Напоминание

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ВНУТРЕННИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ НА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЬЕС В ПОВЫШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ МГДМШ им. В. БЛАЖЕВИЧА НА БАЗЕ МКК "ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ" МО РФ)


Автор: Цицанкин Василий Сергеевич
Должность: заведующий учебной частью МГДМШ им. В.М. Блажевича
Учебное заведение: МГОУДО "МГДМШ им. В.М. Блажевича
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ВНУТРЕННИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ НА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЬЕС В ПОВЫШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ МГДМШ им. В. БЛАЖЕВИЧА НА БАЗЕ МКК "ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ" МО РФ)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования города Москвы. Московская городская детская музыкальная школа им. В. М. Блажевича. (ГБОУДО «МГДМШ им. В.М. Блажевича г. Москвы) Методическая статья
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ВНУТРЕННИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ НА

ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЬЕС В ПОВЫШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКО-

ГО УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ДЕТ-

СКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МГДМШ им. В. БЛАЖЕВИЧА НА БАЗЕ МКК «ПАНСИОН ВОСПИТАН-

НИЦ» МО РФ)
Подготовил Заведующий учебной частью МГДМШ им. В.М. Блажевича Кандидат исторических наук, доцент, почётный работник культуры города Москвы, подполковник запаса, Василий Сергеевич Цицанкин. г. Москва 2016 год
ВВЕДЕНИЕ
1
В жизни каждого из нас есть такие моменты, а порой даже просто мгновения, ко- торые запоминаются на долгие годы и согревают нас своим позитивом! Особенно это касается детских воспоминаний о школьных друзьях, о занятиях в музыкальной школе, о тех педагогах, кто окружал тебя когда-то много лет назад… Сегодня, проводя мысленно параллели своего обучения в Московском военно- музыкальном училище уже, (как бы сказали, в прошлом веке), с нынешним музы- кальным обучением воспитанниц пансиона Министерства обороны Российской Фе- дерации, можно найти много общего в обучении и воспитании разных поколений и коллективов учащихся кадетских корпусов. Как бы не менялся общественный строй, политический курс нашего государ- ства на различных этапах, нравственные ориентиры, как и педагогические приёмы в обучении по предметам дополнительного музыкального образования, по-прежне- му не меняются… И в стимулировании детей, обучающихся сегодня в музыкальных школах, большую роль, как и тридцать лет назад, играют именно внутренние музыкальные конкурсы. Ведь ни для кого не секрет, что для того, чтобы участвовать во Всерос- сийских и даже городских конкурсах, уровень учащихся должен быть как минимум очень высоким! К ним, к этим конкурсам, готовятся в музыкальных школах бук- вально единицы из обучающихся, да и то загодя: задолго разучивают обязательные музыкальные произведения, необходимые к конкурсу, «обкатывая» их на различных концертах и т.д. Другое дело - участие детей во внутренних конкурсах, проводимых в самой музыкальной школе! Именно на них каждый обучающийся может: посоревноваться со своими од- ноклассниками практически в равной борьбе, приобрести первый опыт концертных выступлений на публике! Да и участников, на такого рода соревнованиях, в музы- кальных школах, как я уже сказал, в разы больше, чем на Всероссийских и го- 2
родских конкурсах!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Делясь своим положительным опытом проведения подобного рода мероприя- тий, хотелось бы рассказать о конкурсе на лучшее исполнение пьесы кантиленного характера «Мелодия», проводимого у нас в Пансионе воспитанниц Министерства обороны РФ уже в пятый раз! Закономерен вопрос: почему для конкурса вдруг была выбрана именно пьеса- кантилена??? На взгляд педагогов наших музыкальных классов МГДМШ им. В. Блажевича на базе Пансиона воспитанниц МО РФ, мелодия кантилена - это одно из любимых произведений, составляющих основу педагогического репертуара для лю- бого духового инструмента. В отличие от этюдов, пугающих учащихся своими тех- ническими трудностями, или же объёмных сонатных форм, или хитросплетениями голосов в полифонических произведениях, пьеса-кантилена доступна не только для исполнения, но и для понимания ВСЕХ обучающихся в школе, даже для учащихся младших классов «музыкалки»! К тому же, пьеса кантиленного характера не требует от учащегося больших тех- нических навыков исполнения. Здесь, скорее всего, каждый участник старается в медленном произведении показать свою внутреннюю музыкальность и чистоту ин- тонации… В открывшихся в 2010 году музыкальных классах МГДМШ им. В.М. Блажевича на базе Пансиона воспитанниц МО РФ была сразу определена своеобразная долго- срочная «стратегия»: привлечение музыкально одарённых девочек (а у нас в пан- сионе воспитанниц МО РФ обучаются только девочки) не только к успешным заня- тиям на духовых музыкальных инструментах, но и к коллективному музицирова- нию в духовом ансамбле, и даже духовом оркестре! На сегодня детский женский духовой оркестр Пансиона воспитанниц МО РФ, состоящий из 45 девочек и 7 педа - гогов – уникальный и, по сути дела, единственный подобного рода в России, духо- 3
вой коллектив. Именно поэтому он является постоянным участником многих Все- российских, городских конкурсов и фестивалей! Безусловно, одной из основных групп духового оркестра является трубно -корне- товая группа, которой в любой партитуре дирижёра уделяется главная мелодиче- ская линия. И ни для кого не секрет, что одной из главных проблем исполнитель- ства на трубе, при ведении мелодии, является звукоизвлечение. А уж тем более, если на трубе играет ребёнок, да к тому же девочка…Отсюда проблема некоторой боязни игры как соло, так и в коллективном музицировании, а если это ещё проис- ходит на сцене перед несколькими педагогами комиссии, то порой у ребёнка насту- пает просто ступор – своеобразный психологический барьер, чрез который очень нелегко переступить!!! Сколько раз уже приходилось наблюдать как на академических, так и на техниче- ских зачётах в музыкальных классах пансиона, когда у девочки не берутся звуки, или происходит, как говорят музыканты, вместо звука «кикс», слёзы катятся бук- вально ручьём у девчонок из глаз… Приходится успокаивать их, просить сыграть заново, если и это не помогает, сы- грать по нотам свои произведения, или предложить девочке зайти ещё раз на зачёт через несколько человек, когда психика ребёнка немного успокоится. Главное, всё это делать корректно, зная, что психика у девочек развита совсем по другому типу мышления, чем у мальчиков, и основана на бурной женской эмоциональности… Освещая проблемы исполнительства в музыкальных классах пансиона воспитан- ниц МО РФ на таком духовым инструменте, как труба, необходимо указать на спе- цифику их обучения: пансион это - закрытое учебное заведение, где свидание с ро- дителями в увольнении ребёнку предполагаются не чаще как раз в месяц! Может быть и поэтому, воспитанницы идут с радостью заниматься в музыкаль- ную школу, находя в ней свою «отдушину». И уж тем более, когда они вместе со своими педагогами выезжают участвовать на конкурсы, фестивали, посещают раз- 4
личные концерты… И не беда, что, согласно новым учебным программам, предполагается только пя- тилетний срок обучения ребёнка в музыкальной школе! Ведь за счёт того, что к пя- тому классу, с которого и начинается обучение в пансионе, многие из них имели первоначальные навыки игры на инструментах в разных музыкальных школах на- шей необъятной Родины (а обучаются в пансионе девочки регионально от Калинин- града и заканчивая Камчатским краем), многие проблемы с обучением именно на духовых музыкальных инструментах, решаются, занимая сравнительно мало време- ни… И девочки делают, практически «с нуля» большие успехи всего лишь за пять лет обучения в музыкальных классах пансиона! И вот для того, чтобы у ребёнка появилось самое главное - желание и стремление после общеобразовательных предметов (и это после четвёртой пары занятий) идти после обеда ещё на занятия в музыкальную школу, и был придуман в пансионе та- кого рода музыкальный конкурс на лучшее исполнение пьесы кантиленного харак- тера «Мелодия». За пять лет внутренний музыкальный конкурс «Мелодия» заметно вырос в про- фессиональном плане. Прежде всего, увеличилось количество желающих высту- пить на данном соревновании. Конкурс был разделён на разные возрастные группы: младшую (1-2 год обучения) и старшую (3-5 год обучения). Из-за большого количе- ства желающих выступить, также произошло разделение на группы деревянных и медных духовых инструментов. В этом году на V внутреннем конкурсе «Мелодия» впервые была введена новая номинация - «Фортепианный ансамбль» (в четыре руки). Безусловно, разрабатывая 5 лет назад «стратегию» данного конкурса, педагогами и администрацией музыкальных классов пансиона были определены основные цели и его задачи. 5

Цели и задачи конкурса:
- выявить и поддержать наиболее талантливых и музыкально заинтересованных воспитанниц; - повысить общий интерес учениц к обучению в музыкальной школе; - способствовать развитию творческого потенциала юных исполнителей; - способствовать повышению профессионального мастерства преподавателей и кон- цертмейстеров; - обеспечить преемственность поколений исполнителей на духовых и ударных инструментах; - ознакомить с лучшими образцами классической музыки, произведениями совре- менных авторов; - популяризировать исполнительство на духовых деревянных и медных инструмен- тах. И с позиции времени можно сказать, что данный конкурс в музыкальных классах Пансиона пользуется всё большей популярностью! В этом году в конкурсе «Мело- дия» приняли участие уже более сорока воспитанниц Пансиона!!! Хотелось бы также подчеркнуть, что в организации конкурса ещё одно его глав- ное качество, это - объективность. Председателем жюри данного конкурса в этом году был приглашён профессор Московского государственного педагогического университета (института искусств), шеф-редактор журнала «Оркестр» – Анатолий Леонидович Дудин, который впервые объективно и справедливо оценивал выступа- ющих перед ним девочек. Кроме этого, каждым из девяти членов жюри выставля- лись оценки по «европейской» системе в различных номинациях: за чистоту инто- нации, артистичность, выразительность, оригинальность исполнения. Затем данные всех членов жюри, без каких-либо коллегиальных обсуждений, суммировались и 6
выводились в общую сводную таблицу баллов, где и определялись ОБЪЕКТИВНО победительницы конкурса! Награждение победителей V внутреннего конкурса на лучшее исполнение пьесы кантиленного характера «Мелодия» состоялось 17 ноября. Победители были награ- ждены не только дипломами, но и кубками и медалями, чему они очень гордились! После награждения состоялся концерт педагогов и концертмейстеров музыкаль- ных классов: Е.А. Ярославцевой, С.Г. Серебряковой, А.П. Кириченко, Л.В. Пано- вой, Я.Н. Киселевой и А.Л. Окладниковой. Данные концерты педагогов и концерт- мейстеров музыкальных классов пансиона стали также доброй традицией, на кото- рых дети видят, каких успехов они могут достичь в освоении своего духового музы- кального инструмента. Да и не секрет, что многие воспитанницы после таких кон- цертов начинают гордиться своими педагогами, стараясь быть на них чем-то похо- жими! Ну а после концерта состоялось праздничное чаепитие, устроенное нашими педагогами для воспитанниц! Это тоже стало традицией в наших музыкальных классах пансиона, и дети только после объявления результатов, уже начинают зада- вать главный вопрос: «А когда будет следующий конкурс?» Значит это им нужно! Интересно! Значит это детям запомнилось! И им нравятся такого рода выступления!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя некий итог в своём исследовании, хотелось бы сказать, что устраива - ние подобного рода именно внутренних музыкальных конкурсов в детских музы- кальных школах, где принимают участие только ученики данной школы, благотвор- но влияет не только на желание детей посещать занятия у своих педагогов, но и даёт положительную мотивацию к соревнованию между ними в овладении своим 7
духовым музыкальным инструментом, как и решает многие психологические проблемы детей «боязни сцены».
Список использованной литературы:
1.) Апатский В. Теория и практика игры на духовых инструментах –М.; 2012. 2.) Магомедов А. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - Баку: Азмузгиз, 1962. - 67 с. 8
3.) Методика обучения игре на духовых инструментах / Под ред. Е. Назайкинско- го. (Вып. 1). - М., 1964. 4.) Методика обучения игре на духовых инструментах / Под ред. Ю. Усова. Вып. 2. - М., 1966; Вып. 3. - М., 1971; Вып. 4. - М., 1976. 5.) Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: Госмузиздат, 1958. 6.) Пушечников И. Совершенствование музыкальных способностей при обучении игре на духовых инструментах // В помощь военному дирижеру. Вып. 29. - М., 1994. 7.) Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. - М.: Госмузиздат, 1938. 8.) Усов Ю. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути дальнейшего ее совершенствования // Проблемы музыкальной педагогики: Труды Московской консерватории. - М., 1981. 9.) Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. - М., 1984. 9


В раздел образования