ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ВНУТРЕННИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ НА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЬЕС В ПОВЫШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ МГДМШ им. В. БЛАЖЕВИЧА НА БАЗЕ МКК "ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ" МО РФ)
Автор: Цицанкин Василий Сергеевич Должность: заведующий учебной частью МГДМШ им. В.М. Блажевича Учебное заведение: МГОУДО "МГДМШ им. В.М. Блажевича Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: статья Тема: ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ВНУТРЕННИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ НА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЬЕС В ПОВЫШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ МГДМШ им. В. БЛАЖЕВИЧА НА БАЗЕ МКК "ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ" МО РФ) Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования города Москвы.
Московская городская детская музыкальная школа им. В. М. Блажевича.
(ГБОУДО «МГДМШ им. В.М. Блажевича г. Москвы)
Методическая статья
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ВНУТРЕННИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ НА
ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЬЕС В ПОВЫШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКО-
ГО УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ДЕТ-
СКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МГДМШ им. В. БЛАЖЕВИЧА НА БАЗЕ МКК «ПАНСИОН ВОСПИТАН-
НИЦ» МО РФ)
Подготовил
Заведующий учебной частью МГДМШ им. В.М. Блажевича
Кандидат исторических наук, доцент,
почётный работник культуры города Москвы, подполковник запаса,
Василий Сергеевич Цицанкин.
г. Москва
2016 год
ВВЕДЕНИЕ
1
В жизни каждого из нас есть такие моменты, а порой даже просто мгновения, ко-
торые запоминаются на долгие годы и согревают нас своим позитивом!
Особенно это касается детских воспоминаний о школьных друзьях, о занятиях в
музыкальной школе, о тех педагогах, кто окружал тебя когда-то много лет назад…
Сегодня, проводя мысленно параллели своего обучения в Московском военно-
музыкальном училище уже, (как бы сказали, в прошлом веке), с нынешним музы-
кальным обучением воспитанниц пансиона Министерства обороны Российской Фе-
дерации, можно найти много общего в обучении и воспитании разных поколений и
коллективов учащихся кадетских корпусов.
Как бы не менялся общественный строй, политический курс нашего государ-
ства на различных этапах, нравственные ориентиры, как и педагогические приёмы
в обучении по предметам дополнительного музыкального образования, по-прежне-
му не меняются…
И в стимулировании детей, обучающихся сегодня в музыкальных школах,
большую роль, как и тридцать лет назад, играют именно внутренние музыкальные
конкурсы. Ведь ни для кого не секрет, что для того, чтобы участвовать во Всерос-
сийских и даже городских конкурсах, уровень учащихся должен быть как минимум
очень высоким! К ним, к этим конкурсам, готовятся в музыкальных школах бук-
вально единицы из обучающихся, да и то загодя: задолго разучивают обязательные
музыкальные произведения, необходимые к конкурсу, «обкатывая» их на различных
концертах и т.д. Другое дело - участие детей во внутренних конкурсах, проводимых
в самой музыкальной школе!
Именно на них каждый обучающийся может: посоревноваться со своими од-
ноклассниками практически в равной борьбе, приобрести первый опыт концертных
выступлений на публике! Да и участников, на такого рода соревнованиях, в музы-
кальных школах, как я уже сказал, в разы больше, чем на Всероссийских и го-
2
родских конкурсах!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Делясь своим положительным опытом проведения подобного рода мероприя-
тий, хотелось бы рассказать о конкурсе на лучшее исполнение пьесы кантиленного
характера «Мелодия», проводимого у нас в Пансионе воспитанниц Министерства
обороны РФ уже в пятый раз!
Закономерен вопрос: почему для конкурса вдруг была выбрана именно пьеса-
кантилена??? На взгляд педагогов наших музыкальных классов МГДМШ им. В.
Блажевича на базе Пансиона воспитанниц МО РФ, мелодия кантилена - это одно из
любимых произведений, составляющих основу педагогического репертуара для лю-
бого духового инструмента. В отличие от этюдов, пугающих учащихся своими тех-
ническими трудностями, или же объёмных сонатных форм, или хитросплетениями
голосов в полифонических произведениях, пьеса-кантилена доступна не только для
исполнения, но и для понимания ВСЕХ обучающихся в школе, даже для учащихся
младших классов «музыкалки»!
К тому же, пьеса кантиленного характера не требует от учащегося больших тех-
нических навыков исполнения. Здесь, скорее всего, каждый участник старается в
медленном произведении показать свою внутреннюю музыкальность и чистоту ин-
тонации…
В открывшихся в 2010 году музыкальных классах МГДМШ им. В.М. Блажевича
на базе Пансиона воспитанниц МО РФ была сразу определена своеобразная долго-
срочная «стратегия»: привлечение музыкально одарённых девочек (а у нас в пан-
сионе воспитанниц МО РФ обучаются только девочки) не только к успешным заня-
тиям на духовых музыкальных инструментах, но и к коллективному музицирова-
нию в духовом ансамбле, и даже духовом оркестре! На сегодня детский женский
духовой оркестр Пансиона воспитанниц МО РФ, состоящий из 45 девочек и 7 педа -
гогов – уникальный и, по сути дела, единственный подобного рода в России, духо-
3
вой коллектив. Именно поэтому он является постоянным участником многих Все-
российских, городских конкурсов и фестивалей!
Безусловно, одной из основных групп духового оркестра является трубно -корне-
товая группа, которой в любой партитуре дирижёра уделяется главная мелодиче-
ская линия. И ни для кого не секрет, что одной из главных проблем исполнитель-
ства на трубе, при ведении мелодии, является звукоизвлечение. А уж тем более,
если на трубе играет ребёнок, да к тому же девочка…Отсюда проблема некоторой
боязни игры как соло, так и в коллективном музицировании, а если это ещё проис-
ходит на сцене перед несколькими педагогами комиссии, то порой у ребёнка насту-
пает просто ступор – своеобразный психологический барьер, чрез который очень
нелегко переступить!!!
Сколько раз уже приходилось наблюдать как на академических, так и на техниче-
ских зачётах в музыкальных классах пансиона, когда у девочки не берутся звуки,
или происходит, как говорят музыканты, вместо звука «кикс», слёзы катятся бук-
вально ручьём у девчонок из глаз…
Приходится успокаивать их, просить сыграть заново, если и это не помогает, сы-
грать по нотам свои произведения, или предложить девочке зайти ещё раз на зачёт
через несколько человек, когда психика ребёнка немного успокоится. Главное, всё
это делать корректно, зная, что психика у девочек развита совсем по другому типу
мышления, чем у мальчиков, и основана на бурной женской эмоциональности…
Освещая проблемы исполнительства в музыкальных классах пансиона воспитан-
ниц МО РФ на таком духовым инструменте, как труба, необходимо указать на спе-
цифику их обучения: пансион это - закрытое учебное заведение, где свидание с ро-
дителями в увольнении ребёнку предполагаются не чаще как раз в месяц!
Может быть и поэтому, воспитанницы идут с радостью заниматься в музыкаль-
ную школу, находя в ней свою «отдушину». И уж тем более, когда они вместе со
своими педагогами выезжают участвовать на конкурсы, фестивали, посещают раз-
4
личные концерты…
И не беда, что, согласно новым учебным программам, предполагается только пя-
тилетний срок обучения ребёнка в музыкальной школе! Ведь за счёт того, что к пя-
тому классу, с которого и начинается обучение в пансионе, многие из них имели
первоначальные навыки игры на инструментах в разных музыкальных школах на-
шей необъятной Родины (а обучаются в пансионе девочки регионально от Калинин-
града и заканчивая Камчатским краем), многие проблемы с обучением именно на
духовых музыкальных инструментах, решаются, занимая сравнительно мало време-
ни…
И девочки делают, практически «с нуля» большие успехи всего лишь за пять лет
обучения в музыкальных классах пансиона!
И вот для того, чтобы у ребёнка появилось самое главное - желание и стремление
после общеобразовательных предметов (и это после четвёртой пары занятий) идти
после обеда ещё на занятия в музыкальную школу, и был придуман в пансионе та-
кого рода музыкальный конкурс на лучшее исполнение пьесы кантиленного харак-
тера «Мелодия».
За пять лет внутренний музыкальный конкурс «Мелодия» заметно вырос в про-
фессиональном плане. Прежде всего, увеличилось количество желающих высту-
пить на данном соревновании. Конкурс был разделён на разные возрастные группы:
младшую (1-2 год обучения) и старшую (3-5 год обучения). Из-за большого количе-
ства желающих выступить, также произошло разделение на группы деревянных и
медных духовых инструментов. В этом году на V внутреннем конкурсе «Мелодия»
впервые была введена новая номинация - «Фортепианный ансамбль» (в четыре
руки).
Безусловно, разрабатывая 5 лет назад «стратегию» данного конкурса, педагогами
и администрацией музыкальных классов пансиона были определены основные
цели и его задачи.
5
Цели и задачи конкурса:
- выявить и поддержать наиболее талантливых и музыкально заинтересованных
воспитанниц;
- повысить общий интерес учениц к обучению в музыкальной школе;
- способствовать развитию творческого потенциала юных исполнителей;
- способствовать повышению профессионального мастерства преподавателей и кон-
цертмейстеров;
- обеспечить преемственность поколений исполнителей на духовых и ударных
инструментах;
- ознакомить с лучшими образцами классической музыки, произведениями совре-
менных авторов;
- популяризировать исполнительство на духовых деревянных и медных инструмен-
тах.
И с позиции времени можно сказать, что данный конкурс в музыкальных классах
Пансиона пользуется всё большей популярностью! В этом году в конкурсе «Мело-
дия» приняли участие уже более сорока воспитанниц Пансиона!!!
Хотелось бы также подчеркнуть, что в организации конкурса ещё одно его глав-
ное качество, это - объективность. Председателем жюри данного конкурса в этом
году был приглашён
профессор Московского государственного педагогического
университета (института искусств), шеф-редактор журнала «Оркестр» – Анатолий
Леонидович Дудин, который впервые объективно и справедливо оценивал выступа-
ющих перед ним девочек. Кроме этого, каждым из девяти членов жюри выставля-
лись оценки по «европейской» системе в различных номинациях: за чистоту инто-
нации, артистичность, выразительность, оригинальность исполнения. Затем данные
всех членов жюри, без каких-либо коллегиальных обсуждений, суммировались и
6
выводились в общую сводную таблицу баллов, где и определялись ОБЪЕКТИВНО
победительницы конкурса!
Награждение победителей V внутреннего конкурса на лучшее исполнение пьесы
кантиленного характера «Мелодия» состоялось 17 ноября. Победители были награ-
ждены не только дипломами, но и кубками и медалями, чему они очень гордились!
После награждения состоялся концерт педагогов и концертмейстеров музыкаль-
ных классов: Е.А. Ярославцевой, С.Г. Серебряковой, А.П. Кириченко, Л.В. Пано-
вой, Я.Н. Киселевой и А.Л. Окладниковой. Данные концерты педагогов и концерт-
мейстеров музыкальных классов пансиона стали также доброй традицией, на кото-
рых дети видят, каких успехов они могут достичь в освоении своего духового музы-
кального инструмента. Да и не секрет, что многие воспитанницы после таких кон-
цертов начинают гордиться своими педагогами, стараясь быть на них чем-то похо-
жими! Ну а после концерта состоялось праздничное чаепитие, устроенное нашими
педагогами для воспитанниц! Это тоже стало традицией в наших музыкальных
классах пансиона, и дети только после объявления результатов, уже начинают зада-
вать главный вопрос: «А когда будет следующий конкурс?»
Значит это им нужно! Интересно! Значит это детям запомнилось! И им нравятся
такого рода выступления!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя некий итог в своём исследовании, хотелось бы сказать, что устраива -
ние подобного рода именно внутренних музыкальных конкурсов в детских музы-
кальных школах, где принимают участие только ученики данной школы, благотвор-
но влияет не только на желание детей посещать занятия у своих педагогов, но и
даёт положительную мотивацию к соревнованию между ними в овладении своим
7
духовым
музыкальным
инструментом,
как
и
решает
многие
психологические
проблемы детей «боязни сцены».
Список использованной литературы:
1.) Апатский В. Теория и практика игры на духовых инструментах –М.; 2012.
2.) Магомедов А. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. -
Баку: Азмузгиз, 1962. - 67 с.
8
3.) Методика обучения игре на духовых инструментах / Под ред. Е. Назайкинско-
го. (Вып. 1). - М., 1964.
4.) Методика обучения игре на духовых инструментах / Под ред. Ю. Усова. Вып.
2. - М., 1966; Вып. 3. - М., 1971; Вып. 4. - М., 1976.
5.) Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.:
Госмузиздат, 1958.
6.) Пушечников И. Совершенствование музыкальных способностей при обучении
игре на духовых инструментах // В помощь военному дирижеру. Вып. 29. - М.,
1994.
7.) Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. -
М.: Госмузиздат, 1938.
8.) Усов Ю. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути
дальнейшего ее совершенствования // Проблемы музыкальной педагогики:
Труды Московской консерватории. - М., 1981.
9.) Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. - М., 1984.
9