Напоминание

Родители - активные участники реабилитационного процесса воспитанников спецучилища.


Автор: Колеватова Любовь Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Орловское СУВУ
Населённый пункт: город Орлов, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Родители - активные участники реабилитационного процесса воспитанников спецучилища.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Родители - активные участники реабилитационного процесса

воспитанников спецучилища.
Педагог-психолог Колеватова Любовь Михайловна Учащиеся специального образовательного учреждения закрытого типа не являются осужденными; по постановлению суда они направляются на реабилитацию, т.е. на восстановление утраченных связей с нормальной окружающей средой: семьей, школой, сверстниками. Задача педколлектива, в том числе и психолога: создать наиболее оптимальные условия для успешной (педагогической, социальной, психологической) реабилитации каждого учащегося. В спецучилище поступают в основном дети, страдающие от микросоциальной запущенности, от нарушений межличностных отношений в семье, дети, чье развитие было искажено неправильными педагогическими подходами в воспитании. Такие подростки характеризуются отчуждением от семьи или школы, асоциальным поведением, склонно стью к правонарушениям. 93% наших воспитанников вышли из-под контроля своих родителей, а те, в свою очередь, практически не занимались воспитанием своих детей, не интересовались школьными успехами, часто даже не знали, где находятся их сыновья, с кем дружат, чем занимаются. Многие ребята подолгу не учились в школе, не ночевали дома, бродяжничали, а близкие проявляли беспомощность, не предпринимали никаких действий, пускали ситуацию на самотек. Отсюда запущенность детей в физическом, умственном, нравственном, психическом развитии и, как следствие, совершение преступлений. Реабилитировать, восстанавливать ребенка нужно во всех позициях, но прежде всего, в ценностных ориентациях, в отношениях с родными людьми и, в первую очередь, с мамой и папой (с отчимом). Для восстановления детско-родительских отношений нужно подготовить психологически и тех и других. В этом важную роль играет педагог-психолог. С каждым учащимся проводятся углубленная работа по формированию положительного отношения к своей семье, воспитанию уважения, любви, заботы о маме, бабушке, младших сестренках и братишках. Примерные темы индивидуальных и групповых бесед самые разнообразные, но все они посвящены семье:
- «Отец в семье» - «Мужской разговор» - «Роль женщины в жизни мужчины» - «Мама – мой ангел - хранитель» Проводятся общеучилищные праздники – «День матери» (30 ноября), «День семьи» (15 мая). Тема семьи раскрывается и в творческих работах, работах воспитанников: рисунки, поделки из пластилина, дерева, картона и др. материалов – «Моя семья», «Дом моего детства», «Дом моей мечты» и т.д. Обязательное условие для восстановления отношений с семьей – проявление заботы и внимания к своим близким: в телефонных разговорах с родителями, в письмах ребята должны спрашивать о делах своих близких, интересоваться успехами и проблемами младших и старших, здоровьем пожилых членов семьи. Ребята не забываю (а если забывают, то обязательно напоминаем) поздравить родных с днем рождения, с праздником, отправить домой изготовленные своими руками подарки – сувениры, а иногда и купленные на заработанные деньги детские книжки – раскраски, мягкие игрушки, сладости для малышей. С первых дней пребывания подростков в училище с их родителями проводится консультативно-просветительская работа – через письма, телефонные звонки, живые беседы в дни свиданий с ребенком. Консультирование родителей необходимо в первую очередь для оказания помощи и поддержки ребенку в решении его проблем. Родители должны быть готовы к любым, даже самым практически критическим ситуациям в жизни своих детей. Во время общения предупреждаем родителей, о чем можно говорить с ребенком, который находится в закрытом учреждении вдали от родных, а какую информацию лучше утаить от детей, чтобы не ранить, не спровоцировать попытку суицида или самовольный уход. Хорошо зарекомендовала себя следующая схема консультирования родителей:
1-я консультация – по результатам диагностики психической сферы ребенка, на которой родитель получает сведения о сильных и слабых сторонах подростка, обсуждается информация, которую сообщает родитель, а также формулируются варианты психологического сопровождения. Лучше, если первая консультация происходит при личном общении с родными. Далее, во время коррекционно-развивающей и профилактической работе с ребенком проводятся консультации, на которых родители могут проследить динамику развития и поведения своего сына, обсуждаются проблемы (старые, либо вновь возникшие), даются рекомендации и задания (если ребенок едет на каникулы домой). Это позволяет учитывать процессы, происходящие в семье и косвенно воздействовать на них. Обязательно родители знакомятся с результатами каждой ПМПК (1 раз в полгода). Перед выпуском воспитанника из училища с родителями проводится консультация по поводу изменения стратегии поведения родителей, взаимоотношений в семье, общения с повзрослевшим сыном. Консультирование и просвещение родителей должны базироваться на принципах взаимного доверия и уважения друг к другу. Если это получается, то совместная работа позволяет интенсифицировать процесс сопровождения подростков и приносит высокие результаты (после выпуска ребята продолжают успешно обучаться в школе, в среднем образовательном учреждении, служат в армии и т.д.), работают. Но и родители наших учащихся бывают разные: *позитивно-ориентированные стремятся к взаимодействию, пониманию, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в том, что некоторые вещи они не знают, гибко перестраиваются, умеют слушать и слышать. Общение с ними всегда приятно. *недовольные – настроены ко всему и ко всем скептически, обвиняют в своих грехах окружающих (школу, соседей, КДН…), перекладывают свою ответственность за воспитание на других людей; в общении с ними очень сложно, т.к. слышат они только себя. *манипуляторы – используют давление на окружающих своим положением в обществе, деньгами, подарками, «хлопаньем дверьми», обещанием «всех уволить». *деструктивные родители. Для них характерно отрицательное воздействие на личность ребенка, формирование у него негативного
отношения к окружающему миру, неправильных, извращенных ценностей, конфликтность, агрессивность, жестокость, нетерпимость к людям «не таким, как они». *равнодушные – таким родителям «все равно», что происходит с их детьми, они ничем не интересуются, ни о чем не спрашивают, не ждут своих сыновей домой; весь их интерес сводится к материальным проблемам – получить из училища справку, информацию о денежных вкладах на сберкнижке ребенка и т.п. Сложнее всего работать с равнодушными родителями, т.к. они плохо идут на контакт, проявляют пассивность, безразличие ко всему, что касается их ребенка, не отвечают на письма, не звонят и не пишут детям, не интересуются их успехами. Не смотря на это, мы, педагоги, обязаны сделать все, чтобы реабилитационный процесс наших воспитанников проходил наиболее успешно и каждый подросток приобрел новые для себя ценности и нес в ту среду, где их прежде не было – к себе домой. А если их родители будут психологически готовы на новые взаимоотношения со своим ребенком после выпуска из училища, то за такую семью мы будем спокойны и уверены, что наш выпускник больше никогда не совершит преступлений. Помочь и ребенку и его близким в этом – главная задача всех педагогов нашего учреждения, а родители должны стать активным участниками реабилитационного процесса наших воспитанников.


В раздел образования