Напоминание

"Предметно-развивающая среда в ДОУ"


Автор: Афанасьева Юлия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Теремок"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Усть-Майский р-он, п.Эльдикан
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Предметно-развивающая среда в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Кустовое методическое

объединение

– 2016г

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада консультация для воспитателей
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой особенно успешно они произрастают» Г. Нейгауз

Цель:
повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров), способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.

Задачи:
1 . В н е д р и т ь в п р а к т и к у н о в ы е п о д х о д ы к о р г а н и з а ц и и м у з ы к а л ь н о й п р е д м е т н о - р а з в и в а ю щ е й с р е д ы , о б е с п е ч и в а ю щ и х п о л н о ц е н н о е м у з ы к а л ь н о е р а з в и т и е д о ш к о л ь н и к о в в р а м к а х о б р а з о в а т е л ь н о й п р о г р а м м ы Д О У с у ч е т о м т р е б о в а н и й Ф Г О С Д О ; 2 . О р г а н и з о в а т ь р а з в и в а ю щ у ю м у з ы к а л ь н у ю с р е д у , с п о с о б с т в у ю щ е й э м о ц и о н а л ь н о м у б л а г о п о л у ч и ю д е т е й с у ч е т о м и х п о т р е б н о с т е й и и н т е р е с о в ; 3 . С о з д а т ь у с л о в и я д л я о б е с п е ч е н и я р а з н ы х в и д о в м у з ы к а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и д о ш к о л ь н и к о в ( и г р о в о й , д в и г а т е л ь н о й , и н т е л л е к т у а л ь н о й , п о з н а в а т е л ь н о й , с а м о с т о я т е л ь н о й , т в о р ч е с к о й , х у д о ж е с т в е н н о й , т е а т р а л и з о в а н н о й ) с у ч е т о м г е н д е р н ы х о с о б е н н о с т е й в о с п и т а н н и к о в ; 4 . С о д е й с т в о в а т ь с о т р у д н и ч е с т в у д е т е й и в з р о с л ы х д л я с о з д а н и я к о м ф о р т н о й р а з в и в а ю щ е й м у з ы к а л ь н о й п р е д м е т н о - п р о с т р а н с т в е н н о й с р е д ы .

• Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту.


Развитие творческого начала детей во многом зависит

от оборудования и его привлекательности
оригинальность привлекательность простота доступность Дидактические пособия Демонстрационный материал ассортимент инструментов

• При оформлении музыкального уголка н у ж н о п о м н и т ь о в о з р а с т н ы х и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей б о л е е с т а р ш е г о в о з р а с т а – н а дидактической.

• В углу лучше поставить музыкальный центр, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие п с и х о л о г и ч е с к о й р е л а к с а ц и и и психическому расслаблению.
• Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, к р а с о ч н ы е п л а к а т ы , к а р т и н к и с музыкальными инструментами.
• В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудочка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки.
• Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон.
• Для того чтобы у детей постоянно п о д д е р ж и в а л с я и н т е р е с к с а м о с то я тел ь н о й м у з ы к а л ь н о й деятельности, необходимо 1-2 раза в м е с я ц о б н о в л я т ь п о с о б и я в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.


В музыкальных уголках должны находиться: 


Материал для творческих сюжетно-ролевых игр
– • мягкие игрушки • мягкие музыкальные игрушки; • куклы - неваляшки, • образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки

Образные пособия
1) Портреты композиторов (произведения которых дети поют или слушают)
2) Музыкально — дидактические игры:
3) Иллюстрации -пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками
-Всевозможные картинки: • Книжки-малютки «Мы поем», • Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, • Иллюстрации по теме «Времена года», • Иллюстрации музыкальных инструментов, • Картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах, • Альбомы «Мы рисуем песенку» • Альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», • Графическое пособие «Эмоции»

Неозвученные детские музыкальные

игрушки и инструменты


Озвученные музыкальные инструменты

и игрушки
• игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты • игрушки-инструменты, издающие только один звук • игрушки-инструменты с фиксированной мелодией • игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования

Технические средства
• Желательно в каждой группе иметь музыкальный центр и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром

Атрибуты
к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества

Театры
Виды театров: • Театр картинок (фланелеграф) • Пальчиковый театр • Кукольный театр

Примерное наполнение музыкальных предметно-

развивающих зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет

(1 и 2-я младшие группы):
•куклы-неваляшки; •образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.); •игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки; • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; • набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.); •атрибуты к музыкальным подвижным играм: флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам); •ширма настольная с перчаточными игрушками; •музыкальный центр и набор программных фонограмм; •поющие и двигающиеся игрушки; •музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет

(средней группы детского сада):
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно: •металлофон; •шумовые инструменты для детского оркестра; •книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам); •фланелеграф или магнитная доска; •музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.; •атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.; •музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка; •ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону; •ширма настольная и набор игрушек; •музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования: • музыкальный центр и набор программных фонограмм.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада): Дополнительно к материалам средней группы используется следующее: • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.; •музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта); •иллюстрации по теме «Времена года»; •музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр); •портреты композиторов; иллюстрации из «Музыкального букваря»; •музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.; •атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.); • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям; •ширмы: настольная и ширма по росту детей; • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам; •разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты; •атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

Перечень материалов для детей 6-7лет

(подготовительной группы детского сада):
•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.); •портреты композиторов; •иллюстрации по теме «Времена года»; •картинки к пособию «Музыкальный букварь»; •альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях; •графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений; •музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные); •набор самодельных инструментов для шумового оркестра; •музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.); •атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций; • музыкальный центр и набор программных фонограмм.

Созданная система условий, средств и форм

организации самостоятельной деятельности

детей обеспечит необходимый уровень

музыкального развития дошкольников.


БИБЛИОГРАФИЯ • Белякова А.В. Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ – Музыкальный руководитель –ноябрь-декабрь 2006 стр.14-15. • Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г. • Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса. Состав итель Л.Ф. Островская –М., «Просвещение» 1987 г. • Костина Э.П. Камертон: программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста –М., «Просвещение» 2004 г. • Музыкальная предметно- развивающая среда ДОУ. Матвиенко Е.Ю. –«Музыкальная палитра» №1/2011 стр. 9-12. • Оборудование музыкальных уголков. Зорка Л.К. –«Музыкальный руководитель» апрель 2010 стр. 16-17. • Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста - «ДЕТСТВО –ПРЕСС» 2005 г. • Самостоятельная музыкальная деятельность. Мерзлякова С.И. –«Музыкальный руководитель» №2/2012 стр. 8-11.
Спасибо за внимание!


В раздел образования