Напоминание

Организация домашней работы учащихся Детских Музыкальных Школ


Автор: Федоренко Людмила Альбертовна
Должность: преподаватель музыкальной школы
Учебное заведение: ДМШ им. Ан. Александрова
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация домашней работы учащихся Детских Музыкальных Школ
Раздел: дополнительное образование





Назад





Организация домашней работы учащихся Детских

музыкальных школ

.

СТАТЬЯ

автор: Федоренко Людми Альбертовна, преподаватель

оркестрового дирижирования

детской музыкальной школы им. Ан. Александрова

город Москва
В настоящее время отошли в прошлое споры о том, можно ли обойтись без домашних занятий, можно или нельзя учить или учиться только на уроке. Согласно современной психолого-педагогической науке, усвоение знаний и способов деятельности (тем более музыкальной деятельности) намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний, умений и навыков при самой эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, синтезом нового со старым, его творческой переработкой. От того, насколько успешно идет приготовление домашних заданий часто зависит и успешность обучения в целом. Однако организация домашней работы учащихся музыкальных школ, пожалуй, самое сложное звено в учебно- воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания. Прежде всего, очень острым является вопрос о перегрузке детей в общеобразовательной школе (большое количество уроков, трудные программы и т.п.). В рамках музыкальной школы перегрузка домашней работы также случается. Эта ситуация возникает, если учащиеся плохо подготовлены к выполнению самостоятельного задания, не поняли смысл и цель задания, если оно слишком большое и непосильное по объему; возможно, недостаточно связано с содержанием урока или, если из урока в урок задания носят однообразный тренировочный характер и не затрагивают интересы школьника. Также необходимо отметить, что с дошкольной группы детям следует внушить, что домашние задания не являются неким наказанием за технические ошибки, медленную работу на уроке. В противном случае добавляется психологическая перегрузка, а вместе с ней может появиться и устойчивое отрицательное отношение к
выполнению домашней работы и к самостоятельным учебным занятиям в целом. По своим
дидактическим целям
домашние задания должны быть направлены на следующие задачи: - повторение, закрепление и освоение изученного материала на уроке; - подготовка к усвоению новых знаний, умений, навыков на предстоящем уроке; - формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности; - воспитание волевых качеств, развитие творческой активности ученика. Большое значение для успешной домашней работы школьников имеет методика задавания уроков на дом. Домашнюю работу нельзя задавать наспех, для этого нужно отводить специальное время урока - я предлагаю около 5 минут (в конце урока). Этап задавания уроков на дом является специальным разделом поурочного плана (как в общеобразовательных школах); его методика должна продумываться также тщательно, как и работа в классе. Воспитательный аспект организации домашней работы в начале обучения в музыкальной школе (дошкольная группа, начальные классы) особенно важен и сложен. Вопрос организации домашней работы маленьких учащихся достаточно противоречив. С одной стороны мы устанавливаем контроль за выполнением домашних заданий со стороны взрослых (родителей, бабушек и дедушек), поскольку справедливо считаем, что ребенок самостоятельно не справится с выполнением домашней работы. Такой подход приводит к тому, что родители в течение первых трех лет берут на себя ответственность за успешное выполнение ребенком домашней работы. С течением времени (4,5 классы) домашние задания усложняются и увеличиваются в объеме. Родители часто уже не могут оказать детям квалифицированной помощи. В такой период школьник лишается дома важной опоры; домашние задания начинают восприниматься им как неприятная обязанность, в результате успеваемость снижается. Каким образом можно решить данную проблему? Безусловно, при условии посильности домашней работы (для каждого конкретного ученика), учета интересов, индивидуальных особенностей ребенка и способности педагога сформировать положительное отношение младшего учащегося к музыкальным занятиям, можно добиться положительных результатов.
Преподавателям музыкальных школ необходимо помнить о том, что домашняя работа, в большинстве случаев, - не контрольная работа, и она должна быть успешной. Ребенок идет в школу с хорошим настроением, с радостной перспективой тогда, когда домашнее задание выполнено полностью. Для этого задания должны представлять определенный интерес для учеников. Важно, чтобы характер домашней работы не был только репродуктивным (воспроизводящим). Задания должны быть разнообразными и по содержанию, и по форме, и по характеру. В этой связи целесообразно включать в самостоятельную домашнюю работу, так называемые,
проблемные

задания,
которые привлекают внимание школьников и стимулируют их интерес к освоению новых умений и навыков. Проблемная ситуация, в свою очередь, решает важнейшую педагогическую задачу - это развитие музыкально- творческой деятельности обучающихся. В рамках домашних занятий, к примеру, педагог по специальности может попросить учащегося не только поработать над музыкально-технической стороной произведения, но и попытаться проанализировать отдельно гармонию, форму сочинения, особенности ритмического рисунка, мелодической линии, обнаружить более' полную информацию о композиторе, самостоятельно разобрать (можно частично) новое произведение того же автора, осуществить сравнительный анализ произведений и т.п. Для дошкольников и младших школьников домашние задания могут включать в себя рисование иллюстраций к музыке ярко программного характера. Все это, бесспорно, будет способствовать раскрытию творческого потенциала ученика, формированию положительного отношения к самостоятельной работе при условии поощрения выполнения такого рода проблемных заданий со стороны педагога (необязательно в зависимости от конечного результата). Формирование у школьников положительного отношения к обучению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей педагога. Наблюдения показали, что и в младших, и в старших классах интерес к учению (как главный мотив) часто определяется успехом. Успех учебной деятельности во многом обусловлен тем, насколько глубоко знает учитель каждого ученика, умеет ли он создать благоприятный психологический настрой на уроке. От этого во многом зависит и качество выполнения домашней работы учащегося. Как я уже отметила.наличие творческих заданий, направленных на создание «нового» (субъективно нового) стимулируют интерес ребенка и являются положительным фактором выполнения домашней работы. В свою очередь, для того, чтобы верно
определить характер творческой работы для каждого отдельного ученика, необходимо выявить интересы и музыкальные предпочтения детей. В этой связи, следует сделать упор на существующие сегодня факты. В большинстве случаев, процесс обучения в детской музыкальной школе, в частности, в классах музыкального инструмента, сводится к узкой направленности; цель - конечное исполнение музыкальной программы на зачетах, экзаменах, прослушиваниях или концертах. При этом, к сожалению, не всегда учитываются интересы и увлечения школьников, а само образование напоминает пяти-семилетние «гонки на выживание». Безусловно, основу обучения должны составлять утвержденные образовательные программы. Однако не следует забывать, что слишком консервативный подход учителя к обучению часто приводит к плачевным результатам: школьники теряют интерес к учебе, а иногда и вовсе откладывают «родные» инструменты в сторону. В настоящее время необходимо учитывать, что большинство детей, пришедших в музыкальную школу, ждут далеко не изнуряющих, порой даже скучных, индивидуальных и групповых занятий. Они подсознательно воспринимают обучение музыки, как обучение музыкальной речи, желая, помимо исполнения классических программ, научиться, к примеру, подбирать, гармонизовать известные мелодии, импровизировать на любимые темы. Необходимость учета интересов и музыкальных предпочтений современных школьников стало очевидным на всех ступенях музыкального образования. Согласно вышесказанному, в качестве дополнительных творческих домашних заданий можно предложить разучивание эстрадно-джазовых композиций, обладающих художественной ценностью, гармонизацию знакомых мелодий и, возможно даже, простейшую импровизацию. Работа преподавателя в данном направлении должна быть компетентной и может опираться на два выделенных нами принципа: 1. Принцип комплексного репертуара. Синтез классики, фольклора и джазового искусства способен удовлетворить запросы, интересы и потребности учащихся. 2. Моделирование творческого процесса. Этот принцип включает в себя: а) метод самостоятельных домашних заданий учащихся, значение которого нельзя переоценить; б) методы подбора, гармонизации и импровизации, которые являются основой пробуждения и развития творческого потенциала ребенка. Подобные домашние задания я предлагаю планировать на
послеэкзаменационный период и каникулы, когда школьники не перегружены учебными занятиями, подготовкой к зачетам и экзаменам. Задавая работу ученику на дом, определяя его объем, педагог должен учесть, что его предмет не единственный. В частности, преподаватели музыкальной школы должны работать согласованно, заботясь о том, чтобы ученикам хватило времени на выполнение заданий по другим музыкальным предметам (сольфеджио, музыкальной литературе), на выполнение уроков в общеобразовательной школе и занятия по интересам. Преподаватель музыкальной школы, планируя домашнюю работу ребенка, также должен учитывать его
индивидуальные особенности.
Например, у слабоуспевающих учащихся утомляемость гораздо выше, чем у отличников (о чем свидетельствует психолого-педагогическая наука). Быстрая утомляемость часто является первопричиной отставания в учении. В этом случае надо идти по пути сокращения объема заданий до обязательного минимума, по пути щадящего режима учебной работы и разнообразия ее форм. Вопрос об оценке домашних заданий очень важен. Как правило, я не ставлю оценки ученикам за каждую выполненную домашнюю работу, что представляется верным. Действительно, нельзя ограничиваться только выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы служила отправным пунктом занятий в классе, была направлена на освоение новых умений и навыков, будила мысль ученика. Проверка педагогом домашней работы - это не просто проверка, а осмысление, углубление и закрепление знаний, умений, навыков. Отмечу. что домашняя работа и работа на уроке - это единый процесс. Урок в классе должен являться продолжением домашней самостоятельной работы ученика. Отметки за проделанную домашнюю работу я представляю целесообразным ставить только в следующих случаях: 1. Невыполнение учеником предыдущей домашней работы. 2. Контрольная работа по результатам домашних занятий ученика (обычно проводится в конце каждой четверти). 3. Оценка, как поощрение хорошей домашней работы школьника.
Литература: 1. Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. - Москва, изд. «Музыка», 1990. 2. Курильченко Е.М. Роль факультативных занятий в Детской музыкальной школе. / Сборник научных трудов Москва, МГОПУ им. Шолохова, 2004. 3. Шабалина З.П. Домашняя ученая работа школьников. - Москва, изд. «Знание», 1982.


В раздел образования