Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду.
Автор: Чернова Нина Семеновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 12 Населённый пункт: Иркутск Наименование материала: статья Тема: Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду. Раздел: дошкольное образование
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним
условиям. Очень важно, сможет ли ваш ребенок успешно адаптироваться
к детскому
саду,
и помочь
ему
в этом -
задача
не только
воспитателей.
В первую очередь - это забота мамы и папы. Этот процесс требует больших
затрат психической энергии и часто проходит с напряжением психических и
физических
сил
организма.
Детям
любого
возраста
непросто
начинать
посещать сад, ведь вся их жизнь меняется. В привычную, сложившуюся
жизнь ребенка врываются следующие изменения:
четкий режим дня;
отсутствие родных рядом;
постоянный контакт со сверстниками;
необходимость
слушаться
и
подчиняться
незнакомому
до
этого
человеку;
резкое уменьшение персонального внимания.
Первый вопрос, который встает перед родителями - это вопрос о возрасте,
с которого ребенку лучше начинать посещение детского сада. По мнению
психологов, раньше 3,5 - 4 лет с садиком торопиться не стоит - в этом
возрасте
малыш
уже
больше
понимает
и
осознает,
проявляет
самостоятельность, владеет речью, с ним можно договариваться. С другой
стороны,
в
этом
возрасте
привычки,
характер
ребенка
уже
во
многом
сформированы, и ему может быть трудно принять для себя ту коллективную
систему, которую представляет из себя
детский сад. К тому же далеко не
всегда у родителей есть возможность так долго находиться с ребенком в
декретном отпуске. Поэтому большинство детей начинает посещать детский
сад около 2 лет.
Кому адаптироваться легко, а кому трудно?
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у
них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация
может
длиться
около
2
месяцев,
по
истечении
которых
их
тревога
значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3
месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста -
психолога.
Кому адаптироваться легче?
- Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее.
- Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний,
ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям.
- Детям, имеющим навыки самостоятельности.
- Детям, чей режим близок к режиму сада
- Детям, чей рацион питания приближен к садовскому.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько
условий
(чем
больше,
тем
будет
сложнее).
Особенно
трудно
малышам,
которые
воспринимают
поход
в
сад
как
неожиданность
из-за
того,
что
родители не считали нужным разговаривать об этом
Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже
будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить, будет лучше,
если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком,
принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению
со сверстниками
(хотя бы
на уровне:
поздороваться,
попросить
игрушку),
не будет
стесняться
обращаться
за помощью
к воспитателю
и будет
положительно настроен на посещение детского сада.
Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели
проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет
в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами.
В этот период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную
систему ребенка
- свести к минимуму просмотр телевизора;
- избегать шумных мероприятий;
- как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением
книг;
- старайтесь чаще обнимать и целовать ребенка;
Как долго может протекать адаптационный период?
Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-
то этот период может растянуться на полгода и больше.
Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?
Самое главное - эмоциональное состояние родителей! Принимаете ли
вы для
себя то,
что
ваш
ребенок
будет
посещать
детский
сад.
Если
вы негативно
относитесь
к садику,
испытываете
чувство
вины
за то,
что
приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего - ваш ребенок
обязательно
будет
чувствовать
то же
самое.
Необходимо
понимать,
что
садик - это новый этап в жизни вашего ребенка, вы должны быть уверены
в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо -
эти же чувства будут передаваться и ему.
Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Эта информация
очень
поможет
в дальнейшей
работе
с вашим
ребенком,
поможет
найти
к нему индивидуальный подход. Расскажите о его привычках, особенностях
поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия),
о методах
воспитания,
принятых
в вашей
семье -
обо
всем
том,
что,
по вашему мнению, должен знать воспитатель.
Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации.
Обычно
он планируется
строго
индивидуально
и зависит
от особенностей
ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца
ходит с плачем только до обеда.
В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Как
один из вариантов - ребенка приводят на час - полтора на прогулку, затем
он начинает
оставаться
в группе
до обеда.
Конечно,
в идеале
привыкание
к садику
должно
быть
постепенным,
и следовать
вы должны
желаниям
ребенка: сначала около двух недель приводите на прогулку, затем еще две
недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш
остается только до обеда, затем еще неделю - две вы забираете его сразу
после сна. Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику
и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать
(поспать,
поиграть)
вместе
с ребятами,
однако
на практике
такой
режим
адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю - две они
просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия
малыша с этим не стоит торопиться.
Некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит
устраивать
долгое
прощание
перед
группой,
это
может
вылиться
в настоящую
истерику.
Твердо
и уверено
скажите
ребенку,
что
сейчас
вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу
уходите.
Можете
договориться
о "прощальном
ритуале",
например,
что
обязательно помашете ему в окошко.
-
Если
расставание
с мамой
проходит
очень
тяжело,
пусть
в садик
его
попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).
-
Дайте
ребенку
с собой
какую-нибудь
вещь,
которая
будет
напоминать
о маме (платочек, фотографию).
-
Е с л и
у ребенка
трудности
с укладыванием
на сон,
договоритесь
с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку
для
засыпания,
малыши
этого
возраста
могут
нуждаться
в
игрушке
–
заместителе
мамы.
Прижимая
к
себе
что-то
мягкое,
которое
является
частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
- В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать
ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что
существенно
может
сдвинуть
распорядок
дня.
Если
ребенку
требуется
«отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно,
малыш слишком поздно ложится вечером
- Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например,
в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?
- Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток"
и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое
место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции
и напряжение.
- Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации,
исключение -
болезнь
с температурой.
Насморк
не является
поводом
для
отказа от похода в садик.
- В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и
саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку
придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая
воспитателей. Разговаривайте об этом не только с ребенком. Расскажите
кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и
какие замечательные воспитатели там работают.
-
Говорите
малышу,
как
вы рады,
ч то
он уже
такой
большой
и самостоятельный,
что
ходит
в детский
сад.
Расскажите
об этом
вашим
родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!
Ребенка
можно
считать
адаптированным
к
детскому
саду
при
двух
условиях:
- Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками
самообслуживания и коммуникационными навыками.
- Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду.
Об успешности
адаптации
будет
свидетельствовать
нормализация
эмоционального
состояния
крохи,
однако
это
не означает,
что
он будет
радостно
бежать
в детский
сад.
Ребенок
имеет
полное
право
не любить
ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако
ребенок,
адаптировавшийся
к детскому
саду,
принимает
для
себя
необходимость его посещения.
Адаптировавшись,
ребенок
станет
вновь
"самим
собой",
исчезнут
нетипичные для малыша поведенческие реакции (например, истеричность
у спокойного
ребенка
или
вялость,
безучастие
ко всему
у маленького
холерика),
нормализуется
сон,
пройдут
проявления
возможного
регресса
в развитии.
Удачи вам и легкой адаптации вашему малышу!