Напоминание

"Родственные слова"


Автор: Белькова Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Родственные слова"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида»

Творческо-исследовательский

проект

« Слова-родственники»

Учитель-логопед:

Петрова Н.А.

Воспитатели:

Белькова Е.П.

Голованова Т.В.

г. Каменск-Уральский


Проект «Родственные слова»
- проект, направленный на формирование у дошкольников словообразовательных навыков.
Тип проекта:

1.
Информационно-ориентированный
2.
Детско-родительский
3.
Краткосрочный
Участники проекта:
 дети старшей группы,  учитель-логопед  воспитатели группы  родители воспитанников
Место проведения:
МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида»
Вид проекта:
групповой, семейный.
Срок реализации:
краткосрочный (III-IV недели ноября).
Принципы, положенные в основу проекта:
 П р и н ц и п
занимательности

и

и г р ы
необходим для вовлечения детей в целенаправленную речевую деятельность, сохранение интереса к родному языку.  Принцип
новизны
позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к речевой деятельности, максимально активизируя речевую активность  Принцип
комплексного подхода
позволяет разносторонне воздействовать на ребенка, способствует формированию словообразовательных навыков и вовлечение его, в речевое общение.  Принцип
интеграции
знаний в единое поле деятельности и дальнейшему обучению в школе.  Принцип
сотрудничества
позволяет создать атмосферу доброжелательной, речевой обстановки как в детском саду, так и в домашних условиях, с родителями.
Актуальность реализации проекта:
Мной отмечено, что дети старшего возраста имеют недостаточный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.
В развитии логического мышления и памяти ребенка в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играет словообразование родственных слов. Данный проект направлен на совершенствование устной речи будущих школьников; способствует улучшению грамотности речи дошкольников. Работа по формированию словообразовательных навыков с п о с о бс твуе т: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.
Цель проекта:
Формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников; повышать педагогический потенциал родителей.
Задачи
:
1.
Ознакомить детей с понятием «родственных слова»; систематизировать словарный запас по группам родственных слов.
2.
Продолжать расширять словарный запас детей; закреплять словообразовательные навыки.
3.
Развивать память, мышление, внимание, творческие способности, связную речь в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.
4.
Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности; доказать им необходимость приобретения детьми знаний и умений по данной теме.
5.
Воспитывать инициативность, интерес к родному языку.
Предполагаемые

результаты

проекта
: формирование у детей интереса к родному языку, обогащение словаря детей, вовлечение родителей в проектную деятельность детей, создание совместно с детьми и родителями «книжка-малышка родственных слов».

Этапы работы над проектом.

1 этап. Организационный
Исследование уровня речевых знаний по словообразованию. Выявление проблемы. Формулировка задач проекта. Составление плана совместных мероприятий. Подбор и изучение методической, художественной литературы. Изготовление методических пособий, разработка дидактических игр и речевых упражнений, памяток.
2 этап. Практический
Организация совместной деятельности учителя-логопеда, детей, воспитателей, родителей. Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
3 этап. Заключительный
Проведение презентации книжек-малышек; памяток для родителей.

Презентация продукта проектной деятельности
















Упражнения и игры

1.

Игра с мячом «Назови родственное слово»
Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. К заданному слову ребенок должен подобрать родственное слово и вернуть мяч. Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный материал по теме, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи.
2.

«Узнай слово по его описанию»
Педагог предлагает ребенку картинки с изображениями, например, сад, рассада, садовник, садовые инструменты и т. д. Задание: узнай слово по его описанию: Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (Сад)
Человек, который ухаживает за садом. (Садовник) Молодые растения, приготовленные для посадки в землю. (Рассада) Инструменты, которыми работают в саду. (Садовые)…и т.д. Игра позволяет расширить активный словарь новыми словами.
3. Детям предлагается закончить объяснение слова:
Строитель – тот, кто … Рыбак – тот, кто … Учитель – тот, кто … Овощевод – тот, кто … Садовник – тот, кто …
4. Назвать родственное слово по данному объяснению.
Посуда, которая нужна для селедки, – … (селедочница) Посуда, где хранят хлеб, – … (хлебница) Посуда, где хранят перец, – … (перечница) Тот, кто очень добрый, – … (добряк) Тот, кто очень сильный – … (силач) Тот, кто очень храбрый – … (храбрец) Тот, кто очень мудрый – … (мудрец) Тот, кто варит – … (повар) Тот, кто помогает – … (помощник) Тот, кто пасет, – … (пастух)
5. Придумать слова-действия, родственные слову «летел»
(ходил, ехал и др.) Прилетел, улетел, облетел, залетел, налетел, слетел, влетел, отлетел, подлетел, перелетел. Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить проблемную задачу: объяснить значение слова, которое позволяет подобрать к нему родственное. Таким образом, уделяется внимание осознанию детьми возможных родственных связей между словами.
6.

Упражнение

«Родственники»
Учить образовывать родственные слова по опорным схемам. Главное слово (сад)
Слово-действие (сажать, посадить) Слово-предмет, но не главное (саженец, рассада, посадки) Слово-признак (садовый) Слово, которое говорят, когда предметов много (сады) Слово, обозначающее «большой» (садище) Слово, обозначающее уменьшенный предмет (садочек, садик) Слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом ( садовод, садовник) Сложное слово (садоводство, садовод).
7. «Четвертый лишний»
Формирование умения сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее». Садик, садовод, салат, сад. Грибок, погреб, грибник, грибной.
8. «Закончи предложение»
Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом предложения. Развивать внимание, воображение. Как-то раннею порой вдруг полился дождь… (грибной). И из дома в тот же миг в лес отправился… (грибник). Чтобы принести улов, взял корзину для…(грибов). Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал…(грибную). Вдруг под елочкой на кочке видит маленький…(грибочек) И обрадовался вмиг наш удачливый…(грибник). Как ему не веселиться, если здесь, в земле…(грибница). Стал заглядывать под елки, под березы и дубы, Собирать в свою корзину все съедобные…(грибы). А когда собрал их много, то отправился домой, И мечтал он все дорогу, как он сварит суп…(грибной). Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков, А тому, кто долго ищет, попадется и…(грибище).
9. Подбор родственных слов к заданному главному слову:

Петух
- петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.

Рыба
- рыбка, рыбёшка, рыбища, рыбный, рыбья (голова), рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболовная (сеть).
Мышь
- мышка, мышонок, мышиная (нора), мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).
Мороз
– морозить, морозилка, морозильная (камера), заморозить, морозец (лёгкий мороз), мороженное, заморозки, обмороженный (повреждение тела от сильного мороза).
Конь
- коньки, конёк, конюшня, конный (плуг), конское (ржание), конница, конезавод, конина, конокрад, конюх.
10. Подбор главного слова в предложенном списке родственных слов (на слух):
Птичка, птичий,
птица
, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика. Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький,
хвост
, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый. Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий,
заяц
, зайчатина.
11. Выбор главного слова к названным родственным словам (можно использовать

мяч):
Волчонок, волчище, волчишка, волчий –
волк.
Голосовой, голосистый, голосок, голосище, голосить, отголосок
– голос.
Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать
- прыгать.
Зубной, зубик, зубастый, зубочистка –
зубы.
Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный –
добро.
Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары –
спорт.
Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать –
стук.

12. Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным

словам:
Ворона, ворон, воронята, проворонить,
воровать,
вороний. Груз, грузовик, грузчик,
грузди,
грузовой. Карта, карточка,
куртка
, картишки, картина. Ледокол, лед, ледышка,
ладошка
, ледянка, ледяной.

13. Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум

главным словам (каждому ребёнку предлагается по одному слову):

«Круг» и «Кружево»:
круглый, кружок, кружевце, кружиться, кружочек, кругом, кружевница, кругосветное (путешествие), круговорот (воды), кружевоплетение, окружение.
«Нога» и «нож»:
ножка, ноженька, ножны, ножевое (ранение), ножик, ножище, босоножки, ножичек, ножницы, ножная (машинка)
14. Подбор родственных слов к названию выбранной предметной картинки.

15. Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову:
Только жив ли петушок, Золотой наш гребешок? Вижу гребень петушиный На пригорке, под осиной. Что ты Петя, не встаёшь? Что ты песен не поёшь? Петушатина – хорошая еда. Где ворота? Подавайте их сюда. Разошёлся наш петух, Распушил атласный пух. А пока он петушился, Из кустов ползёт лисица. ( С. Маршак)
16. Называние в стихотворном отрывке слов-родственников:
У щуки щучья чешуя, и щучьи плавники. Плывёт щурёнок, как и я, вдоль берега реки. В день ветреный, всегда бывает ветер. Ветровку я себе давно приметил. Когда же дует лёгкий ветерок, то Можно отправляться на каток. Все рыбы и рыбки живут лишь в воде, И плавают вольно везде.
Рыбачить приходят порой рыбаки, Чтоб рыбной покушать ухи!
17. Составление предложения с одним из слов-родственников.

18. Придумывание рассказа с предложенными словами-родственниками:
- по наводящим вопросам; - самостоятельно. 1. Педагог знакомит детей с изготовленной книжкой-малышкой с родственными словами к слову «ель» и предлагает им составить рассказ со словами из этой книжки по наводящим вопросам. - Где росла ель? (в лесу) - Зачем её срубили? (скоро новый год) - Куда привезли ёлку? (в детский сад) - Чем украсили ёлку? (ёлочными игрушками) - Что делали дети на празднике вокруг ёлки? (пели, танцевали, водили хоровод)
Примерный рассказ:
Стояла в лесу ель. Её срубили пред новым годом, отряхнули еловые лапы от снега и принесли в детский сад. Поставили ёлку в зале, нарядили елочными игрушками, гирляндами. На празднике дети веселились у ёлочки вместе с дедом Морозом и Снегурочкой. 2. Ознакомление детей с книжкой-малышкой и родственными словами к слову: петух. С помощью вопросов педагога дети составляют рассказ, используя заданные родственные слова. Несколько детей повторяют получившийся рассказ. - У кого жил петух?; – Как он (она) к нему относилась (относился)? -Как ласково называла?; - С кем петух мог драться - петушится?
Примерный рассказ:
У Маши жил петух. Она его очень любила и ласково называла Петя-петушок. Девочка кормила его крупой, червячками и хлебными крошками. Когда во двор приходил соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться-петушиться. Маша разгоняла петушков, а потом собирала лежащие на земле петушиные перья.

Результат:
Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Таким образом, решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слов.
Памятка для родителей: «Раз словечко, два словечко…»
Уважаемые родители! В процессе подготовки к школьному обучению дошкольник должен овладеть навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в дальнейшем быстро правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии. Работа над словообразованием важна в плане первоначального ознакомления ребёнка с морфологическим составом для овладения
разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных букв в приставках, суффиксах и корнях слов. Выполнение заданий данной памятки. 1. Прочитайте ребёнку весь список родственных слов, попросите найти главное слово, от которого образовалось остальные. 2. Назовите только главное (выделенное) слово и попросите придумать к нему слова- родственники. В случае затруднения окажите помощь наводящими вопросами: голова рыбы, скажи по-другому – какая голова (рыбья), или суп из рыбы – какой? (рыбный) Задание № 1. Назови главное слово или придумай слова – родственники к названному слову. Голодание, голодный, голодать, голод, проголодаться, голодающий, голодовка. Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник. Дворец, дворник, дворняжка, двор, дворик, дворцовый, дворовой. Доброта, подобреть, добрый, добро, доброжелательный, добряк, задобрить. Звездопад, звездолёт, звёздное, созвездие, звезда, звёздочка. Ломик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом, домработница, домохозяйка. Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар, жарища, жар-птица, жаропонижающее. Зверюшка, зверьё, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь, зверёк, зверёныш, зверолов, звероферма. Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон, дозвониться, звоночек. Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля, землекоп, землетрясение, подземелье. Задание № 2. Какое слово не является родственным? Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок. Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый. Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш. Лес, лесник, лесной, лесочек, лев. Овощ, осень, овощной, овощерезка.
Рыбный, рыбак, рыба, рыбёшка, рысь, рыболовный, рыбак. Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник. Гора, горный горка, горе, пригорок. Боль, большой, больница, больной, болеть. Море, моряк, морской, морщины, мореплаватель, морячка. Сахар, сахарница, сахарный, сухари, сахарок. Беседа, беседка, беседовать, соседка, беседующий, собеседник. Задание № 3. Для какого слова названное слово является родственным? Гусь и гусли: гусак, гусыня, гусёнок, гусляр, гусиные, гусельки, гуслярный, гуськом. Купать и купить: купание, покупка, купаться, купальник, покупать, купленный, купальщица. Рано и рана: ранище, раненый, рановато, ранить, израненный, пораньше, ранка, рань. Носить и нос: носатая, носорог, носилки, носки, утконос, носильщик, носишко, носовой, поднос, приносить, носочки.


В раздел образования