Напоминание

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Формирование представлений о традициях родного края на примерах кукол Белогора и Белогорочки"


Автор: Иванчик Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №70 "Светлячок"
Населённый пункт: Город Белгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Формирование представлений о традициях родного края на примерах кукол Белогора и Белогорочки"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Формирование

представлений о традициях родного края на примерах кукол Белогора и Белогорочки»

Цель:
знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа, родного края Белгородчины.
Задачи:

Образовательные:
-познакомить с историей и видами народных кукол и игровых персонажей - носителей культурных традиций Белгородчины в народных костюмах Белгородского края; -формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами; -формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной; -закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, лента, видеть их красоту; -закрепить знания детей о куклах-оберегах; -привлекать внимание детей к народной игрушке – кукле; -изготовить традиционную народную куклу-оберег; -совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).
Развивающие:
-расширить музыкальный кругозор на фольклорной основе; -развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству; -развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
Воспитательные:
-дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда; -привить бережное отношение к культурным традициям своего народа. -воспитывать ценностное отношение к истории своего народа, к истории родного края.
Интеграция

образовательных

областей
: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое и познавательное развитие.
Используемое

оборудование:
музыкальное сопровождение, проектор, экран, ноутбук, презентация, куклы Белогор и Белогорочка, куклы- обереги, сундук, инвентарь: сундук, макет «русская печь», пирог, лавочка.
Предварительная работа:
подготовка необходимого инвентаря.
Краткое описание:
непосредственно образовательная деятельность разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и с учетом на примерную программу под редакцией Л.А. Парамоновой «Истоки» и парциальных программ. На НОД дети в игровой форме закрепляют умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы. В конспект включены двигательно - речевые игры, упражнения, художественное слово, сюрпризные и игровые моменты. К занятию разработана презентация в виде слайд-шоу.
Ход непрерывной образовательной деятельности
. Создание атмосферы заинтересованности.
Под музыку воспитатель (мастерица) в русском народном костюме Белгородской

области и дети входят в зал, встают в полукруг.

Мастерица
: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
(Дети одеты в народных костюмах).

А мы с вами неспроста одеты в народные костюмы.

Дети:
Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).

Мастерица
: Ребята, хочу пригласить в мои мастерские нашей родной Белгородчины.
Эй, честные господа,

Ко мне пожалуйте, сюда.

Мастерица:
Проходите, присаживайтесь на самые удобные места.
Дети

под

музыкальное

сопровождение

проходят

в

избу-мастерскую,

садятся

на

лавочку.

Мастерица:
Посидим рядком поговорим ладком.
Мастерица:
Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?
Дети:
Россия.
Мастерица:
Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки. А родной край для нас, где мы с вами родились - Белгородская область.
Мастерица
: А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси? А именно в Белгородской области. (Да, хотим) 3 слайд: Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим и наш родной край.
«Катись, катись яблочко по блюдечку,

Покажи нам Русь-матушку
» (мастерица обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ:
«Столетиями на Руси и в нашем родном Белгородском крае стояли бесчисленные

деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
- слайд: Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде, - слайд: занимались ловлей рыбы, животноводством, сбором ягод и грибов, охотой, - слайд: пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками! - слайд: Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами, - слайд: украшали окна деревянной резьбой, - слайд: Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины, - слайд: плели кружева, - слайд: вышивали на полотенцах и, конечно же, - слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение». -
Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир, где жили наши

бабушки и прабабушки и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука, в этом нам

помогут

наши

главные

герои

символы

Белгородской

области



куклы

Белогор

и

Белогорочка. О них уже написаны стихи и даже есть легенда.

Звучит русская народная музыка, мастерица идёт и берёт сундучок со словами:

Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит

Я уверена, много тайн он хранит

К сундуку я сейчас пойду

Может, что-нибудь в нём найду.

(Достаёт тряпичные куклы Белогора и Белогорочку и показывает детям. Это

куклы нашего родного края – Белгородчины).

Мастерица:
В этом сундучке живут необычные куклы, у каждой своя история и предназначение. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, да и не было раньше магазинов, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью и передавались эти куклы от старших детей к младшим. С ними обращались бережно.
Куклы

бывают

разные:

ИГРОВЫЕ,

ОБРЯДОВЫЕ,

ОБЕРЕГОВЫЕ
.

Мастерица:
Посмотрите на слайд – это
обереговая кукла.
А кто знает, ребята, что такое оберег?
Дети:
Это предмет, который защищал людей от разных бед.
Мастерица:
Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Мастерица:
Ребята, а как называется эта куколка?
Дети:
Бессонница.
Мастерица
: Почему её так называют? Дети: чтобы маленькие детки не плакали, когда засыпали.
Мастерица
: Правильно, дети. В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег. «Бессоницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница -бесонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Мастерица
посмотрите, вот еще одна обереговая кукла. На прошлом занятии мы с ней знакомились. Как она называется?
Дети:
Пеленашка. Эта кукла защищала ребёнка от зла до крещения.
Мастерица:
А какая кукла считалась оберегом хорошего настроения?
Дети:
Колокольчик.
Мастерица:
правильно, дети, вот, посмотрите, какая она веселая и задорная.
Мастерица:
Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной обереговой куколкой - «Зернушкой».
Ребята, как вы думаете, почему её так назвали? (Ответы).
- Правильно. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.
А

сейчас,

дети,

кукла

-

Зернушка,

хочет

с

вами

поиграть

в

игру

«Добавь

недостающее слово и заверши пословицу».

Игра «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».
1. Не красна изба углами, а красна … пирогами. 2. Вся семья вместе, так и душа … на месте. 3. Готовь сани летом, а телегу …. зимой. 4. Хочешь есть калачи – не сиди на … печи. 5. Что в поле родится, все в доме … пригодится 6. В гостях хорошо, а дома … лучше.
Мастерица: Молодцы! Хоть и жилось раньше нелегко людям, но они изготовляли

разнообразные куклы. Сейчас мы посмотрим, какие еще куклы находятся в нашем

волшебном сундуке. Давайте ребята познакомимся с

обрядовыми куклами. Богата

земля русская и земля Белгородской области обрядами. Обрядовых кукол почитали и

ставили в избе, в красный угол. Это значит на самое видное, на самое главное место в

доме.

Ребята, скажите, какое время года наступило?

Дети:
Весна.
Мастерица:
Весной изготавливали вот такие обрядовые куколки - их называют «Мартинички», а это «Птица - Радость» - их изготавливали для весеннего обряда, связанного с приходом весны.
Мастерица:
А сейчас мы познакомимся
с
весенней обрядовой куколкой-Веснянкой. Вот, посмотрите какая она светлая, яркая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Дети:
Веснянка - это веселая, задорная кукла.
Мастерица:
Каким оберегом является эта кукла?

Дети:
Веснянка является оберегом молодости и красоты.
Мастерица:

Ребята, кукла Веснянка, приготовила для вас игру.

Игра проводится под музыкальное сопровождение (русская народная мелодия).

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Мастерица: Дети, а это обыкновенная игровая кукла – «Полешко», с такими

куклами

играли

дети.

Она

делалась

из

обыкновенного

полена,

на

котором

завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.

Мастерица:
Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! Но сначала вспомним правила создания кукол. Куклы делаются только по доброй воле, с добрыми мыслями, для дорогого человека, с хорошим настроением и терпением.
Мастерица:
Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть и находится под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для украшения игровой куклы Полешко. (Заранее подготовлены: полено, лоскутки ткани, цветные нити). Работу старайтесь выполнить красиво и аккуратно, так как потом мы эти куколки будем дарить нашим гостям.
Мастерица
: А сейчас мы вместе с куклами родного края Белогором и Белогорочкой проведем физкульминутку с украшенной нами куклой Полешко: Засиделись наши ножки, Надо их размять немножко. В круг скорее вы вставайте, С куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте. Все дети встают в круг, в центре водящий - мастерица с символами Белгородской области и куклой Полешко в руках. Все двигаются по кругу и поют. Идём мы все по кругу по кругу, по кругу, Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга - С куклой ты попрыгаешь? - Попрыгаю, попрыгаю! - А ты ножками подрыгаешь? - Подрыгаю, подрыгаю! -А ты ручками похлопаешь? - Похлопаю, похлопаю! - А ты ножками потопаешь? - Потопаю, потопаю! -Ручками помашем? -Помашем, помашем! -А потом попляшем? - Попляшем, попляшем!
Мастерица
: Какие красивые куклы Полешко у нас получились!
Мастерица:

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!
Выставка работ:

Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод –

оберег».

Мастерица:
Ребята, давайте наших кукол подарим гостям, но сначала надо пожелать что-нибудь хорошего и доброго.
Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали

куклу?

Начинает мастерица:
«Я хочу вам всем пожелать мира и добра! »
Дети дарят куколки гостям под музыкальное сопровождение.

Мастерица:
Вот так жили на Руси и в нашей родной Белгородчине. Скажите, где вы были?
Дети:
Мы были в гостях, в избе-мастерской народной игрушки.
Мастерица:
Уважаемые рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались? (Мы говорили о куклах, о символах Белгородской области, мастерили их и играли с ними)
Мастерица:
Что вы чувствовали, о чем думали во время создания своих кукол?
Мастерица:
О каких куклах вы сегодня узнали?
Дети:
О «Зернушке», «Мартиничках», «Птице-Радость».
Воспитатель
: Чему научились?
Дети
: Мы научились украшать куклу-Полешко.
Мастерица
: Что вам понравилось в моей мастерской? (Ответы детей)
Воспитатель:
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Мы должны знать историю своего народа, чтобы передать её своим детям и внукам, так как без прошлого не бывает будущего. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.
Дети:
Спасибо.
Мастерица:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставанья.

До свиданья! До свиданья!

Дети.
До свидания!


В раздел образования