Напоминание

КИНО КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ


Автор: Ефимова Екатерина Вячеславовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №4
Населённый пункт: г. Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: КИНО КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад





КИНО КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ
Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации – устной речью, живописью, письменностью и музыкой. В XV веке появилась печатная книга, в XVII – газеты и журналы. В XIX веке начался новый этап коммуникативного общения – изобретены фотография, радио, телефон, кино. В XX веке широко распространились телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы. А в настоящие время, XXI веке, на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменно-печатные. Среди водеоискусств одним из ведущих, несомненно, является кино. Оно – одно из самых молодых и в тоже время самых массовых искусств. Влияние кино на формирование человека значительно, и особо сильно это явление «работает» в среде молодежи. Тема взаимодействия молодёжи и кино важна на сегодняшний день. К сожалению, с отменой цензуры поток информации, поступающий к молодежи, практически не контролируется. Формирование мировоззрения, нравственных ценностей молодого поколения во многом пущено на самотёк. Социологи и психологи утверждают, что сегодня молодежь окружает огромное количество насилия, которое есть и в кинофильмах, и в видеоиграх, полных крови и самых жутких убийств. Эта проблема не может не волновать общество, т.к. в последний период времени совершено большое количество убийств, покушений, насилия и т.п., большинство преступников – подростки. Поэтому учёные решили исследовать, как влияют подобные сцены на молодых людей. Государство не ведет никакой политики в области кино. Хотя оно должно поддерживать киноискусство, чтобы снималось больше и патриотических, и добрых, и детских фильмов, что бы на рынок поступало больше качественной, а не низкопробной продукции. Необходимо лучше обучать режиссеров, поддерживать талантливых актёров, продюсеров. Значительное количество фильмов снимается для зрителей, которые не ходят в кинотеатры, а смотрят их дома, по телевизору или Интернету. Они – главный источник денег для телекомпаний. Телевидение и кино ориентируется на массовый вкус. А люди, которые действительно хотят посмотреть хороший фильм, должны довольствоваться тем, что показывают по телевизору. Они, конечно, могут купить кассету или диск с фильмом, могут скачать видеозапись из Иинтернета. Но большинство смотрит те фильмы и передачи, которые транслируют по телевизору. Интернет сделал доступ к подобной информации открытым. Теперь любой человек может запросто смотреть фильмы онлайн. Но нельзя забывать, что не все фильмы могут смотреть дети. Ребенок более
2 во сприимчив к различным влияниям, он легче п од д а ё т с я манипулированию. Потому столь важным является отбор содержания, качества постановки и не менее важна, музыкальная составляющая фильма. Формирование ребёнка средствами кино начинается в раннем возрасте, когда младенец видит первую рекламу по телевизору, а потом переходит к освоению мультфильмов. Через мультфильмы в мозг ребенка закладываются различные моральные ценности. Хорошие, добрые мультфильмы, например, «Про кота Леопольда», «Аленький цветочек», «Король лев» и др. научат ребенка быть добрым, честным, ответственным. А мультфильмы, подобные «Гриффиныам», «Спанч Бобам», «Симпсонам», травмируют детскую психику. После этих мультфильмов детям снятся кошмары. Очень важна сама картинка мультипликации, т.е. как нарисован фильм. Советские мультфильмы были красочными, герои были красивыми. А во многих современных лентах главные герои представлены страшными монстрами. Не менее важна скорость смены сцен в мультфильме. Раньше сказки были неторопливые, спокойные, как будто их рассказывала бабушка внуку перед сном. Ребенок успокаивался, он слушал сказку. А теперь события очень быстро сменяют друг друга, ребенок не успевает следить за сюжетом, возбуждается, нервничает. Это отрицательно влияет на психику ребенка. По телевидению в настоящее время не показывают добрых мультфильмов, очень мало поучительных, развивающих программ. Наверное, многие замечали влияние музыки на человека, но не придавали этому особого значения. Услышав знакомую песню, человек сразу же начинают её подпевать. Часть общества, как часто молодежь называет их «старое поколение», в основном, напевают песни из советских кинофильмов, мультфильмов, потому что они воспитывались на этих фильмах, песнях. В них есть смысл, переживания, живое отношение к миру, жизненной ситуации. Песни современного кино не блещет глубиной содержания текстов. В основном – это набор незамысловатых фраз. А музыкальное сопровождение, как правило, ритмическое повторение ударных инструментов. Как известно, ещё шаманы использовали ритмическое постукивание в барабаны для того, чтобы ввести себя или окружающих людей в транс. Сознание человека, подверженное однообразному воздействию ритма, не контролирует поступающую информацию, она сразу идёт в подсознание, минуя критическую оценку. Ещё сложнее обстоит ситуция с подростками. Они не столь строго контролируются родителями, имеют большую свободу в «хождении» по интернету и выборе видеоматериала. Именно в фильмах молодежь часто
3 находит образцы для подражания, эта зрительская аудитория воспринимает экранную действительность как идеал, к которому следует стремиться. Потребности молодого человека, заставляющие его обращаться к средствам массовой информации – это информационная связь с окружающим миром, развлечения, отвлечение. Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть напряженность. При реализации потребностей в отвлечении молодой человек может смотреть телепрограммы, слушать радиопередачи или читать газеты, которые не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки. Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей: - решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль и т.п.), - развития общего кругозора, практически заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования. Современные подростки предпочитают боевики, фильмы ужасов и фантастику. Тех, кто увлекаются такими фильмами, могут преследовать ночные страхи и ужасы, повышаться немотивированная агрессивность, которая может проявляться в беспричинном раздражении, хулиганских поступках и даже преступлениях. Ведь впечатления от просмотра фильма в этот период особенно яркие и непосредственные, а способность к анализу и критике развита ещё недостаточно. Фильмы ужасов заставляют сердца зрителей сжиматься от страха, и музыка, которая является лишь фоном, играет в этом не последнюю роль. Она усиливает страх и тревогу. Конечно, хорошее музыкальное сопровождение – это уже не менее, чем половина успеха картины. В фильмах ужасов широко используются резкие звуки, которые имитируют крики испуганных животных. Это крики страха, которые животные издают при нападении хищников. Использование таких звуков, имеет конкретную цель – увеличить эмоциональное воздействие сцен, вызвать у зрителя глубокий страх. У молодежи также большой интерес вызывает фильмы развлекательного характера. Они помогают расслабиться, отвлечься от забот, ни о чем не задумываться, а музыка в таких фильмах только усиливает этот эффект. Например, в американских комедиях звучит музыка в стиле «реп» и, как правило, текст такой «песни» об алкоголе, наркотиках и насилии. Исследования показали, что подростки, которые слушают такую музыку, смотрят много фильмов, где демонстрируется употребление алкогольных напитков, с большей вероятностью будут страдать от пьянства во взрослом возрасте. А ещё родители, преподаватели обеспокоены ранним
4 сексуальным развитием подростков. Оказывается, что огромное влияние на это имеют телевизионные программы и откровенные сцены в фильмах. Ведь часто именно телевидение становится единственным источником сексуального воспитания детей, потому что многим родителям неудобно разговаривать со своим ребёнком на такие темы, хотя стоит. Поэтому, прежде чем посмотреть очередной фильм ужасов или фантастику, учтите, как именно он может повлиять на вас. Каждому из нас хотелось бы, чтобы жизнь проходила как можно спокойнее – без потрясений и неприятностей. Но в своей жизни нам приходится время от времени сталкиваться со стрессовыми ситуациями, причём некоторые из них вызывают у нас сильные негативные эмоции. Если к тому же смотреть фильмы, которые дают нам отрицательное потрясение, то негативное влияние на человека усиливается. Что же делать? Не смотреть вообще телевизор, раз то, что нам показывают, так действует на нас? Как говорится: «Не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней. При просмотре такого рода фильма, не нужно воспринимать то, что происходит в фильме, как реальность и переживать ситуацию вместе с героем. Относится к увиденному и услышанному спокойно и воспринимать ситуацию адекватно.


В раздел образования