"Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития"
Автор: Колесникова Юлия Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад№2 "Золотая рыбка" Населённый пункт: г. Старая Русса Наименование материала: статья Тема: "Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития" Раздел: дошкольное образование
Тема:
«Развитие мелкой моторики
рук у детей с задержкой
психического развития»
Подготовила воспитатель МАДОУ
«Центр развития ребенка –
детский сад «Золотая рыбка»
Колесникова Юлия Геннадьевна
г. Старая Русса, Новгородской области
ноябрь 2016 г.
По данным различных исследователей в настоящее время отмечается
увеличение
числа
детей
с
проблемами
в
развитии.
Клинические
обследования,
в
ходе
стандартных
медицинских
осмотров,
регулярно
проводимых в ДОУ и поликлиниках регулярно проводимых в ДОУ и школах
врачами-специалистами:
хирургом,
лором,
эндокринологом,
врачами-
специалистами: хирургом, лором, эндокринологом, кардиологом и др., не
выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако по наблюдениям
педагогов и психологи они испытывают значительные трудности в усвоении
программ
обучения,
в
адаптации
к
социальной
среде,
к
условиям
дошкольного учреждения.
Легкие
нарушения
развития
в
интеллектуальной
и
эмоционально-
волевой
сфере
маскируются
возрастными
особенностями
дошкольника,
однако
с
началом
обучения
в
школе
эти
нарушения
могут
привести
к
затруднению в той или иной степени адаптации ребенка к школе, ограничить
возможности его обучения. Вот почему так важно обращать внимание на
нарушения в развитии ребенка с самого раннего дошкольного возраста. Ведь
чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную
помощь,
тем
эффективнее
будет
ее
результат.
Программа
коррекционной
работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития
каждого ребенка. Одним из наиболее важных направлений в ней является
развитие общей и мелкой моторики.
Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной
работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим
недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных
навыков:
скованность,
плохая
координация,
неполный
объем
движений,
нарушена
их
произвольность.
Отмечается
также
недоразвитие
мелкой
моторики
и
зрительно-двигательной
координации.
Движения
рук
бывают
неловкими, несогласованными.
Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь
развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по
мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый
предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими
орудиями
(ложкой,
карандашом
и
пр.).
Это
своеобразная
«веточка»
в
развитии самостоятельной предметной деятельности.
Нормальное
развитие
речи
ребенка
теснейшим
образом
связано
с
развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической
точки
зрения,
около
трети
всей
площади
двигательной
проекции
коры
головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко
от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к
моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи»,
такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто
предположение
о
существенном
влиянии
тонких
движений
пальцев
на
формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить
малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный
аппарат,
но
и
развивать
движения
пальцев
рук.
Педагоги
и
психологи
рекомендуют
начинать
активную
тренировку
пальцев
ребенка
уже
с
десятимесячного
возраста.
Систематические
упражнения
по
тренировке
пальцев
рук
являются
и
средством
повышения
работоспособности
коры
головного мозга.
По
мнению
педагогов
и
психологов,
можно
выделить
следующие
нормативные требования по развитию мелкой моторики у дошкольников от 1
года до 6 лет:
1. Стучит одним предметом о другой
2. Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами
3. Рисует и черкает на листе бумаги
4. Вытаскивает крошку из прозрачной банки
5. Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков
6. Строит башню из 2-х кубиков
7. Строит башню из 4-х кубиков
8. Перерисовывает крестик
9. Рисует вертикальную линию (ошибка до 30 град.)
10. Перерисовывает квадрат
11. Перерисовывает круг
12. . Строит (копирует) мостик из 5-х кубиков
13. Строит башню из 8-х кубиков
14. Рисует человечка(3 элемента)
15. Рисует человечка(6 элементов)
Если большая часть навыков им усвоена, Вы можете делать вывод о
том,
что
развитие
мышления
и
двигательных
способностей
рук
Вашего
ребёнка проходит нормально. Если задержка (или опережение) происходит
частично
и
только
по
одному
или
двум
показателям,
то
можно
сделать
заключение
о
негармоничном
развитии
у
ребёнка
функций
мышления
и
мелкой моторики. Если же большая часть нормативных навыков ребёнком
ещё
не
усвоена,
то
может
идти
речь
об
общем
отставании
в
развитии
мышления и мелкой моторики в той или иной степени.
Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо
работать
и
родителям
и
педагогам.
Очень
важной
частью
являются
«пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как
в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи,
творческой
деятельности.
«Пальчиковые
игры»
как
бы
отображают
реальность
окружающего
мира
—
предметы,
животных,
людей,
их
деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя
движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание
на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих
рук,
что
дает
возможность
детям
ориентироваться
в
понятиях
«вправо»,
«влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Пальчиковые
игры
-
это
упражнения
для
улучшения
подвижности
пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка;
снижение физической усталости и морального напряжения во время урока;
массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения
на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей,
ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении
чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы
подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра.
Очень
хорошо
себя
зарекомендовала
и
разнообразная
предметная
деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания,
которая также способствует развитию мелкой моторики:
– застёгивание и расстегивание пуговиц;
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– сортировка мозаики по ячейкам;
– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
Также
это
могут
быть
различные
упражнения
по
л е п ке ,
изобразительной деятельности, игры с бумагой.
Особенности развития мелкой моторки у детей с
ЗПР
Первоначально
проблему
задержки
психического
развития
в
отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка
психического
развития»
предложен
Г.Е.
Сухаревой.
Она
отмечала,
что
исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом
психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями
познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям
отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному
развитию.
Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы
причин, которые могут обусловить ЗПР:
1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и
своевременному созреванию мозга;
2) общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в
усвоении ребенком общественного опыта;
3) отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности,
дающей
ребенку
возможность
посильного
«присвоения»
общественного
опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
4)
социальная
депривация,
препятствующая
своевременному
психическому развитию.
Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из
четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР
ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного
фактора,
так
и
совокупностью
факторов,
складывающейся
в
процессе
взаимодействия. В любом случае, ЗПР у дошкольников - это комплексное
явление,
которое
охватывает
всю
совокупность
психических
процессов
человека.
Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены
уже в раннем возрасте (до 3-х лет). Последствия раннего органического
поражения мозга или функциональная незрелость ЦНС обуславливают ряд
отклонений, затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой,
вследствие
чего
не
складывается
полноценная
база
для
последующего
развития высших психических функций. На первом году жизни показателями
нарушения темпа нервно-психического развития могут служить:
-
снижение
ориентировочной
активности
и
потребности
в
ориентировочно исследовательской деятельности, что проявляется в слабой
выраженности ориентировочных реакций, замедлении реакции зрительного и
слухового сосредоточения;
-
более
позднее
появление
«комплекса
оживления»,
недостаточная
активность при эмоциональном общении со взрослым;
- в доречевом периоде - более позднее появление гуления, лепета,
первых слов, неадекватная реакция на жесты, мимику и интонации взрослых,
этапы гуления и лепета растянуты во времени;
-
замедленный
темп
формирования
статических
(связанных
в
равновесием) и локомоторных (способность к передвижению) функций;
- запаздывание в развитии ручной моторики и зрительно-моторной
координации.
Выраженность перечисленных недостатков психомоторного и речевого
развития зависит от степени тяжести поражения ЦНС. Проблемы в развитии
ребенка
могут
усугубляться
ранней
сенсорной
и
эмоциональной
депривацией,
если
он
воспитывается
в
неблагоприятных
социальных
условиях.
1.
Упражнения
по
развитию
пальцев
рук
должны
включаться
в
коррекционно-педагогический
процесс
параллельно
с
развитием
артикуляционной моторики, постановки и автоматизации звуков, поскольку
мы выяснили, что мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны.
2.
Работу
по
развитию
движений
пальцев
и
кисти
рук
следует
проводить
систематически
по
2-5
минут
по
несколько
раз
в
день.
Оптимальным
по
нашему
мнению
будет
использование
в
этих
целях
физкультминуток.
Однако
набор
пальчиковых
игр
может
быть
разнообразным, например:
· Игры с пальчиками.
· Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
· Пальчиковые игры со скороговорками.
· Пальчиковые игры со стихами.
· Пальчиковый алфавит.
3. Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую
моторику. Детям предлагается запускать пальцами мелкие волчки, катать по
очереди
каждым
пальцем
камешки,
мелкие
бусинки,
шарики.
Большую
радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же
развивают
мелкую
моторику,
более
того
они
способствуют
творческому
воображению, ориентировке в пространстве.
4.
Развитие
графической
моторики
также
является
важной
часть
формирования мелкой моторики, это могут быть следующие задания:
· Рисование по трафаретам.
· Рисование по фигурным линейкам.
· Штриховка.
· Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
· Работа в занимательных прописях для дошкольников.
5.
Успешное
развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук
происходит
в
разных видах изобразительной деятельности- лепке, рисовании, аппликации,
конструировании.
Занятия
этими
видами
деятельности
способствуют
развитию восприятия, чувства цвета.
6. Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики
отводится
упражнениям
с
малыми
мячами.
Для
этого
используются
несколько
видов
мячей:
разные
по
размеру,
материалу
и
расцветке,
по
фактуре, структуре и функциональному значению.
7.
Для
развития
ручной
умелости,
а
так
же
детского
творчества,
артистизма
у
детей,
используются
различные
виды
инсценирования.
Это
прежде всего пальчиковый театр. Соответствующими движениями кисти или
пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты
головы,
разнообразные
движения
туловища
и
рук
куклы.
Также
хорошо
зарекомендовал себя театр теней. У инсценировок с помощью пальчикового
театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности
для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости,
точности, выразительности движений и развития речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень
развития
мелкой
моторики
—
один
из
показателей
интеллектуального
развития
дошкольника.
Обычно
ребенок,
имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у
него
достаточно
развиты
память
и
внимание,
связная
речь.
Педагоги
отмечают,
что
дошкольники
с
нарушениями
в
мелкой
моторике
при
поступлении
в
первый
класс
часто
испытывают
серьезные
трудности
с
овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий
выполнение
тонких
координированных
движений
руки.
Техника
письма
требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо
развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие
мышления,
памяти,
внимания,
восприятия,
речи,
эмоционально-волевой
сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.
У
детей
с
ЗПР
наблюдаются
отклонения
в
развитии
двигательной
сферы:
нарушение
произвольной
регуляции
движений,
недостаточная
координированность
и
четкость
непроизвольных
движений,
трудности
переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории
моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у
детей
с
ЗПР
создают
определенные
трудности
в
учебной
деятельности,
особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования,
ручного труда.
Для
выявления
уровня
отклонений
мелкой
моторики
применяются
различные диагностические методы, часть из которых была использована
нами
в
данной
работе.
Это
позволило
нам
составить
представление
о
характере нарушений мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей
и
на
основании
результатов
обследовать
разработать
рекомендации
по
проведению коррекционной работы с ними.