Напоминание

Анализ предметно -развивающей среды в ДОУ


Автор: Пархоменко Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5" пгт.Нижний Одес
Населённый пункт: Сосногорский район пгт.Нижний Одес
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Анализ предметно -развивающей среды в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Требования ФГОС к предметной среде ДОУ
Анализ предметно-развивающей среды
Примеры, демонстрирующие учет требований ФГОС к организации предметной среды 1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации , Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с холлов детского сада. Стенды возле музыкально и спортивного зала содержат информацию о наших победах и достижениях, грамоты и дипломы наших воспитанников. В фойе детского сада организуются разнообразные тематические выставки с привлечением родителей. Предметно-развивающая среда в групповых помещениях организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Центральное место занимают материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы , мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Так же имеются материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре для девочек созданы уголки с предмета женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. В групповых помещениях оборудованы сундуки «Занимательных вещиц» для «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек) , которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников оборудованы уголки с материалами способствующие овладению чтением, математикой:печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Один из центров развития в групповых помещениях старших дошкольников оборудован материалами, стимулирующими развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, объекты отражающие культурно-
художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностях Кемерово, Кемеровской области, об известных людях и т.п.. 2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Так, например, в младших группах имеются большие пирамиды, которые позволяют закреплять знания по сенсорике в процессе двигательной активности детей при ее сборе. Большие подставки с дорожками для прокатывания фигурок развивают у малышей первые навыки групповой работы, умения договариваться, и конечно способствуют развитию мелкой моторики. В группе имеется уголок уединения, где в любой момент малыш может отдохнуть. В группах имеются спортивные уголки с различным спортивным инвентарем. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Спортивные уголки размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей и находились на свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды. В перспективе планируем заменить статичные физкультурные уголки и корзины в группах на полифункциональные выдвижные уголки с баскетбольными щитами, позволяющие размещать их в любом пространстве группы по желанию детей. Для оптимизации двигательной активности детей мы активно используем спальные помещения в период бодрствования детей. По СанПинам допускается использование выдвижных раздвигающихся кроватей, поэтому почти в каждой группе у нас имеются двух - трехярусные кровати и тем самым появляется дополнительное пространство для подвижных игр детей или игр с использованием дополнительного крупного инвентаря (горки, машинки – каталки, животные – качалки, качели - балансиры). Некоторые воспитатели нашего ДОУ устраивают в спальне тематические игровые уголки для организации сюжетных игр детей. В этих уголках игровое оборудование и игрушки расположены соответствующим образом, что подсказывает детям сюжет игры и способы ее реализации, позволяет развивать инициативу детей и двигательную активность. Спортивный зал оснащен современным спортивным оборудованием: детскими тренажерами, дугами для подлезания , коррекционными мячами различной формы, обручами, скакалками, мячами в достаточном количестве, ребристыми коррекционными дорожками для хождения, трубами для лазания и т.д. 3. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.На данный момент в дошкольных группах в нашем населенном пункте только начинают создаваться условия для инклюзивного образования. Дети-инвалиды отсутствует.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (в процессе игры с лего – конструктором, выкладывания дорожек из ярких пластиковых панелей, присоединения к ним вращающихся элементов).Создавая подобные условия, мы стали замечать психологический комфорт детей, раскрепощенность, более яркие возможности для их самовыражения. Использование мягких красочных модулей в группах помогает трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации (например, те же мягкие модули могут быть барабанами, строительным материалом, средствами для плавания), ведь интересы маленького ребенка быстро меняются. 5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. ● В наших дошкольных группах мы используем следующие средства обучения: ● печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); ● электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); ● аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях; ● наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); ● демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные); ● учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.); ● тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)


В раздел образования