Автор: Пархоменко Ирина Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5" пгт.Нижний Одес Населённый пункт: Сосногорский район пгт.Нижний Одес Наименование материала: Методическая разработка Тема: Анализ предметно -развивающей среды в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Требования ФГОС к предметной среде ДОУ
Анализ предметно-развивающей среды
Примеры, демонстрирующие учет требований ФГОС к организации предметной среды
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства Организации , Группы, а также
территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении,
приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования
и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и
коррекции недостатков их развития.
Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО
обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, мы начали
рассматривать организацию образовательного пространства с холлов детского сада.
Стенды возле музыкально и спортивного зала содержат информацию о наших победах и
достижениях, грамоты и дипломы наших воспитанников. В фойе детского сада
организуются разнообразные тематические выставки с привлечением родителей.
Предметно-развивающая среда в групповых помещениях организуется так, что каждый
ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение
оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами
по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая
деятельность, экспериментирование. Центральное место занимают материалы,
активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические
устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты,
увеличительные стекла, пружинки, весы , мензурки и прочее; большой выбор природных
материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Так же имеются
материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для
развития творческого замысла в игре для девочек созданы уголки с предмета женской
одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; для мальчиков -
детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских
богатырей, разнообразные технические игрушки. В групповых помещениях оборудованы
сундуки «Занимательных вещиц» для «подручных» материалов (веревок, коробочек,
проволочек, колес, ленточек) , которые творчески используются для решения различных
игровых проблем. В группах старших дошкольников оборудованы уголки с материалами
способствующие овладению чтением, математикой:печатные буквы, слова, таблицы, книги
с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами,
ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни
школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или
сестер, атрибуты для игр в школу. Один из центров развития в групповых помещениях
старших дошкольников оборудован материалами, стимулирующими развитие широких
социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии,
иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей
разных стран, детские журналы, альбомы, объекты отражающие культурно-
художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеофильмы,
альбомы о театрах, о достопримечательностях Кемерово, Кемеровской области, об
известных людях и т.п..
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и
взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Так, например, в
младших группах имеются большие пирамиды, которые позволяют закреплять знания по
сенсорике в процессе двигательной активности детей при ее сборе. Большие подставки с
дорожками для прокатывания фигурок развивают у малышей первые навыки групповой
работы, умения договариваться, и конечно способствуют развитию мелкой моторики. В
группе имеется уголок уединения, где в любой момент малыш может отдохнуть. В группах
имеются спортивные уголки с различным спортивным инвентарем. Они служат
удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому
образу жизни. Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной активности в
условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию
физкультурного оборудования. Спортивные уголки размещены таким образом, чтобы они
способствовали проявлению двигательной активности детей и находились на свободном
доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды. В перспективе
планируем заменить статичные физкультурные уголки и корзины в группах на
полифункциональные выдвижные уголки с баскетбольными щитами, позволяющие
размещать их в любом пространстве группы по желанию детей. Для оптимизации
двигательной активности детей мы активно используем спальные помещения в период
бодрствования детей. По СанПинам допускается использование выдвижных
раздвигающихся кроватей, поэтому почти в каждой группе у нас имеются двух -
трехярусные кровати и тем самым появляется дополнительное пространство для
подвижных игр детей или игр с использованием дополнительного крупного инвентаря
(горки, машинки – каталки, животные – качалки, качели - балансиры). Некоторые
воспитатели нашего ДОУ устраивают в спальне тематические игровые уголки для
организации сюжетных игр детей. В этих уголках игровое оборудование и игрушки
расположены соответствующим образом, что подсказывает детям сюжет игры и способы
ее реализации, позволяет развивать инициативу детей и двигательную активность.
Спортивный зал оснащен современным спортивным оборудованием: детскими
тренажерами, дугами для подлезания , коррекционными мячами различной формы,
обручами, скакалками, мячами в достаточном количестве, ребристыми коррекционными
дорожками для хождения, трубами для лазания и т.д. 3. Развивающая предметно-
пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных
программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него
условия;учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.На
данный момент в дошкольных группах в нашем населенном пункте только начинают
создаваться условия для инклюзивного образования. Дети-инвалиды отсутствует.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-
насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно –
пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся
соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для
двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды групп
соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов,
оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую,
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (в процессе
игры с лего – конструктором, выкладывания дорожек из ярких пластиковых панелей,
присоединения к ним вращающихся элементов).Создавая подобные условия, мы стали
замечать психологический комфорт детей, раскрепощенность, более яркие возможности
для их самовыражения. Использование мягких красочных модулей в группах помогает
трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить
его в зависимости от образовательной ситуации (например, те же мягкие модули могут
быть барабанами, строительным материалом, средствами для плавания), ведь интересы
маленького ребенка быстро меняются.
5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические,
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
● В наших дошкольных группах мы используем следующие средства обучения:
● печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
● электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные
мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы,
мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
● аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные
кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
● наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные
доски);
● демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели
демонстрационные);
● учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
● тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование,
спортивные снаряды, мячи и т.п.)