Напоминание

"Фитнес - шаг к здоровью" из опыта работы


Автор: Мазалова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - деский сад №29 "Родничек"
Населённый пункт: Брянская область. г. Клинцы
Наименование материала: Статья
Тема: "Фитнес - шаг к здоровью" из опыта работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фитнес – шаг к здоровью (материал из опыта работы) Воспитатель МБДОУ – Детский сад № 29 «Родничок» г. Клинцы Мазалова М.А. 2013год
План I. 1.1 Актуальность Цель и задачи работы Обзор литературы по проблеме II Практическая часть 2.1 Предметно развивающая среда 2.2 Методы и приемы 2.3 Формы организации детской деятельности III Выводы и перспективы IV Литература
Фитнес (англ.fitness,от глагола «to fit» - соответствовать, быть в хорошей форме)- в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека.
Актуальность
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи
актуальной
становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики — ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, каланетика, суставная и дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений: ушу, китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека. В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. В связи с этим, актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста. Детский фитнес является прекрасным дополнением к государственным программам.
Новизна
В последние годы популярностью пользуются занятия с использованием фитнес - технологий. Прежде всего, фитнес - технологии в детском саду - это грамотно подобранные направления, технологии с учетом возраста ребенка, его уровня развития и физической подготовки. Способствующие повышению уровня тренированности организма, интереса детей к физической культуре и спорту за счет введения в структуру занятия упражнений с элементами акробатики и ЛФК, ритмической гимнастики,фитбол-гимнастики, подвижных игр и т.д. Содействующие развитию и совершенствованию мышечной силы, гибкости, координации движений, выносливости, психомоторных способностей, умению согласовывать движения с музыкой и т.д., что в конечном итоге способствует
профилактике и исправлению тех или иных отклонений в развитии, повышению качества обучения и воспитания.

Предлагаемая технология физического воспитания предусматривает построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Гипотеза
Предполагается, что использование фитнес-технологий в системе дошкольного физкультурного образования будет способствовать повышению уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями детей, их физическому развитию, укреплению здоровья, социализации и самоопределению. Исходя из выше сказанного, я в своей работе поставила такую
цель
: формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании через организацию кружка «Фитнес – шаг к здоровью». Для достижения цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Выделить наиболее эффективные формы и методы обучения в процессе использования элементов фитнес технологий в различных видах двигательной деятельности на основе имеющегося опыта (апробированных образовательных программ дополнительного образования физкультурно- спортивной направленности). 2. Определить принципы работы и специфические задачи внедряемых современных фитнес технологий, в которых учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. 3. Разработать программу дополнительного образования физкультурно- спортивной направленности «Фитнес – шаг к здоровью» через работу кружка «Здоровячок» 4. Определить эффективность проведения исследовательско- экспериментальной работы по апробации программы дополнительного образования «Фитнес – шаг к здоровью».
Объектом

исследования
является процесс развития физических качеств и психологического состояния детей старшего дошкольного возраста.
Предметом

исследования
я вл я е т с я а вто р с ка я п р о г р а м м а дополнительного образования «Фитнес – шаг к здоровью», направленная на развитие физических качеств и эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста, включающая следующие виды фитнес технологий: -танцевальная аэробика - степ - аэробика - занятия на тренажерах;
- фитбол-гимнастика; Я уверена, что необходимо идти в ногу со временем, знать потребности молодых, осовременивать физкультуру и спорт, находить такие педагогические технологии, которые способствовали бы формированию и укреплению здоровья дошкольников и не требовали больших материальных затрат. Мониторинг уровня здоровья воспитанников в возрасте 5-7 лет МБДОУ «Детский сад № 29» за последний год показал, что лишь 45% детей в среднем по ДОУ имеет I группу здоровья, 55% - II группу здоровья,1% - IV группа. 10% детей с высокой массой тела , 5% с нарушением осанки , 2% с плоскостопием. Это главная причина, побудившая наш педагогический коллектив искать пути сохранения здоровья дошкольника, научиться эффективно применять здоровьесберегающие технологии. Опираясь на результаты мониторинга состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей, мы решили составить программу по детскому фитнесу «Фитнес шаг к здоровью». При выборе направления фитнеса в программе «Фитнес – шаг к здоровью» инициативная группа нашего сада, с учетом пожеланий детей и их родителей, выбрала кружковые занятия по фитбол - гимнастике и аэробике. Руководить этим проектом было поручено мне. Свою работу я начала с изучения литературы по интересующей меня проблеме. Всестороннее развитие человека имеет своё начало в дошкольном возрасте. Поэтому, одна из главных задач дошкольных учреждений - правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: "Здоровье каждому человеку планеты!". Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Раздел физического воспитания в программе «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева предусматривает выполнение ритмической гимнастики и общеразвивающих упражнений под музыку. При этом обучение происходит фрагментарно, не систематически. Наиболее эффективной формой обучения являются специально организованные занятия в спортивной секции. Однако в дошкольном образовании отсутствует необходимая обучающая программа. В существующем методическом пособии «Фитнес в детском саду» О.Н.Рыбкиной, Л.Д. Морозовой представлена методика обучения детей дошкольного возраста фитнесу, но
недостаточно представлено материала выполнения упражнений с использованием современного оборудования. Изучив имеющуюся литературу, мы составили учебно-тематический план на 2 года для детей 5-6 и 6-7 лет. Были разработаны комплексы аэробики и фитбол – гимнастики. При составлении комплексов и занятий фитнесом для дошкольников я учитывала не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы доступны детям дошкольного возраста, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, можно передавать образно, в игровой форме. В свете новых ФГТ, музыкальное сопровождение старалась подобрать в соответствии с тематикой недель ДОУ. Занятия фитнесом под специально подобранную детскую музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря укрепляют мышцы тела, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений, чувство ритма, гибкость и пластичность тела, ловкость движений, внимание и быстроту реакции. Упражнения фитнес-аэробики по всем показателям подходят для детей старшего дошкольного возраста. К этому времени дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. В этом возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. Рассматриваемый возрастной период в жизни детей 5-7 лет наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно- силовых способностей, силы, выносливости и гибкости. Детский фитнес поможет детям развить двигательные навыки, улучшит их самочувствие и благоприятно скажется на общем морально-психологическом состоянии. Для внедрения программы «Фитнес – шаг к здоровью» в МБДОУ Детский сад № 29 была создана разнообразная предметно-развивающая среда. Совместно с родителями спортивный зал оборудовали необходимым стандартным и нетрадиционным оборудованием. В спортивном зале имеется современное спортивное оборудование: велотренажеры, беговые дорожки, батуты, фитболы, степ-платформы. Изготовили нетрадиционное фитнес-оборудование: корригирующие дорожки, гимнастические ленты и др.. В каждой групповой комнате, в обязательном порядке, оформили спортивные уголки, оборудованные необходимым спортивным инвентарем в соответствии с возрастом детей. На улице имеется площадка для спортивных игр, отдельно, площадка для подвижных игр, беговые дорожки с разметкой, игры на асфальте, полоса препятствий, сектор для прыжков с места и с разбега. Для педагога важно не только красиво двигаться самому, но и уметь научить занимающихся детей правильной технике выполнения. Проводя непосредственную образовательную деятельность, я старалась лаконично и четко объяснить технику, быстро замечать ошибки и тут же исправить их. К основным приемам в процессе обучения, которыми я пользовалась, можно отнести: выполнение упражнений перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (счет, хлопки), специально подобранная музыка, музыкальный
размер которой способствовал лучшему исполнению упражнений. При обучении несложным упражнениям, относительно доступным движениям, таким как ходьба, приставные шаги и их разновидности в основном использовала целостный метод обучения. При обучении сложным по координации движениям, если упражнение можно разделить на составные части, применяла расчлененный метод обучения. Так же использовала игровые методы (игровые образы, подвижные игры), что придавало учебно- воспитательному процессу привлекательную форму, облегчало процесс запоминания и освоение упражнений, повышало эмоциональный фон занятий, способствовало развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того чтобы избежать монотонности воспитательно-образовательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях я использовала различные виды работы с воспитанниками: фронтальная; работа в парах, тройках, малых группах; индивидуальная. За основу структуры занятий фитнесом были приняты рекомендации М.В. Левина, которые я адаптировала согласно особенностям детского фитнеса. Подготовительная часть занятия – 10 минут. Вводит детей в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и воспитателем. Детский организм подготавливается к выполнению предстоящей физической нагрузки. Для содержания первой части занятия характерны комплексы психогимнастики, упражнения при ходьбе и беге, дыхательные упражнения, комплексы суставной гимнастики. Основная часть занятия составляет 20 минут. Задача заключается в овладении главными, жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению такого вида, как «фитнес-аэробика». Обязательно используются коррекционные упражнения, упражнения у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой, с фитболом, степ- платформой и другим фитнес инвентарем. Заканчивается эта часть занятия эмоциональной игрой, главным образом соревновательного характера. Продолжительность заключительной части занятия составляет 5 минут. Задачи этой части – завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства – дыхательные упражнения, телесно-тактильные упражнения, релаксация. Занятия фитнесом вызывает у детей радость и восторг, дарит им свободу и радость движения, значительно улучшает самочувствие и надолго сохраняет хорошее настроение. Как я пришла конкретно к аэробике? Проводя традиционные занятия, я начала на них скучать, однообразие не приводило меня в восторг от этих занятий. Стала использовать нетрадиционные технологии (дыхательные и пальчиковые гимнастики, упражнения хатха-йога), художественное слово и другие здоровьесберегающие технологии. Они, конечно, внесли разнообразие, занятия стали более интересными. Но хотелось чего–то нового.
Занимаясь аэробикой для себя, познакомилась с работой тренера по фитнесу СОШ №9 Жанны Половцевой. Решила адаптировать и применить её знания на дошкольниках. Сначала подобрала музыку, комплексы упражнений, количество повторений согласно возрасту, игры для повышения самооценки ребёнка, его уверенности в себе. Ударность музыки должна составлять 130- 160 уд/м, дети не должны петь, энергично двигаясь, петь и бегать, прыгать им тяжело, им не хватает дыхания. Один раз в неделю вводила комплекс аэробики, вместо общеразвивающих упражнений. И сразу стал виден результат - дети с удовольствием идут на занятия, а я получаю удовольствие от этих занятий. В старших группах целенаправленно ставила цель – развитие кардио - респираторной выносливости (правильно дышать во время бега, прыжков), сделать своё тело красивым. Для разнообразия двигательной активности детей в своей работе я применяю элементы и целые занятия с использованием больших мячей (фитбол) и степов. Степ – это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см, легкая, обтянутая мягким дерматином. Упражнения для степ-аэробики подбирались преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям. Словечко «степ» проникло в русский в начале 90-х вместе с разнообразными курсами обучения малышей английскому языку. Один из курсов так и назывался — «Step by step», «Ступенька за ступенькой». Дощечки — это ступеньки. Ступеньки к координации, выносливости, ловкости. Сначала дети выполняли упражнения на досках под счет, потом я стала использовать во время занятий музыку. Точно так же, как во время классической аэробики занятие идет без пауз, в режиме нон-стоп. В течение отведенного времени никто не стоит просто так, одно движение сменяет другое. Новые упражнения включались в занятие по ходу дела, чередуя его с уже известными, «диктуя» голосом шаги и элементы. За короткое время с момента своего появления «детский степ» стал одним из любимых занятий всех детей садика. Мы не только шагаем на досках и вокруг них. Мы используем доски в эстафетах — как препятствия, которые нужно обежать, или вместо кочек. Мы на них сидим, чтобы расслабиться. Мы ставим их рядами, цепочкой, в кружок — все зависит от комбинаций упражнений и сюжета занятия. Большие и маленькие мячи, ленты и палочки — элементы, усложняющие и украшающие занятия на досках. Особенно поражают мальчики. Вообще-то степ-аэробика в мировом масштабе — преимущественно женский вид спорта. Но многие инструкторы высшего класса, как и следовало ожидать, — мужчины. На занятиях мальчики занимаются с не меньшим азартом, чем девочки. Правда, девочки кажутся более ловкими.
Занятия на досках приносят ощутимую пользу гиперактивным детям. Им, казалось, должно быть особенно сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве. Но психологическая привлекательность досок и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через два-три урока дети адаптируются к требуемым условиям. И доска становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни. Иными словами, если достоинства доски как снаряда для физического развития были очевидны с самого начала, общий психолого-педагогический эффект от подобных занятий еще предстоит осмыслить. Хотя понятно, что любые качественные занятия, адресованные дошкольникам, всегда интегративны по характеру и разноплановы по результату. Фитбол-аэробика – новое современное направление оздоровительной аэробики, фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры». Оздоровительные занятия с такими мячами приобретают все большую популярность; они доступны и способствуют повышению интереса детей к физическим упражнениям. За счет механической вибрации и амортизационной функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах; эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой. Обучать технике движений фитбол - гимнастики группу детей дошкольного возраста мы начали с наиболее доступных и безопасных упражнений: ходьба и ее виды с мячом в руках, отбивы мяча, подбрасывание мяча вверх, броски мяча из различных исходных положений (стоя или сидя на полу, стоя на одном колене и т.д.). Также упражнения подбирали те, которые выполняются в исходных положениях сидя или лежа на полу. Некоторые упражнения на мячах, особенно на этапах разучивания техники, предполагают обязательную страховку. Например, страховка необходима при обучении правильному положению сидя на мяче, различных прокатах и перекатах. Использование музыкального сопровождения на занятиях я начала когда у детей были навыка посадки на мяче, умения быстро переходить из одного исходного положения в другое и выполнять упражнения в нужном темпе и ритме с сохранением техники движения. Структура занятия на первом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5— 6 упражнений с мячом, игровые упражнения в виде эстафет. Выполнение упражнений происходит в индивидуальном темпе и дозировке.
Большое разнообразие упражнений фитбол-аэробики дает возможность классифицировать их
по

назначению

(использованию)

мяча
. При использовании мяча
к а к

п р е д м е т а
можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т.д. М я ч
как

опора
применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т.д.). Можно использовать мяч и
как ориентир
при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать мяч и т. д.), а также при выполнении таких упражнений, как: наклон, назад прогнувшись из положения, стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седе ноги врозь и т.д.
Как амортизатор и тренажер
мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия. М я ч
как

отягощение
(в руках, ногах) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя и т. д., для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры. Мяч можно использовать
как

препят ствие
для перешагивания, перепрыгивания и различных видов прокатываний на нем (на животе – вперед и назад, в седе – вправо и влево). Фитболы применяются и в качестве
массажера
при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения и т. д.). Какие же качества помимо физических навыков и сильного тела появятся у ребенка при регулярных занятиях фитнесом. Во-первых, ребенок становится более выносливым. Для развития этого качества следует выполнять однообразные аэробные упражнения. Например, ребенку будут интересны езда на велосипеде, ходьба, бег трусцой, детское плавание, игры в баскетбол или теннис. Во-вторых, занятия фитнесом наделяют ребенка силой. Для этого в программу ежедневных тренировок нужно включить подтягивания, качание пресса, отжимания от пола. Эти простые упражнения укрепляют мышцы и поддерживают их в тонусе. И, конечно же, в ребенке важно развить гибкость. Растяжки и всевозможные упражнения на ловкость делают суставы более гибкими, а мышцы упругими. Если присмотреться, то можно заметить, что ваш ребенок выполняет такие упражнения много раз за день. Например, когда наклоняется завязать шнурки или тянется за игрушкой. В детской природе уже заложена тяга к движению, задача родителей – лишь направить энергию малыша на пользу его физического развития.
Нельзя не отметить влияние занятий фитнесом на стрессоустойчивость человека. Ни для кого уже не является новостью, что повседневная жизнь человека, и ребенка в частности, полна стрессогенных факторов. Ученые не зря считают стресс одной из главных медицинских проблем. Стресс приводит не только к небольшим недомоганиям, но и ко многим серьезным заболеваниям. Он способствует снижению иммунитета организма. Человек становится уязвимым и для других недугов. Лечение таблетки часто оказывает лишь временный эффект. Наспех подлатанный организм опять даст сбой, и придется все начинать сначала. Проблему нужно решать кардинально. Главный секрет борьбы со стрессом очень прост: это здоровый образ жизни, то есть правильное питание и регулярные физические нагрузки. Ученые объяснили, почему фитнес - отличное средство борьбы со стрессом. Во время физической активности в кровь поступают гормоны, снижающие болевые ощущения и улучшающие эмоциональное состояние. Причем чем дольше вы занимаетесь, тем этих гормонов становится больше. Установлено, что при ритмичных упражнениях в головном мозге усиливается активность так называемых альфа-волн, с которыми связывают эмоциональное спокойствие и даже творческое состояние ума. После силовой тренировки организм отдыхает. Наступает не только расслабление всего организма, но и восстановление клеток головного мозга. Физическое расслабление идет рука об руку с психическим. При любом виде физической нагрузки в организме человека вырабатываются «гормоны радости» - эндорфины, повышающие качество жизни. Вывод: При регулярных тренировках значительно улучшилось физическое состояние детей. Дети стали более сильными, выносливыми, гибкими. Результативность работы прослеживается в мониторинге физического развития и развития физических качеств, имеющих устойчивую положительную динамику. У детей формируется хорошая осанка. Занятия фитнесом в кружке «Здоровячок » вызывает у детей радость и восторг, дарит им свободу и радость движения, значительно улучшает самочувствие и надолго сохраняет хорошее настроение.
Перспективу
данной работы мы видим в возможности создания дополнительной образовательной программы, основной направленностью, которой будет внедрение и использование фитнес технологий для оздоровления детей (возможно с участием родителей).
Используемая литература
: 1.Беззубцева Г., В дружбе со спортом// конспекты занятий с детьми
5-7 лет - Москва: аркти, 2003 . 2. Буренина А., Ритмическая мозаика – Санкт - Петербург: детство – пресс, 1997. пресс, 2006. 3. Волошина Л., Воспитание двигательной культуры дошкольников - Москва: аркти, 2005. 4. Евдокимова Т. А., Клубкова Е. Ю. Фитбол - гимнастика в оздоровлении организма. - СПб., 2000. 5. «Парная гимнастика: программа, конспекты занятий с детьми 3-6 лет», Токаева Т. Э.; 6.Руднева С., Ритмика. Музыкальное движение - Москва: аркти,1972 . 7.Фирилева Ж., Е.Сайкина, Фитбол - аэробика и классификация ее упражнений - Санкт – Петербург: детство – пресс, 2000. 8.Фомина Н., Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме – Волгоград: учитель, 2003 . 9.Филипповой С. О., Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения; Санкт –Петербург 2007. 10.Фирилева Ж., Е.Сайкина, Фитнес - Данс – Санкт - Петербург: детство – пресс, 2007. 11.Фирилева Ж., Е.Сайкина, Физкульт - привет минуткам и паузам – Санкт Петербург: детство – пресс, 2007. СЛАЙД № 5 Детский фитнес – общедоступная, высокоэффективная, эмоциональная система целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности с целью повышения физических кондиций, профилактики
заболеваний и укрепления состояния здоровья, физического развития детей на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся. СЛАЙД № 6 Занятия детским фитнесом призваны удовлетворить потребность детей в физической активности и способствовать повышению интереса к занятиям физическими упражнениями, приобщению их к здоровому образу жизни. Это достигается за счет использования разнообразных инновационных технологий, появившихся в фитнесе, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения и др., а также возможностей выбора тех или иных видов занятий. Дети в значительной степени воспринимают те ценности, которые существуют в обществе, желая быть современными, почувствовать себя причастными к миру взрослых. Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информации служит дополнительным и существенным аргументом в пользу выбора ими занятий фитнесом. Интерес детей к ним также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны. СЛАЙД № 7 Детский фитнес и его технологии сегодня довольно широко применяются в учреждениях общего (дошкольного и школьного), дополнительного образования, фитнес-центрах и в специальных коррекционных учреждениях. С 2003 года по направлению «Детский фитнес» проводятся семинары, что позволяет говорить о возрастании интереса к направлениям детского фитнеса, что предопределяет его дальнейшее развитие. СЛАЙД № 8 В результате анализа данных научно-методической литературы и исследований вышеперечисленных авторов, фитнес-конвенций, педагогических наблюдений и собственного педагогического опыта в сфере фитнеса, в 2007 году на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 6 г.Липецка была разработана авторская дополнительная образовательная программа физкультурно- оздоровительной направленности «Степ Данс – шаг навстречу здоровью». В течении нескольких лет программа была апробирована с детьми старшего дошкольного возраста ДОУ № 6, дополнена и модифицирована. В настоящее время программа в силу своих преобразований имеет название «Спорт Данс Беби – формула здоровья для дошкольников» и успешно применяется в работе нескольких ДОУ г. Липецка, г.Ельца и г. Орла, оздоровительно- образовательных центрах г.Ставрополя и г.Челябинска. СЛАЙД № 9 Программа «Спорт Данс Беби – формула здоровья для дошкольников» - это система современных направлений детского фитнеса на базе основного модуля программы, нового вида спорта – черлидинга. Черлидинг соединяет в себе спорт и хореографию и через данный синтез направлений предоставляет огромную возможность для самовыражения и самореализации старших дошкольников. Черлидинг прекрасно подходит для развития координации у дошкольников, так как включает в себя элементы гимнастики, акробатики, аэробики, спортивных танцев, благоприятно влияет на психоэмоциональную сферу дошкольников – вырабатывает командный дух, взаимопонимание. Не имеет медицинских противопоказаний, предполагает индивидуальный подход, что в целом отлично подходит для дошкольного возрастного периода. В свете темпов развития современного фитнеса и недостаточного объема программ дополнительного образования дошкольников в формате современных фитнес технологий, настоящая программа обладает значительной новизной. СЛАЙД № 10 Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребенка, повышение уровня его физической подготовленности, развитие двигательных способностей, приобщение к систематическим занятиям физической культурой через знакомство с многообразием современных направлений фитнес технологий и интерес к здоровому образу жизни. Реализация цели данной программы соотносится с решением поставленных задач: СЛАЙД № 11 1. Оздоровительные: 1.1. Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата. 1.2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту. 1.3. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.
1.4. Формировать и закреплять навык правильной осанки. 1.5. Содействовать профилактике плоскостопия. 1.6. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма. 1.7. Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся. 1.8. Способствовать профилактике различных заболеваний. СЛАЙД № 12 2. Образовательные: 2.1. Сформировать у занимающихся знания и общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях детского фитнеса, о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга в России, правилах техники безопасности на занятиях фитнесом. 2.2. Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт. 2.3. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. 2.4. Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений. 2.5. Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты). СЛАЙД № 13 3. Воспитательные: 3.1. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях. 3.2. Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи). 3.3. Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности. 3.4. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели. 3.5. Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями. Процесс занятий в фитнесе подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач оздоровления, обучения, развития и воспитания личности. СЛАЙД № 14 Кроме общих принципов физической культуры (всестороннего гармоничного развития личности; оздоровительной направленности занятий; социализации личности в процессе занятий) и принципов, отражающих закономерности педагогического процесса (научности; сознательности и активности; наглядности; доступности; постепенности; систематичности; индивидуализации и дифференциации; прочности и прогрессирования), можно выделить и специфические принципы фитнеса, отражающие закономерности проведения, методики и построения занятий по фитнесу. Основанием для их разработки явились, прежде всего, принципы оздоровительной тренировки: СЛАЙД № 15 - принцип «нагрузки ради здоровья» или принцип управляемости нагрузкой (Т.А. Кудра, 2002; Т.С. Лисицкая, 2002). Он является одним из важнейших принципов оздоровления и его нельзя понимать как минимизацию нагрузки, так как без определенного напряжения, без затрат усилий нельзя не только повысить уровень психофизического потенциала, но и сохранить его. В то же время, физическая нагрузка на занятиях фитнесом не должна быть высокой.
- принцип комплексного воздействия на занимающихся отражает комплексность воздействия на психофизическую сферу, функциональные системы, двигательные способности и интеллект; - принцип адекватности и свободы выбора средств для занятий фитнесом складывается из разумной обоснованности подбора эффективных средств для решения определенной цели занятия, из адекватности средств индивидуальным особенностям занимающихся и стоящим перед ними конкретным задачам и, в то же время, зависит от интереса и желания занимающихся заниматься именно этим видом упражнений; - принцип эстетической целесообразности. Этот принцип является одним из первых, разработанный в фитнесе. Помимо задач укрепления здоровья, важный мотив для занятий фитнесом – обрести пластику движений и красивую форму тела. Одним из критериев отбора средств для построения фитнес-программ является эстетика движений, их привлекательность для большинства занимающихся, школа движений. Это является особенно важным при составлении детских программ; - принцип психологической регуляции. Реализация этого принципа обусловлена необходимостью снижения уровня тревожности, выведения из стрессового состояния занимающихся, что является крайне важным в современных условиях жизнедеятельности человека. Этот принцип предполагает воздействие средств и методов психорегуляции – специального подбора музыкального сопровождения, интеграции средств танцевальной терапии и др. методик, способствующих релаксации, позволяющих снимать мышечные зажимы, и через коррекцию тела оздоравливать психику занимающихся; - принцип контроля и мониторинга физического состояния занимающихся. Мониторинг проводится с целью определения оздоровительного эффекта от выполнения занимающихся фитнес-программы, для определения уровня их физического развития, здоровья, внесения дальнейших корректив в программу и получения максимально положительного результата. Занятия с детьми включают все вышеизложенные принципы, базируются на них, но в силу того, что они имеют свои узко-специфические особенности, отличающие занятия фитнесом с детьми от занятий со взрослыми, используются дополнительные принципы, характерные только для детей. К ним относятся: СЛАЙД № 16 - принцип игровой и эмоциональной направленности. Занятия с детьми должны быть интересными, побуждать к активной деятельности, содержать игровые и соревновательные моменты. Это облегчает процесс запоминания, придает тренировочному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, вызывая положительные эмоции; - принцип инициативности и творчества (креативности) предусматривает целенаправленную работу инструктора по применению нестандартных упражнений, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы, артистизма и воображения; - принцип самореализации через двигательную деятельность обуславливает самоутверждение ребенка через танец, соревновательные моменты, показательные выступления, содействует раскрепощенности, развивает уверенность в своих силах. СЛАЙД № 17 Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и предназначена для реализации в системе дополнительного образования в условиях ДОУ. Структура организации образовательного процесса. Программа составлена по принципу последовательного практического изучения различных направлений (тем) занятий. Каждое занятие является комплексным, включающим упражнения на развитие выносливости, координации движений, силы и гибкости или упражнения, направленные на коррекцию осанки и состояния позвоночника. Включен также теоретический курс о современных направлениях детского фитнеса, о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга в России с использованием видеоматериалов различных соревнований. СЛАЙД № 18 Программный материал распределен по годам обучения, тематические планы каждого года обучения содержат необходимый теоретический и практический материал. Методическое обеспечение программы содержит большой учебно-методический материал по организации и методике проведения занятий по каждому из направлений детского фитнеса.
СЛАЙД № 19 Представлены 14 приложений, включающие: авторские разработки физкультурно-театрализованных постановок; подробное описание комплексов ОРУ, коррекционных упражнений, комплексов степ-аэробики и фитбол- гимнастики в сочетании со сказкотерапией, упражнений игрового стретчинга и танцевальных упражнений. СЛАЙД № 20 Формы организации образовательного процесса и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей: 1 год обучения наполняемость – до 15 человек; 2 год обучения наполняемость – до 15 человек. 1-2 год обучения – 3 часа в неделю (с уменьшенной часовой нагрузкой учитывая возрастные и физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста 35-40 минут) – 108 учебных часов в год. СЛАЙД № 21 Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности воспитательно-образовательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различные виды работы с воспитанниками: фронтальная; работа в парах, тройках, малых группах; индивидуальная. СЛАЙД № 22 И такие формы организации деятельности как: игры-сказки; игры-путешествия; импровизация; игры-тренинги; эстафеты; подвижные игры; соревновательные и показательные выступления. ВИДЕО – 40 сек. На занятиях использую интерактивные средства. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств мультимедии – позволяет воссоздать реальную обстановку действительности. ВИДЕО С ЗАНЯТИЯ За основу структуры занятий фитнесом были приняты рекомендации М.В. Левина, которые я адаптировала согласно особенностям детского фитнеса. Подготовительная часть занятия – 10 минут. Вводит детей в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и инструктором. Детский организм подготавливается к выполнению предстоящей физической нагрузке. Для содержания первой части занятия характерны комплексы психогимнастики, упражнения при ходьбе и беге, дыхательные упражнения, комплексы суставной гимнастики. Основная часть занятия составляет 20 минут. Задача заключается в овладении главными, жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению такого вида, как «фитнес-аэробика». Обязательно используются коррекционные упражнения, стретчинг, упражнения у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой, с фитболом, степ-платформой и другим фитнес инвентарем. Заканчивается эта часть занятия эмоциональной игрой, главным образом соревновательного характера. Продолжительность заключительной части занятия составляет 5 минут. Задачи этой части – завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства – дыхательные упражнения, телесно-тактильные упражнения, релаксация. СЛАЙДЫ № 23-24 Два раза в год осенью и весной проводится игровое тестирование по общей физической и специальной физической подготовке с анализом результатов тестов (контрольные нормативы по ОФП и СФП и методика их проведения указаны в приложении программы). СЛАЙД № 25 Работа с родителями включает в себя:
- информирование об особенностях деятельности секции; - индивидуальное консультирование родителей; - совместная подготовка к выступлениям (пошив костюмов, атрибуты); - демонстрация достижений воспитанников. СЛАЙД № 26 Результаты реализации программы за последние 3 года: 1. Оздоровительные. Значительный рост понимания значения здорового образа жизни и всех его составляющих. Повышение уровня здоровья дошкольников, их устойчивости к инфекционным простудным заболеваниям, повышение уровня иммунитета, повышение общего жизненного тонуса. Корригирующие упражнения на осанку в комплексах Степ-Данс улучшили осанку, создали мышечный корсет позвоночника, повысили уровень здоровья. 2010 год – средний показатель заболеваемости - 5,5 детодней, что ниже средне-городского уровня; 2011 год – 5,5 детодней; 2012 год – 5,3 детодня. СЛАЙД № 27 2. Образовательный эффект программы выразился в повышении уровня знаний о физиологии и анатомии физических упражнений; улучшилась осведомленность старших дошкольников о новых современных видах спорта с музыкально-ритмической компонентой. 80% выпускников 2012 уч.года (на конкурсной основе) зачислены в спортивные объединения для дальнейших занятий. (СДЮШОР-11 секция фигурного катания на коньках – 4 человека; МОУ ДОД ДЮЦ «Факел» объединение «Танцевальный фитнес»- 5 чел.; МОУ ДОД ДДТ «Октябрьский» хореографический коллектив «Free Dance» - 3 чел. Постоянная физическая нагрузка под музыкальное сопровождение с ясно выраженными ритмическими акцентами, где музыка определяет темп движений, повысила ритмичность у детей, музыкальный слух и музыкальную культуру. СЛАЙД № 28 Соответствующие промежуточные и финальные тестирования продемонстрировали значительный прогресс таких физических качеств как гибкость, сила, выносливость, координация движений. 2010 год – 22% - очень высокий уровень физической подготовленности (ФП); 63% - высокий уровень ФП; 15% - средний уровень ФП; низкий уровень отсутствует. 2011 год – 29% - очень высокий уровень ФП; 66% - высокий уровень ФП; 5% - средний уровень ФП; низкий уровень отсутствует; 2012 год – 30% - очень высокий уровень ФП; 68% - высокий уровень ФП; 2% - средний уровень ФП; низкий уровень отсутствует. СЛАЙД № 29 Эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми по программе также проявилась в результатах ежегодной городской спартакиады дошкольников «Быстрее, выше, сильнее». На протяжении последних трех лет воспитанники ДОУ № 6 показывают высокую результативность. Коллективные занятия дошкольников во внеучебное время способствовали укреплению дружбы в коллективе, улучшили психологический климат в группе. Регулярные дополнительные занятия сформировали потребность в физической нагрузке. СЛАЙД № 30 Данный опыт работы представлен на Всероссийском уровне: - Всероссийский конкурс «Урок физкультуры XXI века» - лауреат -2011 - Х Всероссийский конкурс педагогов допобразования «Сердце отдаю детям» - победитель областного конкурса, лауреат Всероссийского конкурса – 2011
- II Всероссийский конкурс «Я – педагог» - лауреат 2012 - Х Всероссийский конкурс «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно - оздоровительной и спортивной работы» Федеральный этап – победитель 2012 - Х Всероссийский конкурс авторских образовательных программ допобразования – победитель областного конкурса – 2012 (итоги финала конкурса будут подведены в феврале 2012 года. СЛАЙД № 31 Продолжается работа по самообразованию: - международный семинар по фитнес-аэробике «Как стать лучшими»….. - курсы повышения квалификации в ГОУ ДОД «Федеральный детский эколого-биологический центр» г. Москва 2011г. по теме «Дополнительное образование детей в современных социокультурных условиях». СЛАЙД № 32 В настоящее время работа в данном направлении продолжается. С 2011 учебного года в дошкольном учреждении начала функционировать секция «Веселый фигурист» по авторской программе дополнительного образования по обучению детей 6-7 лет катанию на роликовых и фигурных коньках. СЛАЙД № 33 Спасибо за внимание!


В раздел образования