"Особенности работы концертмейстера в классе сольного пения с учащимися детской школы искусств"
Автор: Ващенко Марина Геннадьевна Должность: преподаватель, концертмейстер Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. А.С. Розанова" Населённый пункт: город Кировск, Мурманская область Наименование материала: Методическая разработка из опыта работы Тема: "Особенности работы концертмейстера в классе сольного пения с учащимися детской школы искусств" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 1 имени Александра Семеновича Розанова»
Методическая разработка из опыта работы по теме:
«Особенности работы концертмейстера в классе
сольного пения с учащимися детской школы искусств»
Автор: преподаватель по классу фортепиано,
концертмейстер Ващенко Марина Геннадьевна
г. Кировск
2015 год
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………………3
2. Специфика профессиональной деятельности концертмейстера
в классе
сольного пения ……………………………………………………….……… 4-5
3. Заключение ………………………………………………………………………
5. Список рекомендуемой литературы …………………………………………..
Пояснительная записка
В современной теории и практике музыкального исполнительства работе
концертмейстера
в
классе
сольного
пения
не
всегда
уделяется
должное
внимание, если сравнивать с оценкой работы преподавателя, несмотря на тот
факт, что деятельность концертмейстера не только не менее важна, но порой
и значительно более ответственна. Выступления солистов не ограничиваются
работой
в
классе,
и
именно
от
того,
насколько
высок
уровень
профессионального
мастерства
концертмейстера,
в
значительной
мере
зависит
успех
публичных
концертных
и
конкурсных
выступлений
юных
вокалистов. Особое место в деятельности концертмейстера можно отвести
работе
с
детьми
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста,
где
ему
приходится быть не просто аккомпаниатором, но зачастую чутким, тонким
психологом, а также просто другом и помощником ребенка.
Цель данной методической разработки – на основе многолетнего опыта
концертмейстерской
практики
с
вокалистами
разного
возраста
обратить
внимание
на
возникающие
сложности
и
особенности
деятельности
концертмейстера, систематизировать основные принципы работы в классе
сольного
пения,
учитывая
возрастные
физиологические
особенности
учащихся.
Специфика профессиональной деятельности концертмейстера
в классе сольного пения
Концертмейстерство
как
отдельный
вид
деятельности
появилось
во
второй половине ХIХ века, когда многообразие романтической камерной
инструментальной
и
песенно-романсовой
лирики
потребовало
особого
умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало появление
огромного
количества
концертных
залов,
оперных
театров,
музыкальных
учебных заведений. В этот период времени мастерство концертмейстеров
достигло значительного профессионального уровня: игра с листа хоровых и
симфонических партитур, умение читать нотный текст в различных ключах,
транспонировать
партии
на
любые
интервалы,
импровизировать.
С
течением
времени
постепенно
профессионализм
музыкант а-
концертмейстера,
проявлявшийся,
прежде
всего,
в
универсальности,
был
утрачен. Одной из причин этого явилась дифференциация всех музыкальных
специальностей,
усложнение
и
увеличением
количества
произведений,
написанных в каждой из них. Концертмейстеры со временем также стали
специализироваться на работе с определенными видами исполнителей.
У
музыкантов-профессионалов
различают
два
вида
деятельности:
сольную
и
ансамблевую.
В
свою
очередь
концертмейстер
осуществляет
функцию
аккомпанирования
какому-либо
инструменту
или
голосу,
а
это
всегда ансамбль.
В ансамбле с солистами работа концертмейстера имеет свою специфику.
В работе с певцом, концертмейстер должен интуитивно чувствовать, когда
может
возникнуть
звук
или
когда
солисту
необходимо
взять
дыхание.
Концертмейстеру приходится сосредотачивать свое внимание не только на
том,
что
он
играет
и
как,
но
и
быть
музыкально
чутким
в
отношении
партнера, которым является вокалист.
Умение
слышать,
играть
в
ансамбле
с
партнером,
творчески
сопереживать – всё это необходимо при совместном исполнении и является
важной
деталью
профессионального
мастерства
пианиста.
Природа
вокального звука противоположна инструментальной, в данном конкретном
случае
речь
идет
о
фортепианном
звучании.
Звук,
рожденный
голосом,
способен к динамическому развитию, а звук, извлеченный из инструмента,
обречен на угасание. Это несоответствие проживания звука вокального и
инструментального
тоже
можно
назвать
проблемным
моментом
в
ансамблевом
звучании.
Особое
значение
приобретает
звуковой
баланс.
Солист
и
пианист
выступают
членами
единого
музыкального
организма.
Певец и пианист – это ансамбль, в котором фортепиано отведена далеко не
второстепенная роль, это не просто гармоническая и ритмическая поддержка
солиста.
В
обязанности
пианиста-концертмейстера
класса
сольного
пения
в
детской
школе
искусств,
помимо
аккомпанирования
на
концертах
и
конкурсах,
входит
помощь
учащимся
в
разучивании
нового
репертуара.
В
этом
плане
функции
концертмейстера
носят
в
значительной
мере
педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской
работы
требует
от
пианиста,
помимо
фортепианной
подготовки
и
концертмейстерского
опыта,
ряда
специфических
знаний
и
навыков,
и
в
первую очередь умения корректировать певца, как в отношении точности
интонирования, так и многих других качеств исполнительства.
Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокальной
подготовки
–
особенностями
певческого
дыхания
и
постановки
голоса,
правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов
тесситурами и многими другими факторами.
Работая с вокалистом, концертмейстер должен разобраться и вникнуть
не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный
строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только
через музыку, но и через слово.
Начиная работу с вокалистом, особенно когда речь идет о начинающем
вокалисте, концертмейстер должен вначале предоставить ему возможность
услышать произведение целиком. Произведение лучше исполнить несколько
раз, чтобы ученик смог понять замысел композитора, основной характер
музыки и момент развития, составив свое представление о том, что он будет
исполнять.
Важно
увлечь
и
заинтересовать
учащегося
музыкой
и
поэтическим текстом, возможностями их вокального воплощения.
Если
юный
певец
еще
не
обладает
навыками
чтения
нот
с
листа,
концертмейстер должен сыграть ему мелодию произведения на фортепиано и
попросить воспроизвести ее голосом на определенный, удобный для ребенка
слог. Для облегчения этой работы всю вокальную партию можно разучивать
последовательно по фразам, предложениям, периодам.
Концертмейстеру класса сольного пения нужно многое уметь из того, с
чем никогда не сталкивается пианист, играющий сольно:
-
уметь
находить
различные
способы
устранения
фальшивых
нот:
показывать гармоническую опору в аккомпанементе, связь с предыдущими
тонами, а на начальном этапе разбора произведения и дублировать мелодию,
умело пряча ее в аккомпанементе;
- приучать ученика к точному отношению к ритму, обращая его внимание на
художественное значение того или иного ритмического рисунка;
-
помочь
певцу
почувствовать
внутренние
точки
опоры,
ритмическую
организованность
мелодии,
а
также
разобраться
во
всех
интонационных
изгибах мелодической линии;
- предостерегать начинающего певца от бессмысленных жестов во время
пения, ведь лишние движения у певца легко превращаются в привычку и
выдают его физическую и вокальную скованность и напряженность;
- следить за выполнением данных преподавателем установок правильного, не
поверхностного дыхания, что очень помогает пению кантилены, при этом
очень важно умение петь legato на фоне стаккатного аккомпанемента, когда
певец как бы противопоставляет свое «горизонтальное» звуковедение партии
аккомпаниатора;
- соблюдать цезуры и специальные «вокальные паузы» для взятия вокалистом
дыхания;
- помогать певцу правильно распределять силу звука на протяжении всего
произведения
(концертмейстер
должен
напоминать
ученику,
какой
выразительности
он
может
добиться,
разнообразя
силу
и
окраску
звука,
насколько он при этом сбережет свой голос);
- разбудить у ученика воображение, фантазию, творческое начало, помочь
ему
проникнуть
в
образное
содержание
произведения,
использовать
выразительные возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и
обязательно
осмысленного,
а
также
«окрашенного»
настроением
всего
произведения и с помощью гармонии.
На концертмейстера класса сольного пения возлагается ответственная
задача
–
познакомить
ученика
с
различными
музыкальными
стилями,
воспитать
его
музыкальный
вкус.
Эту
миссию
он
выполняет
и
через
высокохудоже ственно е
исполнение
аккомпанемент а,
и
ч е р е з
профессиональную работу на этапах разучивания произведения с солистом.
Установить творческий, рабочий контакт с юным вокалистом порой бывает
нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому
в работе концертмейстера с солистом необходимо полное доверие. Вокалист
должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и
ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности,
тесситурные слабости и достоинства. Все певцы, а юные в особенности, ждут
от
своих
концертмейстеров
не
только
музыкального
мастерства,
но
и
человеческой чуткости.
Для успешной организации учебного процесса преподаватель сольного
пения и концертмейстер должны быть единомышленниками, в таком случае
концертмейстер для преподавателя становится помощником, а для ученика -
педагогом-наставником
и
другом.
Концертмейстер,
как
и
преподаватель,
должен
внимательно
изучить
индивидуальные
особенности
вокального
аппарата ученика, его недостатки и достоинства.
Специалисты считают, что даже самый обычный голос можно и нужно
развивать. Важная роль при этом отводится концертмейстеру, которому часто
приходится заниматься с певцом самостоятельно, например, в случае болезни
или командировки преподавателя. Работая с вокалистами, концертмейстер
должен
знать особенности развития голоса учащихся, в соответствие с
предъявляемыми к ним требованиями учитывать их возрастные возможности.
Концертмейстеру,
как
и
преподавателю
сольного
пения,
необходимо
заботится о соблюдении певческих норм и певческого режима. Знание таких
тонкостей помогает концертмейстеру профессионально подходить к вопросу
образования звукового баланса.
Концертмейстер вместе с преподавателем участвует в выборе учебной
программы. При выборе репертуара, необходимо учитывать многие критерии
и особенности: диапазон голоса, задачи, которые преподаватель ставит перед
солистом
на
данном
возрастном
этапе,
интересы
самого
ребенка,
его
индивидуальные
психоэмоциональные
и
физические
возможности.
Концертмейстеру приходится в это время проигрывать большое количество
музыкальных произведений различной сложности, поэтому ему необходимо
уметь хорошо читать с листа, виртуозно владеть инструментом.
На первом этапе обучения ребенок не имеет представления об основах
правильного формирования звука, звуковедения, владения дыханием. Для
постановки голоса и формирования вокальных навыков ребенку приходится
петь много распевок, упражнений. В этом случае концертмейстер может
проявить свои творческие способности и в помощь преподавателю сочинить
музыкальный материал, придумать к нему различный аккомпанемент при
условии
правильно
поставленной
задачи
преподавателем.
Это
вносит
разнообразие в скучное повторение упражнений, воспитывает гармонический
слух, развивает чувство стиля и жанра.
Интерпретация произведений не может носить свободный характер. С
первых
шагов
ученику
следует
прививать
способность
ощущать
чувство
лада, интонации, стиля, ритмических построений, требовать обязательного
знания тональности, размера, темпа.
Творческая деятельность концертмейстера особенно ярко проявляется в
исполнительстве. Более всего концертмейстерское исполнительство связано с
игрой
на
фортепиано.
Поэтому
важно,
чтобы
аккомпаниатор
постоянно
совершенствовал свое исполнительское мастерство: больше импровизировал
и читал с листа, вырабатывал навыки подбора по слуху и транспонирования.
Все это позволит ему намного быстрее обновлять и осваивать свой репертуар.
Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы
быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть
роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист
никогда не станет хорошим концертмейстером. Концертмейстерская область
музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического
мастерства, так и множеством дополнительных умений: навык сорганизовать
партитуру,
«выстроить
вертикаль»,
выявить
индивидуальную
красоту
солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать
дирижерскую сетку и т. д. Хороший концертмейстер должен обладать общей
музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением,
умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом,
способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном
исполнении.
Концертмейстер
должен
научиться
быстро
осваивать
музыкальный текст и сразу отличать существенное от менее важного.
Итак,
какие
же
знания
и
навыки
необходимы
концертмейстеру
для
успешной профессиональной деятельности в школе искусств?
-
умение
читать
с
листа
фортепианную
партию
любой
сложности,
понимать смысл исполняемого произведения, играя аккомпанемент, видеть и
ясно представлять партию солиста;
- владение навыками игры в ансамбле;
- умение транспонировать в пределах терции текст средней трудности,
что необходимо при игре с различными инструментами, а также для работы с
вокалистами;
-
знание
правил
оркестровки;
особенностей
игры
на
инструментах
симфонического и народного оркестра; наличие тембрального слуха; умение
играть
клавиры
(концертов,
опер,
кантат)
различных
композиторов
в
соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля;
умение
перекладывать
неудобные
эпизоды
в
фортепианной
фактуре
в
клавирах, не нарушая замысла композитора;
- знание основных дирижерских жестов и приемов;
-
знание
основ
вокала:
постановки
голоса,
дыхания,
артикуляции,
нюансировки;
быть
особенно
чутким,
чтобы
уметь
быстро
подсказать
солисту
слова,
компенсировать,
где
это
необходимо,
темп,
настроение,
характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию;
-
для
успешной
работы
с
вокалистами
необходимо
знание
основ
фонетики итальянского, желательно и немецкого, французского, языков, то
есть знать основные правила произношения слов на этих языках, в первую
очередь – окончаний слов, особенности фразировочной речевой интонации;
- знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно
организовать
музыкальное
сопровождение
танцорам
и
правильно
скоординировать
жесты
руками
у
певцов;
осведомленность
об
основных
движениях
классического
балета,
бальных
и
русских
народных
танцев;
знание основ поведения актеров на сцене; умение одновременно играть и
видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение
импровизировать
(подбирать)
вступления,
отыгрыши,
заключения,
необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;
-
умение
«на
ходу»
подобрать
мелодию
и
аккомпанемент;
навыки
импровизации,
то
есть
умение
играть
простейшие
стилизации
на
темы
известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную
тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.
- знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и
литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений.
Концермейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар,
чтобы почувствовать музыку различных стилей. Чтобы овладеть
стилем
какого-либо
композитора
изнутри,
нужно
играть
подряд
много
его
произведений.
Хороший
концертмейстер
проявляет
большой
интерес
к
познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных
произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не
должен упускать случая практически соприкоснуться с различными жанрами
исполнительского
искусства,
стараясь
расширить
свой
опыт
и
понять
особенности каждого вида исполнительства. Любой опыт не пропадет даром;
даже
если
впоследствии
определится
узкая
сфера
аккомпаниаторской
деятельности, в избранной области всегда будут встречаться в какой-то мере
элементы других жанров.
Одним словом, концертмейстер ДМШ и ДШИ должен быть настоящим
универсалом, мастером своего дела, но самое главное - чутким педагогом, т.
е. обладать всеми основными педагогическими качествами, необходимыми
при работе с детьми различных возрастов, в том числе знать особенности
возрастной
психологии
и
педагогики,
владеть
различными
методиками
обучения детей, а также выработать свой, определенный стиль общения с
учащимися и свою определенную педагогическую технологию, отвечающую
требованиям
современного
гуманно-личностного
обучения
(в
рамках
личностно-ориентированных технологий).
В заключение хочется сказать еще раз, что работа концертмейстера с
детьми (и особенно с учащимися младшего школьного возраста) существенно
отличается от работы концертмейстера, имеющего дело с профессионалами.
Работая в детской музыкальной школе или школе искусств, концертмейстеру
необходимо
быть
не
просто
хорошим
пианистом,
но
и
замечательным
ансамблистом (уметь слушать и слышать солиста, подстраиваться под него и
всячески ему помогать), чутким педагогом, реагирующим на изменяющееся
поведение
детей,
тонким
психологом,
умеющим
снять
психологические
зажимы
и
устранить
моральный
дискомфорт,
а
также
мудрым,
доброжелательным, эрудированным человеком с хорошим чувством юмора, и,
самое главное, - просто любить детей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Благой
Д.
Современные
тенденции
в
развитии
советского
камерно-
ансамблевого исполнительства.- Музыкальное исполнительство. Сборник
статей вып.10.М."Музыка"1979.
2.
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
3.
Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном
училище//Методические записки по вопросам музыкального образования.
- М., 1966.
4.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения М., 1961.
5.
Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие. - М., 2002.
6.
Кубанцева Е. И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и
хором // Музыка в школе. - 2001. - № 5.
7.
Люблинский
А.
П.
Теория
и
практика
а к ко м п а н е м е н т а :
Методологические основы. - Л., 1972.
8.
Петрушин В. И. Музыкальная психология. - М., 1997.
9.
Радина
И.
О
работе
концертмейстера
со
студентом-вокалистом
//
О
мастерстве ансамблиста: Сборник научных трудов. - Л., 1986.
10.Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога.
- М., 1996.