Родители - активные участники реабилитационного процесса воспитанников спецучилища.
Автор: Колеватова Любовь Михайловна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: Орловское СУВУ Населённый пункт: город Орлов, Кировская область Наименование материала: статья Тема: Родители - активные участники реабилитационного процесса воспитанников спецучилища. Раздел: среднее профессиональное
Родители - активные участники реабилитационного процесса
воспитанников спецучилища.
Педагог-психолог Колеватова Любовь Михайловна
Учащиеся специального образовательного учреждения закрытого типа
не являются осужденными; по постановлению суда они направляются на
реабилитацию,
т.е.
на
восстановление
утраченных
связей
с
нормальной
окружающей средой: семьей, школой, сверстниками. Задача педколлектива, в
том числе и психолога: создать наиболее оптимальные условия для успешной
(педагогической,
социальной,
психологической)
реабилитации
каждого
учащегося.
В
спецучилище
поступают
в
основном
дети,
страдающие
от
микросоциальной запущенности, от нарушений межличностных отношений
в семье, дети, чье развитие было искажено неправильными педагогическими
подходами в воспитании. Такие подростки характеризуются отчуждением от
семьи
или
школы,
асоциальным
поведением,
склонно стью
к
правонарушениям.
93% наших воспитанников вышли из-под контроля своих родителей, а
те, в свою очередь, практически не занимались воспитанием своих детей, не
интересовались школьными успехами, часто даже не знали, где находятся их
сыновья, с кем дружат, чем занимаются. Многие ребята подолгу не учились в
школе,
не
ночевали
дома,
бродяжничали,
а
близкие
проявляли
беспомощность, не предпринимали никаких действий, пускали ситуацию на
самотек.
Отсюда
запущенность
детей
в
физическом,
умственном,
нравственном,
психическом
развитии
и,
как
следствие,
совершение
преступлений.
Реабилитировать, восстанавливать ребенка нужно во всех позициях, но
прежде всего, в ценностных ориентациях, в отношениях с родными людьми
и, в первую очередь, с мамой и папой (с отчимом). Для восстановления
детско-родительских отношений нужно подготовить психологически и тех и
других. В этом важную роль играет педагог-психолог.
С каждым учащимся проводятся углубленная работа по формированию
положительного отношения к своей семье, воспитанию уважения, любви,
заботы о маме, бабушке, младших сестренках и братишках. Примерные темы
индивидуальных
и
групповых
бесед
самые
разнообразные,
но
все
они
посвящены семье:
- «Отец в семье»
- «Мужской разговор»
- «Роль женщины в жизни мужчины»
- «Мама – мой ангел - хранитель»
Проводятся общеучилищные праздники – «День матери» (30 ноября),
«День семьи» (15 мая).
Тема
семьи
раскрывается
и
в
творческих
работах,
работах
воспитанников:
рисунки,
поделки
из
пластилина,
дерева,
картона
и
др.
материалов – «Моя семья», «Дом моего детства», «Дом моей мечты» и т.д.
Обязательное
условие
для
восстановления
отношений
с
семьей
–
проявление заботы и внимания к своим близким: в телефонных разговорах с
родителями, в письмах ребята должны спрашивать о делах своих близких,
интересоваться
успехами
и
проблемами
младших
и
старших,
здоровьем
пожилых членов семьи.
Ребята
не
забываю
(а
если
забывают,
то
обязательно
напоминаем)
поздравить
родных
с
днем
рождения,
с
праздником,
отправить
домой
изготовленные своими руками подарки – сувениры, а иногда и купленные на
заработанные деньги детские книжки – раскраски, мягкие игрушки, сладости
для малышей.
С первых дней пребывания подростков в училище с их родителями
проводится
консультативно-просветительская
работа
–
через
письма,
телефонные звонки, живые беседы в дни свиданий с ребенком.
Консультирование родителей необходимо в первую очередь для оказания
помощи и поддержки ребенку в решении его проблем. Родители должны быть
готовы к любым, даже самым практически критическим ситуациям в жизни
своих детей.
Во время общения предупреждаем родителей, о чем можно говорить с
ребенком, который находится в закрытом учреждении вдали от родных, а
какую
информацию
лучше
утаить
от
детей,
чтобы
не
ранить,
не
спровоцировать попытку суицида или самовольный уход.
Хорошо
зарекомендовала
себя
следующая
схема
консультирования
родителей:
1-я
консультация
–
по
результатам
диагностики
психической
сферы
ребенка,
на
которой
родитель
получает
сведения
о
сильных
и
слабых
сторонах подростка, обсуждается информация, которую сообщает родитель, а
также формулируются варианты психологического сопровождения. Лучше,
если первая консультация происходит при личном общении с родными.
Далее, во время коррекционно-развивающей и профилактической работе
с ребенком проводятся консультации, на которых родители могут проследить
динамику
развития
и
поведения
своего
сына,
обсуждаются
проблемы
(старые,
либо
вновь
возникшие),
даются
рекомендации
и
задания
(если
ребенок
едет
на
каникулы
домой).
Это
позволяет
учитывать
процессы,
происходящие
в
семье
и
косвенно
воздействовать
на
них.
Обязательно
родители знакомятся с результатами каждой ПМПК (1 раз в полгода).
Перед выпуском воспитанника из училища с родителями проводится
консультация
по
поводу
изменения
стратегии
поведения
родителей,
взаимоотношений в семье, общения с повзрослевшим сыном.
Консультирование и просвещение родителей должны базироваться на
принципах взаимного доверия и уважения друг к другу. Если это получается,
то совместная работа позволяет интенсифицировать процесс сопровождения
подростков
и
приносит
высокие
результаты
(после
выпуска
ребята
продолжают
успешно
обучаться
в
школе,
в
среднем
образовательном
учреждении, служат в армии и т.д.), работают.
Но и родители наших учащихся бывают разные:
*позитивно-ориентированные стремятся к взаимодействию, пониманию,
готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в том, что
некоторые вещи они не знают, гибко перестраиваются, умеют слушать и
слышать. Общение с ними всегда приятно.
*недовольные – настроены ко всему и ко всем скептически, обвиняют в
своих грехах окружающих (школу, соседей, КДН…), перекладывают свою
ответственность за воспитание на других людей; в общении с ними очень
сложно, т.к. слышат они только себя.
*манипуляторы
–
используют
давление
на
окружающих
своим
положением
в
обществе,
деньгами,
подарками,
«хлопаньем
дверьми»,
обещанием «всех уволить».
*деструктивные
родители.
Для
них
характерно
отрицательное
воздействие
на
личность
ребенка,
формирование
у
него
негативного
отношения к окружающему миру, неправильных, извращенных ценностей,
конфликтность, агрессивность, жестокость, нетерпимость к людям «не таким,
как они».
*равнодушные – таким родителям «все равно», что происходит с их
детьми, они ничем не интересуются, ни о чем не спрашивают, не ждут своих
сыновей домой; весь их интерес сводится к материальным проблемам –
получить
из
училища
справку,
информацию
о
денежных
вкладах
на
сберкнижке ребенка и т.п.
Сложнее всего работать с равнодушными родителями, т.к. они плохо
идут на контакт, проявляют пассивность, безразличие ко всему, что касается
их
ребенка,
не
отвечают
на
письма,
не
звонят
и
не
пишут
детям,
не
интересуются их успехами.
Не
смотря
на
это,
мы,
педагоги,
обязаны
сделать
все,
чтобы
реабилитационный
процесс
наших
воспитанников
проходил
наиболее
успешно и каждый подросток приобрел новые для себя ценности и нес в ту
среду, где их прежде не было – к себе домой. А если их родители будут
психологически готовы на новые взаимоотношения со своим ребенком после
выпуска из училища, то за такую семью мы будем спокойны и уверены, что
наш выпускник больше никогда не совершит преступлений.
Помочь и ребенку и его близким в этом – главная задача всех педагогов
нашего
учреждения,
а
родители
должны
стать
активным
участниками
реабилитационного процесса наших воспитанников.