"Проблемы организации и воспитания одаренных детей в семье и в детском саду"
Автор: Грищеня Светлана Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №40 "Солнышко" Населённый пункт: Кемеровская область, город Юрга Наименование материала: Методические рекомендации Тема: "Проблемы организации и воспитания одаренных детей в семье и в детском саду" Раздел: дошкольное образование
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра психологического, социально-педагогического, общего и специального
(коррекционного) образования
Проблемы воспитания одарённого ребёнка в семье и детском саду
Итоговая работа
Срок обучения с «_18_» _октября 2016г. по «_03_» ноября 2016г.
Исполнитель:
Грищеня Светлана Сергеевна
педагог-психолог
г.Юрга МБДОУ ДСКВ №40 «Солнышко»
(ivasvetasergeevna@mail)
Консультант:
Морозова Ирина Станиславовна,
Доктор психологических наук, профессор.
Кемерово 2016
Оглавление
Введение ………………………………………………………………
1. Одаренность дошкольника как объект психолого-педагогических
исследований
1.1. Определение понятия одаренность …………………………………..
1.2 Проблемы организации развития и воспитания одаренности дошкольника
в детском саду и в семье…..
2. Изучение условий развития одаренного дошкольника.
2.1 Методики диагностики универсальных способностей детей………
2.2 Направления психологической работы с одаренными детьми…….
Заключение ……………………………………………………………………..
Литература…………………………………………………………………………
2
Введение
Именно в настоящее время наблюдается значительный рост и развитие
новых
технологий,
а
поэтому
возросла
потребность
общества
в
людях,
обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые
задачи, относящиеся к будущему. Можно говорить о том, что сегодня наше
общество
ощущает
нехватку
творческих,
обладающих
нестандартным
мышление
личностей.
Одаренного
же,
талантливого
человека,
в
свою
очередь,
отличают
принципиальная
новизна
и
оригинальность
подхода.
Одаренного, таким образом, принято называть того, чей дар явно превосходит
средние возможности, способности большинства.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых
детей
составляет
одну
их
главных
задач
совершенствования
системы
образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки
педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении
и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей
их деятельности
.
Одним из путей решения данной проблемы является создание условий
для развития способностей каждого ребёнка.Это может быть и работа с
одарёнными
детьми
в
отношении
которых
есть
серьёзная
надежда
на
дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей.
Актуальность
темы
нашего
исследования
состоит
в
том,
что
на
сегодняшний день проблема выявления и развития одаренности у детей, а
также условия их воспитания на уровне детского сада и семьи стоит очень
серьезно
и
насущно.
В
данной
работе
рассматриваются
обозначенные
проблемы для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
изучение
проблем
воспитания
одаренных
детей
старшего
дошкольного возраста в семье и детском саду.
Объект исследования – проявления одарённости в дошкольном возрасте.
3
Предметом
исследования
являются
условия
развития
и
воспитания
одарённого ребёнка.
Для
достижения
поставленной
цели
необходимо
решить
следующие
задачи:
1.
Изучить
научно-методическую
литературу
по
проблемам
развития одаренности дошкольного возраста;
2.
Рассмотреть
методы
диагностики
одаренности
для
детей
старшего дошкольного возраста;
3.
Наметить направления психологической работы с одаренными
детьми.
4
Глава 1. Одаренность дошкольника как объект психолого-
педагогических исследований
1.1. Определение понятия одаренность
Одаренность имеет несколько различных значений: как представление о
наследственных
предпосылках,
уровне
умственного
р а з в и т и я ,
характеризующего
каждого
человека.
В
основном,
в
научной
литературе
термин
«одаренность»
используется
в
наиболее
употребительном
его
значении, имея в виду высокий уровень развития способностей – общих и
специальных.
Одаренность
определяется
наличием
у
человека
явно
выраженных
способностей
с
детства.
Одаренность
индивидуальна:
у
разных
детей,
выполняющих один вид деятельности одаренность различна. В то же время
одна
и
та
же
деятельность
может
быть
реализована
детьми
с
разными
одаренностями.
Необходимо
также
отметить
существование
понятия
«гениальная одаренность», которое обозначает разностороннюю одаренность,
при
этом
внутренне
непременно
сказывается
на
результатах
гениальной
деятельности – как особое богатство, многогранность создаваемого. Если
рассматривать одаренность с позиций различных наук, то можно отметить,
что
с
позиции
социальной
педагогики,
например,
одаренность
–
«комплексная
характеристика
сферы
способностей
к
выдающемуся
исполнению
какой-либо
деятельности;
интеграция
способностей,
обуславливающая широту возможностей человека; умственный потенциал,
целостная
характеристика
познавательных
возможностей
и
способностей;
талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений».
В энциклопедии встречаем следующее определение одаренности: «она
определяет возможность достижения успеха, а этим определяется, в какой
мере будут развиты способности».
С
психологической
точки
зрения
одаренность
рассматривается
многоаспектно:
5
1. Своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность
выполнения
деятельности.
Совместное
действие
спо собно стей,
представляющих
определенную
структуру,
позволяет
компенсировать
недостаточность
отдельных
способностей
за
счет
преимущественного
развития других;
2.
Общие
способности,
или
общие
моменты
спо собно стей,
обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его
деятельности;
3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная
характеристика познавательных возможностей и способностей к обучению;
4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени
выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
5.
Талантливость;
наличие
внутренних
условий
для
выдающихся
достижений в деятельности.
1.2. Проблемы организации развития и воспитания одаренных детей в
детском саду и в семье
Казалось
бы,
ребенку,
опережающему
сверстников
по
уровню
интеллекта,
блещущему
умственными
способностями,
уготовано
более
счастливое, чем у других, детство, ему будет особенно легко учиться. В
действительности же все не так. У детей с ранним умственным расцветом
возникают свои систематические сложности в семье, в детском саду, а в
дальнейшем и в школе.
В отношении к одарённым детям можно встретить две крайности. Одна -
игнорировать, а то и подавлять необычно высокий уровень познавательной и
творческой
активности.
Другая
-
искусственно
ускорять
развитие,
предъявлять чрезмерные требования.
Перед родителями таких детей, прежде всего, стоит задача помочь их
умственному
росту
в
соответствии
с
их
необычными
способностями,
6
обогащая
наборы
игр,
обеспечивая
достаточный
круг
общения,
включая
ребенка в разнообразные посильные занятия. Но не следует ставить малыша
в слишком жесткие рамки или навязывать ему то, к чему у него не возникает
собственных побуждений.
Детей с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной
активностью трудно учить и трудно воспитывать. Они зачастую бывают
нетерпеливы
и
порывисты,
более
остро,
чем
другие,
реагируют
на
окружающее. Наиболее развитый дошкольник нередко бывает "возмутителем
спокойствия" в детском саду. Он старается полностью овладеть вниманием
взрослых,
добиваясь
каких-нибудь
совместных
действий,
подавая
частые
реплики и без конца задавая вопросы. Понятно, что воспитателям не следует
излишне потакать такому ребенку. Но нельзя и подавлять его. Исследования
психологов показывают, как благотворно влияет на интеллект детей высокий
уровень активности и, наоборот, как тормозится умственный подъем, если
ребенок вял, пассивен, безынициативен.
Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия
встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших.
Необычные затеи и бесконечные вопросы ребенка не должны становиться
поводом
для
раздражения.
Американские
психологи,
авторы
книги
"Одаренные дети", советуют: "Будьте терпимы к странным идеям, уважайте
любопытство, вопросы и идеи ребенка, старайтесь отвечать на все вопросы,
даже если они кажутся дикими или "за гранью".
Большинство
родителей
и
воспитателей
интуитивно
чувствуют,
что
необычный расцвет интеллекта требует к себе осторожного, внимательного
отношения. Но зачастую они бывают в некоторой растерянности, не зная, как
поддержать, сберечь ростки одаренности, понимая, что не только чрезмерная
нагрузка, но и недогрузка может отрицательно сказаться на ходе развития.
Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как
отклонение
от
нормы
или
негативизм.
Эксперименты,
проведенные
во
многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить
7
систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку,
снять барьеры, блокирующие его таланты.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед
собой
не
осуществимые
в
данный
момент
цели,
что
приводит
к
эмоциональному
расстройству
и
дестабилизации
поведения.
Такие
дети
нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в
плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют
на
их
социальный
статус,
когда
они
оказываются
в
положении
“неодобряемых”.
Вэтой
связи
необходимо
добиваться
изменения
такой
позиции, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов.
Глава 2. Изучение условий развития одаренного дошкольника.
2.1 Методики диагностики универсальных способностей детей
1. Методика" Солнце в комнате"
Основание. Реализация воображения.
Цель.
Выявление
способностей
ребенка
к
преобразованию
"нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения
несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че-
ловечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. По-
смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении
деталей
изображения
(стол,
стул,
человечек,
лампа,
солнышко
и
т.
д.)
психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь
солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или
художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она
были правильной".
8
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ-
яснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить
рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
Отсутствие
ответа,
непринятие
задания
("Не
знаю,
как
исправить",
"Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.
"Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко)
-2 балла.
Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3
балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") -
4 балла.
Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других,
сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нари-
совать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.
2. Методика "Складная картинка"
О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.
Ц
е
л
ь.
Определение
умения
сохранить
целостный
контекст
изображения в ситуации его разрушения.
М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением
утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению.
Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту кар-
тинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?"
Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с
уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка
расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос.
9
Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик",
"труба", "гармошка".
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов
при
выполнении
задания.
Обработка
данных
осуществляется
п о
трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при
сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего –
15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет",
"Так не бывает") - 1 балл.
Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся
в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет
головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.
Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения
при
сгибании
рисунка,
включение
нарисованного
персонажа
в
новую
ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых
композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3
балла.
Некоторые
дети
дают
ответы,
в
которых
сохранение
целостного
контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной
форме,
которую
принимает
картинка
при
складывании
("Утка
стала
домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к
комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
3. Методика "Как спасти зайку"
Основание. Надситуативно-преобразовательный характер неординарных
решений.
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на
преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую
ситуацию.
10
М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка.
сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко,
палочку,
сдутый
шарик
и
лист
бумаги.
Психолог,
беря
в
руки
зайчика:
"Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история.
Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от
берега. А тут начался
шторм,
появились
огромные
волны,
и
стал
зайка
тонуть.
Помочь
зайке
можем
только
мы
с
тобой.
У
нас
для
этого
есть
несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы,
разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В
ходе
обследования
фиксируются
характер
ответов
ребенка
и
их
обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку
при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки
простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде,
механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда
ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка
сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за
пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый
воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик
("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей
находящихся
на
этом
уровне,
имеет
место
установка
на
преобразование
наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно
превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о над
ситуативным подходом к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
4. Проективная методика «Несуществующее животное».
11
Ц е л ь :
д и а г н о с т и к а
л и ч н о с т н ы х
о с о б е н н о с т е й .
Описание: методика
является
проективной,
т.к.
не
имеет
стимульного
материала и не является стандартизированной. Методика используется при
обследовании
детей
и
взрослых
в
качестве
ориентировочной
методики,
данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности.
В с е
п р и з н а к и
и н т е р п р е т и р у ю т с я
с и м в о л и ч н о .
Процедура проведения : Предлагается лист А4, толщина средняя, простой
к а р а н д а ш ,
6
ц в е т н ы х ,
л а с т и к ,
т о ч и л к а .
Инструкция:"Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его
не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в
компьютерных играх и назови несуществующим названием".
2.2 Направления психологической работы с одарёнными детьми
В основу работы с одаренными дошкольниками были положены принципы:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности; принцип возрастания роли дополнительного образования;
принцип
индивидуализации
и
дифференциации
обучения;
принцип
интеграции
интеллектуального,
морального,
эстетического
и
физического
развития; принцип гуманизма и демократизма.
Работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по
следующим направлениям:
Направление в работе
Содержание
-
выявление
одарённых
детей
с
помощью определённых методик;
Методика"
Солнце
в
ком н ат е " ,
М е т о д и к а
" К а к
с п а с т и
з а й к у " , п р о е к т и в н а я
м е т о д и к а
« Н е су щ е с т ву ю щ е е
ж и в о т н о е » ,
Методика "Складная картинка".
-использование в учебном процессе
И с п о л ь з о в а н и е
н а
з а н я т и я х
12
современных,
и н т е р а кт и в н ы х
технологий;
интерактивных
панелей,
игровых
технологий:
«Работа
в
п а р а х » ,
«Цепочка»,«Дерево знаний»,«Большой
круг»
- разработка индивидуальных форм
работы;
Разработка
авторских
программ
обучения одарённых детей по разным
направлениям.
-
использование
активных
форм
и
м е т о д о в
о р г а н и з а ц и и
образовательного процесса;
Занятия
со
специалистами
(логопед,
психолог,
муз.
руководитель,
педагог
дополнительного
о б р а з о в а н и я ),
анкетирование,
индивидуальное
и
групповое консультирование, занятия-
тренинги,
психолого-педагогические
лаборатории и т.п.;
-
организация
образовательной
среды
для
развития
творческого
п о т е н ц и а л а
д е т е й
( п е д а г о г
дополнительного
о б р а зо ва н и я
развивает творчество детей);
Различные
техники
р и с о ва н и я ,
аппликаций
и
т.д.
Кружковая
работа
« Те ат р
ма с о к » ,
« Му з ы к а л ь н а я
шкатулка», «Конкурс чтецов»
- включение детей в проектную и
научно-исследовательскую
деятельность.
Создание проекта «Мир вокруг нас»,
«Хочу знать всё»
-
с о з д а н и е
б а н к а
д а н н ы х
«Одарённый ребёнок».
По результатам диагностики.
Содержание
занятий
содержит
индивидуальные
задания
повышенной
сложности для одаренных детей.
При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих
детей,
не
давая
готовых
знаний.
Для
этого
необходимо
создать
такую
проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей
и
познавательную
активность.
Детям
предлагаются
задачи
поискового
13
характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и
размышлений.
Вот какие рекомендации дают на этот счет психологи:
1. С самого раннего возраста с ребенком много общайтесь. Вундеркиндов,
которые
посещали
ясли
и
детский
сад,
не
бывает.
Для
воспитания
вундеркинда с раннего возраста необходимо постоянное пребывание с ним
рядом любящего его человека.
2.
Желательно,
чтобы
у
вундеркинда
был
младший
брат
или
сестра.
Вундеркинду необходимо постоянно кого-то учить, чтобы самому дальше
развиваться.
3. Никогда не критикуйте и не снижайте самооценку ребенка. Все время
просите его объяснить что-то вам или младшему ребенку.
4.
Воспитывайте
в
ребенке
настойчивость,
трудолюбие
и
силу
воли.
Не
опекайте его, учите самостоятельности.
5. Не подгоняйте ребенка под те стандарты, какие должны быть у детей его
возраста.
Если ребенок отличается от других детей внешне или своим поведением, то
не следует от него требовать, чтобы он изменился.
6. Поддерживайте интерес ребенка к тому виду деятельности, которым он
увлекается. Не подавляйте в нем желание фантазировать, если даже это вам
не нравится.
7. Всячески поддерживайте стремление ребенка участвовать в общественной
жизни, посещать кружки и секции.
8.
Выбирайте
ему
школу
для
обучения
одаренных
детей.
Посещая
обыкновенную школу, он не будет использовать свой богатый потенциал, в
результате у него не развиваются такие свойства характера, как усидчивость,
трудолюбие и сила воли.
9.
Не
заставляйте
ребенка
учить
все
предметы
на
отлично,
главное
не
отбивайте у него желание заниматься любимым увлечением. Многие гении
не отличались успехами в школе. Так Исаак Ньютон в школе очень плохо
14
учился, а Альберт Эйнштейн развивался очень медленно, поздно научился
говорить и пошел в школу.
10.
Помните,
одаренному
ребенку
нужно
не
восхищение,
а
помощь.
Не
хвалите и не давайте этого делать воспитателям. В противном случае ребенок
может
вырасти
нездоровым
эгоистом,
считающим
себя
выше
остальных
людей. Гордитесь своим ребенком, но только ни при нем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все вышесказанное предлагает краткое описание лишь немногих граней
одаренности.
Здесь
упомянуты
те
из
них,
о
которых
наиболее
часто
сообщают
исследователи
и
родители,
характеризуя
проблемы
одаренных
детей,
с
которыми
они
сталкиваются.
Каждый
ребенок
обладает
уникальными свойствами, которые остались за рамками вышеизложенного,
15
но
придают
ребенку
особую
привлекательность.Воспитание
и
обучение
одаренных
детей
-
трудная
и
широкомасштабная
задача:
тут
и
соответствующее
воспитание,
и
просвещение
родителей;
тут
и
соответствующая подготовка воспитателей и учителей — подготовка их ко
всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. И
начинать нужно с общепсихологической грамотности. Нужны специальные
школы
для
одаренных
детей,
специально
подготовленные
специалисты,
специальные учебники — но прежде всего нужно признание самого факта,
что они есть и что они другие — не только по своим интеллектуальным и
творческим
возможностям,
но
и
личностным
особенностям.
Ведь
одаренность — не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и
испытание.
Литература
1. Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с
ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
2. Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П.
Карамбаев // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
16
3.Босякова С.Н. Работаем с талантливыми детьми. / С.Н. Босякова, Л.В.
Болотная/Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010-
№2-С.68-74.
4.Ганзикова
Г.С. Д е т с к а я
о д а р ё н н о с т ь
/
Г.
С .
Г а н з и к о в а
/ /
С о в р е м .
б - к а .
-
2 0 1 1 .
-
№
7 .
-
С .
7 4 - 7 7 .
5.
Евтушенко
И.Н.
Детская
одарённость
и
родители.
/
Евтушенко
И.Н/
Дошкольное воспитание -2010 №7- С.46-51.
6.
Захарченко
Т.В.
Программа
психолого-педагогического
сопровождения
одаренных детей / Т. В. Захарченко// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 97-101.
- Библиогр.: с. 101.
7.Кириленко
И.Н. Роль
семьи
в
воспитании
одаренных
детей
/
И.
Н.
Кириленко // Одар. ребенок. - 2011. - № 6. - С. 139-140.
8.Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка
/ Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с.
121.
9 . Монина
Г.,
Рузина
М.Ох
уж
эти
одаренные
дети.
Талант
и
синдром
дефицита внимания: двойная исключительность. – СПб.: Речь; М.: Сфера,
2010
10.Нурахметова
К.С.
Вспомогательные
средства
воздействия
в
развитии
одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-
127.
11.Огнева
H.Р.
Дополнительное
образование
как
средство
психолого-
педагогического
сопровождения
развития
одаренности
//
Детское
творчество.- 2008.- № 3- С. 2-4.
12.Пасечник
Л.
Одарённость:
эволюция
понятия
и
диагностика./
Л.
Пасечник / Дошкольное воспитание. -2010- №4- С. 61-73.
17
13.Пасечник
Л.Одарённый
ребёнок-
особая
ценность
для
общества./
Л.
Пасечник / Дошкольное воспитание. -2009- №2- С. 13-20.
14.Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности
личности:
классические
и
современные
методологические
подходы
/
В.
В. Рыбалка // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 16-38. - Библиогр.: с. 38
18