План подготовки к ОГЭ по обществознанию в 9 классе
Автор: Серова Наталья Павловна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МКОУ Краснополковская основная школа Населённый пункт: Ульяновская область, Карсунский район, с.Краснополка Наименование материала: методическая разработка Тема: План подготовки к ОГЭ по обществознанию в 9 классе Раздел: среднее образование
В 9 КЛАССЕ
Программа по подготовке к ОГЭ по обществознанию составлена в соответствии с
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Перечень
требований
к
уровню
подготовки
обучающихся,
достижение
которого
проверяется
на
ОГЭ
по
обществознанию,
составлен
на
основе
раздела
«Требования
к
уровню
подготовки
выпускников»
Федерального
компонента
государственного
стандарта
основного
общего
образования
по
обществознанию,
а
так
же
с
учетом
методических рекомендаций ФИПИ.
Структура программы рассмотрена на методическом совете МКОУ Краснополковская ОШ.
Программа по подготовке к ОГЭ по обществознанию включает в себя следующие разделы:
1. Методические рекомендации ФИПИ при подготовке к ОГЭ по результатам экзаменов по обществознанию за
прошлые года. Пробелы в знаниях, которые должны стать предметом внимания учителей.
2.Характеристика экзаменационной работы. Назначение заданий с развернутым ответом и их особенности.
3. Назначение КИМ ОГЭ 2016.
4. Календарно-тематическое планирование, с учетом прохождения тем по кодификатору и количеством часов по
календарному графику подготовки к ОГЭ.
5. Алгоритмы и памятки по выполнению заданий КИМ ОГЭ.
6.Понятия курса «Обществознание» 5-9 классы.
7.Календарь учителя на 2015-2016 учебный год
8.График проведения пробных ОГЭ
Календарно тематический план предусматривает выполнение программы кодификатора в полном объеме.
Назначение КИМ для ОГЭ
Оценить
уровень
общеобразовательной
подготовки
по
обществознанию
выпускников IX
классов
общеобразовательных
организаций
в
целях
государственной
итоговой
аттестации
вы п у с к н и ко в.
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного
общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования»).
Характеристика структуры и содержания КИМ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание.
Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 1-20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание
считается
выполненным
верно,
если
участник
экзамена
записал
номер
правильного
ответа.
Задание
считается
невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более
ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 21-25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и
разделительных символов.
Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме.
Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№
Часть
работ
ы
Тип заданий
Коли-
чество
задани
й
Макси-
мальны
й
первич-
Процент
максимальног
о
первичного
1
Часть 1
С кратким ответом
25
26
66,7
2
Часть 2
С развёрнутым
6
13
33,3
Итог
31
39
100
Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
В части 1 работы:
- задания 1-20 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика,
социальная
сфера,
сфера
политики
и
социального
управления,
право.
Задания,
представляющие
эти
линии,
сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены человек и общество, сфера духовной
культуры;
остальные
содержательные
линии
даны
отдельными
блоками.
В
этой
части
работы
место
задания,
проверяющего
знание
одного
и
того
же
компонента
содержания,
фиксировано
и
совпадает
в
каждом
варианте
экзаменационной работы;
- задания 21-25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определённых умений. На одной и той же
позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни
и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается
такое сочетание заданий 21-25 и заданий 26-31, что в совокупности они представляют все блоки-модули.
В
число
заданий
с
развернутым
ответом
(часть
2
работы)
входит
шесть
заданий,
связанных
с
анализом
предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты
охватывают все содержательные линии курса.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной
работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1-21, 23-25
оценивается 1 баллом.
Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла - нет ошибок;
1балл - допущена одна ошибка; 0 баллов - допущены две и более ошибок.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий 26-28, 30 и 31 выставляется 2
балла. При неполном ответе - 1 балл.
За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от
представленности требуемых компонентов ответа - 2 или 1 балл.
Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть
вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован Минюстом России
03.02.2015 № 31206)
«48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг
от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения
в
баллах,
выставленных
двумя
экспертами,
назначается
третья
проверка.
Существенное
расхождение
в
баллах
определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Третий
эксперт
назначается
председателем
предметной
комиссии
из
числа
экспертов,
ранее
не
проверявших
экзаменационную работу.
Третьему
эксперту
предоставляется
информация
о
баллах,
выставленных
экспертами,
ранее
проверявшими
экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».
Если расхождение составляет 2 и более балла за выполнение любого из заданий 26-31, то третий эксперт проверяет
только те задания, которые вызвали столь существенное расхождение.
По кодификатору КИМ ОГЭ 2016 количество тем по разделам:
№
Раздел
Количество тем
Количество часов
по
плану
п о д г о т о в к и
к
Г И А
н а
отработку тем
1
Человек и общество
8
4
2
Сфера духовной культуры
5
2
3
Экономика
12
6
4
Социальная сфера
7
2
5
Сфера политики и социального управления
10
6
6
Право
17
10
ИТОГО
59
30
Особое внимание уделяется темам: «Экономика», «Сфера политики» и «Право».
Подготовка начинается с 01.10.2015. По календарному графику 30 часов.
Календарно-тематический план
подготовки к ГИА
по обществознанию в 9 классе 2015-2016 учебный год
№
Раздел
Тема
Основное содержание по темам
(с учетом спецификации и кодификатора КИМ ОГЭ-2016)
УМК
по работе
над темой
(учебник,
тетрадь…)
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Работа в
сборниках
ФИПИ по
теме
(вариант,
часть, №..)
Работа с
открытым
банком
заданий
ФИПИ,sdamgi
a,) анализ
результатов,
работа над
ошибками
Количество тем 59
Количество часов-30
Из них
отрабо
танны
х
тем
остало
сь
по
плану
остало
сь
часов
по
кален
дарно
му
графи
ку
1
1.
Человек и
общество:
4 часа на 8
тем
Общество как форма жизнедеятельности людей;
взаимодействие общества и природы;
основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь.
Учебник
8 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.1,2
1.2
Биологическое и социальное в человеке; личность;
деятельность человека и ее основные формы
(труд, игра, учение); человек и его
ближайшее окружение; межличностные
отношения; общение, межличностные
конфликты, конструктивное разрешение
Учебник
8 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.1,2,3
1.3
1.4
Общество и человек
(задание на обращение к социальным
Учебник
6,8 класс
реалиям) ,
(задание на анализ двух суждений)
Работа с понятиями по разделу.
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.1,2,3
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ : «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
Онлайн тестирование на сайтах: ФИПИ,
sdamgia
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Работа с заданиями часть №2
1.5
2.
Сфера
духовной
культуры:
2 часа на 5
тем
Сфера духовной культуры и ее
особенности; наука в жизни
современного общества; образование и его
значимость в условиях
информационного общества;
возможности получения общего и
профессионального образования в
Российской Федерации; религия,
религиозные организации и объединения, их роль в
жизни современного общества; свобода совести;
мораль; гуманизм; патриотизм;
гражданственность
Учебник
8 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.4-6
1.6
Сфера духовной культуры (задание на анализ двух
суждений)
Работа с понятиями по разделу.
Учебник
8 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.7-10
1.7
3.
Экономика
6 часов на
12 тем
Экономика, ее роль в жизни общества; товары и
услуги, ресурсы и потребности, ограниченность
ресурсов; экономические системы и собственность;
производство, производительность труда;
Учебник
8 класс
«Обществ
ознание»
разделение труда и специализация; обмен,
торговля; рынок и рыночный механизм
Л.Н.Богол
юбова
п.11-14
1.8
Предпринимательство; предпринимательство и
индивидуальная трудовая деятельность;
деньги; заработная плата и стимулирование
труда; неравенство доходов и
экономические меры социальной
поддержки;
налоги, уплачиваемые гражданами;
экономические цели и функции государства
Учебник
8 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.14-17
1.9
1.1
0
Экономическая сфера жизни общества (задание на
обращение к социальным реалиям) (задание на
анализ двух суждений)
Работа с понятиями по разделу.
Учебник
8 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.17-22
Тетрадь
О.А.Кото
ва
«Обществ
ознанию»
7 класс
глава2.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛАМ: «СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ», «ЭКОНОМИКА»
Онлайн тестирование на сайтах: ФИПИ,
sdamgia,
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Работа с заданиями часть №2
1.11
4.
Социальна
я сфера
2 часа на 7
тем
Социальная структура общества, семья как
малая группа, многообразие социальных
ролей в подростковом возрасте, социальные
ценности и нормы, отклоняющееся поведение,
Учебник
8 класс
«Обществ
ознание»
социальный конфликт и пути его
решения, межнациональные отношения
Л.Н.Богол
юбова
п.23-24
1.1
2
1.1
3
Социальная сфера
(задание на обращение к социальным
реалиям) задание на анализ двух суждений)
Работа с понятиями по разделу.
Учебник
8 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.25
1.1
4
5.Сфера
политики
и
социально
го
управлени
я:
6 часов на
10 тем
Власть; роль политики в жизни общества; понятие
и признаки государства; разделение властей;
формы государства; политический режим;
демократия; местное самоуправление;
участие граждан в политической жизни; выборы,
референдум; политические партии и
движения, их роль в общественной жизни;
гражданское общество и правовое государство
Л.В.Поля
кова
Общество
знание
«Глобаль
ный мир в
21 веке»
11 класс.
Книга для
учителя
глава12.
Учебник
9 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.1-3
1.1
5
1.1
6
Сфера политики и социального
управления
(задание на обращение к социальным
реалиям)
(задание на анализ двух суждений)
Учебник
9 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
Работа с понятиями по разделу.
юбова
п.4-7
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛАМ: «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА», «СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ»
Онлайн тестирование на сайтах: ФИПИ,
sdamgia
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Работа с заданиями часть №2
1.1
7
6.Право:
10часов на
17 тем
Право, его роль в жизни общества и
государства; норма права; нормативный правовой
акт; признаки и виды правонарушений;
понятие и виды юридической
ответственности; административные
правоотношения, правонарушения и наказания;
основные понятия и институты уголовного права;
уголовная ответственность
несовершеннолетних
Учебник
9 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.8-10
Раб.тетр.7
класс
глава1.
1.1
8
Конституция РФ; основы
конституционного строя РФ;
федеративное устройство России; органы
государственной власти РФ;
правоохранительные органы; судебная система;
взаимоотношения органов государственной
власти и граждан; права и свободы человека и
гражданина в России, их гарантии;
конституционные обязанности гражданина; права
ребенка и их защита; особенности правового
статуса несовершеннолетних; механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина; международно-правовая защита
жертв вооруженных конфликтов.
Работа с понятиями по разделу.
Учебник
9 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.10-13
1.1
Понятие правоотношений, право на труд трудовые
Учебник
9
правоотношения, трудоустройство
несовершеннолетних, семейные
правоотношения, права и обязанности
родителей и детей, гражданские
правоотношения, права собственности, права
потребителей (задание на обращение к
социальным реалиям)
Работа с понятиями по разделу.
класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.13-16
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ: «ПРАВО»
Онлайн тестирование на сайтах: ФИПИ,
sdamgia
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Работа с заданиями часть №2
1.2
0
Право
(задание на анализ двух суждений)
Учебник
9 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.17-22
1.2
1
Различное содержание в разных
вариантах: задание ориентировано на
проверяемое умение (задание на сравнение)
1.2
2
Различное содержание в разных
вариантах: задание ориентировано на
проверяемое умение (задание на установление
соответствия)
Учебник
9 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.19-20
1.2
3
Различное содержание в разных
вариантах: задание ориентировано на
проверяемое умение
(задание на выбор верных позиций из
Учебник
9 класс
«Обществ
ознание»
списка)
Л.Н.Богол
юбова
п.8-22
1.2
4.
1.2
5.
(задание на выбор верных позиций из
списка)
задание на установление фактов и
мнений)
Учебник
9 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.8-22
Работа с понятиями по разделу.
Учебник
9 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.8-22
Работа с заданиями часть №2
Учебник
9 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.8-22
Работа с заданиями часть №2
Учебник
9 класс
«Обществ
ознание»
Л.Н.Богол
юбова
п.8-22
Планирование работы по результатам пробных
ОГЭ,ТДТ. Работа над темами, которые вызвали
наибольшие затруднения.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГИА Внесение коррективов в план работы на _____________учебный год