Автор: Рубцова Наталья Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ №2 СП "Детский сад". Населённый пункт: Самарская область г.о Октябрьск Наименование материала: Статья Тема: ФЭМП по средствам дидактических игр. Раздел: дошкольное образование
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это
искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
« ФЭМП посредством дидактических игр»
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно
важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В
соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой
образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию
подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно
будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его
дальнейшего обучения.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. « Математика-
царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует
развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,
терпение, творческий потенциал личности. Сегодня, а тем более, завтра,
математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В
математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в
процессе их обучения с самого раннего возраста.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального
эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры,
занимательные упражнения, задачи и развлечения .
Необходимость использования дидактической игры, как средство обучения
детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1.) Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла
своего значения.
2.) Освоение ОД деятельностью, включения в неё детей идёт медленно.
3.)Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной
устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно
непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно- образного типа
мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей
психических процессов.
4.) Недостаточно сформирована познавательная мотивация.
Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему:
«ФЭМП
посредством дидактических игр».
Работая по данной теме, я поставила перед собой
Цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в
соответствии с современными требованиями с использованием дидактических
игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и
времени как основы математического
развития
-формирование широкой начальной ориентации в количественных,
пространственных и временных отношениях окружающей
действительности;
-формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении,
моделировании, овладение математической терминологией; развитие
познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее
развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков;
формирование и развитие общих приемов умственной деятельности
(классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;
Образовательно - воспитательный процесс по формированию
элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом
следующих принципов:
1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного
материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать
у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению
своего интеллектуального
багажа.
3) Целостность - -формирование у дошкольников целостного представления о
математике.
4) Научность.
5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного
формирования представлений ребёнка о математике в различных видах
деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у
дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:
• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
• сравнение;
• метод моделирования и конструирования
• решение логических задач;
• экспериментирование и опыты
. воссоздание и преобразование
здоровьесберегающие технологии ( физминутки, динамические паузы,
психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых
методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в
различных формах:
•
организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия,
игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина;
КВН, презентация, тематический досуг)
•
демонстрационные опыты;
•
театрализация с математическим содержанием;
•
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
•
беседы;
. самостоятельная деятельность в развивающей среде;
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии
познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются
дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно
разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается
детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного
содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных
отношений.
Для решения поставленных мною задач я начала с игр с числами и цифрами.
Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в
пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие
дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?",
"Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно
оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои
действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя
зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?"
развивают у детей внимание, память, мышление. Тем самым заинтересовала
детей.
Стала постепенно переходить на математические игры ( игры – путешествия во
времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями
месяцев, их последовательностью.
Большое значение уделяю играм на ориентирование в пространстве. Они
способствуют умению ориентироваться в специально созданных
пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию.
При помощи этих игр дети овладевают умением определять словом положение
того или иного предмета по отношению к другому.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю
узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.
Например , спрашиваю: «какую геометрическую фигуру напоминает дно
тарелки?»( поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.)
В ходе реализации игр на логическое мышление я использую математические
задачи на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначались, несут в себе
определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи
ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь
конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Работая углубленно в данном направлении , я всегда помню , что в
дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя
несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Я - ввожу
детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней,
веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число
дидактических задач.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их
помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности
детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача,
содержание, правила, игровое действие.
Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли
знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение.
Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое
действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в
игровой ситуации.
Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется
в соответствии с возрастными особенностями детей.
?Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в
игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом
(башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и
собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу,
желание играть с ним.
? Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных
игр, но и здесь я- воспитатель должна принимать участие в дидактических
играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними,
стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за
действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры.
Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить
определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении,
обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении
и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений,
звуков.
? Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают,
сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам,
производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей
дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая
деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают
явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют
расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве,
величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во
времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам
необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только
формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы
общему развитию ребенка».
В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические
технологии следующих авторов:
1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»
2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».
3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»
5. В.В.Волина «Праздник числа»??????
6. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.
Также условием успешной реализации программы по формированию
элементарных математических представлений является организация предметно
– пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был
оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и
занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены
дидактические игры и другой игровой занимательный материал. Я, собрала и
систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки,
задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы,
головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с
математическим содержанием.
Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей,
что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание
играть.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и
важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:
-общие и групповые родительские собрания
-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные
игры»
-проекты с участием родителей
- изготовление дидактических игр совместно с родителями
-мастер-класс для родителей
-дни открытых дверей
-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
-совместное создание предметно-развивающей среды
-анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в
детском саду - родители у дети закрепляли дома.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-
своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они
создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой
мир.
Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует
формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике
мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и
сообразительности, развитию творческого мышления.
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных
способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших
вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того,
насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные
способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это
получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым
положительным образом скажется на его умственном развитии.