Напоминание

ФЭМП по средствам дидактических игр.


Автор: Рубцова Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №2 СП "Детский сад".
Населённый пункт: Самарская область г.о Октябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: ФЭМП по средствам дидактических игр.
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это

искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

« ФЭМП посредством дидактических игр»
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. « Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения . Необходимость использования дидактической игры, как средство обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин: 1.) Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла своего значения. 2.) Освоение ОД деятельностью, включения в неё детей идёт медленно. 3.)Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно- образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов. 4.) Недостаточно сформирована познавательная мотивация.
Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему:

«ФЭМП

посредством дидактических игр».
Работая по данной теме, я поставила перед собой
Цель:
организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития
-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности; -формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков; формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;
Образовательно - воспитательный процесс по формированию

элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом

следующих принципов:
1)
Доступность
- соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 2)
Непрерывность
- на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа. 3)
Целостность
- -формирование у дошкольников целостного представления о математике. 4)
Научность.
5)
Системность
– этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. 6)
Преемственность
- обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у

дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:
• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ; • сравнение; • метод моделирования и конструирования • решение логических задач; • экспериментирование и опыты
.
воссоздание и преобразование здоровьесберегающие технологии ( физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых

методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в

различных формах:
• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг) • демонстрационные опыты; • театрализация с математическим содержанием; • обучение в повседневных бытовых ситуациях; • беседы;
. самостоятельная деятельность в развивающей среде; Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление
Главная особенность
дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Для решения поставленных мною задач я начала с игр с числами и цифрами. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление. Тем самым заинтересовала детей. Стала постепенно переходить на математические игры ( игры – путешествия во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. Большое значение уделяю играм на ориентирование в пространстве. Они способствуют умению ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию. При помощи этих игр дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например , спрашиваю: «какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?»( поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.) В ходе реализации игр на логическое мышление я использую математические задачи на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначались, несут в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление. Работая углубленно в данном направлении , я всегда помню , что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Я - ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней,
веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач. Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется

в соответствии с возрастными особенностями детей.
?Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
?
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я- воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
?
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения. Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам

необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только

формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы

общему развитию ребенка».

В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические

технологии следующих авторов:

1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»




2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».



3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»



4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»



5. В.В.Волина «Праздник числа»??????



6. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.
Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах. С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал. Я, собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и

важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:
-общие и групповые родительские собрания -консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры» -проекты с участием родителей - изготовление дидактических игр совместно с родителями -мастер-класс для родителей -дни открытых дверей -участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов -совместное создание предметно-развивающей среды -анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?» Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду - родители у дети закрепляли дома.
Семья и детский сад
– два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.


В раздел образования