Напоминание

Методическая разработка учебного занятия по организации самостоятельной аудиторной работы обучающихся


Автор: Бутякова Гюзель Анатольевна
Должность: педагог-психолог, преподаватель психологии
Учебное заведение: ГАПОУ "Нижнекамский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Нижнекамск
Наименование материала: Статья
Тема: Методическая разработка учебного занятия по организации самостоятельной аудиторной работы обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Методическая разработка учебного занятия по организации

самостоятельной аудиторной работы обучающихся

по дисциплине «Психология»
Бутякова Г.А., педагог-психолог, преподаватель психологии ГАПОУ «Нижнекамский медицинский колледж» Основная задача современного образовательного процесса заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего определить задачу, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В связи с этим одним из основных форм образовательного процесса является самостоятельная работа студентов (СРС). Самостоятельная работа студентов

это организованная преподавателями активная деятельность студентов, связанная с воспитанием мышления будущего профессионального направления на выполнение поставленной дидактической цели. Дидактические целями являются, поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний, развитие самостоятельности мышления. Самостоятельная деятельность студентов – это деятельность личности, направленное на овладение профессионального мастерства. Следовательно, самостоятельна работа позволит студентам глубже закрепить знания, профессиональные умения и навыки, которые формируются в процессе учебной и производственной практики в ЛПУ. С этой целью разработана методическая разработка учебного занятия по организации самостоятельной аудиторной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.09. «Психология» для специальности 34.02.01 Сестринское дело. Самостоятельная работа реализуется в процессе
аудиторного занятия под руководством преподавателя на практическом занятии. Для получения необходимого результата применяются педагогические технологии: технологии малых групп, развивающая технология и ролевая игра, причем они взаимосвязаны на этапе закрепления умений и навыков. Работа малыми группами позволяет охватить всех студентов в деятельности одновременно, способствуют сплочению коллектива, формируется чувство конкурентноспособности и активности в овладении учебного материала. Ролевая игра максимально помогает войти студентам в ситуацию профессионального значения и обрабатывания навыки будущего специалиста. Технология развивающая усиливает формирование и совершенствования необходимых профессионально-личностных-важных качеств и мотивирует приобретение навыков медицинского работника. Результативность самостоятельной работы студентов определяется активными методами контроля: - входной контроль знаний, умений студентов при изучение материала занятия (актуализация опорных знаний); - текущий контроль, т.е. отслеживание уровня усвоения материала на практическом занятии (закрепление первичных знаний, умений и применение в стандартных ситуациях, творческое применение знаний и умений); - взаимоконтроль и самоконтроль. Данная методическая разработка используется для того чтобы обеспечить эффективность учебного процесса, облегчить усвоения материала студентами; активизирует устойчивую мотивацию к подготовке к дальнейшей качественной профессиональной деятельности.

Содержание методической разработки

Тема:
«Психология конфликта»
Цель:
1.Образовательные: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения. 2. Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, коммуникативных умений и навыков. 3. Воспитательные: привитие навыков коллективного труда, формирование познавательной потребности студентов, чувства познания.
Задачи:
1. Рассмотреть функции конфликта, стили реагирования в конфликтной ситуации и разрешение конфликта. 2. Изучить алгоритм разрешения конфликта в лечебно-профилактических учреждениях. 3. Закрепить навык разрешения конфликта в стационаре.
Задания самостоятельной аудиторной работы:
Методическое указание: изучить алгоритм разрешения конфликта в лечебно-профилактических учреждениях. Разрешить конфликт это значит: а) устранить конфликтную ситуацию; б) исчерпать инцидент. Поскольку конфликтную ситуацию порой устранить невозможно по объективным причинам, следует проявить максимальную осторожность и не провоцировать инцидента. Если все же конфликт возник, можно воспользоваться
алгоритмом его разрешения
: 1) внимательно выслушайте пациента, не перебивая, но, поддерживая (надо дать возможность пациенту полностью выговориться, израсходовать весь свой гнев, после чего его легче будет вернуть к обсуждаемой проблеме);
2) по возможности примите меры к ограничению числа свидетелей для уменьшения лишних мнений и предупреждения группового столкновения; уместно пригласить недовольного пациента в сестринский кабинет или отвести в коридоре в сторону для урегулирования конфликта; 3) не говорите пациенту, что он неправ, ни в коем случае не говорите ему: "Успокойтесь, пожалуйста", "Держите, пожалуйста, себя в руках", подчеркивая такими высказываниями его несдержанность, унижая его чувство собственного достоинства; 4) поняв суть претензий и недовольства пациента, догадываясь о причинах его эмоциональной вспышки, необходимо отразить его чувства: "Я понимаю вас...", "Мне искренне хотелось бы вам помочь..."; 5) продемонстрируйте уважение к пациенту: "Я вам благодарна за то, что вы привлекаете мое внимание к данной теме"; 6) используйте фразы, объединяющие ваши с пациентом интересы, предложите пациенту альтернативные варианты разрешения проблемы: "Давайте вместе с вами посмотрим, что можно сделать в создавшейся ситуации", "Каким вам видится решение этой проблемы"; 7) если пациент оскорбляет вас или применяет нецензурные выражения, вам следует тактично и строго попросить его не делать этого, пояснив, что ругань не поможет разрешить возникшую ситуацию; 8) если в возникновении конфликтной ситуации имеется ваша вина, обязательно извинитесь; 9) если виноват пациент, вам не нужно извиняться, но следует выразить свое понимание: "Понимаю вас, оказавшись в такой ситуации, вы имели право так себя вести"; 10) после эмоциональной разрядки оцените результаты достигнутых договоренностей, последствия происшедшего.

Ролевая игра –
закрепить навык разрешения конфликтных ситуаций между медицинским работником и пациентом, коллегой, родственником пациента. Проводиться малыми группами. Задание: смоделировать и разыграть ситуацию конфликтную ситуацию в стационаре между медицинским работником и пациентом, между медицинским работником и коллегой, между медицинским работником и родственником пациента. Применяя алгоритм разрешения конфликта, показать выход из конфликтной ситуации. Этапы проведения ролевой игры: 1 этап. Выбрать роли для ситуации: 1 подгруппа - между медицинским работником и пациентом; 2 подгруппа - между медицинским работником и коллегой; 3 подгруппа - между медицинским работником и родственником пациента. 2 этап. Придумать конфликтную ситуацию в стационаре в соответствии ролям. 3 этап. Показать ситуации друг другу. Обсудить ситуации. 4 этап. Смоделировать ситуации разрешения конфликта - 1 подгруппа для 2 подгруппы, 2 подгруппа для 3 подгруппы, 3 подгруппа для 1 подгруппы. 5 этап. Осуждение ситуаций. 6 этап. Подведение итога ролевой игры. Оценка учащихся.
Формы контроля освоения заданий:

-
актуализация опорных знаний (взаимоконтроль, устный опрос); - закрепление первичных знаний, умений и применение в стандартных ситуациях (фронтальный опрос); - творческое применение знаний и умений (ролевая игра); - взаимоконтроль и самоконтроль.

Оснащение:
- мультимедийное оборудование; - мультимедийная презентация; -раздаточный материал (причины конфликта, алгоритм разрешения конфликта в стационаре, правила толерантного поведения); - оценочные жетоны.
Рекомендуемая литература:
Основные источники – 1) Островская И.В. Основы психологии и практика профессионального общения медсестры и пациента. М.: АНМИ, 2004 – 296 с.; 2) Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 - 414 с. Дополнительный источник - Кирпиченко А.А. Основы медицинской психологии и коммуникации. Учебник/А.А. Кирпиченко, Б.Б. Ладик, А.А. Пашков. – Мн.: Высш. шк. 2004. – 174 с.


В раздел образования