Методическая разработка учебного занятия по организации самостоятельной аудиторной работы обучающихся
Автор: Бутякова Гюзель Анатольевна Должность: педагог-психолог, преподаватель психологии Учебное заведение: ГАПОУ "Нижнекамский медицинский колледж" Населённый пункт: г. Нижнекамск Наименование материала: Статья Тема: Методическая разработка учебного занятия по организации самостоятельной аудиторной работы обучающихся Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка учебного занятия по организации
самостоятельной аудиторной работы обучающихся
по дисциплине «Психология»
Бутякова Г.А., педагог-психолог, преподаватель психологии
ГАПОУ «Нижнекамский медицинский колледж»
Основная задача современного образовательного процесса заключается
в
формировании
творческой
личности
специалиста,
способного
к
саморазвитию,
самообразованию,
инновационной
деятельности.
Решение
этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде
от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного
потребителя знаний в активного их творца, умеющего определить задачу,
проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать
его правильность. В связи с этим одним из основных форм образовательного
процесса является самостоятельная работа студентов (СРС).
Самостоятельная
работа
студентов
– это
организованная
преподавателями активная деятельность студентов, связанная с воспитанием
мышления
будущего
профессионального
направления
на
выполнение
поставленной дидактической цели.
Дидактические
целями
являются,
поиск
знаний,
их
осмысление,
закрепление,
формирование
и
развитие
умений
и
навыков,
обобщение
и
систематизация знаний, развитие самостоятельности мышления.
Самостоятельная деятельность студентов – это деятельность личности,
направленное на овладение профессионального мастерства.
Следовательно,
самостоятельна
работа
позволит
студентам
глубже
закрепить
знания,
профессиональные
умения
и
навыки,
которые
формируются в процессе учебной и производственной практики в ЛПУ.
С этой целью разработана методическая разработка учебного занятия
по
организации
самостоятельной
аудиторной
работы
обучающихся
по
учебной
дисциплине
ОП.09.
«Психология»
для
специальности
34.02.01
Сестринское
дело.
Самостоятельная
работа
реализуется
в
процессе
аудиторного
занятия
под
руководством
преподавателя
на
практическом
занятии.
Для
получения
необходимого
результата
применяются
педагогические
технологии:
технологии
малых
групп,
развивающая
технология и ролевая игра, причем они взаимосвязаны на этапе закрепления
умений
и
навыков.
Работа
малыми
группами
позволяет
охватить
всех
студентов
в
деятельности
одновременно,
способствуют
сплочению
коллектива, формируется чувство конкурентноспособности и активности в
овладении учебного материала. Ролевая игра максимально помогает войти
студентам в ситуацию профессионального значения и обрабатывания навыки
будущего специалиста. Технология развивающая усиливает формирование и
совершенствования
необходимых
профессионально-личностных-важных
качеств и мотивирует приобретение навыков медицинского работника.
Результативность
самостоятельной
работы
студентов
определяется
активными методами контроля:
- входной контроль знаний, умений студентов при изучение материала
занятия (актуализация опорных знаний);
- текущий контроль, т.е. отслеживание уровня усвоения материала на
практическом занятии (закрепление первичных знаний, умений и применение
в стандартных ситуациях, творческое применение знаний и умений);
- взаимоконтроль и самоконтроль.
Данная
методическая
разработка
используется
для
того
чтобы
обеспечить эффективность учебного процесса, облегчить усвоения материала
студентами; активизирует устойчивую мотивацию к подготовке к дальнейшей
качественной профессиональной деятельности.
Содержание методической разработки
Тема: «Психология конфликта»
Цель:
1.Образовательные: формировать конфликтную компетентность учащихся и
способность толерантного поведения.
2.
Развивающие:
развитие
речи,
мышления,
внимания,
коммуникативных
умений и навыков.
3. Воспитательные: привитие навыков коллективного труда, формирование
познавательной потребности студентов, чувства познания.
Задачи:
1.
Рассмотреть функции конфликта, стили реагирования в конфликтной
ситуации и разрешение конфликта.
2.
Изучить алгоритм разрешения конфликта в лечебно-профилактических
учреждениях.
3.
Закрепить навык разрешения конфликта в стационаре.
Задания самостоятельной аудиторной работы:
Методическое
указание:
изучить
алгоритм
разрешения
конфликта
в
лечебно-профилактических учреждениях.
Разрешить конфликт это значит:
а) устранить конфликтную ситуацию;
б) исчерпать инцидент.
Поскольку конфликтную ситуацию порой устранить невозможно по
объективным причинам, следует проявить максимальную осторожность и не
провоцировать инцидента. Если все же конфликт возник, можно
воспользоваться алгоритмом его разрешения :
1)
внимательно выслушайте пациента, не перебивая, но, поддерживая
(надо дать возможность пациенту полностью выговориться,
израсходовать весь свой гнев, после чего его легче будет вернуть к
обсуждаемой проблеме);
2)
по возможности примите меры к ограничению числа свидетелей для
уменьшения лишних мнений и предупреждения группового
столкновения; уместно пригласить недовольного пациента в
сестринский кабинет или отвести в коридоре в сторону для
урегулирования конфликта;
3)
не говорите пациенту, что он неправ, ни в коем случае не говорите ему:
"Успокойтесь, пожалуйста", "Держите, пожалуйста, себя в руках",
подчеркивая такими высказываниями его несдержанность, унижая его
чувство собственного достоинства;
4)
поняв суть претензий и недовольства пациента, догадываясь о
причинах его эмоциональной вспышки, необходимо отразить его
чувства: "Я понимаю вас...", "Мне искренне хотелось бы вам помочь...";
5)
продемонстрируйте уважение к пациенту: "Я вам благодарна за то, что
вы привлекаете мое внимание к данной теме";
6)
используйте фразы, объединяющие ваши с пациентом интересы,
предложите пациенту альтернативные варианты разрешения проблемы:
"Давайте вместе с вами посмотрим, что можно сделать в создавшейся
ситуации", "Каким вам видится решение этой проблемы";
7)
если пациент оскорбляет вас или применяет нецензурные выражения,
вам следует тактично и строго попросить его не делать этого, пояснив,
что ругань не поможет разрешить возникшую ситуацию;
8)
если в возникновении конфликтной ситуации имеется ваша вина,
обязательно извинитесь;
9)
если виноват пациент, вам не нужно извиняться, но следует выразить
свое понимание: "Понимаю вас, оказавшись в такой ситуации, вы
имели право так себя вести";
10)
после эмоциональной разрядки оцените результаты достигнутых
договоренностей, последствия происшедшего.
Ролевая игра – закрепить навык разрешения конфликтных ситуаций
между
медицинским
работником
и
пациентом,
коллегой,
родственником
пациента. Проводиться малыми группами.
Задание: смоделировать и разыграть ситуацию конфликтную ситуацию
в
стационаре
между
медицинским
работником
и
пациентом,
между
медицинским работником и коллегой, между медицинским работником и
родственником
пациента.
Применяя
алгоритм
разрешения
конфликта,
показать выход из конфликтной ситуации.
Этапы проведения ролевой игры:
1 этап. Выбрать роли для ситуации:
1 подгруппа - между медицинским работником и пациентом;
2 подгруппа - между медицинским работником и коллегой;
3 подгруппа - между медицинским работником и родственником пациента.
2
этап.
Придумать
конфликтную
ситуацию
в
стационаре
в
соответствии
ролям.
3 этап. Показать ситуации друг другу. Обсудить ситуации.
4 этап. Смоделировать ситуации разрешения конфликта - 1 подгруппа для 2
подгруппы, 2 подгруппа для 3 подгруппы, 3 подгруппа для 1 подгруппы.
5 этап. Осуждение ситуаций.
6 этап. Подведение итога ролевой игры. Оценка учащихся.
Формы контроля освоения заданий:
- актуализация опорных знаний (взаимоконтроль, устный опрос);
-
закрепление
первичных
знаний,
умений
и
применение
в
стандартных
ситуациях (фронтальный опрос);
- творческое применение знаний и умений (ролевая игра);
- взаимоконтроль и самоконтроль.
Оснащение:
- мультимедийное оборудование;
- мультимедийная презентация;
-раздаточный
материал
(причины
конфликта,
алгоритм
разрешения
конфликта в стационаре, правила толерантного поведения);
- оценочные жетоны.
Рекомендуемая литература:
Основные источники – 1) Островская И.В. Основы психологии и практика
профессионального общения медсестры и пациента. М.: АНМИ, 2004 – 296
с.; 2) Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 - 414 с.
Дополнительный источник - Кирпиченко А.А. Основы медицинской
психологии и коммуникации. Учебник/А.А. Кирпиченко, Б.Б. Ладик, А.А.
Пашков. – Мн.: Высш. шк. 2004. – 174 с.