Автор: Москаленко Наталья Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ№173 Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: "Игра — источник речевого развития дошкольника". Раздел: дошкольное образование
Доклад «Игра — источник речевого развития дошкольника»
Доклад «Игра — источник речевого развития дошкольника»
« Игра- источник речевого развития дошкольника ».
Игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания.
Н. К. Крупская.
Одним из самых действенных средств познавательно- речевого развития дошкольников является
игра . Если во время непосредственно- организованной деятельности ребенок получает знания, то
во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими
знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
Определенные виды игр по-разному действуют на речевое развитие дошкольника .
Сюжетно-ролевые игры.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации,
которая складывается из сюжета и ролей. Этой игре присущи эмоциональная насыщенность и
увлеченность,самостоятельность,активность и творчество.
Роль игры.
Способствует развитию речевых навыков
Ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения
Способствует овладению навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностных
взаимоотношений.
Формирует способность сыграть роль другого человека.
Помогает сплотить детский коллектив.
Способствует самоутверждению каждого в коллективе.
Умение отстоять свою точку зрения
Воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие взаимопомощь.
Тематика сюжетно- ролевых игр различна, подбирается в соответствии возрасту детей. Мною
подобрана картотека игр старшего дошкольного возраста .
Игра- драматизация .
Драматизировать - значит разыграть в лицах произведение, сохраняя последовательность
рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей.
Роль игры- драматизации.
Совершенствование диалогов и монологов
Освоение выразительности речи
Развитие связной речи .
Способность перевоплощаться,
Является средством самовыражения и самореализации ребенка
Позволяет психологически сблизиться с героем сказки.
Обогащает жизненный опыт.
Чаще всего основой игр- драматизаций являются русские народные сказки «Теремок», «Репка»,
Лиса, заяц и петух» и др. Также важно в работе использовать игры-имитации, мини- постановки.
Например, по рассказу Сутеева «Цыпленок и утенок» роль утенка я предложила девочке с хорошо
поставленной речью, а роль цыпленка - ее подруге, которая стесняется. Затем я предложила
поменяться ролями, и Ангелине удалась роль главного героя.
Строительно - конструктивные игры.
Строительно- конструктивная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием
которой является отражение окружающего мира в постройках и связанных ними действиях.
Дети самостоятельно возводят сооружения и обыгрывают их. Очень часто этот вид
деятельности плавно переходит в сюжетно- ролевую игру.
Роль строительно - конструктивных игр.
Учат общаться со сверстниками
Развивают взаимопонимание
Учат доводить начатое дело до конца
Развивается интерес к технике , творчество, мышление, пространственное воображение.
Дидактические игры.
Это одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. Дидактическая игра реализует и
обучающую и игровую цель.
Роль игры.
Побуждает к общению
Способствует закреплению навыков пользования инициативной речью
Способствует совершенствованию разговорной речи
Способствует обогащению словаря
Повышает результат коррекционной работы.
Влияет на формирование грамматического строя языка
Активизирует психические процессы
Вызывает интерес к процессу познания
Стимулирует работоспособность.
В своей работе с детьми использую различные виды дидактических игр: игры с предметами,
настольно- печатные игры, словесные игры.
Игры с предметами соответствуют стремлению ребенка действовать с предметом и таким
образом знакомиться с ним. В этих играх дети учатся сравнивать,устанавливать сходства и
различия,знакомятся со свойствами предметов. Примеры таких игр: «Чудесный
мешочек», «Опиши данный предмет», «Что сначала - что потом».
Настольно- печатные игры интересны детям при ознакомлении с окружающим миром. Они
разнообразны по видам: «Лото», «Домино» «Парные картинки».
Словесные игры – эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи .
Они построены на словах и действиях играющих . «Запомни и назови», «Составь
предложение», «Когда это бывает».
Игры-эксперименты.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи –
и я запомню, дай попробовать - пойму».
Это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно- речевых задач . Они
очень интересны и увлекательны, так как имеют возможность научиться видеть проблему, решать
ее, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результата.
Одно из направлений экспериментальной деятельности – это опыт. Опыты можно проводить как
во время непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместно-организованной
деятельности. Например: после чтение рассказа Л. Толстого «Хотела Галка пить» мы вместе с
детьми опытным путем доказали, что уровень воды действительно увеличивается, если в стакан
добавлять камни.
Чтобы работа по речевому развитию была эффективной - в группе мы оформили зоны для
познавательно- речевого развития . Она охватывает разнообразное содержание и
предусматривает разные виды детской активности. Материал этой зоны содержит: дидактические
и настольно- печатные игры разной направленности, коллекции, демонстрационный материал
оборудование для экспериментальной деятельности и проведение опытов, мини- библиотеку. Все
это находится в полном распоряжении детей.
Для детей дошкольного возраста речевое развитие – это сложный , комплексный процесс, но
если мы к решению задач подойдем грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей
не возникнет.