Напоминание

Формирование корпоративной культуры в дошкольной организации


Автор: Быкова Полина Алексеевна
Должность: инструктор по физическому в
Учебное заведение: КГПУ им. В.П. Астафьев
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование корпоративной культуры в дошкольной организации
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ П.А. Быкова Научный руководитель: Усаков В.И. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Актуальность данной темы связана с тем, что общество, в котором живёт современная дошкольная образовательная организация – это общество социальных перемен, имеющих необратимый характер. В связи с этим существенной задачей сотрудников становится формирование корпоративной культуры образовательной организации. Исследования в области управления дошкольным образованием позволяют прийти к выводу о том, что коллективное взаимодействие педагогов обеспечивает максимум творчества в профессиональной деятельности, если в коллективе имеется взаимопонимание, единство целей, доверие друг к другу. Коллектив единомышленников, готовых интегрировать свои усилия в направлении достижения целей ДОО, обладает единым видением будущего, пониманием настоящего, осознанием необходимости изменений и наличием сформированной корпоративной культуры. Таким образом, в данном исследовании была поставлена цель – разработать и апробировать программу управления формированием корпоративной культуры ДОО. Объектом исследования является: процесс развития корпоративной культуры ДОО. Предметом исследования организационно-педагогические условия развития корпоративной культуры ДОО. Нами была выдвинута гипотеза о том, что процесс формированием корпоративной культуры в ДОО будет значительно эффективнее, если будут разработаны: -программа формирования корпоративной культуры; - управленческие организационно-педагогические условия и осуществлён непрерывный мониторинг уровней проявления корпоративной культуры сотрудников ДОО. Для этого было организовано эмпирическое исследование: 1. Определены критерии корпоративной культуры, методика диагностики мотивационной структуры личности (В.Мильман); методика «Q- сортировка» (В.Стефансон) для определения тенденций поведения человека в группе; методика оценки удовлетворенности работой (В.А.Ядов); оценка характеристик коллектива (по В.С.Лазареву); вопросник «Развитие и
укрепление корпоративной культуры руководителем дошкольного учреждения». 2. Организована и проведена первичная диагностика по результатам которой: - 61 % педагогов дошкольного учреждения обладает низким уровнем корпоративной культуры: это педагоги, обладающие потребительской мотивацией, т.е. в своей профессиональной деятельности ориентированы на комфорт, жизнеобеспечение, на внешний социальный статус и пр., необщительны, зависимы и не готовы принимать участия в работе группы, избегают конфликтных ситуаций, являются членами организованного и разрозненного коллектива, обладающего ценностно-ориентационной незрелостью, а также неудовлетворены своей работой; - 35 % педагогов дошкольного учреждения обладают средним уровнем корпоративной культуры: эти педагоги обладают и производственными (социальная полезность, творческая активность и пр.), и потребительскими (жизнеобеспечение комфортность, социальный статус и пр.) мотивами профессиональной деятельности, умеренно общительны, независимы, обладают средней удовлетворенностью работой, а также являются членами коллектива с умеренными показателями: ценностно-ориентационная зрелость коллектива; организованность коллектива; сплоченность коллектива; - 4 % педагогов дошкольного учреждения обладают высоким уровнем корпоративной культуры: эти педагоги обладают производственной мотивацией, т.е. в своей профессиональной деятельности ориентированы социальную полезность, творческую активность и пр., общительны, независимы и готовы принимать участие в работе группы, не избегают конфликтных ситуаций, являются членом хорошо организованного и сплоченного коллектива, обладающего ценностно-ориентационной зрелостью, а также в высокой степени удовлетворены своей работой. Анализ полученных данных исследования, говорит о недостаточном уровне сформированности корпоративной культуры у педагогов дошкольного учреждения, что естественно не может не сказываться на качестве оказываемых образовательных услуг, и что в свою очередь подтвердило важность и актуальность выбранной нами темы для исследования и необходимость разработки программы для развития корпоративной культуры. 3. Разработанная программа предполагается в 4 этапа: 1 этап – подготовительный, который включает в себя ответ на вопрос: с чего начать формирование педагогического коллектива единомышленников, как сформировать потребность у сотрудников в таком коллективе. 2 этап – тренинговый (обучающий). Обучение педагогического коллектива с целью повышения психолого-педагогических знаний, профессиональной компетентности через разнообразные формы работы.
3 этап – проблемно-ориентировочный. Предполагал работу проблемных и творческих групп:  по выработке миссии ДОО;  по определению педагогического кредо – единого представления об идеалах, о духовных и нравственных ценностях;  по выработке корпоративных правил поведения, корпоративной символики, корпоративных традиций ДОО. 4 этап – обобщающий. Предполагал разработку технологии формирования корпоративной культуры в ДОО, методические рекомендации. Список литературы 1. Белая, К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция [Текст]/ К.Ю.Белая. – М., 2003. 2.Спивак, В.А. Организационная культура [Текст]/ В.А.Спивак. – СПБ., 2004.- с.26. 3. Степанова, О.В. Корпоративная культура в образовании как проблема науч- ного исследования / О.В. Степанова // Знание. – 2016. – № 3-3 (32). – С. 32-36. 4. Субочев Н.С. Организационная культура как организационный идеал // Со- циально-гуманитарные знания. – 2005. -№2 –С.285-293. 5.Терещенко, М.Н. Формирование корпоративной культуры дошкольного об- разовательного учреждения / М.Н. Терещенко // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 40-45. 6. Управление дошкольным образованием / Авт.сост. Г.М. Махаева. – Махач- кала: ДГПУ, 2012. – 256 с.


В раздел образования