Опыт работы с детьми и родителями на основе традиций русского народа.
Автор: Нуруева Юлианна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-№112" Населённый пункт: Сыктывкар Наименование материала: Статья Тема: Опыт работы с детьми и родителями на основе традиций русского народа. Раздел: дошкольное образование
традиций русского народа.
Работая в детском саду с детьми уже много лет, я не перестаю
удивляться какие же дети прекрасные . Они неподражаемы, своеобразны,
непредсказуемы (в хорошем смысле этого слова), и вроде в чем-то схожи, но
нет, они индивидуальны и уникальны. Имея за плечами уже немалый опыт в
работе с детьми, я стала сопоставлять развитие наших детей с техническим
прогрессом, и вдруг мне стало не по-себе… в гонке за информационными
технологиями, мы, порой забываем наши истоки, наши традиции , а это наши
корни. И как дерево без корней не может жить так и человек . Ведь как у
детей есть родители, у каждого народа есть свои уникальные традиции,
неповторимые обычаи, сложившиеся устои, национальные праздники.
Давайте вспомним образ бабушки с засыпающим на руках внуком или
внучкой, которая тихим голосом поет колыбельную. У кого от умиления не
щемит в сердце. Или папу, читающего сказку перед сном, маму
мастерившую игрушку своими руками ребенку. Но… стоп! Видим ли, мы, в
наше время такие картины? А если и видим то как часто? Увы, не всегда.
Видя, данную ситуацию, я, решила внести маленькую (а может и
немаленькую) лепту в заполнении огромной прорехи в воспитании
подрастающего поколения, посредством внедрения традиций русского
народа. И начать эту работу я решила с родителей, исходя из принципов
Федерального государственного стандарта дошкольного образования и
требований к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования: сотрудничество Организации с семьей,
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства; создавать условия для участия родителей (законных
представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей
(законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении
2
их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Имея перед собой цель, направленную на приобщение родителей и
детей к традициям русского народа, моим следующим этапом в работе стала
постановка задач в рамках реализации ФГОС ДО, интеграции программы
«Социокультурные истоки», которая реализуется на базе нашего ДОУ. Но
начав продумывать задачи, я поняла, что без художественно-эстетического
направления моя цель не будет полностью достигнута, ведь
основополагающую роль в традициях русского народа являет песенное,
былинное творчество, через которое народ передавал все свои знания,
традиции и обычаи. И мной было принято решение во влечь в работу
музыкального руководителя, с которой мы и продумали задачи для
реализации приобщения детей и родителей к традициям русского народа.
Было выведено несколько задач наиболее важных для достижения цели:
1.
Создание условий для участия родителей в совместной работе,
образовательной деятельности, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
2.
Использование разнообразных форм и методов работы с детьми и
родителями.
3.
Становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие
музыки, художественной литературы, фольклора; создание условий для
реализации самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Имея цель и задачи для работы, негласно было дано название проекту
«Семейная гостиная», где основным направлением работы стал досуг.
Именно через досуговое направление работы нами были установлены теплые
3
доверительные отношения между родителями и педагогами, родителями и
детьми. Данное направление в работе стало удачным выбором, для
проведения досуга и встреч, потому что все мероприятия проводились не
для родителей, а с привлечением и активным участием родителей.
Затем началась непосредственно работа. На первом родительском
собрании была проведена беседа на тему « Традиции русского народа», на
котором выявила интерес родителей к идее знакомства с традициями
русского народа. И первым нашим решением было организовать вечерние
тематические посиделки с чаепитием. Ведь одной из традиций были именно
посиделки. И нам и родителям по душе пришлась эта идея. Ведь
тематические посиделки имеют огромное значение:
1.
Сближение коллектива родители –дети- воспитатель;
2.
Творческая активность коллектива.
3.
Активизация коммуникативных навыков среди детей.
В течение года мы собирались несколько раз, исходя из праздничных
дат календарного плана.
Осенние посиделки, на которых мы вспоминали пословицы и
поговорки, пели частушки.
Новогодняя встреча (на которых мы вспоминали о традициях отмечать
новый год на Руси)
Рождественские посиделки (изготовление с родителями
рождественских ангелочков, пели и слушали Рождественские колядки)
Масленичные (мастер-класс по изготовлению тряпичных кукол,
исполняли заклички, проводили игры на улице)
Пасхальные (с детьми и родителями проводили конкурс поделок из
бросового материала, играли в традиционные Пасхальные игры)
На все совместные мероприятия был тщательно подобран музыкальным
руководителем, который стал полноценным участником нашего проекта,
4
музыкально – песенный материал. Как приятно мастерить под звучание
старинных обрядовых песен.
И это еще не все! Мы с родителями стали вместе придумывать и
продумывать наши следующие посиделки, планируя данную деятельность на
следующий год. В конечном итоге наш проект не закончен, а только набрал
обороты…. Благодаря проделанной работе и привлечению родителей в
образовательный процесс мы можем продолжить нашу деятельность по
приобщению детей и родителей к традициям русского народа имея надежных
и подготовленных союзников в лице родителей наших воспитанников!
Нуруева Ю.Н.- воспитатель,
Иванова Е.Н.- музыкальный руководитель.