Непосредственно-образовательная деятельность по математике "У нас в гостях матрёшки".
Автор: Ефремова Надежда Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35 Населённый пункт: Кемеровская область город Анжеро-Судженск Наименование материала: Конспект Тема: Непосредственно-образовательная деятельность по математике "У нас в гостях матрёшки". Раздел: дошкольное образование
2 младшая группа
Непосредственно-образовательная деятельность по математике
«У нас в гостях матрёшки».
Программное содержание:
Познавательное развитие:
1. Закрепить умение детей составлять изображение из четырёх частей.
2.
Формировать
понятие:
высокий
-
низкий,
путём
сравнения
предметов
по
высоте,
приёмом приложения. Учить осуществлять сериацию, выкладывая сериационный ряд
предметов по возрастанию.
3.
Совершенствовать
способность
различать
геометрические
фигуры:
треугольник,
квадрат, называя их цвет и величину: большой - маленький.
4.
Продолжать
формировать
мелкую
моторику
пальцев
рук.
Развивать
логическое
мышление.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Развивать восприятие простейших трудовых процессов, по созданию и преобразованию
предметов.
2. Воспитывать чувство сожаления по поводу испорченной вещи, способность различать
грустное
и
весёлое
настроение,
умение
вступать
во
взаимодействие
с
коллективом
сверстников, не мешать друг другу.
Демонстрационный материал:
Иллюстрация
с
изображением
матрёшки,
разрезанная
на
4
части,
скотч,
конверт.
Магнитная доска. Изображения для доски: Матрёшка высокая и низкая, домики-башни
разной высоты, две ёлочки из треугольников высокая и низкая зелёного цвета. Картинка
петушка, маска бычка.
Раздаточный материал:
Пиктограммы с изображением весёлого и грустного настроения. Листы формата А4 для
каждого ребёнка, с изображением высокой ёлки с левой стороны листа, составленной из
треугольников разного размера зелёного цвета. Вырезанные треугольники разного размера
из бумаги зелёного цвета для каждого ребёнка для построения низкой ёлки в правой части
листа.
Канцелярские
принадлежности:
клеёнки,
салфетки,
клейстер,
кисти.
Полоски
бумаги жёлтого цвета размером: 8:2, по одной на каждого ребёнка.
1
Ход:
Воспитатель приветствует детей, обращает внимание на яркий конверт: «Ребята, сегодня я
принесла для вас яркую картинку, на которой изображена любимая вами игрушка, а что
это за игрушка, узнаете из загадки:
Круглолицая, румяная,
в разноцветном сарафане,
у нас на полочке живёт,
кто скажет, как её зовут»?
Дети: Матрёшка.
Воспитатель достаёт из конверта части картинки, и огорчённо говорит: «Ребята, а где же
картинка, я вижу лишь её частички. Как могло так случиться, почему картинка порвалась?
(дети рассуждают)
Воспитатель продолжает: «Очень жаль, ведь матрёшка на картинке была очень красивой,
наверное, ей обидно, грустно, покажите, как матрёшке грустно, подойдите к столу и
найдите маску с изображением соответствующего настроения».
Дети находят пиктограмму с изображением грустного настроения.
Воспитатель: «Какое настроение вы нашли?».
Дети: грустное.
Воспитатель: «Нравится вам ребята, что матрёшка грустит? а можно ли сделать так, чтобы
матрёшка на картинке опять стала весёлой? Как это сделать?».
(Дети рассуждают, приходят к выводу, что картинку необходимо сложить и склеить с
помощью скотча)
Дети
составляют
картинку,
воспитатель
с
помощью
скотча
склеивает
её.
Далее
воспитатель и дети рассматривают матрёшку и её наряд.
Воспитатель:
«Какое
счастье
ребята
Матрёшка
снова
цела,
как
вы
думаете
какое
настроение теперь у матрёшки? Найдите на столе соответствующую маску».
(Дети на столе находят пиктограмму с изображение весёлого настроения)
Воспитатель: «Матрёшка говорит вам спасибо ребята, и в благодарность хочет рассказать
вам интересную сказку. Хотите послушать? Садитесь удобнее, сказка начинается».
Жила-была матрёшка Матрёна, она была очень высокой и стройной как берёзка.
(выставляет изображение матрёшки на фланелеграф)
2
Покажите, какая высокая была матрёшка? – дети встают на носочки и тянутся
вверх.
А её сестричка Мариша была низкого роста – (выставляет матрёшку пониже)
Покажите, какого роста была Мариша? – дети приседают.
Обе матрёшки жили в домах – башенках, построенных из разноцветных фигур.
( выставляет дома на фланелеграфе).
Назовите
фигуры,
из
которых
построены
дома?
Дети
говорят:
«
Квадраты,
треугольники».
Какого цвета квадраты? – дети перечисляют цвета.
Какого цвета треугольники?- дети перечисляют цвета.
Из каких по величине фигур построены дома? Дети рассказывают: «Внизу квадрат
самый большой, повыше поменьше, выше ещё меньше, ещё выше ещё меньше, и
наконец, выше всех самый маленький, на котором стоит треугольная крыша.
Отгадайте, в каком по высоте доме жила Матрёна? (воспитатель делает жест рукой
в сторону высокой матрёшки)
Дети: «В высоком».
Воспитатель: «Почему».
Дети: «Матрёшка высокая и дом тоже высокий».
Кому-либо из детей предлагается поставить Матрёну рядом с высоким домом.
В каком по высоте доме жила Мариша?
Дети: «В низком».
Воспитатель: «Почему вы так думаете?».
Дети: «Мариша низкая и дом низкий».
Воспитатель предлагает детям поставить Маришу рядом с низким домом.
Матрёшки очень любили гулять и играть в разные игры, особенно они, любили
игру: «Весёлые ножки».
Давайте ребята и мы с ними погуляем и поиграем. (физкультурная пауза)
Дети идут за воспитателем:
Зашагали ножки: топ, топ, топ.
Прямо по дорожке: топ, топ, топ.
Ну-ка веселее: топ, топ, топ.
Вот как мы умеем: топ, топ, топ.
3
Идут широким шагом: Матрёнины ноги шли по дороге: топ----топ---топ….
Идут коротким шагом: Маришкины ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ….
Весело шагают матрёшки, повстречались им на дорожке котята замяукали:
Дети: Мяу,мяу,мяу…
Щенки ….гав…
Жеребята ….и-и-и…
И тигрята ….р-р-р…..
Два быка: М-у-у-у-у-у – смотри какие рога! – воспитатель показывает рожки.
Матрёшки испугались и убежали … (дети возвращаются на места)
Спрятались за елочки, которые росли возле дома (выставляет на фланелеграфе две
ёлочки)
За какую по высоте ёлочку спряталась Матрёна? – любому из детей воспитатель
предлагает поставить Матрёшку возле высокой ёлки.
А где спряталась Мариша? – любой из детей по просьбе воспитателя ставит низкую
матрёшку возле низкой ёлки.
Бычок не заметил Матрёшек и убежал. Обрадовались матрёшки и стали плясать
возле ёлочек и рассматривать колючих красавиц.
Какого цвета ёлочки ребята? «Зелёные» - говорят дети.
Из каких по форме фигур они построены? Из треугольников.
Какие треугольники по размеру? Дети рассказывают: «Внизу большой треугольник,
(обводит жестом руки) повыше поменьше, (Обводит жестом руки) ещё выше самый
маленький.
А вы хотите построить такие же ёлочки? Присядьте к столу, возьмите треугольники
и постройте рядом с высокой ёлочкой - низкую.
Индивидуальные вопросы:
Какого цвета ёлочки?
Покажи высокую ёлочку, а теперь низкую?
Из каких по форме и размеру фигур ты построил ёлочку.
Какие красивые получились ёлочки, стройные, зелёные.
Погуляли матрёшки, устали, проголодались и пошли домой, пить чай с баранками
(показывает баранки сделанные из бумаги):
Ай качи, качи, качи.
Глянь баранки – калачи,
С пылу, с жару из печи,
4
Все румяны, горячи.
Вдруг налетели петушки, (Картинка петушка) и склевали калачи, Огорчились
матрёшки, не с чем пить чай.
Накормим матрёшек ребята – испечём оладушки.
(педагог раздаёт жёлтые полоски бумаги)
Чтобы превратить полоску в баранку, надо соединить концы полоски с помощью клея.
Намажем клеем один конец полоски (показывает) положим, на другой и крепко прижмём,
чтобы клей запомнил своё место.
В конце занятия дети угощают готовыми баранками Матрёшек со словами: «Угощайтесь,
пожалуйста!».
5