Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучащихся в процессе обучения физике
Автор: Ивлева Татьяна Ивановна Должность: учитель физики Учебное заведение: ГКОУ СО "Нижнетагильская ВШ № 2" Населённый пункт: г. Нижний Тагил, Свердловскаяобласть Наименование материала: Статья Тема: Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучащихся в процессе обучения физике Раздел: полное образование
Ивлева Татьяна Ивановна, учитель физики ГКОУ Нижнетагильская
вечерняя школа № 2,
г. Нижний Тагил, Свердловская область
Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций
обучащихся в процессе обучения физике
В
настоящее
время
на
смену
Федеральным
Государственным
образовательным
стандартам
первого
поколения
приходят
«…новые
стандарты
общего
образования
второго
поколения
–
это
деятельностно-
целевой подход к образованию» [5]. Информационное общество запрашивает
человека
обучаемого,
способного
самостоятельно
учиться
и
многократно
переучиваться в течение жизни, готового
к самостоятельным действиям и
принятию решений.
Идея
компетентностно-ориентированного
образования
–
один
из
ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование
компетентностей
обучающихся,
т.е.
способность
применять
знания
в
реальной
жизненной
ситуации,
является
одной
из
наиболее
актуальных
проблем
современного
образования.
Мерой
способности
человека
включаться
в
деятельность
ступает
совокупность
компетентностей.
Компетентность
–
результат
образования,
выражающийся
во
владении
обучающимися
определенным
набором
способов
деятельности
по
отношению к определенному предмету воздействия.
Для
школьной
образовательной
практики
выделяют
следующие
ключевые компетентности:
- коммуникативная компетентность – умение вступать в коммуникацию
с целью быть понятым, владение умениями общения;
-
информационная
компетентность
–
владение
информационными
технологиями – умение работать со всеми видами информации;
- социальная компетентность – умение жить и работать с другими
людьми, близкими, в коллективе, в команде;
- продуктивная компетентность способность к созданию собственного
продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них.
Методы
обучения,
как
способы
организации
учебной
деятельности
школьников,
являются
важным
фактором
успешности
усвоения
знаний,
развития познавательных способностей и личностных качеств. Безусловно,
основными
являются
методы
творческого
характера
–
проблемные,
поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с
методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Мировая
практика
показывает,
что
одной
из
образовательных
технологий,
поддерживающих
компетентностный
подход
в
обучении,
является
метод
проектов. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели
через
детальную
разработку
обозначенной
проблемы,
которая
должна
завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или
иным способом.
Цель метода проектов – создать условия, при которых обучающиеся
молодежь:
-
самостоятельно
и
охотно
приобретают
недостающие
знания
из
разных источников;
- учатся ими пользоваться для решения познавательных и практических
задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в группах.
Этот
метод
органично
сочетается
с
методом
обучения
в
сотрудничестве
(«учитель-ученик»,
«ученик-ученик»),
проблемным
и
исследовательским
методами обучения.
Подробное описание метода проектов представлено в учебном пособии
«Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования»,
вышедшего
под
редакцией
доктора
педагогических
наук
профессора Е.С. Полат [2].
Отметим особенности проектной деятельности наших обучающихся:
-
межпредметная
интеграция:
физика,
история
техники,
биология,
астрономия, география;
- типы проектов: учебно-исследовательские, творческие.
- в соответствии со временем: краткосрочные (укладываются в одно,
два или три занятия), долгосрочные (учебная четверть, полугодие)
- по количеству участников: индивидуальные, групповые.
Педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся –
консультирование,
помощь,
диагностика
деятельности
учеников,
чтобы
вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся
трудности.
Инструмент
работы
руководителя
проекта:
вопросы,
проблемные
вопросы, деятельностные задания.
Приведем
пример
проекта,
выполненного
смешанной
группой
учащихся выпускных классов школы. Ими разработан проект стенгазеты на
тему «Машина времени». Содержание газеты в значительной степени носит
историко-технический
характер.
Она
адресована
различным
возрастным
категориям учащихся. Выпуск газеты посвящен историческому событию –
55-леию полета первого человека в космос.
Газета состоит из теоретической и контрольной частей.
Теоретическая часть газеты включает три раздела:
1.Раздел
«Назад
в
прошлое»
рассказывает
о
создании
паровых
двигателей их применение в технике.
2.Раздел
«Вот
оно
-
настоящее»
повествует
о
развитии
ракетной
техники.
3.Раздел
«Вперед
в
будущее»
о
возможности
создания
уникальных
двигателей, позволивших человечеству совершать межпланетные полеты.
Каждый из разделов приводит интересные выдержки из биографий
великих ученых и изобретателей, внесших значительный вклад в развитие
соответствующих
отраслей
техники,
а
также
показывает
этапы
развития
техники. Контрольная часть газеты предлагает обучающимся участвовать:
- в решении занимательных задач по физике;
- в разгадывании кроссвордов;
- в ответах на вопросы физической викторины.
Презентация проекта,
проводимая его участниками, состоялась на
открытии тематической недели физики в школе «Эра по имени Гагарин» при
активном участии учеников школы.
Метод учебно-исследовательского проекта. Особая важность данного
метода
в
обучении
отмечалась
отечественными
педагогами.
Так,
В.П.
Вахтеров подчеркивал «исключительную важность мыслительных умений
школьников – умений анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и
делать
выводы,
важность
умения
пользоваться
приемами
научного
исследования,
хотя
бы
в
самой
элементарной
форме»
[1].
По
мнению
Савенкова
А.И.,
исследовательская
деятельность
развивает
следующие
умения:
видеть
проблемы,
ставить
вопросы,
выдвигать
гипотезы,
классифицировать,
структурировать
материал,
объяснять,
доказывать
и
защищать свои идеи [5].
Учебно-исследовательская деятельность школьников - это решение ими
исследовательской, творческой задачи под руководством учителя реализуется
в несколько этапов.
Первый этап – организационная деятельность. На первом этапе учитель
пробуждает интерес к исследовательской работе, предлагает организовать
группы или работать индивидуально, предлагает темы проектов или темы
выбирают сами ученики. На этом же этапе определяются цели и задачи
проекта, планируется работа, устанавливаются сроки выполнения работы.
Второй
этап
–
осуществление
деятельности.
После
того
как
спланирована
работа,
учащиеся
приступают
к
ее
выполнению.
Учитель
выступает в роли наблюдателя и консультанта: помогает с дополнительной
информацией, отслеживает ход деятельности и уровень самостоятельности.
Третий этап – презентация результатов. Этап презентации как один из
целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения
учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для
анализа проделанного, самооценки и со стороны, демонстрации результатов.
В
учебно-исследовательских
проектах
по
физике
в
нашей
школе
обычно принимают участие школьники 9-12 классов. За прошедшие годы
сотрудничества нашей школы с институтом физики и технологии УрГПУ, г.
Екатеринбург
старшеклассники
нашей
школы
являются
постоянными
участниками
(участие
заочное
т.
к.
наша
школа
находится
территории
режимного
учреждения)
региональных
научно-практических
конференций
школьников, проводимых на базе УрГПУ.
Результатом
участия
старшеклассников
в
конференциях
являются
печатные работы в сборниках
конференций: «Ядерное оружие: тревога и
надежда
человечества»,
«Ресурс
устойчивости
наклонной
башни
в
Невьянске», «Физика землетрясений», «Вклад предприятий Нижнего Тагила
в
развитие
космонавтики
России»,
«История
паровых
машин
на
уроках
физики», «Уральский арсенал боевых побед (танк Т-34)». Также наши ученик
принимали участие в шестой богословской конференции детей и юношества,
посвященной святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, проходившей
в Екатеринбургской Епархии, г. Екатеринбург. По итогам конференции за
участие в конкурсе «Родная история» Южаков Е. и Родин Е. награждены
грамотами.
Исследовательские
проекты
–
одно
из
важнейших
творческих
направлений деятельности обучающейся молодежи при изучении спецкурса
«История техники». Работа начинается с определения темы проекта, которая
может иметь проблемный, сюжетный, обзорный или краеведческий характер.
Она
должна
быть
интересна
настолько,
чтобы
у
школьников
возникло
желание
заниматься
ею
длительное
время.
Важно
наличие
достаточного
количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная
значимость исследования. Создание проекта учит старшеклассников работать
с
информацией:
поиск,
выписки,
фильтрация,
систематизация,
конструирование. Так при изучении темы «Техника периода индустриальной
цивилизации»
ученики
готовили
проект
«Паровозы
Черепановых
и
Стефенсона».
Образовательные
цели
проекта:
показать
значение
законов
физики
в
строительстве
паровых
машин,
а
также
показать
практическое
применение законов физики в создании такого рода техники. Развивающие
цели проекта: развитие творческих способностей обучающихся, развитие
способности
устанавливать
межпредметные
связи
(физика,
история,
география),
способность
анализировать,
систематизировать,
обобщать
полученную
информацию. Большое внимание в данном проекте уделено
развитию коммуникативных навыков в информационном обмене, умению
проводить участниками самоанализ и рефлексию. В проекте: рассмотрены
следующие вопросы:
1.Зарождение и развитие железных дорог.
2.Великий английский изобретатель Д. Стефенсон и его паровозы.
3.Замечательные
русские
механики
Ефим
и
Мирон
Черепановы.
Паровозы Черепановых.
4.Сравнительная характеристика английских и русских паровозов.
Считаем
важным
для
современной
школы
формирование
ключевых
компетентностей
в
процессе
обучения
физике,
изменение
социальной
и
жизненной роли знаний, а также познавательно-творческих возможностей
человека, уделяя серьезное внимание применению на практике развивающим
технологиям, которые ориентированы на достижение учеником предметных
образовательных результатов, на формирование его личности.
Освоив метод учебных проектов в практике обучения физике, можем
сказать, что, хоть это не панацея от всех бед, но достаточно доступный,
наименее
ресурснозатратным
способ
создать
условия
для
формирования
компетентностей
обучающихся,
их
социальной
адаптации
в
обществе,
познакомить
учащуюся
молодежь
с
достижениями
науки
и
технике
и
практическим
применением
полученных
знаний.
Реализация
метода
проектов
является
наиболее
органичной
по
отношению
к
психолого-
педагогическим особенностям возраста учеников нашей школы. Расширяется
поле самореализации обучающегося: через общение, получение собственного
продукта деятельности и признание его значения, происходит расширение и
достаточно быстрая смена интересов и предпочтений, которая способствует
самоопределению и социализации выпускников школы. Вовлекая учеников в
интересную
интеллектуальную
деятельность,
в
процесс
поиска
знаний,
способствуем развитию интеллектуальных способностей, исследовательских
умений и навыков, формированию творчески активной, конкурентоспособной
личности.
Таким образом, формирование проектно-исследовательской
компетенции должно осуществляться через решение одной из важнейших
задач
современной
системы
образования
–
формирование
совокупности
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
«умение
учиться»,
способность
личности
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только
через освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в
рамках отдельной дисциплины.
Библиографический список
1.Вахтеров
В.И.
Избранные
педагогические
сочинения.
–
М.:
Педагогика, 1987.
2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учебное пособие. _ М.: Академия, 2003.
3.Романовский
М.Б.
Метод
проектов
в
учебном
проце сс е.
Методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск, 2006.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода
к обучению/ А. И. Савенков. – М., 2006.
5.
Шапоренкова
Г.А.
Предметный
принцип
уходит
в
прошлое
//
Инновации в образовании: сбор. науч. статей. – Салехард: ИПКРО, 2008.
6.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М. – Изд-тво
Московского
психолого-социального
института;
Воронеж:
Изд-во
НПО
«МОДЭК», 2004.
Приложения № 1
Материалы
участия
учеников
нашей
школы
в
региональных
научно-
исследовательских конференций школьников по физике, информатике и технологии