Напоминание

Деловая игра в профессиональном образовании


Автор: Егорова Виктория Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Колледж строительной индустрии и городского хозяйства
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Деловая игра в профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

СТАТЬЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

на тему:

«Деловая игра в профессиональном образовании»

Выполнила преподаватель:

Егорова В.Ю.
ФИО
СПб ГБПОУ «Колледж стоительной индустрии и городского

хозяйства»
(наименование образовательной организации) 2016
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5 1.1 Игровые технологии в обучении 5 1.2 Содержание и объем игровой деятельности учащихся 8 1.3 Классификация деловых игр 11 2 ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 13 2.1 Структура и принципы деловой игры 13 2.2 Реализация психолого-педагогических принципов деловой игры в процессе ее разработки 17 2.3 Организация деловой игры 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
3
ВВЕДЕНИЕ
Для реализации компетентностного подхода в образовании необходимо внедрение методов активного обучения в процесс профессиональной подготовки. При обучении профессиональным дисциплинам оптимальным методом активизации познавательной деятельности обучаемых является деловая игра. Организация деловой игры в учебном процессе обеспечивает соблюдение ряда принципов, основополагающих для моделирования профессиональной деятельности. Объектом исследования является обучение в процессе деловой игры. Предмет исследования: деловая игра как активный метод обучения. Гипотеза исследования: научно обоснованное, методически обеспеченное и экспериментально проверенное использование деловых игр является активным и эффективным методом обучения и средством интенсификации учебного процесса. Цель работы состоит в рассмотрении технологии обучения с использованием деловых игр. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи: определить роль и место деловых игр среди активных методов обучения; проанализировать принципы создания сценария и подготовки деловой игры; рассмотреть методику использования деловых игр как одного из активных методов обучения; исследовать влияние деловой игры на изменение уровня мотивации обучения студентов; исследовать влияние деловой игры на формирование навыка работы в команде как профессионально значимого качества личности специалиста.
4 Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ педагогической, методической и психологической литературы по вопросам применения активных методов в учебном процессе; анализ существующих деловых игр и их использования в учебном процессе; педагогическое наблюдение; экспериментальное обучение.
5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Игровые технологии в обучении
Современные технологии образования, как никогда ранее, опираются на психологию. Обучение игрой в полной мере соответствует не только психологии школьников. Играть любят все: и взрослые, и дети. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольный период возрастного развития. На следующих стадиях игра не исчезает, а дополняет ведущие виды деятельности взрослеющего ребенка, подростка, юноши. Отечественный педагог В.А. Сухомлинский сравнивал игру с искрой, которая зажигает огонек любознательности, пытливости, и без которой не происходит полноценного умственного развития. Надо отметить многогранность игры в жизни человека на всех этапах возрастного развития. В первую очередь, в игре происходит социализация ребенка. Через систему сюжетно-ролевых игр дети усваивают и присваивают общественные нормы, ценности, установки. В процессе игры происходит самореализация, игровая деятельность дает возможность практиковаться в различных формах жизнедеятельности, в том числе и в коммуникации. И, конечно же, игра развлекает, наполняет досуг. Кроме того, специально организованная игровая деятельность имеет коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую функции. Обучающую функцию игры стоит отметить особо. Игровые технологии в обучении могут изменить образовательный процесс коренным образом, способствовать достижению высоких результатов обучения. Можно сказать, что игровая технология представляет собой модель деятельности педагога и обучаемого. Цель совместной деятельности – проектирование, организация и реализация учебного процесса посредством игры. В настоящее время игровые формы обучения популярны не только в дошкольном и школьном образовании, но и в высшем и среднем профессиональном образовании, а
6 также в обучении специалистов различных областей, в бизнесе. Игровые технологии в обучении имеют широкую область применения. Так, игровая технология «деловая игра» может использоваться как самостоятельная технология в освоении учебного материала. В другом случае, игровые технологии могут стать элементами более обширной образовательной технологии (например, технология коллективного способа обучения). Кроме того, распространен вариант применения как формы учебного или воспитательного процесса. Игровые технологии в обучении основаны на особенностях игровой деятельности. Как и любая деятельность, игра имеет свою структуру: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Кроме этого, составляющими игровой деятельности являются: сюжет, роли, реальные отношения между играющими, игровые действия, замещение реальных предметов условными. Современные игровые технологии в обучении активно используют многоплановость игровой деятельности, которая позволяет выделить группы обучающих игр: имитационные игры, сюжетно-ролевые игры, инновационные игры и другие. Распространенной игровой технологией сегодня стала деловая игра. Она нашла свое место как в школе, так и в профессиональном обучении. Деловая игра привлекает тем, что дает возможность имитации реальной социально-экономической системы и воспроизведения реального взаимодействия участников в этой системе взаимоотношений; имеет приоритет коллективного обучения; несет высокую ценностную и смысловую нагрузку. Виды деловых игр: имитационные, ролевые, операционные, деловой театр, психодрама, социодрама и т.д. Как игровая технология, деловая игра имеет ряд структурных компонентов, необходимых для ее реализации. Это непосредственно имитационная модель деловой игры, включающая педагогическую цель и предмет игры, систему взаимодействия участников, систему оценивания. Другой элемент -- игровая модель – это игровые цели участников игры, комплект ролей, правила, сценарий. Обязательным элементом технологии является
7 методическое и техническое обеспечение игровой деятельности. Одним из недостатков современного ПО работодатели называют слабую практическую ориентированность полученных знаний. Стремительно меняющиеся условия жизни побуждают общество по- новому взглянуть на то, что называют человеческим капиталом. Одним из недостатков традиционного обучения будущих специалистов в вузе работодатели называют слабую практическую ориентированность полученных знаний. Именно поэтому вузы стремятся разрабатывать и использовать в обучении новые механизмы и технологии, которые смогут послужить мостиком между теорией и практикой, высшим образованием и конкретной профессиональной деятельностью. Учебная деловая игра – это вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия деятельности и общения всех участников при осуществлении педагогического руководства со стороны преподавателя. Сущность этой формы составляет взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения ими типовых профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблематики. Деловая игра является нормативной моделью проце ссов деятельности. Используемый игровой метод – это, прежде всего, исполнение роли по определенным правилам. Кроме того, особое значение принадлежит поднятой в игре проблеме: она обуславливает воспитательную и обучающую ценность той или иной конкретной игры, а также выступает источником развития и создания новых проблемных ситуаций уже внутри игрового поля. Таким образом, деловая игра раскрывает личностный потенциал обучающегося: каждый участник может диагностировать собственные возможности – как отдельно, так и в совместной деятельности с другими участниками. Вживаясь в образ специалиста, роль которого будут выполнять, студенты становятся творцами не только профессиональных
8 ситуаций, они решают задачи самоуправления, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения, выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению. При подготовке игры преподаватель рекомендует им мыслить за своего персонажа, продумать подготовительный этап так, как продумал бы его персонаж. Студенты учатся преодолевать трудности вербального (словесного) и невербального (языка жестов) характера. В связи с происходящими преобразованиями в Российской экономике, к уровню профессиональной подготовки молодого специалиста предъя вля ют ся совершенноновые т ребования . В ы п у с к н и к , подготовленный средней профессиональной образовательной системой, должен быть компетентным в своей профессиональной области, то есть его квалификация должна удовлетворять не только требованиям государственного стандарта, но и требованиям рынка труда [2]. Педагоги среднего профессионального образования зачастую сталкиваются с проблемами в подготовке конкурентоспособного специалиста, так как каждый год в колледжи поступают обучающиеся с разным уровнем сформированно сти учебной д е я т е л ь н о с т и , профессиональной и учебной мотивацией [3]. Использование игровых технологий позволяет активизировать творческую деятельность этих студентов, сформировать интерес к знаниям, развить профессиональную, учебную мотивацию и инициативу, предупреждает утомление и создает комфортную среду обучения и воспитания.
1.2 Содержание и объем игровой деятельности учащихся
Содержание и объем игровой деятельности учащихся в практике современного профессионального образования обусловлены степенью профессиональной готовности преподавателя к ее организации. В профессиональном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, чаще всего используются деловые
9 игры, поэтому остановимся более подробно на сущности и методике проведения именно этого вида обучающих игр. По Г.П. Щедровицкому под деловой игрой понимают педагогический метод моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и их групп принятию решения; социально заданный вид деятельности; особое отношение к окружающему виду [4]. В.П. Галушко дает следующее определение деловой игре: «это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливаются связь и закономерности воздействия существующих методов выработки решений на результаты производства в настоящее время и в перспективе» [5]. Таким образом, деловая игра – это активный метод обучения, позволяющий обучающимся творчески осмысливать знания и применять их в ситуациях, моделирующих условия их профессиональной деятельности. Деловая игра в профессиональном образовании, прежде всего, используется для решения следующих педагогических задач [6]: формирование у студентов целостного представления о будущей профессии; развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; приобретение опыта работы в коллективе и принятия индивидуальных решений; формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации. Деловая игра в среднем профессиональном образовании может использоваться для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования профессиональных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
10 Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Например, экзаменационная сессия может быть разыграна за одно игровое занятие, а разработка перспективного плана развития предприятия – за период от одного игрового занятия до одного дня. Оставаясь педагогическим процессом, учебная деловая игра является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. Она имитирует предметный контекст-обстановку условной практики и социальный контекст, в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций [5]. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте – на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности. В деловой игре обучающийся выполняет профессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию – навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. Следовательно, деловые игры воспитывают личностные качества, ускоряют процесс социализации. В процессе игры осваиваются:
11 нормы профессиональных действий; нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе. Теоретический анализ обширной зарубежной и отечественной научной литературы по деловым играм позволяет сформулировать психолого-педагогические принципы их разработки и проведения.[8] Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, деловая игра служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций. Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры. Деловая игра проводится в режиме диалогического общения, она является двуплановой деятельностью, поскольку направлена на достижение двух целей: игровой и педагогической.
1.3 Классификация деловых игр
Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые. Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником. Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения
12 целей и качеством управления. ДИ можно классифицировать по многим признакам. Таблица 1 – Классификация деловых игр
Признак

Виды игр

Отражение

реальности
Реальные (практика) Теоретические (абстрактные)
Уровень сложности
Н е б о л ь ш о й ( о д н а задача, н е б ол ь ш а я команда игроков) Высокий (большие к о м а н д ы , м н о г о практических задач, и г р а в н е с к о л ь к о этапов)
Оценка итогов
О ц е н к а ж ю р и , эксперта Самооценка
Регламент
Же сткие с ч е т к и м порядком действий, временными рамками С в о б о д н ы е ( б е з строгого регламента) По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ: 1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки): исследовательские (способствуют получению новых знаний); для практической деятельности (формируют навыки); поисковые (поиск информации или совместного решения). 2. Для профессиональной ориентации. 3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки. 4. Для отбора специалистов на вакантную должность. ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон: партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах); противоборство сторон, команд; состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана; ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.
13
14
2 ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1 Структура и принципы деловой игры
Деловые игры должны разрабатываться и реализовываться с учетом следующих принципов: наглядность и простота предоставления моделируемых процессов. При подготовке игры авторы стараются ввести в нее максимальное количество реальных элементов экономики. Однако механизм их действия и состав факторов, учитываемых при подготовке управленческих решений, в деловой игре существенно сокращаются. модульный характер игры. Деловая игра обычно предусматривает выделение в ее структуре ряда относительно самостоятельных организационных и функциональных модулей. В соответствии с принятой технологией игры в ее составе может быть выделено, например, два организационных модуля: модуль участника, содержащий весь комплекс расчетов по практическому менеджменту отдельной команды, — участника игры; модуль руководителя игры, содержащий весь комплекс расчетов по практическому менеджменту по всей совокупности участников игры. Модуль имитирует поведение компаний в условиях конкуренции на рынках сбыта продукции, приобретения ресурсов и т.д. Функциональные модули игры могут имитировать в рамках отдельного предприятия-участника отдельные сферы или виды его деятельности. Модульная структура деловых игр обеспечивает возможность автономной отработки отдельных элементов в зависимости от темпов усвоения материала каждым участником или его персональных интересов. Деловые игры обеспечивают максимальный эффект в условиях, когда они реализуются в целостной учебной программе, включающей изучение теоретических аспектов рыночной экономики, проведение практических
15 занятий по отдельным темам, отработку навыков подготовки и обоснования решений, связанных с практическим маркетингом, производственной логистикой, выбором и обоснованием организационно- правовых форм компаний. Включенный характер обеспечивает возможность динамического развития модели игры в учебном процессе. Деловая игра должна проектироваться преимущественно как компьютеризированная технология обучения или принятия решений, предусматривающая использование специального программного обеспечения. Деловая игра зародилась в качестве инструмента поиска управленче ских решений в условиях многофакторно сти и неопределённости. В настоящее время они применяются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из способов активного обучения, при проведении психологических социальных тренингов и на производстве для разрешения с о ц и а л ь н ы х , производственных и психологических задач. Во всех случаях есть «двуплановость деловой игры» и решаются не только профессиональные или игровые задачи, но одновременно происходит воспитание и обучение участников. Развитие компьютерных технологий вызвало создание целого ряда компьютерных аналогов стандартных деловых игр и новой категории сложных экономических компьютерных игр, но и к созданию многопользовательских больших бизнес-симуляций, онлайн-платформ являющих из себя среду для проведения и генерации нового поколения онлайн деловых игр и дистанционных тренингов. Психолого-педагогические принципы организации деловой игры: принцип имитационного моделирования динамики и конкретных у с ло в и й п р о и звод с т ва . Мод е ли р о ва н и е р е а льн ы х у с л о в и й профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии личностных, служебных, социальных связей является основанием методов интерактивного обучения;
16 принцип игрового моделирования форм и содержания профессиональной деятельности. Реализация данного принципа является необходимым условием для учебной игры, так как несет в себе обучающие функции; принцип совместной деятельности. Этот принцип в деловой игре требует реализации при помощи вовлечения нескольких участников в познавательную деятельность. Он требует от разработчика характеристики и выбора ролей, определения их интересов, полномочий и средств деятельности. При этом моделируются и выявляются наиболее характерные типы профессионального взаимодействия «должностных» лиц; принцип диалогического общения. В этом принципе закладывается нужное условие для достижения учебных целей. Лишь дискуссия, диалог с наибольшим участием всех играющих может породить в действительности творческую работу. Коллективное всестороннее обсуждение учебного материала обучающимися дает возможность добиться комплексного представления ими значимых профессионально процессов и деятельности. принцип двуплановости; принцип двуплановости отражает процесс развития личностных реальных характеристик специалиста в игровых «мнимых» условиях. Разработчик перед обучающимся ставит цели двоякого рода, которые отражают игровой и реальный контексты в учебной деятельности. принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса развёртывания её в игровой деятельности. Цели использования: воспитание системного мышления специалиста, которое включает целостное понимание не лишь общества и природы, но и своего места, себя в мире; формирование профессиональных и познавательных интересов и мотивов;
17 обучение коллективной практической и мыслительной работе, формирование навыков и умений социального взаимодействия и общения, навыков совместного и индивидуального принятия решений; передача целостного представления о профессиональной деятельности и её больших фрагментах с учётом личностного эмоционального восприятия; обучение способам моделирования, включая математическое, инженерное и социальное проектирование; воспитание уважения к социальным ценностям, ответственного отношения к делу, установкам общества и коллектива в целом. Характерные признаки деловой игры возможно представить таким перечнем: реализация процесса «цепочки решений». Так как моделируемая система в деловой игре, рассматривается как динамическая, это вызовет то, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, которое принимается участниками игры на первой стадии, оказывает влияние на модель и изменяет её исходное состояние. изменение состояния в игровой комплекс поступает, и на основании полученной информации участники игры вырабатывают решение на второй стадии игры и так далее моделирование процесса деятельности (труда) руководящих специалистов и работников организаций и предприятий по выработке управленческих решений. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют появлению конфликта интересов, противоречий меж участниками. Распределение ролей меж участниками игры. Взаимодействие участников, которые исполняют определенные роли. Наличие эмоционального управляемого напряжения. Коллективная выработка участниками игры решений. Наличие у всего игрового коллектива общей игровой цели.
18 Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры. Многоальтернативность решений. Соответственно с представлением об общей структуре способов активного обучения, центральным, ключевым элементом является имитационная модель объекта, так как лишь она дает возможность реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать профессиональная деятельность, организация, совокупность физических явлений или законов и тому подобное. В сочетании со средой (внешнее окружение имитационной модели), имитационная модель образует проблемное содержание игры.
2.2 Реализация психолого-педагогических принципов деловой игры в

процессе ее разработки
Разработку деловой игры начинают с создания двух моделей – имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип деловой игры реализуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Компоненты игровой модели – сценарий, правила, цели, роли и функции игроков. Игровая обстановка дает возможность не бояться ошибок, интеллектуально раскрепощаться и активизироваться творческому потенциалу личности. В зависимости от задач игры можно варьировать игровые и педагогические цели, усиливая игровой, учебный или профессиональный аспекты. Все зависит от замысла, реальной обстановки. Главное, чтобы игровые условия трансформировались в сознании обучаемых и превратились в стимулы деятельности реальных целей обучения и воспитания. Эффективность деловой игры обеспечивается через сбалансированность реальных и условных компонентов. Тогда
19 учебная ситуация осознается двояко, и эта двойственность максимально работает на решение учебных и воспитательных задач. Следует особо отметить социализующую функцию деловой игры. Это школа коллективных отношений. Активность участников имеет социальную значимость, от нее зависит успех общего дела. Участники игры становятся конкретным социальным механизмом, носителем производственных отношений, складывающихся в коллективе. У деловых игр есть свои достоинства и недостатки и определенные области применения. Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач: формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике; приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений; развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации. Таким образом, не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. Опыт и исследования показывают, что оптимальное число участников – 30 человек, а в группе – 7 человек. Деловую игру можно проводить перед изложением лекционного материала для обнаружения пробелов в знаниях, когда их основой является только личный опыт, либо после лекционного курса для закрепления и актуализации знаний в опыт. Можно также осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры. В последнем случае динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и деловых форм проведения занятий,
20 которые целостно воспроизводят процесс будущей профессиональной деятельности. Творческая активность личности в деловой игре стимулируется тем, что игра позволяет ощутить значимость своего "я". Закомплексованность и скованность на основе интереса сменяются активностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления. В процессе игры наиболее полно реализуется один из важнейших принципов воспитания – принцип единства знаний и опыта. Деловая игра насыщает межролевое общение нравственно-психологиче ским содержанием и самоорганизует деловое сотрудничество. Развитие личности специалиста в процессе деловой игры обусловлено рядом совокупных факторов, главные из которых: система специальной и личностной мотивации; возможность через коллективную деятельность поставить и решить задачу; в о зм ож н о с т ь в о с с о зд ат ь ц е л о с т н у ю д и н а м и ч е с к у ю производственную ситуацию и действовать в ней. Деловая игра способствует: закреплению и углублению знаний по изучаемой дисциплине; обучению правильному подбору литературы (нормативной правовой, учебной, научной); приобретению навыков работы в органах по рассмотрению трудовых споров; выработке навыков в подготовке необходимых документов по заданиям, обозначенным в игре; получению опыта публичного выступления, ораторского мастерства; лучшему усвоению содержания учебной дисциплины и развитию умения грамотно и убедительно строить ответ, мотивировать выбор и
21 решения; активизации мыслительной и познавательной деятельности посредством реализации принципов наглядности, состязательности и творческого подхода; стимулированию побудительных мотивов к освоению предмета и будущей специальности; формированию активной жизненной позиции в учебе, будущей профессии; раскрытию личностного потенциала; развитию чувства взаимопомощи, умению работать в коллективе; развитию находчивости и активности; расширению кругозора, познавательных интересов и творческой смекалки. Таблица 2 – Разновидности деловых игр. Формы деловой игры. Формы деловой игры Характеристика Пример деловой игры Групповая дискуссия Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются. «Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет» Ролевая игра Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций. «Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный» Салонная игра Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются. «Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра» Эмоционально- деятельностная игра Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил. «Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений Блиц-игра Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций. «Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация» Имитационная игра Имитация практики. «Этика менеджера»,
22 Участники вместе или индивидуально решают задачу. «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж» Инновационная Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации. Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм Стратегическая Коллективное создание картины будущего развития ситуации. «Создание нового продукта», «Выход на новые рынки» Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач. Как организовать игру? Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.
2.3 Организация деловой игры
Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные
23 пути для решения задачи необходимо заложить в условие. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний. Этапы проведения: Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов. Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания. Деловая игра «Производственное совещание» Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства. Участники игры: сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь; группа экспертов (10 человек). Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация
24 любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые. Таблица 3 – План игры «Производственное совещание» Сценарий деловой игры Вводная часть Вступление. Цели и тема игры. Игровая ситуация Ознакомление с ситуацией на фирме План подготовки к совещанию Распределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов) ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании. удаление д и р е к т о р а н а в р е м я в д р у го й ка б и н е т « п о производственной» необходимости. далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием. Совещание Выступление директора, реакция и вопросы от начальников. Дискуссия и коллективное обсуждение вопросов. Каким будет поведение директора на совещании? Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками? Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания? Подведение итогов Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей? Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли – это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию. Ролевая игра «Собеседование». Начальник отдела проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность – менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование.
25 При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков. Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности. Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков. Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде: игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта; игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.; в деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании цело стного о б р а з а профессиональной ситуации» [9]; игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике» [1]; деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)
27 Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности. Отличительными достоинствами метода «деловая игра» являются многие факторы. Студенты испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения. Во время «деловой игры» происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умений. В этот момент, на мой взгляд, резко возрастает уровень использования наглядности на уроке, повышается производительность труда преподавателя и студента. Большую роль играют и межпредметные связи с общеобразовательными и специальными дисциплинами, что позволяет студентам получить более прочные знания сразу по нескольким предметам. Изменяется отношение студентов к персональному компьютеру ни как к игрушке, а в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности. Огромное внимание при данной технологии проведения занятия уделяется логической подаче учебного материала, что значительно повышает уровень знаний студентов. Применение на занятиях метода «деловая игра» дает свой положительный результат: студенты более активно и с наивысшим интересом принимают участие во всех конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и викторинах, и, что не менее важно, проявляют повышенный интерес к своей будущей профессии. Таким образом, игровые методы обучение позволяют преподавателю: развивать у студентов коммуникативные умения и навыки; приучать работать в команде; обеспечивать студентов необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; вести грамотный диалог (диспут) преподаватель — студент; благодаря смене форм деятельности, способствует снятию нервной
28 нагрузки студента, расположить его к диалогу и действию. Анализ применения одного из активных методов обучения «деловой игры» показал, что все это способствует совершенствованию учебно- воспитательного процесса и подготовки специалистов к их профессиональной деятельности в современный период, и это лишь один из методов, который можно использовать в новых образовательных технологиях.
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белоруссова Е.В. Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования / Е.В. Белоруссова // Педагогическое мастерство: Материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М: Буки-Веди, 2014. 2. Кубрякова М.Г. Инновационные механизмы управления качеством образовательного процесса / М.Г. Кубрякова, Т.А. Султанова // Молодой ученый. – 2015. – №12 (92). 3. Султанова Т.А. Профессиональная образовательная среда: сущность, структура, критерии качества / Т.А. Султанова // Наука и современность. – 2011. – №8–1. 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко //М.: Народное образование, 2014. 5. Галушко Д.И. Деловые игры / Д.И. Галушко. //Киев: Урожай, 2012 6. Алёшина О.Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов / О.Г. Алёшина // Молодой ученый. – 2014. – №4. 7. Бургат В.В. Деловая игра как метод активного обучения / В.В. Бургат // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2014. – №1 (19). 8. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: учебное пособие / Е.А. Хруцкий. //М: Высш. шк., 2011. 9. Платонов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник / В.Я. Платонов.// М.: Профиздат, 2011.


В раздел образования