"Проектная деятельность в детском саду по приобщению дошкольников к истории, культуре и традициям народов Поволжья".
Автор: Васильева Ольга Ивановна Должность: воспитатель в дошкольном учреждении Учебное заведение: МБДОУ№10 Населённый пункт: г.Лениногорск Республика Татарстан Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Проектная деятельность в детском саду по приобщению дошкольников к истории, культуре и традициям народов Поволжья". Раздел: дошкольное образование
Содержание
Пояснительная записка.............................................................................................3
Содержание программы мастер-класса.................................................................. 6
Информационная справка о мастер-классе.........................................................6
Cтруктура мастер-класса...................................................................................... 7
План–конспект мастер-класса.............................................................................. 8
Анкета-рефлексия для участников мастер-класса............................................22
Список использованной литературы.....................................................................23
2
Пояснительная записка
Каким
мы
хотим
видеть
наше
будущее?
Я
уверена,
это
во
многом
зависит от тех принципов, которые будут заложены в сознании у детей. Каков
человек, такова его деятельность и таков мир, который он создал вокруг себя.
К
сожалению,
условия
нашего
времени
привели
к
приоритету
материальных ценностей над духовными, а в результате страдают дети, теряя
связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед
педагогикой
встает
проблема
переосмысления
ценностных
теорий
дошкольного детства. Большое значение приобретает овладение народным
наследием,
естественным
образом
приобщающего
ребенка
к
основам
культуры.
Сегодня
стало
очевидной
необходимость
возрождения
добрых
семейных, народных традиций.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием
духовно–нравственной
сферы
и
ставило
перед
собой
основную
цель
–
воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным и верящим в
возможность совершенствования мира.
Понимая важность духовно-нравственного воспитания дошкольников, я
задалась целью организовать со детьми своей группы углубленную работу по
духовно–нравственному
воспитанию
и
приобщению
детей
к
основам
народной
культуры.
Проанализировав
педагогические
технологии,
используемые
мною
в
работе, я
решила
использовать
педагогическую
технологию - метод проектов - авторов Д. Дьюи и У. Килпатрика. Основной
целью
проектного
метода
в
ДОУ
является
развитие
детской
инициативы,
свободной творческой личности. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю
– узнаю, когда делаю – запоминаю». Таким образом, ребенок станет не только
слушателем, но и активным участником процесса познания.
С 2012 года мною организована планомерная работа по реализации
долгосрочного
проекта
«Истоки»,
основная
цель
которого
духовно–
нравственное воспитание и приобщение дошкольников к основам народной
3
культуры. В результате деятельности по реализации проекта было собрано
нормативно–правовое
обеспечение
и
методические
и
дидактические
материалы, организована развивающая предметно-пространственная среда и
налажено тесное сотрудничество с родителями.
В
процессе
реализации
проекта
было
разработано
тематическое
планирование и конспекты организованной деятельности по блокам «Ребенок
в мире социальных отношений» и «Приобщение детей к истокам народной
культуры».
В
каждом
конспекте
отражается
красота
родного
края
и
нравственные качества. Дети совместно со взрослыми исследуют особенности
народных
праздников,
устанавливают
их
взаимосвязь
с
сезонными
изменениями
в
природе,
а
также
с
важными
датами
и
событиями
общественной жизни.
В зависимости от пройденной темы в группе организовывается работа
по созданию временных мини-музеев. С детьми побывали в краеведческом
музее, художественной школе, музее Нефти, тесно сотрудничаем с детской
библиотекой.
Совместно
с
родителями
был
оформлен
и
систематически
пополняется экспонатами музей в ДОУ «Татарская изба».
Я твердо убеждена, что чем дальше уходят от нас традиции и обычаи
старины,
тем
меньше
остается
возможности
нашему
подрастающему
поколению соприкоснуться с народной историей и корнями наших предков.
Поэтому важно, чтобы народные праздники продолжали жить в народе и
вызывали к себе интерес у подрастающего поколения. Светлое, радостное
общение
детей
и
взрослых
во
время
подготовки
и
проведения
народных
праздников – важное условие для развития личности ребенка и возрождения
народных традиций. Наиболее полюбившиеся мероприятия это: «Моя семья»,
«Именины», «Осенняя Ярмарка», «Рождество», «Зимняя Коляда», «Красная
горка», «Карга боткасы», «Проводы зимы - Масленица», «Новруз», «Именины
березки», «Cабантуй», «Акатуй», «Акшу келу». Сценарии каждого праздника
основываются
на
традициях
и
обычаях,
которые
бережно
передаются
из
поколения в поколение. Все мероприятия проходят с участием родителей в
4
теплой, почти домашней обстановке.
Для обобщения знаний и закрепления пройденного материала были
организованы
творческие
встречи:
совместное
мероприятие
с
городской
детской
библиотекой
им.
Ю.
Гагарина
«По
Волге
широкой»,
совместное
мероприятие с городской библиотекой им. Тукая, встреча с фольклорным
народным
мордовским
ансамблем
«Эрзянка»,
с
чувашским
народным
ансамблем
«Шура-Хуран»,
экскурсия
в
краеведческий
музей
«В
гостях
у
бабушки Алтынчач», встреча в библиотеке с учениками школы- лицея № 12
(просмотр сказки « Царевна- лягушка» на новый лад).
Достигнутые успехи в ходе работы над реализацией проекта «Истоки»
убедили меня в необходимости поделиться своим опытом. Я думаю, мой
подход
к
решению
проблемы
духовно-нравственного
воспитания
дошкольников будет интересен творческим педагогам ДОУ.
Принимая
во
внимание,
что залогом
эффективного
использования
в
практике работы проектного метода является формирование мотивационной
готовности
педагогов
ДОУ
к
овладению
и
активному
использованию
проектной деятельности в своей практике, я составила программу мастер-
класса
«Проектная
деятельность
в
детском
саду:
проект
по
приобщению
дошкольников к истории, культуре и традициям народов Поволжья «Истоки».
Цель
авторской
программы
мастер-класса: привлечь
внимание
педагогической
общественности
к
проблеме
духовно-нравственного
воспитания дошкольников через использование проектной деятельности.
Задачи:
1)
Содействовать
совершенствованию
профессионального
уровня
педагогов через использование творческих форм активации и осмысления
своей педагогической деятельности.
2) Повышать созидательный творческий потенциал педагогов.
3) Способствовать развитию профессиональной активности педагогов в
овладении методом проектной деятельности.
Содержание программы мастер-класса
5
Информационная справка о мастер-классе
Тема
мастер-класса:
«Проектная
деятельность
в
детском
саду
по
приобщению
дошкольников
к
истории,
культуре
и
традициям
народов
Поволжья».
Место проведения, дата, время: МБДОУ «Детский сад №10»; май,
2015г.
К
участию
в
мастер-классе
приглашаются
как
опытные,
так
и
начинающие педагоги ДОУ.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
ФИО
автора:
Васильева
Ольга
Ивановна,
воспитатель
первой
квалификационной категории, стаж работы 28 лет.
Сведения об авторе: активно применяет в практической деятельности
современные
педагогические
технологии,
владеет
умением
анализа
воспитательно-образовательного
процесса.
Умеет
решать
педагогические
задачи на уровне склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья
воспитанников.
Добивается
стабильно
высоких
результатов
в
подготовке
детей к школе. Имеет положительную динамику в результатах развития детей
и в качестве освоения основной образовательной программы дошкольного
образования.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Аннотация мастер-класса: демонстрируется опыт работы по духовно-
нравственному воспитанию детей 4-7 лет через проектную деятельность.
Контактный телефон автора, электронный адрес: 8(85595)2-16-06;
oluk19@mail.
Cтруктура мастер-класса
6
1. Организационный этап (10 минут).
Задача : стимулировать педагогов к повышению творческого потенциала
и исследовательской деятельности; подготовить участников мастер-класса к
работе; обеспечить мотивацию и принятие участниками цели деятельности.
Содержание этапа:
1) Приветствие, создание психологического настроения на совместную
деятельность
и
активизация
внимания,
полная
готовность
участников
к
занятию, сообщение темы, цели и задач мастер-класса.
2)
Изложение
концептуальных
основ
собственной
системы
работы
(актуальность,
основные
идеи
авторского
подхода
к
демонстрируемой
педагогической деятельности).
2. Основной этап (40 минут).
Задача : создание условий для полноценного проявления и развития
педагогиче ского
мастерства
педагогов, развития
творче ства
и
профессиональной активности в овладении технологий проектирования на
основе профессионального общения.
Содержание этапа:
1)
Краткая
характеристика
практической
стороны
педагогического
опыта педагога-мастера.
2) Прямой комментированный показ в действии приемов и методов
работы
педагога-мастера
в
форме
практического
занятия
с
участниками
мастер-класса
путем
непосредственного
контактного
обучения
основным
приемам
осуществления
представляемой
деятельности;
ролевых,
имитационных игр с участниками мастер-класса.
3. Заключительная часть (10 минут).
Задача :
создавать
условия
для
осмысления
приобретенного
опыта
работы;
содействовать
совершенствованию
профессионального
уровня
педагогов через использование творческих форм активации.
Содержание этапа:
1)
Консультирование
участников
мастер-класса
по
использованию
7
представленного педагогического опыта.
2) Рефлексия: заключительное слово педагога-мастера; анкетирование.
Методы:
- интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);
- исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность
работы, выбор действия, его способа, свобода творчества).
План–конспект мастер-класса
Тема: «Проектная деятельность в детском саду: проект по приобщению
дошкольников к истории, культуре и традициям народов Поволжья «Истоки».
Продолжительность мастер-класса: 1 час.
Цель мастер-класса: поделиться профессиональным опытом работы по
духовно-нравственному
воспитанию
дошкольников
через
проектную
деятельность.
Задачи мастер-класса:
1.
Стимулировать педагогов
к
повышению творческого потенциала и
исследовательской деятельности.
2.
Создать
условия
для
полноценного
проявления
и
развития
педагогиче ского
мастерства
педагогов, развития
творче ства
и
профессиональной активности в овладении технологий проектирования на
основе профессионального общения по обмену опытом работы.
3. Создавать условия для осмысления приобретенного опыта работы;
содействовать совершенствованию профессионального уровня педагогов через
использование творческих форм активации.
Оборудование: проектор,
экран,
ноутбук,
презентация
«Проектная
деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Истоки», магнитная
доска, презентация «Культура и быт народов Поволжья», русский кокошник,
каравай, солонка, вышитое полотенце, фартук с татарским орнаментом, столик
с
самоваром
и
чашками
для
чая
с
татарским
орнаментом,
альбомы
для
8
рассматривания «Народы Поволжья: татары», «Народы Поволжья: русские»,
«Народы Поволжья: чуваши», «Народы Поволжья: мордва».
Раздаточный
материал: карточки для заполнения структура проекта,
листы
бумаги,
ручки,
пластилин,
доски
для
лепки,
тарелочки
от
детской
посуды, разрезные картинки (пазлы) с изображением национальных костюмов
по количеству участников.
Ход мастер-класса:
- вводная часть (10 мин);
- основная часть (40 мин);
- заключительная часть (10 мин).
Ход мастер-класса:
1. Организационный этап (10 минут)
Здравствуйте,
уважаемые
коллеги.
Я,
Васильева
Ольга
Ивановна,
воспитатель детского сада №10 города Лениногорска, рада приветствовать вас
на
мастер-классе,
посвященном
духовно-нравственному
воспитанию
дошкольников через проектную деятельность.
В ходе работы нашего мастер-класса мы познакомимся с содержание
работы
на
каждом
этапе
проекта,
поупражняемся
в
умении
применять
различные приемы работы. Но для начала давайте познакомимся. Для этого
мы сыграем в игру «Будем знакомы». Приглашаю всех встать в круг. Нужно
назвать
свое
имя,
протянуть
соседу
руку
и
подарить
улыбку.
Тот,
кому
протянули руку, продолжает. Уважаемые коллеги, у нас получился замкнутый
круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей,
помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни.
Спасибо.
Присаживайтесь.
А
сейчас
я
приглашаю
вас
в
мою
педагогическую мастерскую, в которой сегодня главным героем будет всем
нам известный проектный метод. Что такое проектный метод, насколько он
актуален
в
наше
время,
думаю,
все
вы
уже
знаете,
поэтому
не
будем
углубляться в теорию.
9
Предлагаю вам вспомнить структуру проекта, которая, как известно,
состоит из шести «П».
Педагоги называют структуру проекта, записывают каждый пункт на
карточках. Затем они по одному выходят к доске и закрепляют на ней
карточки
с
названиями
пунктов
структуры
проекта
в
правильной
последовательности.
1. Проблема (выбор темы).
2. Проектирование или планирование.
3. Поиск информации.
4. Продукт: практический результат (выставка, журнал, газета, игра,
карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т.д.).
5.
Презентация
(отчет
исследовательской
работы,
научный
доклад,
деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т.д.).
6.
Портфолио,
в
котором
собраны
наработанные
материалы
(фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Общепринято считать, что использование технологии проектирования
позволяет
эффективно
решать
задачи
развития
творческих
способностей
дошкольников.
Однако
я
в
своей
педагогической
деятельности
задалась
несколько иной целью. Поясню: я убеждена в том, что знакомить детей с
родной культурой нужно начинать уже с дошкольного возраста. В этом случае
наши дети в будущем сумеют сохранить и приумножить культурные ценности
своей Родины. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего
свою Родину – задача особенно актуальная сегодня - не может быть успешно
решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения
народной культуры. В свете обозначенной задачи метод проектов как форма
поисковой деятельности, стал для меня незаменимым помощником. В 2012
году с детьми своей группы я начала работу по реализации долгосрочного
проекта
по
приобщению
старших
дошкольников
к
культуре
и
традициям
народов Поволжья «Истоки».
10
Цель моего проекта:
1.
Формирование
личности
гражданина
РТ,
воспитанного
в
духе
уважения к традициям и обычаям своего и других народов.
2.
Формирование
у
ребенка
дошкольного
возраста
каче ств,
способствующих ориентации в современном поликультурном обществе.
Задачи проекта:
1.
Знакомство
детей
с
интересными
историческими
событиями,
трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками народов Поволжья.
2. Воспитание у детей патриотических чувств, гордость и уважение к
прошлому и настоящему родного края.
3.
Формирование
этических
представлений,
навыков
культурного
поведения, основанных на исторических и национальных традициях родного
края.
4.
Воспитание
у
детей
уважения
к
правам
и
свободам
человека,
толерантности, гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной
семье,
родному
дому,
краю,
Родине,
уважения
к
людям
разных
национальностей.
5.
Осуществление
тесного
взаимодействия
с
семьей,
организация
системы мероприятий по педагогическому просвещению семьи.
Сегодня мы с вами познакомимся с основными направлениями работы в
рамках данного проекта.
2. Основной этап (40 минут)
Уважаемые педагоги. Давайте подумаем, как можно создать ситуацию, в
ходе
которой
ребенок
бы
самостоятельно
пришел
к
формулировке
исследовательской задачи проекта «Истоки». Предлагаю вам исходить из трех
стратегий поведения педагога:
1) педагог создает проблемную ситуацию для всех детей: так вопрос о
том, какие народы живут в Поволжье, может обсуждаться всей группой;
2)
внимательное
наблюдение
за
деятельностью
детей
и
выявление
11
сферы интересов каждого ребенка, затем создается особая ситуация, которая
помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу.
3) привлечение родителей, которые совместно с ребенком формулируют
задачу для проекта.
Для этого поделитесь на три команды, выберите для себя стратегию и
продумайте содержание деятельности педагога.
Педагоги работают в командах: обсуждают, моделируют ситуации по
каждой из стратегии. Затем демонстрируют, разыгрывая по ролям.
Итак, проблема обозначена. Что же дальше? Как дети узнают новую
информацию? Итак, например, наша задача узнать о культуре и традициях
народов
Поволжья.
А
для
того,
чтобы
это
сделать,
надо
собрать
всю
доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно
сделать, и какими способами?
Педагоги высказывают свои мнения.
Перед вами (на слайде) способы, которые были обозначены при работе
над
проектом.
Для
детей
–
это
способы
получения
знаний.
А
для
нас,
педагогов, методы исследования.
На слайде:
Способы получения знаний (методы исследования):
- подумать самостоятельно,
- посмотреть в книгах,
- понаблюдать,
- спросить у другого человека,
- связаться со специалистами,
- посмотреть по телевизору,
- получить информацию у компьютера.
Далее, была осуществлена разработка плана работы по ознакомлению
детей с народами Поволжья, а также разработка методических рекомендаций
12
по ознакомлению детей с культурой, бытом, традициями народов Поволжья.
Уважаемые
педагоги.
Возьмите,
пожалуйста,
приготовленные
листы
бумаги и ручки. Нам снова предстоит работа в группах. Но сначала попрошу
вас определить, каковы, на ваш взгляд, могут быть основные направления
работы над проектом «Истоки»?
Варианты:
- работа с детьми, работа с родителями, работа в социуме.
- ООД, совместные детско-родительские мероприятия, творчество детей.
(Вариантов может быть несколько).
Предлагаю вам описать, каково, с вашей точки зрения, может быть
содержание каждого из направлений работы над проектом «Истоки».
Каждая группа участников выбирает себе одно направление и работает по
его содержательному наполнению. Затем каждая группа зачитывает свои
варианты.
Спасибо, коллеги. Мне очень интересно и важно узнать ваши мысли. А
теперь предлагаю свой вариант.
Описание форм работы сопровождается демонстрацией слайдов
презентации «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста «Истоки»
Форма работы по реализации проекта:
1 ) организованная
образовательная
деятельность:
«Путешествие
по
карте», «Путешествие по Волге», «Лениногорск- любимый мой», «О тебе и о
твоем народе», «Живи в веках, мой Татарстан».
2)
художественное
творчество:
«Матрешка»,
«Укрась
пояс-пулай
национальным узором», «Тетушка Арина в мордовском костюме», «Укрась
ичиги красивым узором», «Золотая хохлома на платочке», лепка и аппликация
посуды, домашней утвари.
3)
совместные
мероприятия
встречи:
с
мордовским
ансамблем
«Эрзянка»,
с
работниками
краеведческого
музея
«В
гостях
у
бабушки
13
Алтынчач»,
с
детской
библиотекой
«По
Волге
широкой»,
сцентральной
библиотекой им.Г.Тукая «Национальные костюмы народов Поволжья».
4) проведение праздников: «Приходила Коляда накануне Рождества»,
«Фестиваль сказок» (по мотивам татарских, русских, мордовских и чувашских
произведений).
5) совместная деятельность детей, педагогов и родителей: экскурсии по
родному
городу:
художественная
школа,
памятник
Г.Тукая,
вечный
огонь;
беседы о жизни людей, населяющих нашу республику; просмотр слайдов на
тему
«Национальные
костюмы»,
«Птицы,
животные
и
растительный
мир
Поволжья»; создание макета в группе «История жилища русского народа»;
изготовление
дидактических
игр;
заучивание
стихов,
песен
и
частушек,
фольклора, чтение произведений; встреча с интересными людьми, которые
проживают в нашем городе; создание маршрута-схемы движения по городам
на
географической
карте;
спортивное
развлечение
«Игры
с
мячом
за
околицей»; создание уголка по национальному воспитанию в развивающей
среде группы; театрализация народных сказок.
Сейчас предлагаю вам ознакомиться с основными приемами работы по
реализации проекта «Истоки».
Игра «Добро пожаловать в русскую избу». Предлагаю вам побывать в
роли хозяек русской избы и с помощью слайдов презентации пригласить нас в
свой дом, познакомить со своим жилищем и его содержанием.
Из числа присутствующих выбирается «хозяйка» русской избы. На ее голову
надевается кокошник. С помощью слайдов презентации «Культура и быт
народов Поволжья» «хозяйка» пытается рассказать о том, что находится в
ее жилище. Ведущая помогает «хозяйке» составить рассказ.
Например, русская «хозяйка» может сказать так:
«Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли
их – избами. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена
она из сосновых бревен без одного гвоздя, а стоит, с места ее не сдвинешь.
Воздух в ней всегда смолой пахнет. У хороших хозяев в избе все чистотой
14
сверкает.
На
полу
половики,
на
стенах
расписные
белые
полотенца,
на
кроватях кружевные накидки. Все в избе сделано своими руками. Долгими
зимними вечерами резали (вырезали) из дерева миски, ложки, чашки, а также
ткали, вышивали, пряли, плели лапти и туеса. Печка – деревенская кормилица.
Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печет для всей семьи, а сдобные
калачи для малых деток».
Спасибо
большое.
Русский
народ
с
большим
почетом
и
уважением
относится к хлебу. Ни один праздник, ни одна трапеза не обходится без хлеба
на столе. Много придумано пословиц и поговорок о хлебе. А вы знаете
пословицы о хлебе? Назовите их.
Участники называют пословицы о хлебе.
Например:
1. Хлеб – всему голова!
2. Без хлеба – нет обеда!
3. Будет хлеб – будет и песня.
4. Без хлеба не вкусно и не сытно.
5. Встречают хлебом-солью.
6. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
7. У кого хлебушко, у того и счастье.
8. Худ обед, коли хлеба нет.
9. Хлеб и во сне хорош.
10. Хлеба ни куска - так и в доме тоска.
11. Хлебушек ржаной — отец наш родной.
12. Много снегу — много хлеба.
А
теперь
попрошу
вас
встать.
Давайте
все
вместе
постараемся
«вырастить хлеб», выполнив движения:
Мы маленькие зерна (присесть)
Сидим пока в земле (коснуться руками пола)
Вот солнце пригревает (встать) –
И мы растем в тепле (тянeмся на носочках).
15
Боимся непогоды (наклоны туловища)
Грозы, дождя и вьюг (рывки руками)
Из зерен вырастают колосья там и тут (прыжки).
Присаживайте сь. Р у с с к и е
л юд и
и зд а в н а
с л а в и л и с ь
с в о и м
хлебосольством. В России есть обычай встречать дорогих гостей хлебом–
солью. Кто хочет продемонстрировать?
Приглашается один из присутствующих, который сервирует «хлеб-соль».
На красивое расшитое полотенце выкладывали праздничный каравай. В
центре ставили солонку с солью. Тот, кого встречали, должен обязательно
отломать кусочек от края каравая, обмакнуть его в соль и съесть.
Участник с «хлебом-солью» подходит к гостям и предлагает им угоститься,
отломив кусочек каравая.
Уважаемые коллеги. Посмотрите, на следующий слайд - какой красивый
домик с резными наличниками, красивыми занавесками стоит за забором. Это
татарская изба. Кто будет в роли «хозяйки» татарской избы?
Из числа присутствующих выбирается желающий, на него одевается
фартук с татарским орнаментом. Она здоровается с гостями и произносит
несколько фраз на татарском языке, гости ей отвечают.
Например:
Исэнмесез!
Хэерле кон!
Безгэ кунаклар килде?
Рэхим итегез (хуш килдегез), кадерле кунаклар!
Эшлэрегез ничек?
Сэламэтлегегез ничек?
Гаилэгез ни хэлдэ?
Юлда бик арымадыгызмы?
16
Таныш булыгыз, бу минем гаилэм.
Издавна татарский народ любил сказки. Какие татарские сказки вы
знаете? Назовите их. А какой мелодичный язык у татарского народа!
Каждым звуком, каждым словом
Дорог мне язык родной
С колыбели мир огромный
Он открыл передо мной.
У татарского народа очень вкусная кухня. Давайте назовем ваши самые
любимые блюда татарской кухни.
Участники называют блюда татарской кухни.
Предлагаю
вам
побывать
в
роли
татарских
хозяюшек
и
«испечь»
вкуснейшую выпечку татарского народа.
Участники с помощью пластилина «пекут» треугольники, баурсак, чэк-чэк,
эчпочмак, перемяч, кыстыбый, бэлиш, губадия, кош теле. Затем
выкладывают все на тарелочки и сервируют стол, на котором уже стоят
самовар и чашки для чая.
А еще татарский народ любит хорошую музыку, зажигательный танец.
Приглашаю вас на татарскую пляску.
Гости и ведущий танцуют под татарскую мелодию.
Нам
пора
дальше.
Посмотрите,
на
слайде
изображена
женщина
в
красивом народном костюме. Как вы думаете, кто она?
Я
вам
расскажу
об
одежде
мордовского
народа.
Это
– панго –
праздничный
головной
убор
замужней
женщины. Паця –
платок. Налобная
повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов – девушки. А это -
любимые украшения мордовских женщин. А вот это – обязательный атрибут
костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай.
17
Мордовский народ любит праздники, которые сопровождаются у них
играми, плясками, песнями и хороводами. К сожалению, сегодня народные
игры,
забавы
и
игрушки
заменяются
на
телевизионные
экраны
и
компьютерные игры. По сути своей это чуждо детской натуре. Предлагаю
поиграть в игру «Раю-раю».
В игре принимают участие все присутствующие.
Для игры выберем двух человек – это ворота; остальные играющие -
мать с детьми. Люди-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю, а последних оставляю.
Сама мать пройдет и детей проведет.
В
это
время
играющие,
став
паровозиком,
за
матерью
проходят
в
ворота.
Люди-ворота,
опустив
руки,
отделяют
последнего
и
шепотом
спрашивают у него два слова - пароль (например, один - щит, другой -
стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому,
чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у
нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Люди-ворота
встают
лицом
друг
к
другу,
берутся
за
руки.
Остальные
члены
каждой
команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся
две
команды
перетягивают
друг
друга.
Перетянувшая
команда
считается
победительницей.
Спасибо за игру. Присаживайтесь.
По соседству с Мордовией живет интересный, веселый народ - чуваши.
Хотите побывать у них в гостях и узнать об их традициях?
Например,
у
чувашей
есть
такой
праздник
-
Акатуй
–
это
день
проведения
первой
борозды. Один
из
древнейших
земледельческих
праздников. К выходу на акатуй готовились заранее, мылись в бане, надевали
чистую праздничную одежду. Светлые одежды являлись признаком чистоты. В
древности
женщины
сопровождали
торжественную
процессию
и
угощали
всех хлебом. Проводившего борозду люди осыпали комьями земли. Во время
18
«свадьбы
поля»
украшали
рога
быка
проводившего
вспашку
хлебом,
красными лоскутками, и красным жгутом от рога к шее.
Еще расскажу вам об одном интересном обычае чувашского народа -
Курак - время появления первой травы. В начале апреля существовал обычай
сбора первых съедобных трав, из которых готовили разные яства, в том числе
национальное блюдо суп салму. В старину это происходило так. Ранним
утром девушки и юноши шли в поля и в лес за первыми весенними травами и
цветами. Восход солнца принято было встречать уже на месте сбора цветов.
Затем юноши начинали состязания в силе и ловкости. Девушки состязались в
танцах и пении. Затем, расстелив на траве скатерти, обедали принесенными из
дома кушаньями. Вечером с музыкой, пением, с травами и букетами цветов
возвращались домой.
Предлагаю
вам
рассмотреть
полотенца.
На
них
-
мордовский
национальный орнамент. В чем его особенность?
Ответы участников
Уважаемые
коллеги.
К
сожалению,
в
рамках
одного
мастер-класса
невозможно описать все формы и приемы работы с детьми по реализации
проекта «Истоки». Однако надеюсь, вы поняли, что в ходе знакомства с
каждым народом мы подробно исследуем все особенности и тонкости его
культуры и традиций.
Предлагаю
вам
рассмотреть
альбомы
о
народах
Поволжья,
которые
были подготовлены в рамках проекта.
Педагоги рассматривают альбомы «Народы Поволжья: татары»,
«Народы Поволжья: русские», «Народы Поволжья: чуваши»,
«Народы Поволжья: мордва»
Коллеги, обратите внимание, что данные альбомы были составлены с
участием детей и родителей. Вспомните, в начале мастер-класса мы говорили
о шести «П» проектной деятельности. Данные альбомы - это, так называемый
19
продукт проекта «Истоки». Как вы думаете, в какой форме можно провести
презентацию этого проекта?
Мнения участников.
Спасибо за прекрасные идеи. Поделюсь своей формой презентации: мы
с ребятами и родителями отправились в виртуальное путешествие в русскую,
татарскую, мордовскую и чувашскую деревни. Там мы вспомнили все, что
знаем об этих народах. Зал был оформлен фрагментами избы каждого народа
со всем необходимым убранством. К нам в гости приходили представители
этих народностей в самых настоящих национальных костюмах, в том числе
национальные творческие коллективы города Лениногорска. Они говорили и
пели на родных языках, танцевали, угощали национальными блюдами, играли
с детьми. Получилось прекрасное и запоминающееся мероприятие.
3. Заключительная часть (10 минут)
Итак, в результате реализации данного проекта я добилась следующего:
- у детей повысился уровень знаний о традициях и культуре народов,
населяющих нашу республику;
- дети имеют представления об их труде, быте и искусстве;
- у детей развито стремление к бережному отношению к неповторимой
красоте Поволжья, её растительному и животному миру;
-
мои
дети
знают
многих
поэтов,
писателей
и
их
произведения,
отражающие жизнь и быт народов Поволжья;
- моим детям представляются широкие возможности для получения все
новых
и
новых
знаний,
а
также
для
демонстрации
умений
использовать
приобретённые знания в самостоятельной творческой деятельности.
Предлагаю вам всем попробовать организовать нечто подобное, и вы
увидите,
что проектный
метод
работы
по
изучению
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
культуры
и
традиций
народов
Поволжья не только
очень эффективен, но и интересен для детей и родителей.
20
А теперь предлагаю вам побыть детьми и сложить разрезные картинки
(пазлы).
После
того,
как
вы
их
сложите,
у
вас
получится
национальный
костюм одного из народов, о которых мы с вами говорили.
Участники складывают картинки, называют, какой национальности
принадлежит костюм на сложенной картинке, и встают в четыре группы:
русский, татарский, чувашский и мордовский костюмы.
Все мы с вами живем в Республике Татарстан и это наша с вами Родина.
Республика наша богата плодородными землями, лесами, полями, реками.
Самая большая гордость Татарстана – это люди, живущие в нем. Земля нашей
республики
древняя,
историческая
родина
татар.
Однако
представители
и
других национальностей обрели здесь свою родину. К счастью, все они живут
очень дружно. А почему, как вы думаете?
Ответы участников.
Потому что знают, чтят и уважают свою культуру и культуру друг друга.
Давайте еще раз возьмемся за руки. Мы с вами отлично поработали. Теперь
мы знаем, что нас объединяет не только то, что мы все педагоги. Мы еще и
одна большая дружная многонациональная семья. Не будем забывать об этом
сами,
и
сделаем
все
от
нас
зависящее,
чтобы
воспитывать
это
в
своих
воспитанниках.
В заключении участникам предлагается заполнить анкету. Заполненные
анкеты сдаются ведущему.
До
свидания,
уважаемые
коллеги.
Желаю
вам
профессиональных
успехов.
Анкета-рефлексия для участников мастер-класса
21
1. Категория участника:
1) Воспитатель
2) Другое (указать)
2. Узнали ли Вы что-то новое в мастер-классе?
1) Да
2) Нет
3) Сомневаюсь
4) Не пойму, зачем вообще организован этот мастер-класс
3. Что оказалось самым полезным и важным?
4. Продолжите предложения:
сегодня я узнал(а) ___________________________________________________
мне было интересно _________________________________________________
было трудно ________________________________________________________
я понял (а), что ______________________________________________________
теперь я могу _______________________________________________________
я приобрел(а) _______________________________________________________
я попробую _________________________________________________________
меня удивило _______________________________________________________
мне захотелось _____________________________________________________.
5. Поделитесь, пожалуйста, общим впечатлением от мастер-класса.
6. Ваши пожелания.
Список использованной литературы
22
1.
Бабынина
Т.Ф.
Традиции
национальных
культур.
-
Казань:
РИЦ
«Школа», 2013. – 188 с.
2.
Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү: программа,
методик
кинәшләр,
диагностика/
авт.-төз.:
З.М.Зарипова,
Р.С.
Исаева,
Р.Г.Кидрячева һ.б. – Казан: Беренче полиграфия компаниясе, 2013.
3.
Богомолова
М.И.
Интернациональное
воспитание
дошкольников/
М.И. Богомолова М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском
саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
5. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – М.:
Просвещение, 2010. – 120 с.
6 . Власенко О.П., Дьяченко В.Ю. Маленькие шаги в большой мир. –
Волгоград: Учитель, 2011. – 96 с.
7. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
8. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной
культуры. – СПб.: Питер, 2013. – 152 с.
9 .
Региональная
программа
дошкольного
образования.
Төбәкнен
мәктәпкәчә белем бирү программасы/ Р.К. Шаехова – Казань, РИЦ, 2012.
10. Харисова Л.А. Культура народов Татарстана. - Казань: Магариф,
2009. – 367 с.
23