Методика работы со словарями на уроках русского языка при изучении тем лексики и фразеологии
Автор: Васильева Ольга Яковлевна Должность: магистр Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова" Населённый пункт: г. Магнитогорск Наименование материала: статья Тема: Методика работы со словарями на уроках русского языка при изучении тем лексики и фразеологии Раздел: высшее образование
Методика работы со словарями на уроках русского языка при
изучении тем лексики и фразеологии
Васильева Ольга Яковлевна /Vasileva Olga Yakovlevna- магистр,
кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации .
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Магнитогорский государственный технический
университет им. Г. И. Носова» г. Магнитогорск.
Аннотация: в статье обосновывается актуальность исследуемой
проблем,
которая
состоит в необходимости формирования у учащихся
познавательных универсальных учебных действий, среди которых особое
место занимают умения пользоваться словарями разных типов.
.
Методы
и приемы работы со словарями на уроках русского языка.
Ключевые слова: словари, лексика, фразеология
В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые
слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной
задачей
учителя
русского
языка
является
работа
над
обогащением
и
уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством
слов
владеет
человек,
тем
точнее
реализуется
коммуникация
между
людьми как в устной, так и в письменной форме.
Этот
вопрос
всегда
привлекал
внимание
методистов
и
учителей
русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного
языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». [1]. И.И. Срезневский
(1860)
советовал
преподавателям
обогащать
детей
«словами
и
выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось
неизвестным
их
памяти
и
непонятным
их
умам»
слов,
научить
пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на
значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через
слово ввести дитя в область духовной жизни народа».
Язык как сложное устройство, служащее средством коммуникации
людей, состоит из единиц, выполняющих в нем разные функции и по-
разному относящихся друг к другу. Основными единицами языка являются
звук, слово и предложение. Слово среди них, как отмечает Уфимцева А.
А., «является основной, центральной единицей, в которой проявляют себя
и звуковая и семантическая и грамматическая стороны языка» [3].
Каждый учитель основной «школы должен организовать работу на
уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился
размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А
для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная
речь.
Внимание к слову как ключевому рассматривается в связи с тем, что
«представление человека о мире воплощается не в звуках речи и не в
морфемах,
а
именно
в
слове.
Из
слов
человек
конструирует
словосочетания,
предложения,
тексты…Слово
лежит
в
основе
мыслительного процесса, а мышление…является важнейшим элементом
культуры». [2].
Объектом исследования является процесс работы по развитию речи,
по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса.
Предмет исследования - методы и приемы работы со словарями на
уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного
запаса школьников.
В 5 классе предполагается изучение функционирования лексических
единиц.
На
этом
этапе
школьники
знакомятся
с
группами
слов,
ограниченных сферой употребления, такими, как профессиональные и
диалектные слова, а благодаря изучению устаревших слов и неологизмов
получают представление о путях формирования и процессах развития
словарного
состава
русского
языка.
Заключительным
этапом
данного
раздела является урок, связанный с изучением словарей.
Одним из требований Госстандарта является обогащение словарного
запаса, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
На уроках русского языка мы периодически обращаемся к тому или иному
словарю. Целостное представление о многообразии словарей можно дать
на уроках русского языка по теме «Словари» в 5 классе в конце изучения
темы,
так
как
основные
понятия
уже
изучены.
Следовательно,
использование
словарей
помогает
понять
специфику
их
построения,
расположение словарных статей.
Работа со словарями открывает широкие возможности не только для
закрепления навыков учащихся в этой области, но и для формирования
расширенного
и
углублённого
представления
о
лексическом
богатстве
русского языка.
Научная
новизна
исследования
заключается
в
следующем
-моделирование методики работы со словарями при изучении лексики и
фразеологии на уроках русского языка.
В
связи
с
появлением
в
современной
жизни
новых
научных
технологий,
предметов
коммуникации,
новых
общественных
явлений
лексика
современного
русского
языка
буквально
наводнилась
новыми
понятиями, а, следовательно, новой лексикой. Возникла необходимость
анализировать новую лексику, уметь сочетать её изучение с устоявшейся
лексикой. При опасности засорения русского языка внимание к изучению
раздела «Лексика и фразеология» неизмеримо возрастает, время требует от
учителя учёта в своей работе новых явлений и новых подходов
В предложенной методике представлена разработка системы уроков
по теме лексика и фразеология в 5 классе. Данные уроки составлены на
основе действующей программы по русскому языку под редакцией М. М.
Разумовской
с
опорой
на
учебники
данного
учебного-методического
комплекта из расчета тех часов, которые спланированы на прохождение
данных тем. В систему уроков включены фрагменты 12 уроков, на каждом
из которых предусматривается работа учащихся со словарями.
Для того чтобы работа со словарями как средством развития речи
учащихся, была более эффективной, она должна осуществляться,
не
только непосредственно на уроках русского языка, но и во внеурочное
время. Поэтому учащимся, помимо основного домашнего задания, было
дано
задание
поработать
с
различными
видами
словарей
(толковым,
орфографическим,
орфоэпическим,
словарем
строения
с лов,
фразеологическим
и
другими).
Неотъемлемой
частью
эффективности
подобной работы является система уроков, посвященных словарям (эта
работа, как любая другая, должна осуществляться систематически).
Для формирования умения пользоваться словарями использовались
различные
упражнения:
Нахождение в словарной статье толкового словаря ее
структурных элементов..
Составление словарной статьи знакомого слова.
Кроссворд и др.
В совокупности все названные упражнения помогут сформировать у
школьников умение пользоваться толковым словарем.
Задачи изучения лексических явлений в школьном курсе лексики
неодинаковы,
поэтому
набор
видов
лексических
упражнений,
а
также
характер заданий к ним различен. Он зависит от специфики изучаемого
лексического явления и формируемого лексического умения.
Первый
урок
"Слово
и
его
лексическое
значение"
дается
в
традиционной форме. На этом уроке учащиеся знакомятся со словом как
основной
единицей
языка,
с
основными
лексическими
понятиями,
называются основные толковые словари, для этого знакомим с принципом
построения
словарной
статьи,
с
различными
способами
толкования
лексических значений слов.
Фрагмент урока № 1 Слово и его лексическое значение.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
1)совершенствование умения
понимать
роль
слова
в
формировании и выражении мыслей и чувств;
2)
формирование
представления о
способах
определения
лексического значения слова;
3)развитие умения работать с толковым словарём;
4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное
отношения к его лексическим запасам.
Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная
статья
Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая
лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить
познавательные потребности обучаемых,повысить уровень визуализации
изучаемого материала.
Оборудование: мультимедиа
(презентация),
школьный
толковый
словарь,
Толковый словарь русского
языка
С.И.Ожегова,
Большой
толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова,
Толковый
словарь живого великорусского языка В.И.Даля
Этап
Действия учителя
Действия
учащихся
Униве
рсальные
действия
3. Постановка
учебной задачи. 7-8
мин.
Цель: Активизирует знания
учащихся. Создает проблемную
ситуацию. Попробуйте
догадаться, что изучается в
Цель: Ставят
цели,
формулируют
Регулятивны
е :
целеполагани
е;
разделе лингвистики –
лексикологии?
-Чтобы начать «открытие
нового знания», разгадайте
кроссворд. Какое слово
получилось? Что такое лексика?
Прочтите на плашке, что это
слово обозначает. Сколько слов в
русском языке? Можно ли точно
ответить на этот вопрос и
почему? Примеры? Что является
основной единицей языка? Чем
отличается слово от других
языковых единиц? Что такое
лексическое значение слова?
Откройте стр. 46, параграф 11. По
названию параграфа догадайтесь,
о чём пойдёт речь в рубрике.
Обратитесь к рубрике
«Теоретические сведения».
-Что изучает лексикология?
- Какие ещё термины связаны с
темой урока?
-Какими способами можно
объяснить лексическое значение
слова? Сколько способов
упоминается? Представьте, вам
надо составить таблицу по этой
рубрике, сколько граф в ней
будет? Как вы их озаглавите?
(уточняют)
тему урока. дети
в группах
разгадывают
кроссворд.
Получилось
слово Лексика.
Слово,
выражение.
Много.
Словарный
состав
постоянно
меняется.
Читают,
проговаривают.
Слова, их
значения.
Лексикология,
лексика,
лексикон,
лексикография
Называют
способы.
коммуникати
вные:
постановка
вопросов;
познавательн
ые:
общеучебные
-
самостоятель
ное
выделение-
формулирова
ние
познавательн
ой цели;
логические -
формулирова
ние
проблемы
5 граф: краткое
толкование;
подбор
синонимов;
подбор
антонимов;
подбор
однокоренных
слов; рисунок
или фотография.
5.Проектная
групповая работа
Цель:
проверить
умение
применять
полученные
знания,
ф о р м и р о в а т ь
н а в ы к и
коллективной работы
Ре бя т а ,
а
с е й ч а с
м ы
п р о в е д ё м
н е б о л ь ш о й
эксперимент.
Представьте
на
несколько
минут,
что
вы
со ст авит ели
словарей. Перед вами на экране
помещены
слова.
Из
этих
слов
каждой
группе
нужно
выбрать
л ю б ы е
т р и
с л о в а :
существительное, прилагательное
и
гл а го л .
С о с т а в ьт е
с в о й
маленький
толковый
словарик,
правильно оформив его в тетради
Кто
готов
представить
составляют
толковый
словарик,
р а б о т а ю т
в
группах
идёт
представление
словарей
комму
никативные.
регулятивны
е,
предметные
свой труд?
Домашнее задании.
Ц е л ь
э т а п а:
организация
обсуждения и запись
домашнего задания.
П р о ч и т а т ь
§ 4 6
« С л о в о
и
е г о
лексическое
значение» Найти и
з а п и с а т ь
5 - 7
п о с л о в и ц
и л и
поговорок о слове, о
богатстве
русского
языка.
Цель этапа: уяснение цели
и содержания домашнего задания.
Р е б я т а
в н и м а т е л ь н о
с л у ш а ю т
и
з а п и с ы в а ю т
задания
.Обучающимся
нужно
оценить степень своего усвоения
темы и умение адекватно выбрать
задание по силам.
Записывают
домашнее
задание
Личностные
:оценивание
собственной
учебной
деятельности
,
с в о и
достижения,
степень
самостоятель
ности,
причины
неудач.
Коммуникат
ивные:умени
е строить
продуктивно
е
взаимодейств
ие в
сотрудничест
ве со
сверстникам
и и учителем,
проявлять
активность
Таким
образом,
данная
методика
предполагает
использовать
разработку системы уроков по теме лексика и фразеология в 5 классе.
Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции
учащихся в процессе работы со словарями на уроках русского языка в 5
классах
–
это
очень
актуальная
и
злободневная
проблема
в
методике
преподавания русского языка. Каждый словарь имеет большое значение
для
современного
школьника.
Главная
его
задача
–
содействовать
обогащению
словарного
запаса
человека,
сделать
его
речь
грамотной,
правильной, культурной. Необходимо формировать у учащихся умение
систематически пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно,
повысит уровень их культуры и правильной связной речи.
Литература
1.
Буслаев
Ф.И.
Преподавание
отечественного
языка.
Учебное
пособие
для
студентов
фил.
ф-в
педвузов.
Сост.
И.Ф.Протченко,
Л.А.Ходякова.- М.: Просвещение, 1992. 512с.
2 . Клюева
Г.
Ю.
Методика
обучения
лексике
и
фразеологии
в
культуроведческом аспекте ( 5 - 6 класс). Диссертация. -М., 2009.244 с.
3. Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка.-
М., 1968. 158с.