Автор: Шихалева Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ МО " Детский сад №178" Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край Наименование материала: конспект Тема: "Моя семья" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия «Моя семья» в
подготовительной группе
Наталья Шихалева
Цель: Формировать представления детей о семье , как о людях, которые живут
вместе.
Задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о семье . Обобщить представление: семья
– это все , кто живет вместе с ребенком.
2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память,
воображение, логическое мышление.
3. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье .
4. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи .
Методические приемы:
Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, игры. Орг.
момент (В кругу)
В. Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Наталья
Сергеевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Артемушка,
Машенька.).
– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших,
пригожих, я приглашаю на стульчики.
В. – Скажите, ребята, пожалуйста, куда вы торопитесь вечером после детского
сада?(домой). Правильно, домой. А почему? (ждет семья ). Да, вас ждет
ваша семья !
В. - Сегодня мы с вами поговорим о семье .
В. – Семья моя – мое богатство
Любовь, защита, нежность, братство.
Здесь ценят нежность и уют,
Здесь никогда не придадут.
Все вместе праздники встречают,
Да и по будням не скучают.
И твердо знаю я, друзья,
Что в жизни главное – семья !
В: Как вы понимаете слово « семья »? А, что же такое – семья ? Кто живет
в семьях ?
- семья – это папа , мама – я;
- семья – это близкие и родные люди;
- семья – это , где тебя все любят;
- семья – это самое дорогое , что есть у человека.
Правильно, семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка,
сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме,
оказывают внимание, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют,
сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Ребята у меня есть фотографии, скажите, а что объединяет все эти фотографии?
Кто изображен на этих фотографиях? ( Семьи ).
Почему вы решили, что на фотографиях изображены семьи ? Они ведь такие
разные? (На фотографиях изображены родители и дети: мамы и папы, дочери,
сыновья. Здесь есть фотография, на которой изображены дедушка, бабушка,
папа, мама и дети.)
В: Мы будем выполнять массаж активных точек на наших пальчиках. А чтобы
веселее было, будем проговаривать слова потешки:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я!
Вот и вся моя семья !»
Давайте заглянем в ваш семейный альбом.
Предложить детям выбрать свою фотографию и рассказать о ней: назвать имена
и отчества родных, место работы, какую работу по дому выполняют.
Прошу рассказать, как зовут родителей, где они работают (рассматривают
семейные фотографии). Рассказывает о том, что в семье главное , чтобы были
мир, уважение, любовь друг к другу. Спрашивает, как их ласково называют
в семье , что могут рассказать о маме (нежная, ласковая, добрая, о папе (сильный,
смелый, добрый, спрашивает, что умеет делать бабушка (вязать, печь пироги,
дедушка помогает дома бабушке.
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья ! Вы – самые счастливые дети на свете,
потому что в ваших семьях любят друг друга , весело и дружно живут все вместе.
Главное, чтобы в семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь друг к
другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они
любят друг друга – это настоящая семья . Хорошо, если семья большая . А кто
живет в ваших семьях ?
У каждого есть своя семья . А скажите все ли семьи одинаковые ? Или, может
быть они разные? Чем они отличаются? ( Семьи все разные – бывают большие и
маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью,
они живут в разных домах, в разных квартирах).
Игра "Что бы хотели пожелать своей семье " (пожелания детей)
В: что нужно делать, чтобы в семье у всех было радостное настроение (не
ссориться, помогать, не обижать, трудиться, получать хорошие оценки и т. д.)
Игра "Какая у вас семья "
Дети рассказывают (большая, дружная, маленькая, хорошая, заботливая, крепкая,
счастливая, веселая, трудолюбивая и т. д.)
Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и
сестер. Это наши родные, родственники, родня. Сейчас, я хочу познакомить вас со
стихотворением Я. Акима «Моя родня».
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухне – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч – сестренке, конфета – Тишке.
А еще друг есть у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Как вы считаете, все ли персонажи, герои этого стихотворения являются членами
одной семьи ? Все ли они родные, родня? (Не все являются членами одной семьи .
Мама, папа, братишка, сестренка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не
родственник , он друг. Щенок Тишка может считаться членом семьи , но он не
человек, а животное, поэтому не является родней героя стихотворения.)
В: Дидактическая игра "Кто кому кем приходится".
Дети становятся в круг, воспитатель в центре. Воспитатель бросает одному из
ребят мяч и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает.
1. Твоему папе (маме) он папа, а тебе?
2. Твоему папе жена, а тебе?
3. Папе он родной брат, а тебе?
4. Маме она родная сестра, а тебе?
5. Кто ты для бабушки?
6. Кто такие бабушка и дедушка?
7. Кто ты для своего папы?
8. Кто ты для своего братика?
9. Кто ты для своей сестры?
В: Молодцы, ребята. Вот как хорошо вы знаете своих родственников!
Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад ». Как вы
понимаете её? В какой семье клад ? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение
ладить с собой и с людьми - это самое ценное качество в человеке.)
В. Есть много пословиц о семье .
«В семье , где лад, счастье дорогу не забывает».
«В семье и каша гуще ».
«Вместе тесно, а врозь гуще».
«Есть родня, есть возня».
« Семья сильна , когда над ней крыша одна».
«Вся семья вместе и душа на месте».
«Русский человек без родни не живет».
«Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют»
«Нет такого дружка, как родная матушка».
« Семья ладом полна ».
«При солнышке тепло, при матери – добро».
Ребята, о чем мы сегодня говорили? (О семье , о родственниках).
Все вы молодцы! Слушая ваши рассказы, ваши голоса, я почувствовала с какой
любовью и нежностью вы относитесь к своим родным.
Семья - это важно !
Семья - это сложно !
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья .