Современные формы работы с родительской общественностью как основными заказчиками образовательных услуг
Автор: Понякшина Светлана Федоровна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ "Новоархангельская СОШ" Населённый пункт: Омская область, Любинский район, с.Новоархангелка Наименование материала: статья Тема: Современные формы работы с родительской общественностью как основными заказчиками образовательных услуг Раздел: полное образование
1
Название публикации
Современные формы работы с родительской
общественностьюкак основными заказчиками
образовательных услуг
2.
Фамилия имя отчество (полностью)
участника, контактный электронный
адрес
Понякшина Светлана Федоровна,
himiya2801@yandex
3.
Полное наименование образовательного
учреждения, которое представляет
участник, должность
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Новоархангельская средняя
общеобразовательная школа», учитель химии, зам
директора по ВР
Родители - не равнодушные наблюдатели,
а активные партнеры
Для школы всегда остается важный вопрос - это повышения роли семьи в современном
обществе. Семья - самый главный институт социализации, через который ребенок усваивает
основные
социальные
знания,
приобретает
нравственные
умения
и
навыки,
воспринимает
ценности,
необходимые
ему
для
жизни
в
обществе.
Именно
семья
должна
обеспечивать
безопасность
и
всестороннее
развитие
ребенка,
соблюдение
и
защиту
его
прав,
а
также
воспитывать гражданина будущего. Эти права закреплены в Конституции РФ, в Семейном кодексе
России.
Традиционные формы работы с родителями, которые используются в школе сегодня это -
родительские собрания, родительские лектории, родительские комитеты классов и школы. Это
действенные формы работы с родителями, но вот продуктивность их деятельности не всегда
высока. Иногда данные органы бывают формальными или решают организационно-хозяйственные
задачи.
Изменения в жизни общества в сторону демократизации требуют и от современной школы
других
форм
взаимодействия
с
родителями.
Инициативные,
грамотные
и
заинтересованные
родители могут приносить большую пользу и оказывать серьезную помощь администрации и
педагогам школы. Новые формы взаимодействия с родительской общественностью направленны
на совместные действия в интересах ребенка, где родители выступают не только спонсорами, но и
как активные участники образовательного процесса. Как заинтересовать родителей в совместной
работе? Как привлечь родителей к решению социальных задач школы? Конечно, это возможно,
используя интересные и современные формы работы с родителями. В нашем учреждении, как и во
многих других, мы работали над этим вопросом, пробовали, ошибались, но не стояли на месте, а
двигались
вперед.
Для
этого
в
школе
были
сформированы
новые
организации,
куда
вошли
активные и уважаемые родители. Это - Совет школы и семейные клубы. По-новому выстроена
работа родительского комитета.
Родительский комитет - это тот орган управления где осуществляет информационный
обмен между педагогами, учреждением и родителями. Были внесены изменения в Положение о
родительском комитете в свете современных требований. С положением о родительском комитете
ознакомили родителей на собрании. Вторым этапом работы стала разработка
плана работы
родительского комитета.
В состав родительского комитета вошли активные, инициативные, творческие и «легкие на
подъем» родители. Сейчас во всех классах сформированы и действуют родительские комитеты.
Имеется общешкольный родительский комитет, куда входят представители от каждого класса. На
заседаниях общешкольного родительского комитета всегда присутствует администрация школы.
На первом заседании комитета выбирается председатель и секретарь, утверждается план работы на
учебный год, утверждается состав общешкольного родительского комитета. Выбрана экспертная
комиссия, которая контролирует движение родительского добровольного материального фонда,
комиссия при необходимости (ремонт школы) составляет смету, отчитывается о финансах.
Родительский
комитет
решает
не
только
вопросы,
связанные
с
материально-хозяйственными
нуждами, а также вопросы, связанные с организацией горячего питания школьников, планирует
проведение
совместных
с
родителями
мероприятий,
организацию
летнего
оздоровления
школьников, решают проблемные вопросы по разным направлениям. Заседания родительского
комитета проходят в форме круглых столов, переговорных площадок, дискуссий. Данные формы
позволяют предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую
проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные
позиции сторон. Так были проведены следующие круглые столы «Выбор профиля обучения как
профессиональное самоопределения школьниика»
Совет школы был создан в сентябре 2011 года и состоит из 11 человек. В него входят
представители, педагогического коллектива, родителей, обучающихся, а также кооптированные
члены (специалист Новоархангельскаого сельского поселения). Мы считаем, что данная структура
оптимальна для решения задач, стоящих перед нашей сельской школой, в которой обучается на
сегодня 150 учеников.
Структура совета учреждения МБОУ «Новоархангельская СОШ» включает в себя следующие
комиссий:
1.Комиссия по профилактике правонарушений.
2. Конфликтная комиссия.
Каждая из комиссий имеет свои полномочия, функции и задачи. В каждой комиссии составлен
план работы на учебный год, который реализуется в течение года.
Заседания совета школы так же стараемся проводить, используя различные современные
активные формы: круглый стол, переговорная площадка, проблемная дискуссия и др. На
заседаниях совета школы рассматривались различные вопросы, касающийся важных проблем,
стоящих перед образовательным учреждением: финансовое обеспечение школы, режим работы
школы, разработаны и утверждены правила поведения обучающихся, годовой план мероприятий и
другие локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Особенность сельской территории в том, что это место, где люди близко знают друг друга, знают
проблемы отдельных семей -это используется при проведении профилактической работы с
неблагополучными семьями (рейды в неблагополучные семьи). Состоялся круглый стол «Плюсы
и минусы школьной формы» в обсуждении приняли участие родители, старшеклассники и
педагоги. В ходе работы круглого стола было принято решении о введении школьной формы, был
утвержден цвет формы и фасон. Была организованна и проведена переговорная площадка с
приглашением работодателей села, тема переговорной площадки «Трудоустройство
старшеклассников в период прохождения социальной практики» в ходе площадки были
заключены соглашения с работодателями.
Творческих родителей объединили семейные клубы. Семейные клубы организованны в
классах ФГОС.
Клубы имеют свои названия, эмблему. Один из таких клубов «Мы вместе».
Заседание клубов проходят чаще проходят в неформальной обстановке(бесед за чашкой чая,
посещения подросткового клуба и др) Результатом деятельности семенных клубов являются
творческие и воспитательные проекты. В ходе реализации данных проектов дети, с родителями
составляют сценарии, готовят конкурсные программы, изготавливают костюмы. При проведении
классного часа, родители готовят встречи детей с известными, интересными жителями села.
Семейные клубы, стали активными участниками и организаторами общешкольных дел и дел в
поселении. Активисты клуба «Мы вместе» в течении многих лет принимают активное участие в
организации проведении следующих общешкольных дел: фестиваль талантов, посвященный Дню
матери, концертные программы к разным праздникам, Новогодний праздник, смотр песни и строя,
общешкольный
легкоатлетический
кросс
и
др.
С
участием
и
при
поддержке
родителей
организуются и проводятся «День здоровья», «День учителя», «День открытых дверей», «День
семьи». В семейном клубе родители общаясь в неформальной обстановке, помогают друг другу
советами и полезными ситуациями по воспитанию детей. В клубах имеются классные фонды,
которыми распоряжаются родители.
Деятельность клубов видна и в селе, так стало традиционным участие в проведении сельского
митинга, посвященного Дню Победы, где родители вместе с детьми организуют интерактивные
площадки (Блокадный хлеб, голубь мира, письмо добра и др) готовят финальное, массовое
выступление детей, шьют им костюмы. Фестиваль «Поет село родное» проходит ежегодно в
сельском доме культуры, родители вместе с детьми готовят выставку творческих работ, яркое
творческое выступление. Родители активно участвуют в реализации социальных проектов. Так
родителями в д.Авлы была построена хоккейная коробка. Родители стремятся, что бы жизнь в
школе и селе была как можно интереснее и комфортнее для детей. Задача школы создать условия
для тесное взаимодействие родителей, детей , педагогов применяя наиболее современные
эффективные формы работы.
Коллектив учреждения благодарит своих отзывчивых, понимающих и всегда готовых
прийти на помощь родителей. В течение года на общешкольных родительских собраниях
администрация школы проводит награждение активных родителей, вручает грамоты,
благодарственные письма. Слова благодарности родителям звучат и на выпускных вечерах,
общешкольных мероприятиях, праздниках села.
Информационная открытость школы так же «работает» на укрепление связей
образовательного учреждения с родителями, партнерами, профессиональным сообществом,
социумом. Одной из задач информационной открытости школы является представления
доступной, достоверной информации об учреждении разными способами.
Одним из инструментов по реализации информационной открытости школы является ее
публичный доклад. Краткий публичный доклад за учебный год перед родителями мы проводим на
первом общешкольном собрании, которое проходит после общешкольной линейки 1 сентября.
Доклад является как бы и визитной карточкой школы для родителей вновь прибывших детей. С
детьми в это время идут тематические часы общения.
Кроме того, информация представляется в различных формах это публикации на сайте школы,
стендовый доклад.
Для информирования родителей мы так же используем и другие формы предоставления
информации:
бюллетени, письма, короткие СМС сообщения (объявление, решение совета школы,
напоминание…);
социальные сети, дневник. ру;
распространение информационных листков с кратким вариантом доклада и указанием
адреса интернет-сайта, где расположен полный текст доклада;
проведение дня открытых дверей, родительских конференций и др.
Считаем, что основными принципами работы с родительской общественностью являются
открытость
и
прозрачность.
Это
позволяет обеспечить
престиж,
рекламу
образовательному
учреждению, а также решить задачи по привлечению контингента, установлению партнерских
отношений, привлечению дополнительных ресурсов (материальных, культурных и иных). В целом
улучшить микроклимат в школе, решить школьные повседневные проблемы.