Формирование корпоративной культуры в дошкольной организации
Автор: Быкова Полина Алексеевна Должность: инструктор по физическому в Учебное заведение: КГПУ им. В.П. Астафьев Населённый пункт: Красноярск Наименование материала: Статья Тема: Формирование корпоративной культуры в дошкольной организации Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
П.А. Быкова
Научный руководитель: Усаков В.И.
Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева
Актуальность данной темы связана с тем, что общество, в котором
живёт современная дошкольная образовательная организация – это общество
социальных
перемен,
имеющих
необратимый
характер.
В
связи
с
этим
существенной задачей сотрудников становится формирование корпоративной
культуры образовательной организации.
Исследования
в
области
управления
дошкольным
образованием
позволяют
прийти
к
выводу
о
том,
что
коллективное
взаимодействие
педагогов
обеспечивает
максимум
творчества
в
профессиональной
деятельности, если в коллективе имеется взаимопонимание, единство целей,
доверие друг к другу. Коллектив единомышленников, готовых интегрировать
свои
усилия
в
направлении
достижения
целей
ДОО,
обладает
единым
видением
будущего,
пониманием
настоящего,
осознанием
необходимости
изменений и наличием сформированной корпоративной культуры.
Таким
образом,
в
данном
исследовании
была
поставлена
цель
–
разработать
и
апробировать
программу
управления
формированием
корпоративной культуры ДОО.
Объектом
исследования
является: процесс развития корпоративной
культуры
ДОО.
Предметом
исследования организационно-педагогические
условия
развития
корпоративной
культуры
ДОО.
Нами
была
выдвинута
гипотеза о том, что процесс формированием корпоративной культуры в ДОО
будет значительно эффективнее, если будут разработаны:
-программа формирования корпоративной культуры;
-
управленческие
организационно-педагогические
условия
и
осуществлён непрерывный мониторинг уровней проявления корпоративной
культуры сотрудников ДОО.
Для этого было организовано эмпирическое исследование:
1.
Определены
критерии
корпоративной
культуры, методика
диагностики мотивационной структуры личности (В.Мильман); методика «Q-
сортировка» (В.Стефансон) для определения тенденций поведения человека в
группе;
методика
оценки
удовлетворенности
работой
(В.А.Ядов); оценка
характеристик
коллектива
(по
В.С.Лазареву);
вопросник
«Развитие
и
укрепление
корпоративной
культуры
руководителем
дошкольного
учреждения».
2. Организована и проведена первичная диагностика по результатам
которой:
- 61 % педагогов дошкольного учреждения обладает низким уровнем
корпоративной
культуры:
это
педагоги,
обладающие
потребительской
мотивацией, т.е. в своей профессиональной деятельности ориентированы на
комфорт,
жизнеобеспечение,
на
внешний
социальный
статус
и
пр.,
необщительны, зависимы и не готовы принимать участия в работе группы,
избегают
конфликтных
ситуаций,
являются
членами
организованного
и
разрозненного
коллектива,
обладающего
ценностно-ориентационной
незрелостью, а также неудовлетворены своей работой;
- 35 % педагогов дошкольного учреждения обладают средним уровнем
корпоративной
культуры:
эти
педагоги
обладают
и
производственными
(социальная полезность, творческая активность и пр.), и потребительскими
(жизнеобеспечение
комфортность,
социальный
статус
и
пр.)
мотивами
профессиональной
деятельности,
умеренно
общительны,
независимы,
обладают средней удовлетворенностью работой, а также являются членами
коллектива с умеренными показателями: ценностно-ориентационная зрелость
коллектива; организованность коллектива; сплоченность коллектива;
- 4 % педагогов дошкольного учреждения обладают высоким уровнем
корпоративной
культуры:
эти
педагоги
обладают
производственной
мотивацией,
т.е.
в
своей
профессиональной
деятельности
ориентированы
социальную
полезность,
творческую
активность
и
пр.,
общительны,
независимы
и
готовы
принимать
участие
в
работе
группы,
не
избегают
конфликтных
ситуаций,
являются
членом
хорошо
организованного
и
сплоченного
коллектива,
обладающего
ценностно-ориентационной
зрелостью, а также в высокой степени удовлетворены своей работой.
Анализ полученных данных исследования, говорит о недостаточном
уровне сформированности корпоративной культуры у педагогов дошкольного
учреждения,
что
естественно
не
может
не
сказываться
на
качестве
оказываемых
образовательных
услуг,
и
что
в
свою
очередь
подтвердило
важность
и
актуальность
выбранной
нами
темы
для
исследования
и
необходимость разработки программы для развития корпоративной культуры.
3. Разработанная программа предполагается в 4 этапа:
1 этап – подготовительный, который включает в себя ответ на вопрос: с
чего начать формирование педагогического коллектива единомышленников,
как сформировать потребность у сотрудников в таком коллективе.
2
этап
–
тренинговый
(обучающий).
Обучение
педагогического
коллектива
с
целью
повышения
психолого-педагогических
знаний,
профессиональной компетентности через разнообразные формы работы.
3
этап
–
проблемно-ориентировочный.
Предполагал
работу
проблемных и творческих групп:
по выработке миссии ДОО;
по определению педагогического кредо – единого представления
об идеалах, о духовных и нравственных ценностях;
по выработке корпоративных правил поведения, корпоративной
символики, корпоративных традиций ДОО.
4
этап
–
обобщающий.
Предполагал
разработку
технологии
формирования корпоративной культуры в ДОО, методические рекомендации.
Список литературы
1.
Белая,
К.Ю.
Руководство
ДОУ:
контрольно-диагностическая
функция
[Текст]/ К.Ю.Белая. – М., 2003.
2.Спивак, В.А. Организационная культура [Текст]/ В.А.Спивак. – СПБ., 2004.-
с.26.
3. Степанова, О.В. Корпоративная культура в образовании как проблема науч-
ного исследования / О.В. Степанова // Знание. – 2016. – № 3-3 (32). – С.
32-36.
4. Субочев Н.С. Организационная культура как организационный идеал // Со-
циально-гуманитарные знания. – 2005. -№2 –С.285-293.
5.Терещенко, М.Н. Формирование корпоративной культуры дошкольного об-
разовательного учреждения / М.Н. Терещенко // Детский сад: теория и
практика. – 2011. – № 5. – С. 40-45.
6. Управление дошкольным образованием / Авт.сост. Г.М. Махаева. – Махач-
кала: ДГПУ, 2012. – 256 с.