"Наблюдательный совет дошкольной образовательной организации – путь к эффективности"
Автор: Белькова Анна Евгеньевна Должность: доцент кафедры филологии и массовых коммуникаций ФГБОУ во "Нижневартовский государственный университет" Учебное заведение: Нижневартовский Государственный Университет Населённый пункт: Нижневартовск Наименование материала: Статья Тема: "Наблюдательный совет дошкольной образовательной организации – путь к эффективности" Раздел: дошкольное образование
образовательной организации – путь к эффективности"
Белькова Анна Евгеньевна, председатель наблюдательного совета
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 86 "Былинушка", доцент
кафедры филологии и массовых коммуникаций ФГБОУ ВО
"Нижневартовский государственный университет"
Системные
динамичные
изменения
происходящие
в
обществе
затрагивают
и
дошкольную
образовательную
организацию,
которая
вынуждена
измениться,
для
того
чтобы
удовлетворить
запросы
общественности и соответствовать новым требованиям и стандартам.
В этих условиях особая роль уделяется управленческому мастерству. От
профессиональных
умений
руководителя,
способности
оперативно
принимать
решения,
привлекать
общественность
к
решению
вопросов
жизнедеятельности
зависит
результативность
деятельности
дошкольной
организации.
Успешность
каждой
образовательной
организации
сегодня,
его
конкурентоспособность
и
востребованность
определяется
не
только
качеством обучения и воспитания в нем, но и эффективной деятельностью на
рынке образовательных услуг.
В связи с переходом дошкольной организации в статус автономного,
многое
сделано
для
того,
чтобы
деятельность
имела
общественную
направленность.
Одной
из
новых
форм
является
Наблюдательный
совет,
который является выборным представительным и коллегиальным органом.
На сегодняшний день в дошкольной образовательной организации действует
определенная структура
управления,
где
представлена
общественная
составляющая. Педагогический совет, собрание трудового коллектива, советы
родительской общественности - формы общественного управления которые
действуют
вполне
эффективно.
Еще
одной
формой
способствующей
открытости и «внешнего» участия общественности являются родительские
комитеты каждой группы.
В условиях автономии существенно меняется форма финансирования,
все большую роль занимает зарабатывание денег на рынке образовательных
услуг.
Руководство
дошкольной
образовательной
организации
вынуждено
заняться изучением спроса и периодическим поиском других коммерческих
источников.
Сложившаяся
модель
государственно
-
общественного
управления
сформирована
на
основе
диагностики
условий
социокультурной
среды
и
ситуации в дошкольной организации.
В
условиях
нашей
дошкольной
образовательной
организации
наблюдается развитие государственно - общественного управления: через
деятельность
профессиональных
сообществ
и
органов
самоуправления
включая взаимодействие с представителями родительской общественности,
средства массовой информации и других учреждений города и округа. Но
вместе с тем в деятельности государственно - общественного управления
должны
найти
отражение
основные
направления
и
аспекты
управления.
Н а ши
пе р с пе кт ив ны е
точ к и
р о с т а
зд е с ь:
инно ва цио нна я
и
экспериментальная работа, просвещение родителей, публикации в СМИ –
которые напрямую связаны с задачами создания единого образовательного
пространства.
Особенно
сейчас,
когда
присвоен
статус
региональной
инновационной
площадки
по
теме
«Нравственно
-
патриотическое
воспитание дошкольников, через приобщение к культуре, ценностям своей
Родины, вовлечение в музейную педагогику».
На данный момент практическим результатом совместной деятельности
является
создание
условий
для
развития
познавательных
и
творческих
способностей
воспитанников.
В
дошкольной
организации
сформирована
развивающая предметно – пространственная среда функционирует 4 мини -
музея «Богатырская застава», «Мой край - Югра», «Нижневартовск - город
детства моего» ,«Уголок Боевой и Трудовой Славы». Учитывая, что 2017год
объявлен Годом экологии, оформлен мини - музей «По страницам Красной
книги ХМАО – Югры»
.
На
данном
этапе наша цель - обновление модели государственно -
общественного управления дошкольной образовательной организации, через
оптимальное
сочетание
государственных
и
общественных
начал,
организацию
социального
партнерства
и
гибкой
системы
управления
ресурсами в интересах всех участников образовательных отношений.
Успешное развитие государственно - общественного управления ДОО
возможно при следующих условиях: теоретически обоснована и разработана
модель государственно - общественного управления – Наблюдательный совет
и
Совет
родительской
общественности
(далее
Совет),
совокупность
организационно - педагогических условий: создан Наблюдательный Совет,
определены его цель и направления деятельности, разработаны локально –
нормативные
акты,
реализовано
практическое
участие
в
управлении
общественных
структур,
заинтересованных
в
качестве
образовательной
деятельности.
Для достижения данной цели, ставим перед собой следующие задачи:
1.
Провести анализ существующей практики, выявить риски в реализации
различных
сценариев
развертывания
государственно
-
общественного
управления в дошкольной образовательной организации.
2.
Вовлечь участников образовательных отношений в активную деятельность
по реализации Программы развития МАДОУ города Нижневартовска ДС №
86 «Былинушка».
3.
Повысить
открытость,
инвестиционную
привлекательность
и
конкурентные преимущества дошкольной образовательной организации.
4.
Повысить
эффективность
привлечения
и
использования
финансовых
средств ДОО (бюджетные, другие внебюджетные источники).
5.
Обеспечить
участие
общественности
в
контроле
и проведении
независимой оценки качества образовательной деятельности ДОО.
Если мы хотим чтобы наша дошкольная образовательная организация
действительно
находилась
в
режиме
развития,
то
следует
понимать
необходимость привлечения ресурсов общественности к управлению и что
это и есть путь к удовлетворению потребностей социума.
Таким образом, обновление государственно - общественной системы
управления дошкольной образовательной организации является насущной
необходимостью,
поскольку
вытекает
из
интересов
и
социальной
ответственности различных слоев общества – от государства до семьи – за
качество обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.