Напоминание

Цикл занятий "Классная лаборатория"


Автор: Курочкина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 5"
Населённый пункт: г. Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Цикл занятий "Классная лаборатория"
Раздел: начальное образование





Назад





Цикл занятий «Классная лаборатория»

методическая разработка
Курочкина Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 5» г. Губкинский, ЯНАО
Курс
«Классная лаборатория
» представляет собой цикл занятий по предпрофильному воспитанию для учащихся 3-4 классов и разработан в соответствии с основными направлениями целевого проекта
«Город

мастеров».

Цели данного курса:
1. Создание условий для профессионального просвещения учащихся. 2. Практическая деятельность учащихся во внеурочное время.
Задачи курса:
1. Формирование основ научного мышления ребёнка в области природы. 2. Воспитание у учащихся интереса к исследованиям и экспериментированию. 3. Формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры. Основным
методом
обучения является постановка перед детьми и решение ими ряда практических задач. Построение этих задач осуществляется на разнообразном материале из области физики, химии, биологии. Поэтому содержание занятий подобрано так, чтобы во время них дети имели бы дело с наиболее чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий. Материал и
форма
заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с учителем, подобраны с учётом их возрастных особенностей. Задания содержат элементы исследования, которые позволяют ребёнку реально проверить свои предположения о характере и устройстве природных явлений, таких как испарение, поверхностное натяжение, образование и таяние льда, сила притяжения, сила отталкивания, отражение, преломление, спектр. В основу курса «Классная лаборатория» включены опыты с водой, с магнитами, с зеркалами и светом. В процессе изучения курса развиваются общеучебные
умения
ребёнка:  Способность анализировать.
 Умение выделять существенное.  Схематическое фиксирование нового опыта.  Творческий подход к проблемной ситуации.  Проведение простейших опытов. Занятия «Классной лаборатории» проводится один раз в неделю в разновозрастных группах. Каждое занятие построено в форме
учебной

дискуссии
. Учащиеся высказывают свои гипотезы, затем практически их проверяют, делают выводы, фиксируют полученные результаты. Во время выполнения заданий учащиеся обогащают словарный запас, получают «
Научную консультацию».

Тематическое планирование занятий:
1.
Опыты с водой- 3
занятия № Тема (название опыта) Оборудование 1
«Вода меняет форму».





1.2. «Иголка не тонет».

1.3.

«Переполненная чаша».

1.4.

«Плавучесть. Какие

предметы могут

плавать?»
Узкий стакан, округлый сосуд, широкая миска, колбы. Стакан, игла, оберточная бумага, вода. Стакан, вода, небольшие монеты. Воздушный шар, яблоко, жестяная банка, пробка, ложка, ракушка, кусочек пластика. Емкости с водой. 2
2.1.

«Плавание под водой».
Трубочки для коктейля, пластилин, емкости с водой.

2.2.

« Сила выталкивания».

2.3.

« Игры с лодками».

2.4.

« Пускаем мыльные

Пузыри».
Надутый воздушный шар, ведро с водой. Спичечные коробки, пластмассовый поднос, коробка из яиц, лодка из фольги, коробка из-под маргарина. Большая ложка, вода, жидкость для мытья посуды, тонкая гибкая проволока. 3
3.1.

« Как вода «исчезает».

«Пар».

3.2.

« Могучий лед».

«Тающий лед».

3.3.

« Волшебный шарик на

бутылке».

3.4.

«Проволока проходит

сквозь лёд».
Кипящий чайник, стекло. Небольшая металлическая банка с плотно закрывающейся жидкостью, крышечка от бутылки, 3 карандаша, клейкая лента, вода морозильник. Кубик льда, соль. Стеклянная бутылка, теплая вода, воздушный шарик, ножницы, большая миска, холодная вода. Тонкая проволока (20 см), скотч, бутылка, кубик льда, 4 тяжёлые ложки.

2.

Опыты с магнитами- 1 занятие.
№ Тема (название опыта) Оборудование 1
1.1.

«Притянется или нет?»

1.2.

«Чей улов больше?»



1.3.

«Плавающие утки».

1.4. «Игры с отталкиванием».
Магниты, скрепки, кнопки, монеты, крышка от бутылки, фольга, кружка, шуруп, ключи, кольцо, ластик. 2 магнита, клейкая лента, ножницы, большая коробка, игрушечные краны. 2 иголки, магнит, пластмассовые крышки от бутылок, пластилин, бумага, ножницы. Клейкая лента, магниты, машинка.
2.

Опыты со светом и зеркалами- 1 занятие.
№ Тема (название опыта) Оборудование 1
1.1.

«Находим отражения».

1.2.

«Чудеса отражений».

1.3.

«Шутки света». «Прямая
Алюминиевая фольга, воздушный шарик, ваза, зеркало. 2 зеркала, карандаш, конфета, клейкая лента. Стакан с водой, трубочка для

или

ломанная?»

1.4.

«Появляющаяся монета».

1.5.

«Холодное пламя свечи».

1.6. «Смешивающийся круг».
коктейля, линейка, карандаш, ручка, фломастер. Миска с водой, монета, клейкая лента, вода. Кусок оргстекла, 2 небольшие свечи, спички, пластилин, линейка. Картонка, фломастеры, кисточка, карандаш, шпагат. Занятие 1. Раздел: «Опыты с водой».
Тема:
«Свойства воды».
Цель:
узнать об удивительных свойствах поверхности воды.
План занятия:

1.1.

Наблюдение
. «Вода меняет форму».
Оборудование:
сосуды разной формы и размера, наполненные одинаковым количеством воды. - Возьмем сосуды разной формы, наполненные водой. - Принимает ли вода форму того сосуда, в который она налита? - Угадайте, в каком сосуде больше воды?
(гипотезы).
- Каким образом можно сравнить количество воды?

Вывод:
Во всех сосудах одинаковое количество, чтобы это доказать поочередно выливаем воду в один и тот же сосуд.
1.2. Опыт .
«Иголка не тонет».
Оборудование:
стакан, игла, оберточная бумага, вода. - Все вещи состоят из крошечных частиц, которые называются
молекулами.
Молекулы твердых тел крепко держатся друг за дружку , не давая вещам распадаться на части. Чтобы увидеть, как сцеплены вместе молекулы жидкости, внимательно смотри на поверхность воды в стакане, когда будете делать следующие опыты. - Нальем в стакан воды. Положим иголку на небольшой лист бумаги и аккуратно уложим его на воду. - Как вы думаете, что произойдет?
(гипотезы).
- Что происходит?
Наблюдение.
Бумага потонет, а иголка останется «на плаву». Молекулы воды на поверхности так крепко сцеплены друг с другом, что представляют собой что-то вроде кожи или пленки («поверхностное натяжение»). Из-за того что иголка такая легкая, она не может его преодолеть. - Посмотрите внимательно и увидите, что на самом деле в пленке на поверхности воды образуется впадинка.
1.3. Опыт.
«Переполненная чаша».
Оборудование:
стакан, вода, небольшие монеты.
- Наполните стакан водой до краев. Возьмите монеты и осторожно опускайте их туда по одной. - Что происходит с поверхностью воды, когда вы опускаете монеты?
(гипотезы).
- Когда вы опустите в стакан одну за другой несколько монет, вода может подняться даже чуть выше стенок стакана, но не перельется через край. Это происходит потому, что силы, удерживающие молекулы вместе, достаточно велики. Однако если ты и дальше продолжишь опускать монеты, то вода поднимется так высоко, что молекулы расцепятся и вода прольется.
1.4. Наблюдение.
«Плавучесть. Какие предметы могут плавать?»
Оборудование:
воздушный шар, яблоко, жестяная банка, пробка

ложка, ракушка, кусочек пластика, емкости с водой. - Разложите все предметы на две группы. В одну- предметы, которые утонут, во вторую, которые будут держаться на воде. -Проверим ваши предположения, опытным путем. ( Дети поочередно опускают предметы и
наблюдают
за ними). - Рассмотрите предметы, которые плавают. Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли одинаково держатся на воде? - Подумайте, что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет? Занятие 2. Раздел: «Опыты с водой».
Тема:
«Свойства воды».
Цель:
узнать о том, как удивительно ведёт себя вода в разных условиях.

План занятия:

2.1.

Наблюдение.
«Плавание под водой».
Оборудование
: трубочки для коктейля, пластилин, ёмкости с

водой. - Прикрепим небольшой кусочек пластилина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя. Постепенно добавляйте пластилин, пока трубочка не утонет. - Понемногу снимайте пластилин. Сможете ли вы сделать так, чтобы трубочка плавала у самой поверхности воды? (обсуждение в группах).
2.2.

Опыт. «
Сила выталкивания».
Оборудование:
надутый воздушный шар, ведро с водой. - Возьмём воздушный шар, попробуем погрузить его в ведро с водой. - Почему это так трудно сделать?
Вывод
: вода выталкивает шар. - Что будет, если перестать давить на шар?
Вывод
: он будет держаться на поверхности. - Проделаем этот опыт ещё раз. Понаблюдайте, как вода поднимется в ведре, когда мы погружаем шар?
Вывод:
уровень воды поднимается, а затем она начинает

выплёскиваться.


2.3.

Опыт. «
Игры с лодками».

Оборудование:
спичечные коробки, пластмассовый поднос, коробка из яиц, лодки из фольги, коробка из-под маргарина. - Лодки так хорошо держатся на поверхности воды, что в них можно перевозить тяжести. Все, что перевозят в лодках, называют
грузом.
- Подумайте , из чего получится хорошая лодка? (…) - Давайте понаблюдаем за нашими лодками. - Погрузите в свои лодки камешки или стеклянные шарики. - Какие лодки можно нагрузить больше других? (…) - Погрузите стеклянные шарики в пластмассовую коробку из-под яиц. Что получится, если сложить их в один конец? (…) - Попробуйте положить по одному шарику в каждое гнездо для яйца. Будет ли лодка лучше держаться на воде? - Проверьте, что легче- тащить лодку по земле с грузом или везти её по воде?
Знаешь ли ты?
Грузовые суда. Внутри грузовых судов есть специальные переборки. Они не дают грузу двигаться при качке во время плавания, иначе корабль может перевернуться. Грузовая отметка. На бортах больших судов рисуют линии, которые называются
грузовыми отметками
. Когда вода доходит до определенной отметки, погрузка корабля прекращается.
2.4.

Опыт.
«Пускаем мыльные пузыри».
Оборудование:
большая ложка, вода, жидкость для мытья посуды, тонкая гибкая проволока. - В миску с водой добавьте средство для мытья посуды в соотношении 1: 3 (1 л воды- 3 л жидкости) и размешайте.
- Из тонкой проволоки сделайте кольцо и окуните его в миску с жидкостью. Выньте кольцо. - Что вы в нем видите? (мыльную плёнку). Подуйте в кольцо. Что происходит?
Вывод:
внутри проволочного кольца образуется тонкая плёнка из мыльной воды. Если в него подуть мыльная плёнка выдувается наружу. Достигнув определенного предела, она отрывается от кольца и образует пузырь.
Знаешь ли ты?
Земля почти на три четверти покрыта водой. Занятие 3. Раздел: «Опыты с водой».
Тема:
«Три состояния воды - пар, лёд, жидкость».
Цель:
узнать о свойствах и состояниях воды.
План занятия:

3.1. Наблюдение.
«Как вода исчезает?» «Пар».
Оборудование:
тарелка, вода, фломастер; стеклянная банка, кусочки льда; кипящий чайник, стекло. - Наверное , вы видели, как после дождя высыхают лужи. А вы когда-нибудь думали о том, куда исчезает вода? - Давайте выясним. Можно предположить, что вода просто впитывается в землю или куда-то стекает. Сделаем опыт, чтобы проверить это. - Нальём немного воды в тарелку. Фломастером отметим на краю тарелки уровень воды. - Оставим тарелку на несколько дней. На следующем занятии проверьте уровень воды.
Вывод: вода потихоньку исчезает. Она не могла вытечь из тарелки или впитаться в неё. Вода уходит в воздух в виде крошечных частиц, образующих водяной пар. Они слишком малы, чтобы их можно было увидеть. Уход воды в воздух называется
испарением.

Знаешь ли ты?
Вода постоянно испаряется из рек и морей, поэтому воздух наполнен невидимым водяным паром.
Наблюдение.

-
Наполним банку кубиками льда, чтобы она охладилась.
-
Что происходит на внешней стороне банки?
-
Протрём банку сухой тканью. Намокла ли ткань?
Вывод
: на стенках банки образовались капли воды, потому что воздух рядом с ней охладился.
Знаешь ли ты
? Когда водяной пар в воздухе охлаждается, его частицы собираются в капли, которые достаточно велики, чтобы их можно было увидеть. Это явление называется
конденсацией.
Облака тоже состоят из конденсированных капель.
Наблюдение.
- Иногда конденсация происходит в воздухе. Тогда капли образуют
туман
. Это случается и во время кипения воды. - Поставим стекло над кипящим чайником. - Что происходит?
Вывод:
из воды идет горячий водяной пар. Соприкасаясь с более холодным воздухом, он охлаждается и превращается в капли, которые вы видите.
Правила ТБ
: Никогда не подставляй руку под струю пара, так можно очень сильно обжечься!

Знаешь ли ты
? Никогда не высыхающие моря. Хотя вода из морей испаряется, они никогда не высыхают. В них попадает столько дождевых капель, что они всегда наполнены водой.
3.2. Опыт. «
Могучий лёд». «Тающий лёд».
Оборудование:
небольшая металлическая банка с плотно закрывающейся жидкостью, крышечка от бутылки, 3 карандаша, клейкая лента, вода, морозильник. Кубики льда, соль.
Знаешь ли ты?
Когда жидкость превращается в твёрдое тело, она обычно сжимается и занимает меньше места. - Но так ли поведёт себя вода? Проверим это на опыте. 1) – Сначала возьмём металлическую банку. Наполним её холодной водой почти до самого верха. Закроем крышку как можно плотнее. 2) – Положим на крышку банки бутылочную крышку. Положив два карандаша на верх банки и под банку, свяжем их вместе, примотав концы клейкой лентой. Поставим банку в морозильник на 8 часов. Есть ли изменения? - Что произошло?
Вывод:
Когда вода, охлаждаясь, превращается в лёд, объём её увеличивается. По мере того как это происходит, лёд распирает банку. Сила расширяющегося льда так велика, что она поднимает крышку и ломает карандаш. Эта сила может даже разорвать стенки банки. «Тающий лёд». - Положите на кубик льда щепотку соли. Поставим кубики на 10 минут в холодное место. Рядом поставим «чистый» лёд. - Что произойдёт со льдом?


Вывод:
лёд, состоящий из чистой воды ,не тает, пока его температура не достигнет 0 градусов. Эта температура называется
точкой таяния льда.

Если посыпать лёд солью, температура таяния снижается, поэтому лёд начинает таять при температуре ниже 0 градусов. В том месте, на которое насыпана соль, лёд превращается в воду, в то время как остальная часть кубика остаётся замороженной.
3.3. Опыт.
«Волшебный шарик на бутылке».
Оборудование:
стеклянная бутылка, тёплая вода, воздушный шарик, ножницы, большая миска, холодная вода. - Нальём в стеклянную бутылку тёплой воды и оставим её на несколько минут, чтобы бутылка нагрелась. Выльем воду. - Срежем колечко на горловине шарика. Наденем шарик на горлышко бутылки. Затем поставим бутылку в миску с холодной водой. - Что произойдёт с шариком?
Вывод:
охлаждаясь, воздух в бутылке сжимается и занимает всё меньше места. На освободившееся место устремляется воздух снаружи. И шарик, который закрывает ему доступ, вдавливается внутрь бутылки.
Научная консультация.
Почему вещества расширяются и сжимаются? Молекулы, те крохотные частички, из которых состоят вещества, находятся в постоянном движении. Когда их нагревают, они начинают двигаться быстрее и сильнее отталкиваются одна от другой. Поэтому само вещество увеличивается в объёме (расширяется). А при охлаждении молекулы движутся медленнее, меньше «толкаются» и сближаются. Вещество сжимается.
3.4. Опыт.
« Проволока проходит сквозь лёд».
Оборудование:
тонкая проволока (20 см) , скотч, бутылка, кубик льда, 4 тяжёлые ложки. - Возьмём четыре ложки, соединим их попарно скотчем и туго обмотаем ручки каждой пары концами проволоки.
- На горлышко бутылки положим кубик льда. Ложки, связанные проволокой, повесим на кубик. Поставим бутылку в холодное место и посмотрим, что произойдёт. - Что происходит?
Вывод:
когда что-то давит на лёд, снижается температура, при которой он начинает таять. Там, где на лёд давит проволока, он превращается в воду. По мере того как проволока «утопает во льду», образующаяся над ней вода замерзает снова. Занятие 4. Раздел «Опыты с магнитами».
Тема:
«Что может делать магнит?»
Цель:
узнать о том, что может магнит.
План занятия:

4.1. Наблюдение. «
Притянется или нет?»
Оборудование:
магниты, скрепки, кнопки, монеты, крышка от бутылки, фольга, кружка, шуруп, ключи, ластик.
Знаешь ли ты?
Некоторые предметы прилипают к магниту, другие- нет. - Возьмём разные предметы, и проверим их магнитные свойства. (Обсуждение увиденного.) - Рассмотрите предметы, которые прилипают к магниту. Все ли они сделаны из металла? - Рассмотрите предметы, которые к магниту не прилипают. Есть ли среди них металлические?
Научная консультация.
Всё, что прилипает к магниту, сделано из металла. Но магнит притягивает только некоторые металлы, например
железо, сталь,

никель
. Другие металлы, например
алюминий
, магнит не притягивает.

4.2. Игра
: «Чей улов больше?»
Оборудование:
два магнита, клейкая лента, ножницы, большая коробка, игрушечные краны. - Мы понаблюдали за свойством магнита, а теперь давайте вместе сделаем игру, используя это свойство, из данных предметов. - В большую коробку выложим как можно больше мелких металлических предметов. К стреле игрушечного крана прикрепим скотчем магнит. По очереди с другими игроками опускайте стрелу крана в коробку и вылавливайте грузы. Посмотрите, чей улов больше.
4.3. Опыт.
«Плавающие утки».
Оборудование:
две иголки, магнит, пластмассовые крышки от бутылок, пластилин, бумага, ножницы. - Намагнитьте своим магнитом две иголки. При этом проводите магнитом по обеим иголкам от ушка к кончику. У обеих иголок будут одноименные полюса на одних и тех же концах. - Прилепим пластилином каждую иголку к крышке от бутылки. Вырежем из бумаги утят и прикрепим их сверху. Прикрепим одного утёнка так, чтобы его клюв находился над игольным ушком. Другого- клювом над острым концом иголки. - Опустим крышки от бутылок в воду. - Что происходит? - Утята поплыли навстречу друг другу. Почему?
Вывод
: у этих концов разноимённые полюса, поэтому они притягиваются друг к другу.
Научная консультация.
Магнитный камень. Горная порода, которая называется «магнитный железняк», является естественным магнитом.
Впервые её обнаружили в месте, которое называется
Магнезия
. Все магниты ведут своё название от этого места.
4.4. Наблюдение.
«Игры с отталкиванием».
Оборудование:
клейкая лента, магниты, машинка. - Клейкой лентой прикрепим магниты к игрушечным машинкам. С помощью одноимённого полюса другого магнита заставьте машинку двигаться. Можно устроить соревнования: чья машина быстрее, кто лучший водитель (проехать через ворота, под мостом…)
Знаешь ли ты?
 Магнитные защёлки удерживают закрытыми дверцы некоторых шкафов.  В глаза рабочих, которые имеют дело с металлом, иногда попадают крошечные стружки стали. Чтобы извлечь такие стружки, врачи используют специальные магниты.  Магнитные держатели. Поскольку магниты могут действовать через бумагу и краску, их используют, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.  Планета Земля ведёт себя как огромный магнит. Как и у других магнитов, у неё есть магнитное поле.  Некоторые птицы могут ощущать магнитное поле Земли. Учёные считают, что это помогает им находить дорогу во время дальних перелётов. Но никто не знает точно, каким образом это происходит.  В некоторых подъёмных кранах для подъёма железных и стальных предметов используются электромагниты. Это очень сильные магниты. Занятие 5. Раздел «Опыты со светом и зеркалами».
Тема: «
Шутки света».

Цель:
узнать о том, как ведёт себя свет.
План занятия:

5.1. Наблюдение.
«Находим отражения».
Оборудование:
алюминиевая фольга, воздушный шарик, ваза, зеркало. - Когда вы смотрите в зеркало, то видите своё лицо. Изображение в зеркале называется
отражением.

-
Найдите предметы, в которых вы можете увидеть своё лицо. На что вы обратили своё внимание? - Попробуйте каждый предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый. Все ли предметы блестят? - Посмотрите, одинаково ли ваше отражение во всех предметах. Всегда ли оно одной и той же формы? Вывод: лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах. Из них получаются хорошие зеркала.
Научная консультация.
Как мы видим отражение? Мы видим отражение, когда лучи света, идущие от предмета, попадают на зеркало. Лучи света отражаются от поверхности зеркала и попадают вам в глаза. Поэтому мы видим отражение.
Знаешь ли ты?
Многие зеркала сделаны из стекла. Снизу на стекло нанесён тонкий слой серебра или алюминия. От блестящего слоя отскакивает большое количество света, поэтому зеркало даёт хорошее отражение.
5.2. Опыт.
«Чудеса отражений».
Оборудование:
два зеркала, карандаш, конфета, клейкая лента. - Понаблюдаем, что получится, если использовать несколько зеркал. - Склеим клейкой лентой два зеркала лицом друг к другу.
- Поставим зеркала и положим между ними конфету. - Сколько отражений вы видите? - Повернём зеркала ближе друг к другу. Что вы видите?
Вывод:
когда зеркала приближаются друг к другу, свет отражается от одного к другому и снова назад. Мы видим отражения отражений. - Разъединим зеркала, поставим их друг против друга. Что мы видим? - Можете ли вы сосчитать все отражения?
5.3. Опыт.
«Шутки света». «Прямая или ломанная?»
Оборудование:
стакан с водой, трубочка для коктейля, линейка, карандаш, ручка, фломастер. - Свет может подшутить над нашими глазами. Не всегда следует верить тому, что видишь. - Поставим в стакан с водой трубочку. Посмотрите на неё сверху. Что с ней происходит?
Вывод: н
ам кажется, что трубочка у поверхности воды переломилась. - Попробуем повторить этот опыт с другими прямыми предметами, и посмотри, кажутся ли они тоже надломленными.
Вывод:
через воду свет проходит медленнее, чем через воздух. Когда он замедляет скорость, он изменяет направление. Поэтому предметы в воде кажутся надломленными, хотя на самом деле они прямые.
5.4. Опыт.
«Появляющаяся монета».
Оборудование:
миска с водой, монета, клейкая лента, вода. - Прикрепим клейкой лентой монету ко дну миски или просто положим её. Встаньте так, чтобы край миски заслонял её от вас. - Я наливаю в миску воды. Что произошло?
Вывод:
когда миска была пустой, её края не давали вам увидеть монету.
Когда в миску налили воды, свет преломился на её поверхности, и монета стала вам видна.
5.5. Опыт.
«Холодное пламя свечи».
Оборудование:
кусок оргстекла, две небольшие свечки, спички, пластилин, линейка. - Поставим лист оргстекла между двумя свечами. Зажжём одну из них . Поставим другую свечу так, чтобы группа людей стоящих с другой стороны, сквозь оргстекло видели отражённое пламя как раз на её фитиле. - Теперь один желающий положит палец на фитиль незажженной свечи. Это будет выглядеть так, будто его палец находится в пламени. - Измерим расстояние между каждой из свечей и куском оргстекла. Какие они? (одинаковые).
Вывод:
сквозь оргстекло вашим друзьям видны незажженная свеча и палец. Но одновременно с этим они видят свет горящей свечи, отражённый от полированной поверхности оргстекла (роль зеркала). Поэтому с того места, откуда смотрят ваши друзья, представляется, что палец находится в середине пламени.
5.6. Опыт.
«Смешивающийся круг».
Оборудование:
картонка, фломастеры, кисточка, карандаш, шпагат. - Разделим картонный круг на семь секторов. Каждый сектор раскрасим в один из цветов радуги. По краю круга нарисуем квадратики. - На расстоянии 1 см одна от другой сделаем в круге две дырочки. Проденем туда шпагат длиною около 1 м. Концы свяжем в узел. - Взявшись за концы шпагата двумя пальцами, закрутите круг вперёд или назад, чтобы верёвочка завилась. Потом, растягивая руки в стороны, раскрутите круг. - Что происходит?

Вывод:
когда круг начнёт быстро вращаться, вы увидите, что он стал почти белым. Разные цвета, которые видят ваши глаза, смешиваются в вашем мозгу. И мозг сообщает вам суммарный цвет этой «смеси»- белый.
Словарь

Газ -
вещество, подобное воздуху. Распространяется по всему доступному для него пространству.

Жидкость-
вещество, которое обладает способностью течь и литься.
Испарение -
превращение из жидкости в пар.
Лёд
- замёрзшая вода.
Магнит -
материал (его обычно делают из металла), который может притягивать к себе железо.
Магнитное поле
- область вокруг магнита, в пределах которой железо будет притягиваться к нему.
Молекулы -
группы атомов, химически связанных вместе и образующих частичку вещества, которая может существовать сама по себе.
Отражение -
путь волны (световой, звуковой или водной) , отражённой от чего-либо.
Пар -
газ, который обычно выходит из жидкости или твёрдого тела.
Поверхностное натяжение -
сила, которая притягивает друг к другу молекулы на поверхности жидкости.
Притяжение -
сила, которая притягивает предметы друг к другу. Сила притяжения держит тебя на поверхности Земли и не даёт «улететь» в космическое пространство.
Радуга -
разноцветная дуга, которая появляется в небе во время или после дождя. Она образуется из-за того, что солнечный свет проходит сквозь капельки воды.

Растворяться -
распадаться на очень маленькие частички, особенно в жидкости.
Расширяться -
становиться больше.
Световые лучи -
тонкие струйки света, которые исходят от какого-либо источника.
Сжиматься -
становиться меньше.
Сила -
причина, которая может изменить форму объекта или его движение.
Твёрдый -
то, что сохраняет свою форму, а не меняет её, как это делают жидкости и газы.
Точка замерзания -
температура, при которой жидкость замерзает или становится твёрдым телом. Вода замерзает при 0 градусов.
Точка таяния (льда)-
температура, при которой твёрдое тело переходит в жидкое состояние. Например, лёд тает и становится водой при температуре 0 градусов.
Используемая литература.
1. «Познавательные опыты в школе и дома». Перевод с английского Жукова В.А. Москва «РОСМЭН» 2001
2. «Домашняя лаборатория . Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами». Х. Идом и К. Вудворд. Перевод с английского Г.Григорьевой. Москва. Издательство «Махаон» 1999 3. «Большая книга экспериментов для школьников». Перевод с итальянского Э.И. Мотылевой. Москва «РОСМЭН» 2002


В раздел образования