Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Формирование представлений о традициях родного края на примерах кукол Белогора и Белогорочки"
Автор: Иванчик Людмила Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №70 "Светлячок" Населённый пункт: Город Белгород Наименование материала: Методическая разработка Тема: Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Формирование представлений о традициях родного края на примерах кукол Белогора и Белогорочки" Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Формирование
представлений о традициях родного края на примерах кукол Белогора и Белогорочки»
Цель: знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным
ценностям и традициям своего народа, родного края Белгородчины.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с историей и видами народных кукол и игровых
персонажей - носителей
культурных традиций Белгородчины в народных костюмах Белгородского края;
-формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с
куклами;
-формировать
эстетическое
отношение
и
развивать
творческие
возможности
детей
в
процессе
интеграции
различных
видов
деятельности:
словесной,
художественной,
музыкальной, продуктивной;
-закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта,
платок, лента, видеть их красоту;
-закрепить знания детей о куклах-оберегах;
-привлекать внимание детей к народной игрушке – кукле;
-изготовить традиционную народную куклу-оберег;
-совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).
Развивающие:
-расширить музыкальный кругозор на фольклорной основе;
-развивать
творческие
способности
через
приобщение
к
народным
традициям
и
прикладному искусству;
-развивать
фантазию,
мышление,
внимание.
Приобщать
к
истокам
устного
народного
творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
Воспитательные:
-дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда;
-привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.
-воспитывать ценностное отношение к истории своего народа, к истории родного края.
Интеграция
образовательных
областей :
социально-коммуникативное
развитие,
художественно-эстетическое
развитие,
речевое
развитие,
физическое
и
познавательное
развитие.
Используемое
оборудование:
музыкальное
сопровождение,
проектор,
экран,
ноутбук, презентация, куклы Белогор и Белогорочка, куклы- обереги, сундук, инвентарь:
сундук, макет «русская печь», пирог, лавочка.
Предварительная работа: подготовка необходимого инвентаря.
Краткое описание: непосредственно
образовательная
деятельность
разработана
в
соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и с учетом
на примерную программу
под редакцией Л.А. Парамоновой «Истоки»
и парциальных
программ.
На НОД дети в игровой форме закрепляют умение внимательно слушать воспитателя,
отвечать на вопросы. В конспект
включены двигательно - речевые игры, упражнения,
художественное слово, сюрпризные и игровые моменты. К занятию разработана презентация
в виде слайд-шоу.
Ход непрерывной образовательной деятельности .
Создание атмосферы заинтересованности.
Под музыку воспитатель (мастерица) в русском народном костюме Белгородской
области и дети входят в зал, встают в полукруг.
Мастерица : Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с
ними поздороваемся по старинному русскому обычаю. (Дети одеты в народных костюмах).
Мастерица : Ребята, хочу пригласить в мои мастерские нашей родной Белгородчины.
Эй, честные господа,
Ко мне пожалуйте, сюда.
Мастерица: Проходите, присаживайтесь на самые удобные места.
Дети
под
музыкальное
сопровождение
проходят
в
избу-мастерскую,
садятся
на
лавочку.
Мастерица: Посидим рядком поговорим ладком.
Мастерица: Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране.
Скажите, как она называется?
Дети: Россия.
Мастерица: Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши
предки. А родной край для нас, где мы с вами родились - Белгородская область.
Мастерица : А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси? А именно
в Белгородской области. (Да, хотим)
3 слайд:
Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по
блюдечку, всю Россию увидим и наш родной край.
«Катись, катись яблочко по блюдечку,
Покажи нам Русь-матушку »
(мастерица обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны
различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому
слайду ведётся небольшой рассказ:
«Столетиями на Руси и в нашем родном Белгородском крае стояли бесчисленные
деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
- слайд: Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде,
- слайд: занимались ловлей рыбы, животноводством, сбором ягод и грибов, охотой,
- слайд: пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много
было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!
- слайд: Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами,
- слайд: украшали окна деревянной резьбой,
- слайд: Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,
- слайд: плели кружева,
- слайд: вышивали на полотенцах и, конечно же,
- слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их
берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».
- Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир, где жили наши
бабушки и прабабушки и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука, в этом нам
помогут
наши
главные
герои
символы
Белгородской
области
–
куклы
Белогор
и
Белогорочка. О них уже написаны стихи и даже есть легенда.
Звучит русская народная музыка, мастерица идёт и берёт сундучок со словами:
Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит
Я уверена, много тайн он хранит
К сундуку я сейчас пойду
Может, что-нибудь в нём найду.
(Достаёт тряпичные куклы Белогора и Белогорочку и показывает детям. Это
куклы нашего родного края – Белгородчины).
Мастерица: В этом сундучке живут необычные куклы, у каждой своя история и
предназначение. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь
в магазине, да и не было раньше магазинов, они сделаны своими руками, а главное с
большой
любовью
и
передавались
эти
куклы
от
старших
детей
к
младшим.
С
ними
обращались
бережно. Куклы
бывают
разные:
ИГРОВЫЕ,
ОБРЯДОВЫЕ,
ОБЕРЕГОВЫЕ .
Мастерица: Посмотрите на слайд – это обереговая кукла. А кто знает, ребята, что
такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал людей от разных бед.
Мастерица:
Правильно,
оберег
оберегает
человека
от
несчастий,
защищает
от
болезней, охраняет дом.
Мастерица: Ребята, а как называется эта куколка?
Дети: Бессонница.
Мастерица : Почему её так называют?
Дети: чтобы маленькие детки не плакали, когда засыпали.
Мастерица : Правильно, дети. В старину, когда без видимой причины начинал плакать
младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух
лоскутков ткани куклу- оберег. «Бессоницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница -бесонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Мастерица посмотрите, вот еще одна обереговая кукла. На прошлом занятии мы с
ней знакомились. Как она называется?
Дети: Пеленашка. Эта кукла защищала ребёнка от зла до крещения.
Мастерица: А какая кукла считалась оберегом хорошего настроения?
Дети: Колокольчик.
Мастерица: правильно, дети, вот, посмотрите, какая она веселая и задорная.
Мастерица: Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной обереговой куколкой -
«Зернушкой». Ребята, как вы думаете, почему её так назвали? (Ответы).
- Правильно.
Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном.
Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи,
оберегом на сытость и достаток в семье.
А
сейчас,
дети,
кукла
-
Зернушка,
хочет
с
вами
поиграть
в
игру
«Добавь
недостающее слово и заверши пословицу».
Игра «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».
1. Не красна изба углами, а красна … пирогами.
2. Вся семья вместе, так и душа … на месте.
3. Готовь сани летом, а телегу …. зимой.
4. Хочешь есть калачи – не сиди на … печи.
5. Что в поле родится, все в доме … пригодится
6. В гостях хорошо, а дома … лучше.
Мастерица: Молодцы! Хоть и жилось раньше нелегко людям, но они изготовляли
разнообразные куклы. Сейчас мы посмотрим, какие еще куклы находятся в нашем
волшебном сундуке. Давайте ребята познакомимся с
обрядовыми куклами. Богата
земля русская и земля Белгородской области обрядами. Обрядовых кукол почитали и
ставили в избе, в красный угол. Это значит на самое видное, на самое главное место в
доме.
Ребята, скажите, какое время года наступило?
Дети: Весна.
Мастерица:
Весной
изготавливали
вот
такие
обрядовые
куколки
-
их
называют
«Мартинички», а это «Птица - Радость» - их изготавливали для весеннего обряда, связанного
с приходом весны.
Мастерица: А сейчас мы познакомимся с весенней обрядовой куколкой-Веснянкой.
Вот, посмотрите какая она светлая, яркая, задорная кукла, которую делали молодые девушки
на приход весны, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Дети: Веснянка - это веселая, задорная кукла.
Мастерица: Каким оберегом является эта кукла?
Дети: Веснянка является оберегом молодости и красоты.
Мастерица:
Ребята, кукла Веснянка, приготовила для вас игру.
Игра проводится под музыкальное сопровождение (русская народная мелодия).
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
Мастерица: Дети, а это обыкновенная игровая кукла – «Полешко», с такими
куклами
играли
дети.
Она
делалась
из
обыкновенного
полена,
на
котором
завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.
Мастерица: Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети,
забавляться, пора делом заниматься! Но сначала вспомним правила создания кукол. Куклы
делаются только по доброй воле, с добрыми мыслями, для дорогого человека, с хорошим
настроением и терпением.
Мастерица: Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё
необходимое для работы у вас есть и находится под рукой. Давайте посмотрим, что же вам
будет
нужно
для
украшения
игровой
куклы
Полешко.
(Заранее
подготовлены:
полено,
лоскутки ткани, цветные нити).
Работу старайтесь выполнить красиво и аккуратно, так как потом мы эти куколки
будем дарить нашим гостям.
Мастерица : А сейчас мы вместе с куклами родного края Белогором и Белогорочкой
проведем физкульминутку с украшенной нами куклой Полешко:
Засиделись наши ножки,
Надо их размять немножко.
В круг скорее вы вставайте,
С куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте.
Все дети встают в круг, в центре водящий - мастерица с символами Белгородской
области и куклой Полешко в руках. Все двигаются по кругу и поют.
Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,
Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга
- С куклой ты попрыгаешь?
- Попрыгаю, попрыгаю!
- А ты ножками подрыгаешь?
- Подрыгаю, подрыгаю!
-А ты ручками похлопаешь?
- Похлопаю, похлопаю!
- А ты ножками потопаешь?
- Потопаю, потопаю!
-Ручками помашем?
-Помашем, помашем!
-А потом попляшем?
- Попляшем, попляшем!
Мастерица : Какие красивые куклы Полешко у нас получились!
Мастерица:
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
И чтоб было нам веселей,
Не забудем таких мы корней!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
Выставка работ:
Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод –
оберег».
Мастерица: Ребята, давайте наших кукол подарим гостям, но сначала надо пожелать
что-нибудь хорошего и доброго.
Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали
куклу?
Начинает мастерица: «Я хочу вам всем пожелать мира и добра! »
Дети дарят куколки гостям под музыкальное сопровождение.
Мастерица: Вот так жили на Руси и в нашей родной Белгородчине. Скажите, где вы
были?
Дети: Мы были в гостях, в избе-мастерской народной игрушки.
Мастерица: Уважаемые рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались? (Мы
говорили о куклах, о символах Белгородской области, мастерили их и играли с ними)
Мастерица: Что вы чувствовали, о чем думали во время создания своих кукол?
Мастерица: О каких куклах вы сегодня узнали?
Дети: О «Зернушке», «Мартиничках», «Птице-Радость».
Воспитатель : Чему научились?
Дети : Мы научились украшать куклу-Полешко.
Мастерица : Что вам понравилось в моей мастерской? (Ответы детей)
Воспитатель:
Сегодня
вы
прекрасно
потрудились,
замечательно
справились
с
работой. Мы должны знать историю своего народа, чтобы передать её своим детям и внукам,
так как без прошлого не бывает будущего.
Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.
Дети: Спасибо.
Мастерица: