села:
Липнягов Василий Алексеевич, полный Георги
евский Кавалер. В 1941 труднейшем для страны
году Василий Алексеевич сдал два золотых
креста в фонд обороны СССР.
Пермяков Вениамин Михайлович – Герой Советского
Союза, участник Парада Победы 24 июня 1945 года на
Красной площади в Москве.
Федотов
Павел
Николаевич
–
гвардии
полковник,
командир
351-го
гвардейского
стрелкового
полка,
награждён
орденами
Ленина,
Боевого
Красного
Знамени,
Красной
Звезды.
За
освобождение
Вены
награждён орденом Суворова.
Пермяков
Александр
Вирадович
–
комбайнёр
колхоза
им.Свердлова, награждён орденом Ленинина и орденом
Трудового Красного Знамени.
Казаков
Владимир
Николаевич
–
депутат
Курганской
областной
Думы,
награждён
медалью
ордена
«За
заслуги
перед
Отечеством»
2
степени,
Лидер
Российской
экономики,
введён
в
«Кадровый
резерв
–
профессиональная команда страны».
Мальгин
Анатолий
Владимирович
–
индивидуальный
предприниматель,
глава
крестьянско
–фермерского
хозяйства, Лауреат премии Т.С.Мальцева.
Ратные и трудовые подвиги помнят и чтут потомки. В школе
открыта
музейная
комната,
работает
сайт
села
Усть-Миасского,
сайт
ОУ.
Село
живет
активной
интересной
жизнью.
История
вписывает новые события и новые имена, летопись продолжается…
.
Широкое и длинное
Ты самое старинное
В моём краю родном.
Историей богатое,
Природой тароватое,
Ты, Усть-Миасс, мой дом.
П.Квашнин.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ
1. Гранит Плеханов «Страницы былого» часть 1 и 2, 2003г.
2. Васильева А.М. «Курган. Времена минувшие.» Куртамыш
2013.
3. Газета «Новый мир» 11 февраля 2014г. ст. «Без чудес не
живём» Анна Пескова.
4. Сборник «Храмы моей малой Родины» с.Тагильское, 2013г.
5. Интернет ресурсы: сайт села Усть-Миасское
Каргапольского района, сайт МКОУ «Усть-Миасская
основная общеобразовательная школа имени Героя
Советского Союза В.М.Пермякова», сайт Усть-
Миасского сельсовета, сайт Богоявленского храма.
6. Материалы музейной комнаты Усть-Миасской основной
общеобразовательной школы.
В раздел образования