Автор: Афанасьева Юлия Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Теремок" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Усть-Майский р-он, п.Эльдикан Наименование материала: Консультация для воспитателей Тема: "Предметно-развивающая среда в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе
детского сада
консультация для воспитателей
«Таланты создавать нельзя,
но можно создавать почву,
на которой особенно
успешно они произрастают»
Г. Нейгауз
Цель:
повысить уровень компетентности
педагогов в создании музыкальной
предметно-развивающей среды в
группах(мини-центров), способствующей
гармоничному музыкальному развитию и
саморазвитию детей с последующим ее
формированием и доведением соответствия
по требованиям ФГОС ДО.
Задачи: 1 . В н е д р и т ь
в
п р а к т и к у
н о в ы е
п о д х о д ы
к
о р г а н и з а ц и и
м у з ы к а л ь н о й
п р е д м е т н о - р а з в и в а ю щ е й
с р е д ы ,
о б е с п е ч и в а ю щ и х
п о л н о ц е н н о е
м у з ы к а л ь н о е
р а з в и т и е
д о ш к о л ь н и к о в
в
р а м к а х
о б р а з о в а т е л ь н о й
п р о г р а м м ы
Д О У
с
у ч е т о м
т р е б о в а н и й
Ф Г О С
Д О ;
2 . О р г а н и з о в а т ь
р а з в и в а ю щ у ю
м у з ы к а л ь н у ю
с р е д у ,
с п о с о б с т в у ю щ е й
э м о ц и о н а л ь н о м у
б л а г о п о л у ч и ю
д е т е й
с
у ч е т о м
и х
п о т р е б н о с т е й
и
и н т е р е с о в ;
3 . С о з д а т ь
у с л о в и я
д л я
о б е с п е ч е н и я
р а з н ы х
в и д о в
м у з ы к а л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и
д о ш к о л ь н и к о в
( и г р о в о й ,
д в и г а т е л ь н о й ,
и н т е л л е к т у а л ь н о й ,
п о з н а в а т е л ь н о й ,
с а м о с т о я т е л ь н о й ,
т в о р ч е с к о й ,
х у д о ж е с т в е н н о й ,
т е а т р а л и з о в а н н о й )
с
у ч е т о м
г е н д е р н ы х
о с о б е н н о с т е й
в о с п и т а н н и к о в ;
4 . С о д е й с т в о в а т ь
с о т р у д н и ч е с т в у
д е т е й
и
в з р о с л ы х
д л я
с о з д а н и я
к о м ф о р т н о й
р а з в и в а ю щ е й
м у з ы к а л ь н о й
п р е д м е т н о - п р о с т р а н с т в е н н о й
с р е д ы .
•
Музыкальный уголок – это место, где дети
познают музыку и её красоту.
Развитие творческого начала детей во многом зависит
от оборудования и его привлекательности
оригинальность
привлекательность
простота
доступность
Дидактические
пособия
Демонстрационный
материал
ассортимент
инструментов
•
При
оформлении
музыкального
уголка
н у ж н о
п о м н и т ь
о
в о з р а с т н ы х
и
индивидуальных возможностях детей. Так,
для
детей
3-5
лет
оформление
лучше
строить на сюжетной основе, а для детей
б о л е е
с т а р ш е г о
в о з р а с т а
–
н а
дидактической.
•
В углу лучше поставить музыкальный центр,
с
помощью
которого
дети
прослушают
музыку, а также мелодии, способствующие
п с и х о л о г и ч е с к о й
р е л а к с а ц и и
и
психическому расслаблению.
•
Обычно
на
стенах
музыкального
уголка
вывешивают стенды. На них закрепляются
тексты песен, стихи, частушки, фотографии
детских
выступлений,
композиторов,
к р а с о ч н ы е
п л а к а т ы ,
к а р т и н к и
с
музыкальными инструментами.
•
В
музыкальном
уголке
должны
лежать
игрушечные
музыкальные
инструменты:
барабан, дудочка, миниатюрное пианино,
металлофон, также музыкальные игрушки.
•
Полезно ввести в музыкальный уголок
гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон.
•
Для
того
чтобы
у
детей
постоянно
п о д д е р ж и в а л с я
и н т е р е с
к
с а м о с то я тел ь н о й
м у з ы к а л ь н о й
деятельности, необходимо 1-2 раза в
м е с я ц
о б н о в л я т ь
п о с о б и я
в
музыкальной
зоне,
вносить
новое
оборудование.
В музыкальных уголках должны находиться:
Материал для творческих сюжетно-ролевых игр
–
•
мягкие игрушки
•
мягкие музыкальные игрушки;
•
куклы - неваляшки,
•
образные музыкальные "поющие" или
"танцующие" игрушки
Образные пособия
1)
Портреты композиторов (произведения
которых дети поют или слушают)
2) Музыкально — дидактические игры:
3) Иллюстрации
-пособия типа «Лото»: карточки с
нарисованными или наклеенными на
них картинками
-Всевозможные картинки:
•
Книжки-малютки «Мы поем»,
•
Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в
виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
•
Иллюстрации по теме «Времена года»,
•
Иллюстрации музыкальных инструментов,
•
Картинки с изображением животных поющих, танцующих или
играющих на музыкальных инструментах,
•
Альбомы «Мы рисуем песенку»
•
Альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр»,
«Народные инструменты», «Танцы народов мира»,
•
Графическое пособие «Эмоции»
Неозвученные детские музыкальные
игрушки и инструменты
Озвученные музыкальные инструменты
и игрушки
•
игрушки-инструменты со звуком неопределённый
высоты
•
игрушки-инструменты, издающие только один звук
•
игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
•
игрушки-инструменты с диатоническими и
хроматическими звукорядом для творческого
музицирования
Технические средства
•
Желательно в каждой группе иметь
музыкальный центр и оформить фонотеку
дисков с музыкальным репертуаром
Атрибуты
к подвижным
музыкальным играм и для детского
танцевального творчества
Театры
Виды театров:
•
Театр картинок (фланелеграф)
•
Пальчиковый театр
•
Кукольный театр
Примерное наполнение музыкальных предметно-
развивающих зон по возрастным группам
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет
(1 и 2-я младшие группы):
•куклы-неваляшки;
•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка
и т.п.);
•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки,
колокольчики, бубен, барабан;
• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);
•атрибуты к музыкальным подвижным играм:
флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние
листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
•ширма настольная с перчаточными игрушками;
•музыкальный центр и набор программных фонограмм;
•поющие и двигающиеся игрушки;
•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде
большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4—5 лет
(средней группы детского сада):
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно
иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:
•металлофон;
•шумовые инструменты для детского оркестра;
•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
•фланелеграф или магнитная доска;
•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш
оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;
•атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и
петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся
маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным
импровизациям по сезону;
•ширма настольная и набор игрушек;
•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
• музыкальный центр и набор программных фонограмм.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей
группы детского сада):
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком
(металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
•портреты композиторов; иллюстрации из «Музыкального букваря»;
•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови»,
«Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный
паровозик», "Угадай, что звучит и др.;
•атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
•ширмы: настольная и ширма по росту детей;
• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым
народным танцам;
•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за
ширмой и другие атрибуты;
•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):
Перечень материалов для детей 6-7лет
(подготовительной группы детского сада):
•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики,
треугольники, флейты, барабаны и др.);
•портреты композиторов;
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают
свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными
настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
•музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);
•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
•музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик»,
«Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки»,
«Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.;
атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);
•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам
(косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки,
цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки,
разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций;
•
музыкальный центр и набор программных фонограмм.
Созданная система условий, средств и форм
организации самостоятельной деятельности
детей обеспечит необходимый уровень
музыкального развития дошкольников.
БИБЛИОГРАФИЯ
•
Белякова А.В. Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ –
Музыкальный руководитель –ноябрь-декабрь 2006 стр.14-15.
•
Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по
музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС,
2006 г.
•
Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса. Состав
итель Л.Ф. Островская –М., «Просвещение» 1987 г.
•
Костина Э.П. Камертон: программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста
–М., «Просвещение» 2004 г.
•
Музыкальная предметно-
развивающая среда ДОУ. Матвиенко Е.Ю. –«Музыкальная палитра» №1/2011 стр. 9-12.
•
Оборудование музыкальных уголков. Зорка Л.К.
–«Музыкальный руководитель» апрель 2010 стр. 16-17.
•
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей
дошкольного возраста - «ДЕТСТВО –ПРЕСС» 2005 г.
•
Самостоятельная музыкальная деятельность. Мерзлякова С.И.
–«Музыкальный руководитель» №2/2012 стр. 8-11.
Спасибо за внимание!