Автор: Шевалдова Наталья Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №50 "Северянка" Населённый пункт: г.Ульяновск Наименование материала: Конспект занятия Тема: Конспект занятия по правовому воспитанию Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье"
Занятие разработала для детей старшего дошкольного возраста.
Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры, с детьми провела
предварительную работу: беседу о социальных документах “Декларация прав ребенка”,
“Конвенция прав ребенка”, читали сказки “Воробьишко” М. Горького, “Золушка Ш.
Перро, “Морозко русскую народную сказку, “Кукушка ненецкую сказку с последующим
обсуждением, разучивали стихи о семье.
Занятие носит комплексный характер, по виду обобщающее, на котором закреплялись
знания детей о семье.
Занятие строила с учетом гуманистических принципов на доверительном отношении
между ребенком и педагогом. Дети свободно выражали свои сведения о семье и о правах.
Для осуществления поставленных задач на занятии использовала следующие методы
обучения: наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации к сказке “Кукушка”,
документы “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”), словесный, игровой,
методы проблемного обучения, практическую деятельность.
Применяла следующие приемы:
художественное слово, пословицы, моделирование, наглядно-зрительные,
самостоятельное добывание знаний.
Для поддержания активности детей на протяжении всего занятия старалась чередовать
статичные виды деятельности с игровой, с практической деятельностью.
В дальнейшем планирую продолжать работу по ознакомлению детей с собственными
правами.
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.
Задачи :
дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о
том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать
выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Словарь : согласная семья, забота, обязанность, дети-сироты.
Предварительная работа : беседа по “Декларации прав человека” и “ Конвенции ООН о
правах ребенка”.
Чтение русской народной сказки “Морозко”, ненецкой сказки “Кукушка”, “Золушка” Ш.
Пьеро, “Воробьишко” М. Горького, заучивание стихотворений.
Оборудование : плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни “Мама для мамонтенка”
композитора В. Шаинского, иллюстрация к ненецкой сказке “Кукушка”, листы овальной
формы (лепестки), 0,5 альбомного листа, восковые мелки.
Ход занятия
(Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма “Мама для
мамонтенка”, ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)
Воспитатель: Кого ищет мамонтенок? (Предполагаемые ответы)
Воспитатель: Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в
родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.
Воспитатель: Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)
Воспитатель: Для чего люди создают семью? (Ответы детей)
Воспитатель: Что такое согласная семья? (Рассуждения детей)
- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость
всей жизни.
(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц)
1. “Родительское сердце - в детках”.
2. “Дети не в тягость, а в радость”.
3. “Семья сильна, когда над ней крыша одна”. (Рассуждения детей)
Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.
“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!”
(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека)
Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.
Воспитатель: Права детей записаны в специальном документе - “Декларация прав
ребенка”, “Конвенцияправ ребенка”. Ваши права охраняются государством.
Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах
семьи.
Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?
Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома?
(Ответы детей)
Игра “Наши добрые дела”
На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком,
вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения
выполняют.(В конце игры подводится итог)
Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.
Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не
нарушались.
(Рассуждения детей)
Чтение загадки:
“Дитя еще не родилося,
А уж отдано на воспитание,
У кого это?” (Кукушка)
(Показ иллюстрации к ненецкой сказке “Кукушка”, беседа по сказке)
- Ребята, назовите, как называется сказка?
- Почему мама обернулась “кукушкой”?
- Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?
- Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?
- Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)
- Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?
Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети
находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них
заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели
дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.
Игра “Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем”
Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних
дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам
семьи, о ваших правах и обязанностях.
Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ семьи. И рассказать,
что он означает.
(Дети под мелодию “Мама для мамонтенка” рисуют символы)
(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о
дружеских взаимоотношениях с родными)
(Стихотворение)
“Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они (Воспитатель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)
Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и
что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.
Подведение итога занятия.
великой силой обладают”
Конспект занятия по правовому воспитанию
«О правах - играя» в подготовительной группе
Составитель: Хисамутдинова Л.Х.
воспитатель высшей категории ДОУ №1
«Ласточка» г.Зеленодольска РТ
Программное содержание: продолжать развивать интерес к сценическому искусству,
используя для этого игры-драмматизации к знакомым сказкам. В интересной и
занимательной форме познакомить детей с основами человеческих прав, отраженных во
«Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия,
поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания
в реальной жизни. Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у
детей. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход занятия:
- Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется
Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что
у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу,
право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К
одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это
был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной
стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались
жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы...
- Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и
все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих
ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось не
одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в
сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки
и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.
- Ребята, как по-вашему, нужно ли помогать людям, зверям, попавшим в беду? Почему? А
сможем ли мы помочь жителям Правдилии? Я думаю, сможем. Поможем найти лепестки
«цветка Счастья», а заодно и узнаем правила этой страны. Но для оказания помощи мы
должны знать много сказок. Давайте перед путешествием возьмемся за руки и подарим
друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
Дети: (в хороводе) Итак, в Правдилию вперед.
«Цветок Счастья там» живет.
Должны мы многое узнать
И лепесток там отыскать.
Нам будут в этом помогать
Герои разных сказок.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль глядя, широкими глазами,
Шли ребята знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают нас на свете.
Восп-ль: - А вот и первая сказка, присаживайтесь, ребята.
(инсценировка отрывка из сказки «Кот, лиса и петух»)
- Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы
можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Что ею нарушено? Лиса
нарушила право. Но какое же? Как это узнать?
Звучит голос: - Найдите мой лепесток красного цвета, и узнаете ответ на вопрос.
Восп-ль: - Это же голос «цветка Счастья». Давайте, ребята, быстро отыщем красный
лепесток, ведь на нем написано одно из правил. (Дети находят цветок).
Восп-ль зачитывает его содержание: «Каждый человек имеет право на личную
неприкосновенность, жизнь и свободу». Вот, оказывается какое право, нарушила лиса –
плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Давайте вернем «цветку Счастья» красный
лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать право на личную
неприкосновенность, жизнь и свободу.
Восп-ль: - Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев?
(«Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная
шапочка»). И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу. Но соблюдаются ли они? Вспомните драки среди мальчиков. Хорошо это или
плохо? А когда вы деретесь, вы какими становитесь? А не лучше ли вашу злость и
отрицательные эмоции направить в игру «Петушиные драки». А для этого два драчуна
должны превратиться в «петухов» (приседают, обхватывая колени руками). «Петухи»
боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со
своих колен, тот выбывает из игры. (Дети играют)
- А я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов, чтобы стать еще добрее по
отношению друг к другу.
Игра «Скажи другу комплимент». Детям предлагается по очереди говорить друг другу
комплименты. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
Восп-ль: Молодцы. А к нам спешит другая сказка. Присаживайтесь.
(Появляется лубяная избушка, из которой слышно пение лисы.)
- Ой, избушка. Давайте заглянем. Кто же в ней живет? (Стук в домик).
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну - Пойдут клочки по закоулочкам.
Восп-ль: - Так кто же это? Правильно, - это лиса из русской народной сказки «Заюшкина
избушка». А где же сам зайчик? (Появляется плачущий зайчик).
Зайчик: - Как же мне быть, где я буду жить? А-а-а
Восп-ль: - Мы знаем о твоем горе. Но знаешь ли ты, заинька, мы сейчас в стране
Правдилии. И стоит нам только отыскать синий лепесток и произойдет чудо. Ребята,
давайте поищем его.
Лиса: - Что вы ищите, ребята? Лучше бы зайцу помогли жилье найти. (Дети находят
лепесток, выходит лиса из избушки).
Лиса: - Заинька-дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала тебя выгонять, я
просто пошутила.
Восп-ль: -Вот так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай, да лепесток! Интересно, какое же
здесь право написано? «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища,
защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право зайчика на
неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено
право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка»).
У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека. Давайте
поиграем на кольцах Лулия. Вспомните, кто, где живет и постарайтесь правильно
соединить карточки левой колонки с карточками правой колонки.
Восп-ль: – Молодцы, синий лепесток мы отдаем «цветку Счастья», а сами отправляемся на
встречу к новой сказке.
(Появляется Баба Яга)
Б. Яга: - Кто такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?
Восп-ль: - Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не
приветливые. Ты даже птиц своим криком распугала.
Б. Яга: - Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?
Восп-ль: - Б. Яга, а ты сегодня в страну Правдилию летела?
Б. Яга: - Ну, летала! А вам то что?
Восп-ль: А «цветок Счастья » там видела?
Б. Яга: - Ну, видывала! А дальше то что?
Восп-ль: - И разноцветные лепестки с него сорвала?
Б. Яга: - Ну, сорвала! (испуганно, хватается за голову). Ой, голова старая, садовая,
проболталась, таки! (С догадкой), - Вы это что, за ними пришли?
Восп-ль: - Да, за ними! Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права
жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется. Б. Яга, верни, пожалуйста,
лепестки.
Б. Яга: - Ишь, размечтались! У вас тоже никаких прав на них нету! Да и на все права,
которые на лепестках записаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и
Соловья-разбойника. А еще дети, верящие в Б. Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Б.
Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!
Восп-ль: - Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Конечно, нет!
Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в
кого вы верите. Так что, Б. Яга, ты не права, верни нам лепестки.
Б. Яга: - Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ты, первый, подойди ко мне.
Восп-ль: - Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Б. Яге. (Дети отвечают).
– Ну что, Б. Яга, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня
рождения имеет право на собственное имя?
Б. Яга: - Придется согласиться. Признаю теперь за вами это право.
Восп-ль: - Тогда давайте представимся Б. Яге, а эхо нам поможет. (Игра «Эхо», дети
становятся в круг, называют свои имена, остальные хором их повторяют. ) - Б. Яга,
теперь верни нам, пожалуйста, лепестки.
Б. Яга: - Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает?
Восп-ль: - Это почему?
Б. Яга: - Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в
домах могут жить только дети строителей, а лечиться – только дети врачей.
Восп-ль: - Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала Б. Яга? Конечно, нет!
Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.
Б. Яга: - Опять со мной спорите! Не отдам лепестки! (Сердитая уходит в избушку,
топает ногами).
Восп-ль: - Мне почему-то стало жалко Б. Ягу, может она потому такие плохие поступки
совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на
любовь и заботу. Это право имеете и все вы. Её даже с днем рождения никто не поздравил.
Давайте мы это сделаем, сорвем по цветочку и подарим ей.
(Дети собирают цветы, стучатся в дверь, выходит Б. Яга, дети ее поздравляют. Б. Яга
благодарит и возвращает им лепестки. Дети тоже благодарят и прощаются с Б. Ягой).
Восп-ль: - Ребята, мы собрали все лепестки, давайте вернем их «цветку Счастья».
Голос цветка: - Спасибо вам добрые и смелые дети! За ваш труд я хочу вас наградить еще
одним правом, правом на отдых. Умеете ли вы отдыхать и как? (Дети отвечают). Тогда я
дарю вам эту веселую музыку, потанцуйте и повеселитесь. (Танец «Лолипоп»)
Восп-ль: - А теперь пора возвращаться в детский сад.
Мы «цветку Счастья» помогли
И лепестки его нашли.
Теперь нам в детский сад пора.
До встречи, добрые друзья.