Автор: Новаковская Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ № 5 "Родничок" Населённый пункт: пгт. Песковка Наименование материала: методическая разработка Тема: "Знакомство с зимним пейзажем" Раздел: дошкольное образование
Цель занятия:
Обобщать знания детей о сезонных изменениях в процессе творческой исследовательской деятельности;
Замечать красоту природы и отображать ее в рассказах, рисунках.
Задачи:
1.Закрепить умение самостоятельно выделять признаки зимы.
2.Создать условия для развития творческих способностей, свободного экспериментирования.
3.Воспитывать любовь к русской зиме, к природе.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы»,
«Художественное творчество».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы,
музыкально-художественная, продуктивная.
Материалы и оборудование: иллюстрации зимней природы, запись пьесы Чайковского «Времена года», гуашь, кисти,
палитры, репродукции картин И. Грабаря «Зимний пейзаж», К. Юона «Зима в лесу».
ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА
ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ
ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕТЕЙ
ОБОРУДОВАНИЕ
1 часть НОД
1.Педагог обращает внимание детей на
картины.
-Ребята, что такое вы видите на стене?
-А где живут картины?
В чём заключается особенность картин?
Какая картина называется пейзажем?
Педагог обращает внимание, что под
музыку Чайковского» Времена года»
наиболее приятно рассматривать картины.
- Что изображено на этих картинах?
-О каком времени года мы с вами будем
говорить?
Какие чувства у вас вызывают эти
пейзажи?
Дети входят в группу
под музыку,
останавливаются около
картин, рассматривают
их вместе-с педагогом.
Комментируют и
высказывают свое
мнение.
Ответы и рассуждения
детей.
Дети свободно
передвигаются,
рассматривая
картины.
Стоят в
свободной форме
около педагога.
На стене висят картины с
изображением зимней
природы.
Звучит музыка.
2.Педагог предлагает игровой приём
«Войди в картину»
Ребята, а как можно попасть в картину?
( по тропинке, по бревнышку, при помощи
волшебного клубочка и т.д)
- Зима, какая ? (холодная, белая, снежная)
- Снег, какой ? (рыхлый, липкий, белый,
Отвечают на вопросы
педагога и предлагают
свои варианты. Путем
проб способа
«вхождения в картину»
выбирают лучший
вариант.
Сидят
полукругом на
ковре.
искристый)
- Мороз, какой ? (сильный, трескучий)
- Ветер, какой ? (пронизывающий,
холодный, резкий)
- Деревья, какие ? (сонные, голые от
листьев, укрытые снегом)
- Небо, какое ? (серое, мрачное, пасмурное,
но в морозную погоду-голубое)
- Солнце, какое ? (светит, но не греет, редко
появляется)
- Дни, какие ? (короткие, пасмурные)
- Ночи, какие ? (длинные, морозные)
- Откуда вы всё это знаете?
- Что ещё вы заметили особенного или
важного для зимы на картине ?
- Какие краски использует художница-
Зима? (холодные)
-Сколько месяцев у зимы?
3.Педагог предлагает отгадать загадки
- Отгадайте, про какой месяц я вам
сейчас загадаю загадки.
-Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет
Ответы на вопросы
педагога.
Сидят
полукругом на
ковре.
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
-Щиплет уши. Щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету
Что, скажи, за месяц это? (январь)
-Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега
То бураны и метели
На деревню полетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон,
День прибавился заметно
Что, скажи, за месяц это? (февраль)
Педагог обобщает информацию, задает
вопросы
-О каких признаках зимы мы сегодня
говорили?
-Из чего состоит снег? ( из снежинок )
- Откуда вы это знаете?
4.Педагог предлагает сделать
физкультминутку «Снежинки».
-Покружилась звездочка
Отгадывают загадки.
В воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке.
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке
Будем их ловить руками
А потом покажем маме.
А вокруг лежат сугробы
Снегом замело дороги
Не завязнуть в поле чтобы
Поднимаем выше ноги
Вон лисица в поле скачет
Словно мягкий рыжий мячик
Ну а мы идем, идем,
И к себе приходим в дом.
2 часть НОД
5.Педагог обращает внимание на то, что в
группу залетела снежинка.
-Ребята, пока мы разминались, у нас
появилась гостья, да не простая. А
волшебная.
-Какая она? (красивая, блестящая, резная)
-Наша снежинка у нас не растает.
-Почему так думаете?
- Ребята что нужно сделать, чтобы нашей
гостье не было скучно в нашей группе?
Педагог предлагает вспомнить способы
рисования снежинки.
Ответы детей
Кружатся вокруг себя
под музыку.
Поднимают руки вверх,
подтягиваются на
носочках.
Повороты вправо, влево.
Поднимают ноги,
согнутые в коленях
Прыжки
Шагают на месте
Дети подходят к окну и
рассматривают
снежинку, которая лежит
на окне.
Повторяют
движения за
педагогом. Стоят
в свободной позе
Звучит музыка «Вальс
снежинок»
Педагог делает собственную снежинку
вместе с детьми. В процессе работы
комментирует свои действия, поддерживает
разговор.
Дети готовят
необходимое
оборудование: кисти
гуашь, листы бумаги.
Украшают снежинку на
свое усмотрение,
экспериментируя с
дополнительным
художественным
материалом.
Сидят за столом.
На столе художественные
средства, необходимые для
рисования
3 часть НОД
6.Педагог заканчивает чуть раньше детей и
предлагает детям создать выставку
рисунков.
Заканчивают рисовать и
несут свои снежинки на
стенд. Любуются
работами.
Встают из-за
столов, подходят
к выставке и
прикрепляют
свои работы.
Стенд
7. Рефлексия.
- Ребята, а сейчас положите свою снежинку
около той картины, которая вам больше
всего понравилась, или около той картины,
которая больше подходит по цвету.
Раскладывают снежинки
около понравившихся
картин, объясняя свой
выбор.
Рассматривают
картины, делают
выбор.
Картины