Нравственно - патриотическое воспитание в условиях ФГОС в ДОУ
Автор: Золотарева Ольга Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Березка" Населённый пункт: Хакасия, Таштыпский район, п.Малые Арбаты Наименование материала: Самообразование педагога Тема: Нравственно - патриотическое воспитание в условиях ФГОС в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Березка» поселок Малые Арбаты
655746, Республика Хакасия, Таштыпский район, поселок Малые- Арбаты ,
e-mail:berezka_1953@mail . ул. Советская 40 А тел. 8-390-46-2-73-82.
План работы по самообразованию
дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью.
В. А. Сухомлинский
Актуальность выбранной темы:
Нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых
актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за
последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей
истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.
Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют
над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной
приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного
воспитания это шаг к возрождению России.
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах
страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия,
Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто
прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И
каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с
детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада,
города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной –
Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания
детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для
него – Родина.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему
отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту
жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны,
стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно
объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно
относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем
ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города
или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к.
именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций,
духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления,
механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в
окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-
психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности,
культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а
иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитатьчеловека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее
доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей;
традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается
внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам
хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям,
особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Данные
задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную
воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные
ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?
Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросунравственно-
патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить свою
профессиональную компетентность и систематизировать знания по
вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:
1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и
изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического
воспитания дошкольников; через посещение занятий, семинаров, МО и т. п. как в детском
саду, так и на городском, окружном и областном уровне.
2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме«Патриотическое воспитание
ребенка»
3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому
воспитанию детей
4. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:
- методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в
условиях перехода на ФГОС ДО»
- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-
передвижка«Азбука нравственности»
- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию
для старших дошкольников
- оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно-
патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для детей,
худ. литература, методическая литература, пособия)
- круглый стол для педагогов «Растим детей патриотами»
5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на
итоговом педсовете.
Литература по данной теме:
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»,
«Ознакомлениедошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»
3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»
4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического
воспитания дошкольников.
5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»
6. Джесси Рассел «Воспитание»
7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»
8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»
9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной
действительностью".
Статьи:
1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»
2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дощкольников»
3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»
4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2015-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. организационно-ознакомительный этап - сентябрь- ноябрь. Определение темы
самообразования, подбор и изучение литературы по проблеме, составление плана работы.
Практический выход: План работы по теме самообразования
2. основной этап - декабрь-апрель.
- Посещение семинаров, МО по данной теме, как в детском саду, так и на районном и
региональном уровне.
- Подборка дидактических и мультимедийных игр, наглядно-дидактических пособий,
художественной литературы для детей по патриотическому воспитанию.
- Проведение анкетирования педагогов и родителей «Патриотическое воспитание
ребенка»
- Разработка и оформление методических рекомендаций для педагогов «Патриотическое
воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО».
- Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье»,
оформить папку-передвижку «Азбука нравственности»
- Составить перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому
воспитанию для старших дошкольников на следующий учебный год.
Практический выход: выставка в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое
воспитание»; аналитическая справка по результатам анкетирования, текст методических
рекомендаций и консультации для родителей; перспективно-тематический план работы
3. заключительный этап - май-июнь.
Подведение итогов работы, выводы, самоанализ.
Проведение круглого стола с педагогами «Растим патриотов».
Постановка новых задач, выбор темы самообразования на следующий учебный год
Практический выход: план-конспект круглого стола с педагогами
Выводы