Напоминание

Организация наблюдений в природе с детьми


Автор: Ломакина Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ центр развития ребёнка - детский сад №34 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: Организация наблюдений в природе с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья: Организация наблюдений в природе с детьми.
В своей педагогической практике я постоянно убеждаюсь в большом зна- чении правильной организации наблюдения детьми различных объектов и явлений природы. Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями с неживой природы. В процессе наблюдения формируется основное содержание знаний дошкольников — представления о предметах и явлениях окружающего мира. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Наблюдения проводятся на специальных занятиях на экскурсиях, также могут использоваться в любой незапланированной ситуации, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств удивление, восхищение, наслаждение красотой . Например, на рябину за окном прилетели полакомиться ягодами зимой свиристели, или два воробья подрались из-за кусочка хлеба. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами в 3—6 человек, так и со всей группой воспитанников, что зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии наблюдать за растениями можно по подгруппам или фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со
всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. Для проведения наблюдений важными являются три момента: - наличие природных объектов; - определение содержания наблюдений; - поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей. Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления, полученных детьми представлений. В чем заключаются особенности организации наблюдения? Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые могут быть решены с помощью наблюдения. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. При этом чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, воспитателю необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы, знать и учитывать биологические особенности живых существ. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины не слепит глаза. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин. - это оптимальное время для интенсивной умственной
деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений. Необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа, На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение. На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи. На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. По ходу наблюдения воспитатель дает пояснения, дополняет увиденное детьми коротким рассказом или сообщением. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Нужно обучать детей вести наблюдение планомерно. Например, рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей цветок, стебель, листья. Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения величина, форма, характер поверхности и. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Так формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.
Наблюдение – один из основных методов экологического воспитания - позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение природы – это неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.


В раздел образования